ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 294-60-00
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Казань Дело № А65-15923/2020
Дата принятия решения – сентября 2020 года .
Дата объявления резолютивной части – 29 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Бредихиной Н.Ю.,
При ведении протокола судебного заседания и аудиопротоколирования секретарем судебного заседания Биккуловой Л.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по первой инстанции дело по заявлению Открытого акционерного общества «Сетевая компания», г. Казань к Приволжскому управлению Ростехнадзора, г. Казань о признании незаконным и отмене постановления Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.06.2020 г. № 43-12-2020-1225.
При участии:
От заявителя – представитель ФИО1, по доверенности от 30.09.2019 г. № 119-13/241, диплом
От ответчика – представитель ФИО2, по доверенности от 13.12.2019 г. № 47213/03, диплом
У С Т А Н О В И Л:
Открытое акционерное общество «Сетевая компания», г. Казань (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан к Приволжскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору , г. Казань( далее по тексту – ответчик) о признании незаконным и отмене постановления Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.06.2020 г. № 43-12-2020-1225.
До начала судебного заседания по средствам системы «Мой Арбитр» от ответчика поступил отзыв и материалы по делу об административном правонарушении.
Данные документы приобщены к материалам дела в порядке ст. 159 АПК РФ.
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. В судебном заседании пояснил, что БКТП является линейным объектом.
В судебном заседании представитель ответчика заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве.
Как следует из материалов дела, в адрес ответчика поступило обращение Товарищества собственников недвижимости «Акварели-5», г. Зеленодольск (исх.№ 48 от 20.05.2020 г.) , из которого следует , что рядом с многоквартирным домом по адресу: <...> расположена трансформаторная подстанция. Данная подстанция находится ниже грунта, в связи с чем в период таяния снега и проливных дождей подстанцию заливает водой. При этом создается опасность для жителей дома.
По результатам рассмотрения данного обращения главным государственным инспектором Приволжского территориального отдела осуществлен предварительный выезд на территорию общего пользования и осмотр электроустановки. В результате осмотра установлено, что факты, изложенные в обращении, подтвердились.
Проверкой установлено, что здание трансформаторной подстанции расположено в низине, со всех сторон вода при сильном ливне может стекать к зданию и через щели в проемах дверей затопить кабельное помещение и полы трансформаторной подстанции. Реальный объем затопления возможно определить только по результатам выездной проверки.
Изложенные факты явились основанием для обращения с мотивированным представлением о необходимости назначения внеплановой выездной проверки от 04.06.2020 г.
В адрес Зеленодольской городской прокуратуры было направлено заявление о согласовании выездной проверки юридического лица.
Решением № 7 от 11.06.2020 г. проведение внеплановой выездной проверки Зеленодольской городской прокуратурой согласовано.
На основании распоряжения от 10.06.2020 г. № 1П-290-983-0 назначена внеплановая выездная проверка ОАО «Сетевая компания» в лице филиала «Приволжские электрические сети» в целях реализации соответствующих контрольно-надзорных мероприятий для оценки поступившего обращения на предмет следующего факта: о нарушении законодательства при эксплуатации трансформаторной подстанции.
В адрес заявителя направлено уведомление о проведении внеплановой проверки в период с 16.06.2020 г. по 26.06.2020 г., которое получено представителем заявителя 15.06.2020 г.
25.06.2020 г. в адрес заявителя было направлено уведомление № 43-12/198 о вызове на подписание акта проверки.
26.06.2020 г. ответчиком составлен акт проверки № 43-12/12,29-123, из которого следует, что 19.06.2020 г. была проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой было установлено нарушение обязательных требований, а именно: не обеспечивается надлежащая эксплуатация состояния здания БКТП-176 - отсутствует дренажная система отвода поверхностных и подземных вод здания БКТП-176, что свидетельствует о нарушении п. 2.1.1. Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации.
