ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-16847/15 от 13.10.2015 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Кремль, корп.1 под.2,  г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 294-60-00

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Казань                                                                                                     Дело №  А65-16847/2015

Дата принятия решения –  октября 2015 года .

Дата объявления резолютивной части –  13 октября 2015 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ситдикова Б.Ш.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального Государственного Унитарного Предприятия  "Почта России", г. Москва к ответчику - Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань о признании незаконным  и отмене решения УФАС по РТ и предписания УФАС по РТ по делу №05-225/2014 от 14.04.2015 года, как несоответствующие требованиям Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», о признании незаконным и отмене постановления УФАС по РТ о назначении административного наказания по делу А05-853/2015 от 05.08.2015г. (исх.№ПК-05/12365 от 07.08.2015г.),

с участием:

от заявителя  – Созинова Э.Н. по доверенности от 26.03.2015г., Логинова А.В. по доверенности от 27.02.2015г., Куревина М.В. по доверенности от 25.02.2015г., Ахметов Л.К. по доверенности от 25.02.2015г.,

от ответчика – Чернова  В.В. по доверенности от 18.03.2015г.,

установил:

Федеральное Государственное Унитарное Предприятие  "Почта России", г. Москва (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань (далее – ответчик) с требованием о признании незаконным  и отмене решения УФАС по РТ и предписания УФАС по РТ по делу №05-225/2014 от 14.04.2015 года, как несоответствующие требованиям Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Судом было установлено, что в производстве Арбитражного суда имеется  дело № А65-20631/2015 по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в лице  Управления федеральной почтовой связи «Татарстан почтасы» - филиал ФГУП «Почта России», г.Казань (далее – заявитель) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань (далее – ответчик) о признании незаконным и отмене постановления УФАС по РТ о назначении административного наказания по делу А05-853/2015 от 05.08.2015г. (исх.№ПК-05/12365 от 07.08.2015г.).

Определением от 09.09.2015г.  указанные выше  дела  были объединены в одно производство  с учетом  п.24.1 Постановления Пленума ВАС  от 30.06.2008 г. № 30, с присвоением  делу  номера № А65-16847/2015.

Представитель заявителя требования поддержал, представил дополнения к возражениям на отзыв ответчика.

Ответчик заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, представил дополнительные пояснения на возражения заявителя.

Как следует из материалов дела, поводом для возбуждения дела, послужила информация, полученная УФАС по РТ по результатам рассмотрения вопроса ценообразования на универсальные услуги почтовой связи ФГУП «Почта России», в том числе на дополнительные услуги по нанесению (наклеиванию) государственных знаков почтовой оплаты на письменную корреспонденцию. В рамках рассмотрения вышеуказанного вопроса Управлением были проанализированы: действующее законодательство Российской Федерации; тарифы на дополнительные услуги почтовой связи, утвержденные «Татарстан почтасы» - филиал ФГУП «Почта России» №568-п от 07.11.2013г. (тарифы, действующие на дату возбуждения настоящего дела), государственный контракт №13 от 30 декабря 2013 года, заключенный между Татарстанским УФАС России и «Татарстан почтасы» - филиал ФГУП «Почта России» (далее - Контракт).

По результатам анализа Контракта, было установлено, что в состав предоставляемых по данному Контракту услуг вошла дополнительная услуга, включающая в себя нанесение оттисков почтовой оплаты с использованием франкировальной машины на отправляемую почтовую корреспонденцию.

В соответствии с приказом УФПС «Татарстан почтасы» - филиала ФГУП «Почта России» №568-п от 07.11.2013г., действующим на дату возбуждения настоящего дела, стоимость услуги по нанесению оттиска франкировальной машины составляла - 2,60 рублей с учетом НДС (для справки: стоимость услуги по наклейке почтовой марки составляла 2,8 рублей с учетом НДС).

По результатам анализа тарифов филиалов ФГУП «Почта России», размещенных в открытом доступе в сети интернет, было установлено, что тарифы по нанесению государственных знаков оплаты, установленные УФПС «Татарстан почтасы» - филиал ФГУП «Почта России», являлись самыми высокими из тех, которые удалось проанализировать. Например, стоимость услуги нанесения оттиска франкировальной машины составляла: УФПС г.Москвы - 0,18 руб., УФПС Московской области - 0,11 руб., УФПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области - от 0,08 руб. до 0,37 (в зависимости от объема), УФПС Новосибирской области - 0,42 руб.

По результатам изучения действующего законодательства Российской Федерации Управлением сделан вывод о том, что вышеуказанная поименованная дополнительная услуга почтовой связи является составной частью этапа приема почтовых отправлений и, следовательно, относится к универсальным услугам почтовой связи, затраты на осуществление которых не требуют дополнительной тарификации.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 17.07.1999г. №176-ФЗ «О почтовой связи» плата за универсальные услуги почтовой связи определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной элекросвязи и общедоступной почтовой связи» государственное регулирование тарифов на внутреннюю письменную корреспонденцию возложено на Федеральную службу по тарифам.

Таким образом, действия «Татарстан почтасы» - филиал ФГУП «Почта России», выразившиеся во взимании с отправителей почтовой корреспонденции сверх установленного Федеральной службой по тарифам Российской Федерации тарифа за пересылку внутренней письменной корреспонденции дополнительной платы за услуги   по   нанесению   государственных   знаков   оплаты,   ущемляют   интересы отправителей письменной корреспонденции и содержат признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции».

