ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 533-50-00
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Казань Дело № А65-14795/2022
Дата принятия решения – 28 сентября 2022 года.
Дата объявления резолютивной части – 08 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Хамидуллиной Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Мироновым А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Альметьевский сервисный центр жилья», г. Альметьевск (ОГРН <***>, ИНН <***>), к Отделу МВД по РТ по Альметьевскому району, г. Альметьевск, и Министерству внутренних дел по Республике Татарстан, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении информации, об обязании отдела МВД по РТ по Альметьевскому району устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Альметьевский сервисный центр жилья» путем направления запрашиваемой информации в адрес заявителя,
при участии:
от заявителя – не явился, извещен;
от ответчика 1 (Отдел МВД по РТ по Альметьевскому району) – ФИО1, представитель по доверенности от 06.04.2022 №63/8010;
от ответчика 2 (Министерство внутренних дел по Республике Татарстан) – ФИО1, представитель по доверенности от 16.07.2022 №Д-1/61;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Альметьевский сервисный центр жилья», г. Альметьевск (далее – заявитель, Общество, ООО «АСЦЖ»), обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Отделу МВД по РТ по Альметьевскому району, г. Альметьевск (далее – ответчик 1), и Министерству внутренних дел по Республике Татарстан (далее – ответчик 2), о признании незаконным решения об отказе в предоставлении информации, об обязании отдела МВД по РТ по Альметьевскому району устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Альметьевский сервисный центр жилья» путем направления запрашиваемой информации в адрес заявителя.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, направил через электронную систему подачи документов «Мой Арбитр» письменное ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя ввиду невозможности обеспечения его явки.
Суд, руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил провести судебное заседание в отсутствие заявителя.
До начала судебного заседания от заявителя посредством сервиса электронной подачи документов «Мой Арбитр» поступило дополнение к заявлению.
Представленный документ в порядке ст.159 АПК РФ приобщен судом к материалам дела.
Представитель ответчиков в судебном заседании огласила возражения на требования заявителя, считая их необоснованными и не подлежащими удовлетворению, сослалась на Федеральный закон «О персональных данных» и невозможность предоставления испрашиваемых сведений ввиду отсутствия согласия субъекта персональных данных на предоставление информации.
Как следует из заявления и материалов дела, ООО «АСЦЖ» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии №89 от 07.04.2015.
19.05.2022 директором Общества на имя начальника Отдела МВД России по Альметьевскому району направлен запрос о предоставлении сведений о регистрации и снятии с регистрационного учета по месту жительства и месту пребывания граждан, даты и места рождения, реквизитов документа, удостоверяющего личность собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «АСЦЖ».
На указанный выше запрос Обществу был подготовлен и направлен ответ об отказе в предоставлении персональных данных, в связи с тем, что отсутствует информация о согласии субъекта персональных данных или отказе субъекта персональных данных дать разрешение на предоставление о себе информации.
Не согласившись с указанным отказом, считая его нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В обоснование требований заявитель указал на отсутствие оснований для отказа в предоставлении персональных данных.
Ответчики представили отзыв, просили отказать в удовлетворении заявления.
Рассмотрев материалы дела, заслушав в судебном заседании доводы и пояснения представителя ответчиков, оценив и исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке, предусмотренном ст.71 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного акта, решений и действий (бездействия) возлагается на соответствующий орган.
По смыслу статьи 152.2 Гражданского кодекса Российской Федерации без согласия гражданина не допускаются, если иное прямо не предусмотрено законом, сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни. К таким сведениям относятся, в частности, сведения о его происхождении, месте пребывания или жительства, личной и семейной жизни.
Согласно пункту 8 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.
В соответствии с положениями статей 7 и 9 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных) персональные данные относятся к категории данных ограниченного доступа и подлежат распространению с согласия их владельца. Полномочия по получению адресно-справочной информации без согласия субъекта персональных данных имеют органы государственной власти и органы местного самоуправления когда такое право прямо установлено законодательством Российской Федерации, в том числе для предоставления ими государственных и муниципальных услуг.
Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (статья 3 Закона о персональных данных).
