АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
420014, Республика Татарстан, г. Казань, Кремль, корп.1, под.2
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 292-07-57
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Казань Дело №А65-17501/2009-СА2-34
14 октября 2009 года
Резолютивная часть решения оглашена 07 октября 2009 года. Полный текст решения изготовлен 14 октября 2009 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Егоровой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Егоровой М.В.,
с участием представителей:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 29.08.2009 г.,
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 05.10.2009 г. №5-0-11/12916, ФИО3 по доверенности от 04.09.2009 г. №5-0-11/11283,
от третьего лица: ФИО4 по доверенности от 15.09.2009 г. №30,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО5, г. Зеленодольск, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Республике Татарстан, г. Зеленодольск, о признании незаконными и отмене вынесенных 15 июня 2009 года заместителем начальника МРИ ФНС России №8 по РТ решений о привлечении к налоговой ответственности №1186/13-к, №1187/13-к, №1188/13-к,
У С Т А Н О В И Л :
Индивидуальный предприниматель ФИО5, г. Зеленодольск (далее - заявитель) обратилась с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Республике Татарстан, г. Зеленодольск (далее - ответчик) о признании незаконными и отмене вынесенных 15 июня 2009 года заместителем начальника МРИ ФНС России №8 по РТ решений о привлечении к налоговой ответственности №1186/13-к, №1187/13-к, №1188/13-к.
Определением Арбитражного суда РТ от 25 августа 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление ФНС России по РТ.
Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал и пояснил, что в период 2006-2008 г.г. конкретный размер кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов РТ не был определен, что не позволяло налогоплательщикам исчислить размер земельного налога. Кроме того, постановление Кабинета Министров РТ №100 от 18.02.2003г. «Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов РТ» не было опубликовано в полном объеме с приложением.
Ответчик в судебном заседании требования заявителя не признал, пояснил, что в силу ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговая база налогоплательщиком определяется в отношении каждого земельного участка самостоятельно, на основании сведений государственного земельного кадастра.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка представленных заявителем налоговых деклараций по земельному налогу за 2006 год, 2007 год и 2008 год. В ходе проверки налоговый орган установил, что налогоплательщик в нарушение ст.398 НК РФ представил налоговые декларации по земельному налогу 23.03.2009 г. при сроке представления не позднее 1 февраля года, следующим за истекшим налоговым периодом.
Нарушение срока представления составило за 2006 год - свыше 180 дней и 17 полных и 1 неполный месяц, за 2007 год - свыше 180 дней и 5 полных и 1 неполный месяц и за 2008 год - 1 полный и 1 неполный месяц. Согласно данным деклараций, сумма налога, подлежащая уплате, составила 19 149 руб. по каждому налоговому периоду.
По фактам нарушения налоговым органом составлены акты проверки 15.05.2009 г. №1187/13-к, №1188/13-к и №1186/13-к по соответствующим налоговым периодам.
На основании актов проверки с учетом возражений заявителя налоговым органом приняты решения от 15.06.2009 г. о привлечения заявителя к налоговой ответственности за каждый налоговый период №1187/13-к, №1188/13-к и №1186/13-к.
Как следует из решения №1187/13-к от 15.06.2009 г., налоговый орган на основании п.2 ст.119 НК РФ с учетом положения п.3 ст.114 НК РФ, привлек заявителя к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 20 107 руб. за непредставление в установленный срок налоговой декларации по земельному налогу за 2006 год.
Решением №1188/13-к от 15.06.2009 г. заявитель привлечен к налоговой ответственности по п.2 ст.119 НК РФ с учетом положения п.3 ст.114 НК РФ в виде штрафа в сумме 8 617 руб. за непредставление в установленный срок налоговой декларации по земельному налогу за 2007 год.
Решением №1186 /13-к от 15.06.2009 г. заявитель привлечен к налоговой ответственности по п.1 ст.119 НК РФ с учетом положения п.3 ст.114 НК РФ в виде штрафа в сумме 958 руб. за непредставление в установленный срок налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год.
Заявитель не согласился с решениями налогового органа и подал апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган.
Управление ФНС России по РТ решениями №508 - №510 от 05.08.2009 г. оставило жалобу предпринимателя без удовлетворения.
В последствии налогоплательщик обратился в суд.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п.3 ст.398 НК РФ налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
В силу п.1 ст.119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня (п.2 ст.119 НК РФ).
Факт несвоевременного представления налоговых деклараций за 2006-2008 г.г. установлен материалами дела и заявителем не оспаривается.
Соответственно, налоговый орган с учетом количества дней просрочки правомерно применил ответственность по ст.119 НК РФ и, принимая во внимание смягчающие вину обстоятельства, снизил размер штрафа, в порядке п.3 ст.114 НК РФ, в два раза.
Доводы заявителя относительно того, что в период 2006-2008 г.г. конкретный размер кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов РТ не был определен, что не позволяло налогоплательщикам исчислить размер земельного налога, суд считает не состоятельными.
В соответствии с п.1, п.3 ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п.14 ст.396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года (редакция, действующая в 2006 г. - 2007 г.).