Вышеуказанное обстоятельство послужило основанием для возбуждения в отношении ФГУП «Почта России» дела №05-225/2014 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» и заявителю выдано предписание:

1. ФГУП «Почта России» (131000, Москва, Варшавское шоссе, 37, ИНН 7724261610) в течение 3 месяцев с момента получения настоящего предписания (со дня окончания действия оснований, вызвавших приостановление исполнения предписания) не допускать нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», а именно указать «Татарстанпочтасы» - филиал ФГУП «Почта России» на недопустимость взимания с отправителей почтовой корреспонденции (простых отправлений весом более 20 гр., заказных и партионных отправлений) отдельной платы за нанесение оттиска франкировальной машины.

2. О выполнении ФГУП «Почта России» (131000, Москва, Варшавское шоссе, 37, ИНН 7724261610) настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее 10-ти дней со дня его исполнения, представив в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан документы, подтверждающие его исполнение.

Помимо этого, установленный факт нарушения  антимонопольного законодательства явился основанием для возбуждения  дела об административном правонарушении, составления протокола об административном правонарушении  от 03.07.2015 г. № А05-853/2015 и вынесения  постановления  о наложении  штрафа  от 05.08.2015г. по делу № А05-853/2015, предусмотренного ч. 2 ст.14.31 КоАП РФ в размере 6 429 725руб. 84коп.

Не согласившись с принятыми антимонопольным органом решением, предписанием  и постановлением о наложении административного штрафа, заявитель обжаловал их в судебном порядке.

В обоснование заявления заявитель указал, в соответствии с пунктом 24 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 (далее-ПОУПС), вступившими в силу с 03.02.2015г., для подтверждения оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, оказываемых организациями федеральной почтовой связи, применяются государственные знаки почтовой оплаты. В качестве ГЗПО используются: почтовые марки, наклеиваемые на письменную корреспонденцию или наносимые типографским способом на почтовые конверты и почтовые карточки; оттиски государственных знаков почтовой оплаты, наносимые франкировальными машинами; иные знаки почтовой оплаты, наносимые типографским способом. Предметом исследования в ходе рассмотрения дела стал тариф по нанесению государственных знаков почтовой оплаты (далее - ГЗПО) на почтовую корреспонденцию, применяемый и самостоятельно установленный оператором почтовой связи ФГУП «Почта России». ФГУП «Почта России» является субъектом естественной монополии лишь в части оказания услуг общедоступной почтовой связи. Перечень общедоступных услуг почтовой связи, определенный Постановлением № 637, который включает в себя пересылку внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), является императивно закрытым и расширительному толкованию не подлежит. В связи с этим услуга по нанесению ГЗПО не относится к универсальным услугам почтовой связи, тарифы на нее устанавливаются ФГУП «Почта России» самостоятельно, а рассмотрение вопросов, связанных с регулированием и применением тарифов в сферах деятельности естественных монополий, относится к компетенции ФСТ России. Услуги почтовой связи в соответствии со ст. 18 ФЗ «О почтовой связи» подразделяются на универсальные и иные услуги. Пунктом 23 ПОУПС предусмотрено, что тарифы на иные услуги почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно. Таким образом, УФАС по Республике Татарстан не обладало полномочиями на осуществление контроля в сфере установления тарифов на услуги, которые регулируются государством.

В части вывода антимонопольного органа, о том, что дополнительная услуга по нанесению оттиска франкировальной машины и по наклеиванию почтовой марки является составной частью этапа приема почтовых отправлении и, следовательно, относится к универсальным услугам почтовой связи, затраты на осуществление которых не требуют дополнительной тарификации, заявитель считает, что  данный вывод основан на неправильном применении норм материального права и противоречит действующему законодательству. Пунктом 25 ПОУПС предусмотрена обязанность отправителя по наклеиванию почтовых марок на письменную корреспонденцию на сумму стоимости услуги почтовой связи. Согласно п. 28 ПОУПС письменная корреспонденция с оттисками клише франкировальных машин и иными знаками, подтверждающими оплату услуг почтовой связи, принимается в объектах почтовой связи, определенных оператором почтовой связи. В соответствии с ПОУПС, действовавшими до 03.02.2015 г. (п. 26 «Правил оказания услуг почтовой связи», утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2005г. № 221), наклеивание почтовых марок также входило в обязанность отправителя. Услуга по наклеиванию марки и по нанесению оттиска франкировальной машины устанавливается оператором почтовой связи самостоятельно и не подлежит государственному регулированию. Таким образом, наклеивание марок и нанесение оттисков ГЗПО в случае использования франкировальных машин ФГУП «Почта России» силами почтовых работников являются дополнительными услугами, подлежащими оплате по тарифам, устанавливаемым ФГУП «Почта России» самостоятельно в соответствии с Регламентом ценообразования на реализуемые услуги (товары, работы), утвержденным приказом ФГУП «Почта России» от 15.08.2014 № 266-п.