Статьей 6 Закона о персональных данных допускается возможность обработки персональных данных в отсутствие согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, в том числе в случае если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, а также если обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.
Частями 4, 5 статьи 6 Закона о персональных данных установлено, что лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. В случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет ответственность перед оператором.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 названного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 названного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 указанного Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. При поступлении в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обращения в письменной форме, в том числе обращения с использованием системы, собственника или иного лица, указанного в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме указанные лица обязаны в течение пяти дней с момента получения такого обращения предоставить собственнику или иному лицу, указанному в настоящей статье, этот реестр. Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в порядке, установленном настоящей частью, в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
В силу подпунктов «б», «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:
- сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;
- организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг, в том числе путем начисления обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформления платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; ведения претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании соответствующей лицензии, договоров управления.
В силу статьи 5 Закона с персональных данных обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям и обработки (пункт 4); содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки (пункт 5).
Вместе с тем, из заявления Общества и материалов дела не следует, что лица, в отношении которых Обществом был направлен запрос, являются собственниками или нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах, находящихся под управлением заявителя. В запросе лишь указано, что заявитель осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению 95-ю многоквартирными домами, однако просит информацию, содержащую персональные данные, в отношении 14-ти физических лиц без указания их адреса в соответствии с реестрами собственников жилых помещений в отношении находящихся в его управлении многоквартирных домов.
Иное бы означало возможность получения Обществом персональных данных в отношении неограниченного круга лиц, что не отвечает заявленным целям обработки персональных данных.
Более того, в адресованном ответчику запросе заявитель вовсе не указал цели получения истребуемой информации, ограничившись лишь ссылкой на сложившуюся судебную практику.
При этом, в ходе рассмотрения дела представитель Общества указал, что запрашиваемые сведения были необходимы для указания их в заявлениях, подаваемых в суды для принятия мер по взысканию задолженности по коммунальным платежам.
Действительно, положениями пункта 3 части 2 статьи 124 и пункта 3 части 2 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в заявлении о вынесении судебного приказа, а также исковом заявлении должны быть указаны сведения о должнике: для гражданина-должника - фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства или место пребывания, место работы (если известно), один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения); для организации-должника - наименование, адрес, идентификационный номер налогоплательщика, а также основной государственный регистрационный номер (если он известен).
Вместе с тем, положениями этих же статей предусмотрено, что если взыскателю неизвестны дата и место рождения должника, один из идентификаторов должника, об этом указывается в заявлении о вынесении судебного приказа (исковом заявлении) и такая информация по запросу суда предоставляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, и (или) налоговыми органами, и (или) органами внутренних дел. В этом случае срок вынесения судебного приказа, предусмотренный частью первой статьи 126 настоящего Кодекса, а также срок принятия искового заявления к производству суда, предусмотренный частью первой статьи 133 настоящего Кодекса, исчисляются со дня получения судом такой информации.
Иного обоснования необходимости получения сведений в отношении лиц, указанных в запросе, Обществом приведено не было.
Кроме того, доказательства того, что указанные в запросе лица отказались предоставить запрашиваемые сведения заявителю, а также невозможность их получения иными способами, в том числе при созыве на общее собрание собственников помещений многоквартирного дома, отсутствуют.
С учетом изложенного, суд полагает, что в рассматриваемом случае ответ Отдела по вопросам миграции МВД по РТ с учетом требований Закона о персональных данных о недопустимости произвольного доступа к персональным данным лиц без получения их согласия на обработку таковых, не противоречит положениям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов Общества.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу ч.2 ст.201 АПК РФ для признания оспариваемого отказа незаконным, отсутствует, равно, как и отсутствуют основания для обязания ответчика 1 предоставить Обществу испрашиваемые им сведения.
При этом ссылки заявителя на судебные акты по делу №А76-20209/2021 суд находит несостоятельными, поскольку они вынесены при иных обстоятельствах и не устанавливают какие-либо факты, имеющие значение для рассматриваемого спора.
На основании вышеизложенного, с учетом установленных обстоятельств, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку заявленные требования удовлетворению не подлежат, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд Республики Татарстан
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.
Судья Л.В. Хамидуллина