ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-16235/13 от 25.09.2013 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

  Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru; http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 294-60-00, 294-61-40

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Казань Дело №А65-16235/2013

«25» сентября 2013 года Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Адеевой Л.Р., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "КамгэсЗЯБ", г.Набережные Челны к Прикамскому территориальному управлению Министерства экологии и природных ресурсов <...> об отмене Постановления №600/1 от 18.07.2013г. о назначении административного наказания,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "КамгэсЗЯБ", г.Набережные Челны (далее по тексту – «заявитель», «Общество») обратилось в Арбитражный суд РТ с заявлением к Прикамскому территориальному управлению Министерства экологии и природных ресурсов <...> (далее по тексту – «ответчик»; «административный орган») об отмене постановления №600/1 от 18.07.2013г. о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.

В порядке, предусмотренном статьёй 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело №А65-16235/2013, находившееся в производстве судьи Иванова О.И., передано на рассмотрение судье Адеевой Л.Р.

Настоящее дело относится к перечню, указанному в частях 1 и 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ), и подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Определением арбитражного суда о принятии искового заявления (заявления) и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства лицам, участвующим в деле, в установленные определением сроки было предложено представить в арбитражный суд, отзыв по заявлению, дополнительные документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений.

В установленный судом срок ответчиком представлены копии материалов административного дела, отзыв на заявление, в котором он просит отказать в удовлетворении заявления, которые на основании ч.4 ст.228 АПК РФ были размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа.

Дополнительные доказательства, в установленные судом сроки в соответствии со ст. 228 АПК РФ от заявителя не поступили.

В соответствии с ч. 5 ст. 228 АПК РФ и пунктом 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012г. №62, суд рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов, на основании имеющихся в нем доказательств.

Как следует из материалов дела, 25.04.2013г. административным органом в рамках исполнения Распоряжения Кабинета Министров РТ №537-р от 29.03.2013г., а также на основании жалобы гражданина был проведен осмотр территории земельного участка с кадастровым номером 16:52:030202:19, находящего по адресу г.Набережные Челны, в районе заброшенного карьера КСМ (комбината строительных материалов), где обнаружено, что Обществом организована несанкционированная свалка отходов производства и потребления различного класса опасности (преимущественно строительных отходов).

По данному факту определением от 26.04.2013г. возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование. По результатам административного расследования было установлено, что вышеуказанный земельный участок принадлежит Муниципальному образованию г.Набережные Челны, отходы в виде известняка в кусковой форме образуются в результате деятельности ООО «КамгэсЗЯБ» и вывозится на вышеуказанную территорию с 20.03.2012 года. Общая площадь вывезенных отходов 50 тыс. кв.м. Тем самым общество наносило вред окружающей среде путем размещения отходов производства и потребления.

По данному факту, на основании материалов об административном правонарушении, а так же протокола об административном правонарушении ответчиком 24.05.2013г. №020700, территориальным органом Минэкологии РТ 30.05.2013г. было вынесено Постановление по делу об административном правонарушении №358/1, которым заявитель был привлечен к административной ответственности в виде штрафа по ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту «КоАП РФ»; «Кодекс») в размере 100 000 руб.

Считая вышеуказанное Постановление о назначении административного наказания от 30.05.2013г. №358/1 незаконным, поскольку отсутствует событие правонарушения так как вывоз производственных отходов с территории ОАО «Завод ячеистых бетонов» для целей временного их размещения согласован с Исполнительным комитетом Муниципального образования «город Набережные Челны» и Общество действовало абсолютно законно, складируя промышленные отходы на участке, предназначенном специально для этих целей, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суд приходит выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.

В соответствии с положениями ч. 6 и ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.

Статьёй 1.5 КоАП РФ определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, определены в статье 26.1 КоАП РФ.

По положениям статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии со статьёй 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления.

Субъектами административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 8.2 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению и иному обращении с отходами производства и потребления.

При этом, субъектный состав правонарушения не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами, субъектами административной ответственности являются, в том числе любые лица, которые в своей деятельности не соблюдают экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим природоохранным законодательством.

Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Исходя из статьи 1 Закона об отходах производства и потребления обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Судом установлено, что в результате деятельности Общества по производству производство изделий из бетона и производство бетонных и железобетонных работ образуются отходы, в виде отходов строительства (лом ЖБИ, отходы известняка и т.д.).

Следовательно, общество, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.

Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной им в Постановлении от 12.07.2011 N 709/11 по делу N А32-1-488/2010-58-157-58АЖ.

Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Из статьи 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: первый класс - чрезвычайно опасные отходы; второй класс - высокоопасные отходы; третий класс - умеренно опасные отходы; четвертый класс - малоопасные отходы; пятый класс - практически неопасные отходы.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

При этом согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ документом, удостоверяющим принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащим сведения об их составе, признаётся паспорт отходов.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации (пункт 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ).

Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I - IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - IV класса опасности (пункт 4 статьи 14 Закона N 89-ФЗ).

Из протокола КТА №233 результатов токсикологического контроля отходов методом биотестирования от 03.06.2013г. и заключения по отнесению отхода к классу опасности для окружающей природной среды экспериментальным методом (биотестирования) отходы производства и потребления в виде известняка относятся к 3 классу опасности. Место отбора проб - земельный участок с кадастровым номером 16:52:030202:19, находящего по адресу г.Набережные Челны, заброшенный карьер «КСМ» по ул.Нариманова.

Законодательство РФ не содержит понятие «складирование отходов производства и потребления», учитывая фактические данные, а также ст. 13 АПК РФ о применении аналогии права и закона, следует считать действия Общества по складированию отходов производства и потребления как размещение отходов. Аналогично с понятием «полигон». ООО «КамгэсЗЯБ» использует вышеуказанный земельный участок как полигон для размещения отходов производства и потребления.

Согласование места размещения отходов производства и потребления проводится на основе ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также согласно земельному законодательству, но не органами местного самоуправления.

На момент выявления факта административного правонарушения обнаружено транспортное средство, выполняющее рейс по путевому листу Общества, отгрузившее отходы в виде известняка в кусковой форме в объеме 10 куб.м.. Однако доводы заявителя о принадлежности отходов производства и потребления к 5 классу отходов не находят подтверждения, более того, 16.05.2013 г. на территории совершения настоящего административного правонарушения был проведен отбор образцов проб для проведения экспертизы по определению класса опасности отходов в присутствии представителя исполнительного комитета г. Набережные Челны - правообладателя земельного участка, представителя ООО «КамгэсЗЯБ». Результаты экспертизы - класс опасности - третий согласно «Федеральному классификатору класса опасности отходов», утвержденному Приказом Минприроды РФ №786 от 02.12.2002 г.

Кадастровый паспорт земельного участка, выданный Управлением Росреестра по РТ, в котором содержится разрешенный вид использования - под карьер по размещению отходов строительства, а также письмо заместителя главы Исполнительного комитета МО «город Набережные Челны» № 05/866 от 20.03.2012 г. о согласовании временного размещения отходов не могут быть расценены как документы, разрешающие размещение и/или складирование отходов производства и потребления.

Письмом Прикамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ № 680 от 25.04.2013 г. заместителю руководителя исполнительного комитета г. Набережные Челны и Начальнику Управления архитектуры, градостроительства и инвестиций ФИО1 дано разъяснение о том, что рекультивация карьерных выемок и искусственно созданных полостей с использованием отходов производства и потребления возможна только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и лицензии на деятельность обезвреживании, размещению отходов со ссылкой на статью 11 ФЗ от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и на нормы ФЗ от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Между тем, ни соответствующая лицензия, ни положительное заключение государственной экологической экспертизы в материалы дела заявителем не представлены.

Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, утвержденным решением Городского Совета МО «г. Набережные Челны» от 25 октября 2007 г. N 26/4 градостроительный регламент – это устанавливаемые настоящими Правилами в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленные проектом зон охраны объектов культурного наследия, санитарно-защитными, водоохранными зонами и иными зонами с особыми условиями использования территорий.

Согласно статье 49.5 вышеуказанных Правил данный земельный участок, распложенный в производственно-коммунальной зоне, не может быть использован для размещения или складирования отходов, в том числе строительных.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются также следующими материалами дела: договором на оказание услуг №1 от 01.10.2011г. и дополнительным соглашением к нему, протоколом №02070 от 14.05.2013г., информацией о результатах участия в проверках; фотоматериалом.

Процедура привлечения общества к административной ответственности, в том числе требования, установленные статьями 28.2 КоАП РФ для составления протокола об административном правонарушении и 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении должностными лицами территориального одела министерства экологии соблюдены, права заявителя, установленные статьей 25.2 КоАП РФ, иные права обеспечены и не нарушены.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен. Наказание назначено с учетом требований статьи 4.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 8.2 КоАП РФ.

Таким образом, процессуальных нарушений при осуществлении производства по делу об административном правонарушении в отношении заявителя судом не установлено.

Общество могло и должно было соблюсти нормы Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", но не сделало этого, что, в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, свидетельствует о наличии в действиях общества вины.

Кроме того, ответственность, предусмотренная ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает независимо от степени опасности отходов.

При вышеуказанных обстоятельствах, материалами административного дела доказаны как событие административного правонарушения, так и вина Общества в его совершении, процессуальных нарушений при производстве по делу допущено не было, в связи с чем, оснований, для отмены оспариваемого постановления не имеется, а заявленное Обществом требование удовлетворению не подлежит.

В соответствии с п.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

С учетом выясненных обстоятельств дела и, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, ст.ст. 208, 167-169, 176, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требования заявителя отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РТ в течение десяти дней.

Судья Л.Р. Адеева