Кроме того, заявитель считает, что вывод антимонопольного органа о неправомерности взимания «Татарстан почтасы» - филиалом ФГУП «Почта России» платы за нанесение оттиска франкировальной машины на письменную корреспонденцию и наличия нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции не основан на представленных в дело материалах и доказательствах в силу того, что расчет себестоимости оказания общедоступных услуг почтовой связи осуществляется в соответствии с принципами, определенными Положением о ведении операторами почтовой связи раздельного учета доходов и расходов по оказываемым услугам почтовой связи, утвержденным приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 11.09.2007 года № 107 (далее по тексту -Приказ № 107). Себестоимость оказания услуг рассчитывается в соответствии с технологией оказания услуг, которая включает в себя ряд технологических операций, характерных конкретному виду отправления. В перечень технологических операций, осуществляемых при оказании услуг общедоступной почтовой связи не включены операции по наклеиванию марок, а также операции по нанесению оттиска франкировальной машины (подготовка франкировальной машины к работе, включение франкировальной машины, взвешивание письменной корреспонденции, сортировка по весовой градации, выставление тарифа на франкировальной машине, франкирование), что также подтверждается Письмом ФСТ от 13.08.2014 г. №ШС-8791/8. Таким образом, затраты (трудозатраты), связанные с операциями по наклеиванию марок и нанесению оттиска франкировальных машин не включены в себестоимость услуг почтовой связи и, соответственно, в тарифы на услуги общедоступной почтовой связи (услуги по пересылке внутренней почтовой корреспонденции).

Исследовав в  судебном заседании материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ запрещаются действия (бездей­ствие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, резуль­татом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограни­чение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка цено­образования.

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта -субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со статьями 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи относится к естественно - монопольным видам деятельности. Хозяйствующий субъект, предоставляющий услуги общедоступной почтовой связи, является субъектом естественной монополии.

Согласно пункту 1 Перечня услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637, к услугам общедоступной почтовой связи относится пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей).

В соответствии с пунктом 11.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 года № 220 (далее - Порядок) с учетом изменений, внесенных Приказом ФАС России от 30 января 2015 г. N 3, Управлением был составлен краткий обзор об исследовании товарного рынка, который является неотъемлемой частью обжалуемого решения.

Исследование товарного рынка проводилось антимонопольным органом за период с 01.01.2014г. по 31.12.2014г. и с 01.01.2015г. по 31.03.2015г.

Продуктовые границы рынка для целей рассмотрения данного дела определены, как услуга по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции.

Географические границы рассматриваемого товарного рынка с учетом экономической и технической возможности потребителя приобрести услугу в границах своего местонахождения и отсутствия такой возможности за ее пределами, определены географическими границами деятельности УФПС «Татарстан почтасы» - филиал ФГУП «Почта России» - Республика Татарстан.

Кроме того, в рамках рассмотрения настоящего дела антимонопольным органом был подготовлен обзор состояния конкурентной среды на рынке услуг по нанесению (наклеиванию) государственных знаков почтовой оплаты на письменную корреспонденцию на территории Республики Татарстан, который приобщен к материалам дела.

По результатам проведенного обзора состояния конкурентной среды на рынке услуг по нанесению (наклеиванию) государственных знаков почтовой оплаты на письменную корреспонденцию на территории Республики Татарстан Управлением были сформулированы следующие выводы:

а)   действия УФПС «Татарстан почтасы» - филиал ФГУП «Почта России» по
наклеиванию либо нанесению оттиска франкировальной машины (при условии
приема письменной корреспонденции в объекте почтовой связи и оплаты
денежными средствами) не являются отдельной услугой, а являются составной
частью универсальной услуги почтовой связи, связанной с приемом и отправкой
письменной корреспонденции.

Следовательно, плата должна взиматься в соответствии с установленным Федеральной службой по тарифам Российской Федерации тарифом за пересылку простых отправлений весом более 20 гр., заказных и партионных отправлений.

б)      рынок услуг  по наклеиванию почтовых марок на письменную
корреспонденцию (в случае оплаты услуг почтовой маркой) является
неконкурентным, т.е. УФПС «Татарстан почтасы» - филиал ФГУП «Почта России»
осуществляет деятельность при отсутствии какой-либо конкуренции со стороны
других хозяйствующих субъектов.

Таким образом, ФГУП «Почта России», осуществляя деятельность в сфере услуг общедоступной почтовой связи, в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение на рынке услуг общедоступной почтовой связи, как субъект естественной монополии.

Следовательно, деятельность ФГУП «Почта России» подпадает под регулирование Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Правоотношения в области почтовой связи регулируются Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи», Федеральным законом от 17.07.1999г. N 176-ФЗ «О почтовой связи» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.07.1999г. N 176-ФЗ «О почтовой связи» универсальные услуги почтовой связи - услуги почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей услуг почтовой связи в обмене письменной корреспонденцией в пределах территории Российской Федерации и по доступным ценам.

При этом, услуги почтовой связи - действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи» плата за универсальные услуги почтовой связи определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и подтверждается нанесенными на письменную корреспонденцию государственными знаками почто­вой оплаты. Проданные государственные знаки почтовой оплаты обратно не прини­маются и не обмениваются.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи» Федеральная служба по тарифам осуществляет ре­гулирование тарифов на услуги по пересылке внутренней письменной корреспон­денции (почтовых карточек, писем, бандеролей).

Следовательно, для установления факта правомерности взимания «Татарстан почтасы» - филиал ФГУП «Почта России» платы за нанесение оттиска франкиро­вальной машины необходимо установить, являются ли вышеуказанные действия оператора почтовой связи составной частью универсальной услуги - прием, обра­ботка, перевозка, доставка (вручение) почтовых отправлений.

Из ответа Федеральной службы по тарифам (вх.ШС-8791/8 от 13.08.2014г.) следует, что расчет тарифов на услуги по пересылке внутренней письменной корреспонденции осуществляется на базе данных полученных в ходе ведения раздельного учета, осуществляемого оператором почтовой связи в соответствии с Положением о ведении операторами почтовой связи раздельного учета доходов и расходов по оказываемым услугам почтовой связи, утвержденным приказом Минформсвязи России от 11.09.2007 N 107 (далее - Положение N 107).