В целях реализации п.14, действовавшего в 2006-2007 г.г., представительным органом муниципального образования «город Зеленодольск» Зеленодольского муниципального района РТ принято решение о земельном налоге на 2006 год от 29.11.2005 г. №18, где в пункте п.5 установлено, что кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2006 года подлежит доведению территориальным отделом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости до сведения налогоплательщиков путем уведомления в срок до 1 марта 2006 года.
В ст.22 Федерального закона №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (действующей до 1 марта 2008 года) указано, что сведения государственного земельного кадастра об определенном земельном участке, в том числе о земельном участке, государственный кадастровый учет которого был проведен в установленном порядке до вступления в силу настоящего Федерального закона, предоставляются в виде выписок по месту учета данного земельного участка за плату или бесплатно в срок не более чем через десять рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении указанных сведений.
Выписки, содержащие сведения об определенном земельном участке, подготавливаются в форме кадастрового плана такого земельного участка.
Получение заявлений о предоставлении сведений государственного земельного кадастра подтверждается выдачей заявителям соответствующих расписок.
Об этом также указало Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в письме от 06.10.2009 г. №1959.
С 1 января 2008 года в пункт 14 ст.396 НК РФ внесены изменения, согласно которым по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
В Постановлении Правительства РФ от 07.02.2008 г. №52 указано, что территориальные органы Роснедвижимости в целях налогообложения бесплатно предоставляют плательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости по их письменному заявлению в порядке, установленном ст.14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ. В постановлении также отмечено, что ранее, до 1 марта 2008 года, указанные сведения предоставлялись в порядке, определенном ст.22 Федерального закона №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».
Кроме того, сведения размещаются на официальном сайте Роснедвижимости.
Таким образом, как в 2006-2007 г.г., так и после 1 марта 2008 года заявитель обязан был обратиться с заявлением в соответствующий орган, осуществляющий ведение земельного кадастра для получения информации по кадастровой стоимости определенного земельного участка.
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, он не обращался в соответствующий орган с заявлением о предоставлении информации по кадастровой стоимости земельного участка. Последняя выписка из земельного кадастра датирована апрелем 2005 года (л.д.94, 95).
Кроме того, порядок проведения государственной кадастровой оценки земель поселений на республиканском уровне и на уровне районов и городов установлен Постановлением Кабинета Министров РТ «О проведении государственной кадастровой оценки земель» от 05.05.2001 г. №48, результаты оценки согласованы Роснедвижимостью и утверждены Постановлением Кабинета Министров РТ №100 от 18.02.2003 г. Данным постановлением установлена Кадастровая стоимость земель поселений на территории Республики Татарстан, включая земли Зеленодольского района и г. Зеленодольска. Данное постановление действовало до 1 января 2009 года.
В представленных декларациях за 2006-2008 г.г. налогоплательщиком использовались данные согласно вышеуказанного постановления. Сведения о кадастровой стоимости размещены на официальном сайте Роснедвижимости с 2006 года, что подтверждается письмом Роснедвижимости от 10.08.2006 г. №ВС/0611.
Доводы заявителя об отсутствии публикации в печати Результатов государственной кадастровой оценки земель в РТ - приложения к постановлению Кабинета министров РТ №100 от 18.02.2003 г. «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений», не являются доказательством невозможности исчисления земельного налога.
В силу части 3 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт или отдельные его положения не подлежат применению и должны быть приведены в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, если они (эти положения) признаны арбитражным судом недействующими, и - с момента вступления в законную силу решения суда по данному вопросу. Однако, как видно из имеющихся в деле документов, требования о признании недействующим постановления Кабинета Министров РТ №100 от 18.02.2003 (включая результаты государственной кадастровой оценки земли в Республике Татарстан - в качестве приложения) ни заявителем, ни какой-либо организацией или государственным органом в судебном порядке не заявлялись, судебные акты по данному вопросу отсутствуют.
К такому выводу также пришел ФАС ПО, указав об этом в постановлении от 28 марта 2008 года по делу №А65-20131/07-СА2-41.
Принимая во внимание вышеизложенное, заявитель имел реальную возможность исчислить земельный налог и своевременно отразить его в налоговой декларации. Соответственно, налоговый орган правомерно привлек заявителя к налоговой ответственности за непредставление налоговых деклараций по земельному налогу в установленные сроки.
В части требований об отмене вынесенных 15 июня 2009 года заместителем начальника МРИ ФНС России №8 по РТ решений о привлечении к налоговой ответственности №1186/13-к, №1187/13-к, №1188/13-к, производство по делу подлежит прекращению на основании п.1 ст.150 АПК РФ, как не подведомственное арбитражному суду (ст.ст.27-29 АПК РФ).
В соответствии со ст.110 АПК РФ государственная пошлина относится на заявителя.
Руководствуясь ст.ст.110, 150, 167-170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Индивидуального предпринимателя ФИО5, г. Зеленодольск, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Республике Татарстан, г. Зеленодольск, о признании незаконными вынесенных 15 июня 2009 года заместителем начальника МРИ ФНС России №8 по РТ решений о привлечении к налоговой ответственности №1186/13-к, №1187/13-к, №1188/13-к, отказать.
В части требований об отмене вынесенных 15 июня 2009 года заместителем начальника МРИ ФНС России №8 по РТ решений о привлечении к налоговой ответственности №1186/13-к, №1187/13-к, №1188/13-к, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан в месячный срок.
Судья М.В. Егорова