По результатам проверки заявителю выдано предписание от 26.06.2020 г. № 43-12/12,29-123, а также вручено уведомление о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении на 29.06.2020 г. по делу по ст. 9.11 КоАП РФ.
29.06.2020 г. в отношении заявителя был составлен протокол об административном правонарушении № 43-12-2020-1225 , на основании которого 30.06.2020 г. вынесено постановление № 43-12-2020-1225 о привлечении к административной ответственности по ст. 9.11 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель оспорил его в судебном порядке.
В обоснование заявленных требований заявитель указал на то, что БКТП не относится к зданиям и сооружениям, и соответственно, на нее не распространяются требования п. 2.1.1 ПТЭЭСиС.
В обоснование данного довода заявитель указывает со ссылкой на п. 1 ст. 130 ГК РФ, п.10 ст. 1 ГрК РФ, что комплектная трансформаторная подстанция блочного типа не относится к объектам капитального строительства , является оборудованием, предназначенным для приема и распределения электрической энергии и не относится к зданиям или сооружениям.
Помимо этого, заявитель указывает, что у БКТП отсутствует соответствующая территория, поскольку в силу положений постановления Правительства РФ от 03.12.2014 г. № 1300 размещение линейных объектов осуществляется без предоставления земельных участков.
Также заявитель указывает со ссылкой на п. 6.7.9.2 Свода правил СП 76.13330.2016 «Электротехнические устройства», что установка в отношении БКТП дренажной системы отвода поверхностных и подземных вод не предусмотрена.
Согласно проекта, разработанного ООО «Архидея», на основании которого осуществлялась установка БКТП, предусмотрена бетонная отмостка, щебеночное основание, гидроизоляция, песчаная подушка, фундаментная плита.
Изложенное, по мнению заявителя, свидетельствует об отсутствии в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Статьей 9.11 КоАП РФ установлено, что нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом административного правонарушения выступают правила пользования топливом, электрической и тепловой энергией, устройства и эксплуатации электроустановок и т.п.
Объективная сторона правонарушения заключается в несоблюдении либо нарушении правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
Субъектами правонарушения являются лица, на которых действующим законодательством возложена обязанность соблюдать вышеуказанные правила.
Приказом Минэнерго РФ от 19 июня 2003 г. N 229 утверждены Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации".
В соответствии с п. 2.1.1 данных Правил для обеспечения надлежащего эксплуатационного и санитарно-технического состояния территории, зданий и сооружений энергообъекта должны быть выполнены и содержаться в исправном состоянии системы отвода поверхностных и подземных вод со всей территории, от зданий и сооружений (дренажи, каптажи, канавы, водоотводящие каналы и др.).
Не оспаривая по существу отсутствие дренажных систем , заявитель указывает, что данные требования к БКТП не применимы.
Суд полагает, что доводы заявителя основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Вышеприведенные требования относятся к содержанию территории, зданий и сооружений энергообъекта.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Прик азом Минэнерго РФ 13.01.2003г. ( далее - ПТЭЭП) комплектная трансформаторная преобразовательная подстанция - это подстанция, состоящая из трансформаторов (преобразователей) и блоков (КРУ или КРУН и других элементов), поставляемых в собранном или полностью подготовленном для сборки виде. Комплектные трансформаторные (преобразовательные) подстанции (далее - KTП, КПП) или части их, устанавливаемые в закрытом помещении, относятся к внутренним установкам, устанавливаемые на открытом воздухе, - к наружным установкам.
Понятие «электроустановка» раскрыто как в ПТЭЭП– это электроустановка, предназначенная для производства электрической или электрической и тепловой энергии, состоящая из строительной части, оборудования для преобразования различных видов энергии в электрическую или электрическую и тепловую, вспомогательного оборудования и электрических распределительных устройств, так и в ПУЭ - «электроустановка» - совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другие виды энергии.