Согласно вышеуказанному Положению себестоимость услуг рассчитывается в соответствии с технологией оказания услуг, которая включает в себя ряд технологический операций, характерных конкретному виду отправления.

В соответствии с пунктом 9 Положения операторы почтовой связи утверждают перечень однозначно определяемых последовательностей действий или совокупностей функций и заданий, не ограниченных во времени и имеющих распознаваемый результат (далее - Производственные процессы) с учетом видов услуг и работ, осуществляемых операторами почтовой связи.

Таким, образом, перечень технологических операций может быть утвержден оператором почтовой связи только с учетом, осуществляемых видов услуг и работ.

В соответствии с вышеуказанным пунктом Производственные процессы подразделяются на три группы:

1)     основные производственные процессы - процессы, непосредственно
связанные с оказанием услуг почтовой связи. Процессы данной группы
определяются с учетом видов услуг почтовой связи, и видов работ,
непосредственно связанных с оказанием отдельных услуг почтовой связи;

2)  вспомогательные производственные процессы - процессы, необходимые для
осуществления основных и совместных производственных процессов и
опосредованно связанные с оказанием услуг почтовой связи. Пропорции
(процентные отношения) распределения расходов на производственные процессы,
полученные на основе данных о количественных (натуральных) показателях
хозяйственной деятельности операторов почтовой связи (далее - базы
распределения) вспомогательных процессов, формируются на основе натуральных
показателей;

3)    совместные производственные процессы - процессы, необходимые для
осуществления основных производственных процессов, по которым невозможно
определить базу распределения на основе натуральных показателей.

Из  пункта 22 Положения Перечень основных, вспомогательных, совместных производственных процессов и неосновных видов деятельности, следует, что:

К основным производственным процессам относится: 1)прием- обработка-доставка (вручение); 2) магистральная перевозка;3) внутренняя перевозка;4) эксплуатация почтового оборудования.

К вспомогательным производственным процессам относится: 1) эксплуатация основных фондов производственного назначения: 1.1. эксплуатация основных фондов (кроме оргтехники и вычислительной техники, почтового оборудования и транспортных средств); 1.2. эксплуатация оргтехники и вычислительной техники.

К совместным производственным процессам относится:1) общее руководство;2) организация технической эксплуатации, внедрение новой техники, совершенствование технологических процессов;3) экономическая деятельность;4) комплектование и подготовка кадров;5) эксплуатация основных фондов административно-управленческого назначения.

Следовательно, затраты связанные с приемом-обработкой-доставкой (вручением) внутренней письменной корреспонденции и эксплуатацией почтового оборудования включены (должны быть включены) в расчет себестоимости универсальных услуг почтовой связи.

При этом, согласно пункту 2.1 приложения 3 "к Положению Перечень нормируемых по времени производственных операций по оказанию услуг почтовой связи является открытым и может дополняться по мере утверждения оператором почтовой связи не предусмотренных в нем нормативов времени на оказание других видов услуг в разрезе производственных операций.

Таким образом, из вышеизложенного, антимонопольным органом обоснованно сделан вывод, что  Перечень нормируемых по времени производственных операций по оказанию услуг почтовой представлен в приложении N 2 Положения и в то же время является открытым, т.е. предполагает возможность его дополнения с учетом пункта 9 Положения, но никак не исключения отдельных процессов.

В свою очередь, посредством изучения Перечня нормируемых по времени про­изводственных операций по оказанию услуг почтовой связи, установленных Прило­жением N 2, можно установить, что действия оператора связи по наклейке марок, в случае приема и обработки письменной корреспонденции на кассах объекта почто­вой связи, входят в перечень технологических операций, поскольку в производственный процесс по приему и обработке письменной корреспонденции в объекте почтовой связи входит: прием на кассах индивидуальных простых отправлений весом более 20 гр., заказных отправлений: взвешивание, тарификация, наклейка марок, нанесение идентификаторов, штемпелевание, расчет с отправителем, запись в тетрадь по ведению N 1, запись в списки (форма N 103, форма N 103а), передача на обработку, учет и сдача денежных средств в главную (основную) кассу.

Прием на кассах партионных отправлений включает в себя взвешивание, тарификацию, наклейку марок, нанесение идентификаторов, штемпелевание, расчет с отправителем, запись в тетрадь по  ведению N 1, передачу на обработку, учет и сдачу денежных средств в главную (основную) кассу.

Из вышеизложенного следует, что процесс по приему и об­работке письменной корреспонденции (при условии приема письменной корреспон­денции в объекте почтовой связи) включает в себя, в том числе действия оператора связи по наклейке марки, следовательно, данные действия являются лишь одной из составляющих всей цепочки действий данного процесса, производимых работником отделения почтовой связи при приеме почтовой корреспонденции и соответствен­но, затраты включены (должны быть включены) в себестоимость почтовых услуг.

Таким образом, наклейка марки входит, в состав универсальной услуги, плата за которую должна взиматься в соответствии с установленным Федеральной службой по тарифам РФ тарифом за пересылку простых отправлений весом более 20 гр., заказных и партионных отправлений, писем, с объявленной ценностью.

