АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014
E-mail: arbitr@kzn.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 292-07-57
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Казань Дело №А65-16674/2008-СA3-38
Дата принятия решения 4 сентября 2008 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Воробьева Р.М., рассмотрев 4 сентября 2008 года по первой инстанции в открытом судебном заседании дело по заявлению ЗАО «Вираж» г. Буинск к Управлению по экологическому и технологическому надзору Ростехнадзора по РТ об оспаривании постановления о назначении административного наказания №11/9 от 31.07.2008 г.,
с участием:
от заявителя – ФИО1 доверенность №17 от 18.06.2008 г.,
от ответчика – ФИО2 доверенность от 09.01.2008 г. №3/03,
от лица, ведущего протокол – судья Воробьев Р.М.,
У С Т А Н О В И Л :
ЗАО «Вираж» г. Буинск (заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению по экологическому и технологическому надзору Ростехнадзора по РТ (ответчик) об оспаривании постановления о назначении административного наказания №11/9 от 31.07.2008 г. по ст. 8.1, ст. 8.2, ч.3 ст. 8.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Заявитель заявленные требования поддержал, дал пояснения по их существу.
Ответчик в судебном заседании требования заявителя не признал, просит в удовлетворении заявления отказать.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании с 02.09.2008 г. до 04.09.2008 г. был объявлен перерыв.
Как видно из представленных материалов дела, ответчиком на основании протокола об административном правонарушении от 17.07.2008 г., постановлением №11/9 от 31.07.2008 г. заявитель был привлечен к административной ответственности по ст. 8.1, ст. 8.2, ч.3 ст. 8.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб., за сброс загрязняющих веществ с дождевыми и талыми водами с производственных территорий ЗАО «Вираж» на рельеф местности без специального разрешения; за отсутствие проекта системы сбора и очистки поверхностных сточных вод с производственных территорий; за проведение не в полном объеме инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; за отсутствие лицензии на размещение и транспортирование отходов; за отсутствие установленных лимитов на размещение отходов; за отсутствие регистрации паспорта газоочистных устройств в специально уполномоченном органе исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, что является нарушением ст.ст. 9, 23 Закона РФ «Об охране окружающей среды», ст. 30 Закона РФ «Об охране атмосферного воздуха», ст.ст. 9, 11, 18 Закона РФ «Об отходах производства и потребления».
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд на том основании, что ответчик не уполномочен проводить проверки и привлекать к ответственности за нарушения, допущенные в области охраны окружающей среды.
Суд выслушав доводы сторон и исследовав представленные материалы дела считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Ответственность по ст. 8.1 КоАП РФ наступает за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Часть 3 ст. 8.21 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры.
Факт правонарушения зафиксирован в протоколе об административном правонарушении.
Как видно из материалов дела, нарушения, выявленные ответчиком, допущены в области охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха и отходов производства и потребления.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. №401, с изменениями от 21 января, 14 декабря 2006 г., 29 мая 2008 г.) федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере, в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, а также функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня.
В тоже время, согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 г. №400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. №370" (с изменениями от 20 октября, 20 декабря 2006 г., 24 мая 2007 г., 16 апреля, 29 мая, 4 августа 2008 г.) установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является: федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды (федеральный государственный экологический контроль).
В Положении о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. №400,с изменениями от 20 октября, 20 декабря 2006 г., 24 мая 2007 г., 16 апреля 2008 г., 29 мая 2008 г.) закреплено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет контроль и надзор: за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов), пункт 5.1.14 положения.
Таким образом, полномочиями на проведение проверок в области охраны окружающей среды наделена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Управление по экологическому и технологическому надзору Ростехнадзора по РТ не наделено полномочиями на проведение проверок в данной области. Следовательно, не имеет права и привлекать к административной ответственности.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление вынесено незаконно и подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 АПК РФ Арбитражный суд Республики Татарстан,
Р Е Ш И Л :
Заявление ЗАО «Вираж» удовлетворить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Управления по экологическому и технологическому надзору Ростехнадзора по РТ №11/9 от 31.07.2008 г. о назначении административного наказания ЗАО «Вираж», располож. <...>, свидетельство о государственной регистрации от 18.12.2006 г., по ст. 8.1, ст. 8.2, ч.3 ст. 8.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Решение может быть обжаловано в течении десяти дней в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РТ.
Судья Р.М. Воробьев