Согласно ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения" трансформаторная подстанция представляет собой электрическую подстанцию, предназначенную для преобразования электрической энергии одного напряжения в энергию другого напряжения с помощью трансформаторов.
В свою очередь, понятием "электрическая подстанция" принято обозначать электроустановку, предназначенную для приема, преобразования и распределения электрической энергии, состоящую из трансформаторов или других преобразователей электрической энергии, устройств управления, распределительных и вспомогательных устройств.
ГОСТ 24291-90 также выделяет такое понятие, как "электрическая часть электростанции" как совокупность электрических устройств, входящих в состав электростанции. Комплектной трансформаторной подстанцией принято обозначать подстанцию, состоящую из шкафов или блоков со встроенными в них трансформатором и другим оборудованием распределительного устройства, поставляемую в собранном или подготовленном для сборки виде.
Таким образом, трансформаторная подстанция представляет собой некоторое множество объектов, где укрупненно выделяются здание (помещение, корпус, каркас) подстанции и её оборудование подстанции.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что БКТП (как электроустновка, энерго объект, линейный объект) относится к сооружениям.
Аналогичным образом положения п.10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации напрямую относят линейные объекты к сооружениям.
Соответственно, требования п. 2.1.1 ПТЭЭСиС подлежат распространению на БКТП заявителя.
То обстоятельство, что у БКТП заявителя не имеется собственной территории, не свидетельствует об отсутствии обязанности по надлежащему содержанию БКТП.
Порядок размещения объектов, установленный Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 г. № 1300, предусматривающий размещение линейных объектов без предоставления земельного участка свидетельствует не о том, что собственнику линейного объекта отказывают в предоставлении земельного участка для размещения БКТП, а том. что заявителю на льготных условиях без заключения договора аренды и проведения аукционных процедур, без установления сервитута предоставлен земельный участок.
Положения данного нормативного акта никак не могут свидетельствовать об отсутствии обязанности по надлежащему содержанию территории, на которой БКТП расположена.
То обстоятельство, что на строительство БКТП не требуется разрешение на строительство, также не свидетельствует о том, что данный объект не может быть отнесен по своим характеристикам к объектам капитального строительства, или не может быть признан недвижимым имуществом.
Кроме того, данные характеристики не имеют правового значения, поскольку объект заявителя в силу вышеприведенных положений является сооружением.
Доводы заявителя о том, что действующими нормами не предусмотрена дренажная система отвода поверхностных и подземных вод, судом признаются основанными на неверном толковании норм законодательства, в то время как п.2.1.1 ПТЭЭСиС прямо предусматривает такую обязанность.
Ссылки заявителя на установку БКТП в полном соответствии с разработанным проектом, судом также отклоняются, поскольку как следует из самого проекта, и на что указывает заявитель, при установке БКТП предусмотрена бетонная отмостка, щебеночное основание, гидроизоляция, песчаная подушка, фундаментная плита.
Положениями СП 76.133330.2016 «Электротехнические устройства». Актуализированная редакция СНиП 3.05.06-85, утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 16.12.2016 г. № 955/пр, на которые сослался в заявлении заявитель, предусматривает установку БКТП на спланированной площадке на высоте не менее 0,2 м от уровня планировки с выполнением около шкафов площадки для обслуживания.
Из представленных в деле материалов фотофиксации соблюдение данных требований также не усматривается, бетонная отмостка отсутствует, БКТП расположена на земле, ниже уровня грунта.
С учетом изложенных обстоятельств, суд полагает, что ответчиком доказано наличие в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения.
Процессуальных нарушений при привлечении заявителя к административной ответственности судом не установлено, заявитель на это не ссылается.
Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Основания для признания вменяемого правонарушения малозначительным ввиду существа вменяемого правонарушения судом не установлены.
Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 9.11 КоАП РФ.
Принимая во внимание изложенное, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан в десятидневный срок.
Судья Бредихина Н.Ю.