Согласно пункту 26 Положения к государственным знакам почтовой оплаты и маркированной продукции (далее - ГЗПО) относятся: почтовые марки и иные знаки, наносимые на почтовые отправления и подтверждающие оплату услуг почтовой связи. При этом, согласно пункту 25 Правил № 221 (в том числе согласно пункту 24 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи Рос­сии от 31.07.2014 N 234, вступивших в силу 03.02.2015г.), для подтверждения опла­ты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспон­денции, оказываемых организациями федеральной почтовой связи, применяются в том числе оттиски государственных знаков почтовой оплаты, наносимые франкиро­вальными машинами.

Таким образом, нанесение оттиска франкировальной машины оператором поч­товой связи - это производственный процесс, аналогичный процессу наклеиванию марки, с помощью которого производится фиксация оплаты услуг связи, который необходим исключительно работникам почтовой связи. При этом, для отправителя почтовой корреспонденции не имеет значения, на каком из возможных способов подтверждения оплаты услуг почтовой связи остановит свой выбор оператор почто­вой связи (наклеит марку либо нанесет оттиск франкировальной машины), в связи с тем, что данное подтверждение необходимо именно работникам почты и не явля­ется для отправителя самостоятельной (дополнительной) услугой.

Основанием для взимания дополнительной платы оператором почтовой связи должно являться проведение какой-либо операции, т.е. отправитель почтовой корреспонденции должен получить взамен какую-либо выгоду (ему должна быть оказана определенная услуга, в которой он нуждается). Однако из системного толкования пункта 25 Правил № 221 и пункта 24 Правил № 234, можно прийти к выводу, что нанесение оттиска франкировальной машины производится для того, чтобы сотрудники объекта почтовой связи могли убедиться в том, что услуга по пересылке почтового отправления действительно оплачена.

Отправитель, заключая договор с объектом почтовой связи (в письменной форме путем составления единого документа либо непосредственной оплаты почтовых услуг через кассу), приобретает услугу по пересылке письменной корреспонденции и подтверждением оплаты в данном случае будут являться -квитанции, выписки с расчетного счета, подписанные акты выполненных работ, дополнительных подтверждений оплаты с точки зрения существа правоотношений по оказанию услуг и действующего гражданского законодательства не требуется.

Таким образом, услуга по отправке письменной корреспонденции (непосредственно через отделение почтовой связи) неразрывно связана с нанесением знаков почтовой оплаты, т.е. действия по нанесению (наклеиванию) вышеуказанных знаков осуществляются непосредственно с целью последующей отправки письменной корреспонденции.

Кроме того, необходимо отметить, что в Приложении 11 Положения о раздельном учете приведен перечень почтового оборудования, используемого при оказании общедоступных услуг связи, расходы на эксплуатацию которого отнесены на основной производственный процесс, и, следовательно, учтены (должны быть учтены) в тарифе на пересылку почтового отправления, утвержденном ФСТ РФ. В перечень почтового оборудования входит, в том числе и франкировальная машина.

Следовательно, в случае отправки письменной корреспонденции через отделение почтовой связи, действия по наклеиванию (нанесению) государственных знаков почтовой оплаты (наклейка марки либо нанесение оттиска франкировальной машины на письменную корреспонденцию) не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью универсальной услуги почтовой связи и не создают для отправителя почтовой корреспонденции какое-либо дополнительное благо или иной полезный эффект. В рассматриваемом случае, плата предусмотрена за стандартные действия работника почтовой связи (в которых, в силу внутренних и организационных вопросах нуждается сам объект почтовой связи) и связаны с приемом, обработкой и отправкой письменной корреспонденции.

Кроме того, Управлением был сделан запрос в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан (Татарстан), на который были получены письменные пояснения, из которых следует, что действия оператора почтовой связи ФГУП «Почта России» по наклеиванию марки или нанесению оттиска франкировальной машины (при условии приема письменной корреспонденции в объекте почтовой связи и оплаты денежными средствами) являются составной частью универсальной услуги почтовой связи, связанной с приемом и отправкой письменной корреспонденции.

В соответствии с пунктом 2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 N 228, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций находится в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Респуб­лике Татарстан (Татарстан) (далее - Роскомнадзор по РТ), утвержденного Приказом Роскомнадзора от 26.12.2012 N 1408 (далее - Положение N 1408), Роскомнадзор по РТ является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, находящимся в ее подчинении.

В соответствии с пунктом 7.1. Положения N 1408 Роскомнадзор по РТ осу­ществляет в установленном порядке государственный контроль и надзор:за соблюдением операторами связи правил оказания услуг связи (пп.7.1.2.6.); за    соблюдением     порядка    использования    франкировальных     машин (пп.7.1.2.16.).

При этом, в соответствии с пунктом 8.9. Положения N 1408 Роскомнадзор по РТ вправе давать государственным органам, органам местного самоуправления, юри­дическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к его компе­тенции.

Позиция Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Министерство), изложенная в письме от 24.02.2015г. №П23-2-09-2821, также не опровергает вышеизложенное, в том числе позицию Роскомнадзора по РТ.

В частности, Министерство отмечает, что в соответствии с пунктами 24, 25 Правил N 234 обязанность по нанесению почтовых марок на письменную корреспонденцию возлагается на отправителя, следовательно, не является составной частью услуги по пересылке письменной корреспонденции.

Пункт 24 Правил N 234, согласно которому на отправителя возложена обязанность наклеивать марку, имеет место быть только в случае самостоятельной отправки письменной корреспонденции (минуя почту) либо в случае, если отправитель желает оплатить почтовую услугу марками, а не денежными знаками.

В соответствии с пунктами 1.1, 5.3 Положения о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях РФ, утвержденного приказом Министерства связи РФ от 26.05.1994 года № 115, знаки почтовой оплаты РФ (почтовые марки и блоки, маркированные конверты и карточки) предназначены для оплаты услуг почтовой связи, предоставляемых учреждениями связи, согласно действующим тарифам и подтверждения этого на внутренней и международной корреспонденции.

Таким образом, марки (блоки, маркированные конверты и карточки) и оттиски маркировальных машин - это такое же средство оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, как и деньги, которые в соответствии со статьей 140 Гражданского кодекса являются законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации.

Гражданско-правовую природу продажи указанных знаков по номинальной их стоимости, осуществляемой объектами почтовой связи, можно определить как за­ключение предварительного договора оказания почтовых услуг.

В случае оплаты наличными денежными средствами, оплата услуг и расчет с отправителем происходит непосредственно в момент обращения в отделение почто­вой связи, что наглядно отражено в вышеприведенном Перечне нормируемых по времени производственных операций по оказанию услуг почтовой связи (Приложе­ние N 2 Положения о раздельном учете).

Более того, пунктами 24, 25 Правил оказания услуг почтовой связи, действую­щих на дату возбуждения настоящего дела и утвержденных Постановлением Прави­тельства РФ от 15 апреля 2005 года № 221 (далее - Правила N221) регламентирова­но, что плата за оказание услуг почтовой связи взимается с отправителя при прие­ме почтовых отправлений и почтовых переводов в соответствии с тарифами, дей­ствующими на дату приема, если иное не определено между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи.

В соответствии с пунктом 14 Правила N 221, в случае, если письменная корре­спонденция соответствует требованиям к ее предельной массе, допустимому вложе­нию и предельным размерам, оператор почтовой связи не вправе отказать пользова­телю услугами почтовой связи в приеме внутренней письменной корреспонденции.

Следовательно, перечисленные в пункте 14 Правил N 221 основания, (масса, размер, допустимое вложение) отказа в приеме письменной корреспонденции явля­ются исчерпывающими и не содержит такого основания отказа как - отсутствие государственного знака почтовой оплаты на конверте.

Кроме того, в соответствии с пунктом 30 Почтовых правил, принятых Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22.04.1992, предприятия, организации и учреждения услуги почтовой связи оплачивают налич­ными деньгами, валютой или платежными поручениями через учреждения банков.

Вышеуказанный пункт не выделяет какие-либо услуги по пересылке почтовой корреспонденции, напротив буквальное прочтение данного пункта позволяет прий­ти к выводу, что деньгами могут быть оплачены любые почтовые услуги.

Таким, образом, действующее законодательство в области почтовой связи, в том числе Правила оказания услуг почтовой связи, не содержат ограничений в вы­боре отправителем способа оплаты услуг почтовой связи.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что Управление пришло к обоснованному выводу о том, что взимание «Татарстанпочтасы» - филиал ФГУП «Почта России» отдельной платы сверх уста­новленного ФСТ России тарифа за пересылку письменной корреспонденции противоречит вышеуказанным нормативно-правовым актам, действующим на террито­рии Российской Федерации, в то  числе на территории Республики Татарстан.

Таким образом, установлено, что при оказании услуги по отправке простых отправлений весом более 20 гр., заказных и партионных отправлений, взимая от­дельную плату за нанесение оттиска франкировальной машины, выделяя ее в само­стоятельную услугу и беря за нее дополнительную плату, ФГУП «Почта России» в лице «Татарстанпочтасы» - филиал ФГУП «Почта России» допустило нарушение порядка ценообразования, а так же ущемление интересов отправителей письмен­ной корреспонденции (физических и юридических лиц).

Кроме того, в рамках рассмотрения настоящего дела было установлено, что в процессе формирования тарифа за нанесение оттиска франкировальной машины, с целью недопущения ущемления интересов потребителей - физических лиц, ФГУП «Почта России» применено перекрестное субсидирование между услугами по наклеиванию марок и нанесению оттисков франкировальной машины. При этом, было установлено, что «Татарстанпочтасы» - филиал ФГУП «Почта России» не ведет раздельного учета, оказанных услуг по наклеиванию марок на письменную корреспонденцию. Таким образом, тариф установленный «Татарстанпочтасы» -филиал ФГУП «Почта России» за нанесение оттиска франкировальной машины является экономически необоснованным (завышенным), при котором нагрузка перекрестного субсидирования отнесена на потребителей приобретающих услугу франкирование письменной корреспонденции, т.е. на юридических лиц.

Таким образом, действия ФГУП «Почта России» в лице «Татарстанпочтасы» - филиал ФГУП «Почта России», занимающего доминирующее положение на рынка услуг по пересылке внутренней письменной корреспонденции, выразившиеся в установлении и взимании с отправителей почтовой корреспонденции отдельной пла­ты за нанесение оттиска франкировальной машины на письменную корреспонден­цию, являются нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции».

Доводы заявителя в части того, что к полномочиям антимонопольного органа не относится рассмотрение вопросов нарушения порядка ценообразования, подлежат отклонению.

В соответствии с пунктом 5.3.1.26 Положения о Федеральной службе по тари­фам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 332 ФСТ России на основании и в порядке, установленных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, уста­навливает (утверждает, регистрирует) тарифы на пересылку внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей).

При этом, вышеуказанным Положением, к полномочиям ФСТ России не отне­сен вопрос проверять правильность применения ФГУ «Почта России» тарифа на пе­ресылку внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бан­деролей).

В соответствии пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 24.10.2005 N 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электро­связи и общедоступной почтовой связи» (далее - Постановление N 637) регулируе­мые тарифы на услуги связи рассчитываются на основе данных, полученных в ходе раздельного учета расходов, осуществляемого оператором связи.

В частности ФГУП «Почта России» обеспечивает предоставление в ФСТ Рос­сии информацию:

- информацию по таблицам N1, N2 приложения N 1 к Положению о ведении операторами почтовой связи раздельного учета доходов и расходов по оказываемым услугам почтовой связи, утвержденному приказом Мининформсвязи России от 11 сентября 2007 года N 107;

- бухгалтерской (формы 1, 2) и статистической (формы 5-связь, 15-связь, 65-связь, 5-3, 1-предприятие) отчетности;

- информацию в соответствии с приложениями N 1, N 2 к Методике расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, подлежащих применению при формировании регулируемых тарифов на услуги общедоступной почтовой связи, утвержденной приказом ФСТ России от 22 сентября 2009 года N 211-c/l.

Таким образом, тарифы на универсальные услуги почтовой связи устанавлива­ются ФСТ России на основании, документов, представленных непосредственно ФГУП «Почта России» и как было указано выше по тексту к полномочиям ФСТ России не отнесен вопрос проверять (контролировать) правильность применения ФГУП «Почта России» вышеуказанного тарифа, в том числе правильность запол­нения ФГУП «Почта России» вышеуказанных форм.

При этом, действующий Кодекс об административных правонарушений Рос­сийской Федерации позволяет четко разграничить применение двух норм (статья 14.6 - ФСТ России и статья 14.31 - антимонопольный орган) о нарушении порядка ценообразования по субъекту, правомочному осуществлять контроль над примене­нием цен и тарифов.

Таким образом, учитывая, что на дополнительные услуги, тарифы на которые самостоятельно устанавливают филиалы ФГУП «Почта России», не распростра­няются правила государственного регулирования цен и тарифов, ФСТ России не правомочно осуществлять контроль над установлением, и применением, тарифов на дополнительные услуги почтовой связи, установленные ФГУП «Почта России» или его филиалами.

Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи» антимонопольному органу предоставлены полномочия по осуществлению контроля за деятельностью операторов почтовой связи, в том чис­ле в части ценообразования.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи» федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление деятельностью в области почтовой связи, во взаимодействии с феде­ральным антимонопольным органом содействует развитию товарных рынков и кон­куренции, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобро­совестной конкуренции при оказании услуг почтовой связи.

Операторы почтовой связи, занимающие доминирующее положение на рынке услуг почтовой связи и совершающие действия, которые имеют либо могут иметь своими последствиями существенные ограничения конкуренции, ущемление инте­ресов других граждан и организаций, создание и поддержание дефицита услуг поч­товой связи либо повышение тарифов на них, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следовательно, действия «Татарстанпочтасы» - филиал ФГУП «Почта России», выразившиеся в установлении и взимании с отправителей почтовой корреспонденции сверх установленного Федеральной службой по тарифам Российской Федерации тарифа за пересылку внутренней письменной корреспонденции дополнительной платы за услуги по нанесению государственных знаков оплаты, ущемляют интересы отправителей письменной корреспонденции и подпадают под действие пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции».

Доводы заявителя в части того, что  антимонопольным органом неправильно определены продуктовые границы рынка также подлежат отклонении.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи отнесены к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно    пункту    1    Перечня    услуг    общедоступной    электросвязи иобщедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637, к услугам    общедоступной    почтовой    связи    относится    пересылка    внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи» услуги почтовой связи - действия или деятельность по приему, обработке,  перевозке,  доставке (вручению)  почтовых отправлений,  а также осуществлению почтовых переводов денежных средств.

Универсальные услуги почтовой связи - услуги почтовой связи
удовлетворению нужд пользователей услуг почтовой связи в обмене письменной
корреспонденцией в пределах территории Российской Федерации и по доступным
ценам.

Таким образом, действия или деятельность по приему, обработке, перевозке и доставке письменной корреспонденции отнесены к универсальным услугам почтовой связи.

Следовательно, ФГУП «Почта России» занимает доминирующее положение на рынке услуг по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей, простых, заказных, с объявленной ценностью) на  территории Российской Федерации, в том числе на территории Республики Татарстан.

Учитывая, что действия оператора связи по нанесению оттиска франкировальной машины неразрывно связано с оказанием услуг почтовой связи, а именно по пересылке внутренней письменной корреспонденции, ФГУП «Почта России» занимает доминирующее положение на рынке оказания данной дополнительной услуги.

Вышеизложенное согласуется с письменной позицией Роскомнадзора по Республике Татарстан (исх. 1887-03/16 от 18.03.2015г.) согласно которой, владелец разрешения на применение франкировальной машины не имеет возможности оказывать услуги по нанесению оттисков франкировальной машины, так как здесь усматриваются признаки нарушений статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе:

статьи 13.10 - изготовление в целях сбыта либо сбыт заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты, международных ответных купонов, использование заведомо поддельных клише франкировальных машин, почтовых штемпелей или именных вещей;

-    статьи 14.1. - осуществление предпринимательской деятельности без
государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).

В части требований, касающихся оспаривания постановления по делу об административном правонарушении, суд также не находит оснований для их удовлетворения.

По результатам рассмотрения дела №05-225/2015 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия признала ФГУП «Почта России»  нарушившим пункт 10 часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», в части неправомерного  взимания с отправителей внутренней почтовой корреспонденции (простых отправлений весом более 20 г.р., заказных и партионных отправлений) отдельной платы за нанесение оттиска франкировальной машины.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции»   за   нарушение   антимонопольного   законодательства   коммерческие организации   и   их   должностные   лица   несут   ответственность,   предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Совершение ФГУП «Почта России»  указанных выше действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с п.10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вышеуказанные действия совершены ФГУП «Почта России»  в период 2013-2015 г.г.

Местом    совершения    вышеуказанного    административного    правонарушения является Республика Татарстан.

Датой  выявления   административного   правонарушения   является   дата   издания приказа    о    возбуждении    дела    №05 -225/2014    о    нарушении    антимонопольного законодательства -01.07.2014г.

В соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Согласно    части    1    статьи    4.5    КоАП    РФ    постановление    по    делу    об административном правонарушении за нарушение антимонопольного законодательства может    быть    вынесено    по    истечении    одного    года    со    дня    совершения административного правонарушения. В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-«О защите конкуренции», дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Факт совершения ФГУП «Почта России»  нарушения антимонопольного законодательства зафиксирован в решении по делу №05-225/2014 о нарушении антимонопольного законодательства от 24.03.2015 года.

Таким образом, день, с которого начинают исчисляться сроки давности привлечения ФГУП «Почта России»   к административной ответственности за совершение предприятием действий, признаваемых недопустимыми в соответствии с нормами антимонопольного законодательства, является 24.03.2015 года - день вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения ФГУП «Почта России» антимонопольного законодательства.

В силу части 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, действия ФГУП «Почта России»  указывают на событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок расчета суммы штрафа установлен пунктом 4 Примечания к статье 14.31 КоАП РФ, в соответствии с которым за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, административной штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.   При   наличии  обстоятельств,   смягчающих   административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 1.3. Порядка проведения анализа состояния
конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной
антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. N 220 определение продуктовых
границ товарного рынка, производится согласно сферам деятельности субъектов
естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17
августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Доводы заявителя в части того, что расчет административного штрафа должен  производиться исходя из  выручки, полученной УФПС «Татарстан почтасы» - филиал ФГУП «Почта России» от предоставления услуг по нанесению оттиска франкировальных машин, подлежат отклонению, поскольку  выделить из рынка услуг по пересылке внутренней письменной  корреспонденции действия операторов связи по нанесению оттисков  франкировальной машины, не представляется возможным ввиду их технологической и экономической неразрывности (взаимообусловленности). Вышеуказанные действия являются составной частью универсальной услуги: почтовой связи, связанной с приемом и отправкой письменной корреспонденции в кассе объекта почтовой связи ФГУП «Почта России».

Согласно информации о сумме выручки, представленной УФПС «Татарстан почтасы» - филиал ФГУП «Почта России» сумма выручки от предоставления услуг по пересылке внутренней письменной корреспонденции по итогам работы за 2013 год составила 659 459 060,00 рублей (без НДС), общая сумма выручки 2 479 776 780рублей.

Минимальный штраф - 1 978 377,18 рублей, но не менее 100 000 рублей.

Максимальный штраф - 19 783 771,80 рублей, но не более 49 595 535,60 рублей.

Таким образом, сумма административного штрафа (без учета отягчающих и смягчающих обстоятельств): (19 783 771,80 - 1 978 377,18)/2 + 1 978 377,18 = 10 881 074,49 (десять миллионов восемьсот восемьдесят одна тысяча семьдесят четыре рубля 49копеек).

В ходе рассмотрения настоящего дела в действиях ФГУП «Почта России»  отягчающих обстоятельств не установлено.

Между тем, в ходе рассмотрения настоящего дела должностным лицом Татарстанского УФАС России было установлено 2 смягчающих обстоятельства: оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу,: уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; основной вид деятельности носит социально-значимый характер.

Таким образом, учитывая наличие двух смягчающих обстоятельств, с учетом; положений 4.1, 4.2, 4.3, 14.31, 14.32 КоАП РФ, размер административного штрафа равен: 10 881 074,49 - 2 х ((19 783 771,80 - 1 978 377,18)/8) = 6 429 725,84 (шесть; миллионов четыреста двадцать девять тысяч семьсот двадцать пять рублей 84копейки) рублей.

Наличие в действиях  заявителя, состава   административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ, подтверждается вышеизложенными  выводами суда.

Процессуальных нарушений, в части извещения  лица, в отношении  которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судом  не установлено. Надлежащие уведомления о времени и месте  составления протокола об административном правонарушении и  рассмотрении  дела представлены в материалах дела.

Суд о возможном применении положений ст. 2.9 КоАП РФ не усматривает.

При таких обстоятельствах, суд признает правомерным привлечение заявителя к административной ответственности, предусмотренной  ч.2 ст.14.31 КоАП РФ.

С учетом изложенного, суд не находит правовых оснований  для удовлетворения заявленных требований и отмены оспариваемого постановления ответчика.

Заявителем при подаче заявления в суд была уплачена государственная пошлина в размере 3000 рублей, в соответствии с п.3 ч.1 ст. 333.21 НК РФ.

Согласно ст. 110 АПК РФ уплаченная при подаче заявления госпошлина относится на заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 198, 201, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Арбитражный суд Республики Татарстан,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Татарстан.

Судья                                                                                         Б.Ш. Ситдиков