ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-18001/13 от 16.10.2013 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru http://www.tatarstan.arbitr.ru

Тел. (843) 294-60-00

_____________________________________________________________________________

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Казань Дело№А65-18001/2013

Резолютивная часть Решения объявлена 9 октября .2013г.

Текст Решения в полном объеме изготовлен 16 октября 2013г.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе судьи Кириллова А.Е., при ведении протокола секретарем судебного заседания Нигаматуллиной З.З., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя Абдрахманова Рустема Фаязовича, г.Казань к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Республике Татарстан, г.Казань о признании незаконным Решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов" от 11.06.13, принятое Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 18 по РТ в отношении ООО "ТехноТранс", с участием: от заявителя – Мамонтов С.Г. по доверенности от 03.09.2013 года; от ответчика – Пермякова И.О.по доверенности от 27.09.2013 года,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Абдрахманов Рустем Фаязович, г.Казань (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Республике Татарстан, г.Казань (далее - ответчик) о признании незаконным Решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов" от 11.06.13, принятое Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 18 по РТ в отношении ООО "ТехноТранс".

Заявитель в судебном заседании поддержал требования в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.

Ответчик требования заявителя не признала, просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Как усматривается из материалов дела, в Инспекцию 4 июня 2013г. от заявителя Абдрахманова Р.Ф. представителем по доверенности Гильманова Д.Р. были представлены документы на государственную регистрацию Общества с ограниченной ответственностью «ТехноТранс» (далее ООО «ТехноТранс») при создании, а именно: заявление по форме Р11001 (вх.№20254А), подписанное Абдрахмановым Р.Ф., при этом подпись нотариально удостоверена; документ об уплате государственной пошлины; устав в двух экземплярах; решение об учреждении Общества с ограниченной ответственностью «ТехноТранс» от «03» июня 2013г.; акт №1 приема имущества в собственность обществу с ограниченной ответственностью «ТехноТранс» от «3» июня 2013г., доверенность.

В ходе рассмотрения представленных документов было выявлено, что представленных на государственную регистрацию документах указаны
 противоречивые сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица: в
 разделе 3 адрес (местно нахождения) заявления по форме Р11001 указан адрес -
 420087, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Рихарда Зорге, д.5а, офис 57, при
 этом, в учредительных документах общества (уставе) указан адрес - 420087,
 Республика Татарстан, г. Казань, ул. Рихарда Зорге, д.5а, кв.57. Таким образом, указанный адрес в заявлении по форме Р11001 отличен от адреса, указанного в Уставе общества с ограниченной ответственностью «ТехноСервис».

Регистрирующий орган вынес Решение от 11.06.13г. №20254А об отказе в государственной регистрации юридического лица, в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов, указав в Решении две причины для отказа: "в разделе 3.3. (Адрес место нахождения) заявления, содержатся сведения о месте нахождении Общества, в изменениях : 420087, Республика Татарстан, г.Казань, ул.Рихарда Зорге, д.5а, офис 57, что отлично от сведений, содержащихся в уставе ООО "ТехноТранс" : 420087, Республика Татарстан, г.Казань, ул. Рихарда Зорге, д.5а, кв. 57", а также на том основании, что: "фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям п.3 ст. 1474 ГК РФ: фирменное наименование (тождественное или сходное до степени смешения) Общество с ограниченной ответственностью "ТехноТранс" уже внесено в Единый государственный реестр юридических лица.

Не согласившись с полученным отказом, заявитель обжаловал его в Арбитражный суд Республики Татарстан.

Суд, исследовав представленные сторонами доказательства и доводы, заявленные ими, в удовлетворении заявленных требований отказал, руководствуясь нижеследующим.

В соответствии с п.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявитель требует признать незаконным отказ в государственной регистрации юридического лица, полагая, что основания приведенные ответчиком, не могут быть причинами для отказа в государственной регистрации. Заявитель считает, что указанные основания не входят в исчерпывающий перечень, установленный частью 1 статьи 23 Закона о регистрации, а часть 2 той же статьи обязывает регистрирующий орган указать "основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи". Заявитель указал, что указание «офис» вместо сокращения «кв» является допустимой опечаткой, которая допущена с тем, чтобы «приукрасить» фактическое положение вещей, а также то, что налоговый орган в силу ст. 1474 ГК РФ, не имел права требовать прекращения нарушения прав правообладателя «ТехноТранс».

В ведение Межрайонной ИФНС России №18 по Республике Татарстан (далее
 - Инспекция) отнесены отношения, регулируемые Федеральным законом «О
 государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ от 08.08.2001 года (далее Закон №129-ФЗ) возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменении в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона № 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Сведения, содержащиеся в государственных реестрах, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

Положениями Закона №129-ФЗ установлен перечень документов, необходимый для каждого вида государственной регистрации.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным Органом исполнительной власти. Пунктом 1 ст.8, п.3 ст.23 Закона №129-ФЗ установлено, что решение о государственной регистрации либо решение об отказе в государственной регистрации принимается в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

В соответствии со ст.1 Закона №129-ФЗ законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ст. 52 ГК РФ, п. 2 ст. 12 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ от 08.02.1998 г. устав общества должен содержать сведения о месте нахождения общества. Согласно п.п. "в" п. 1 ст. 5 Закона №129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

В соответствии с приказом ФНС России от 31.08.2011 №ММВ-7-1/525@ «Об утверждении Единых требований к описанию адресов ведения ведомственных информационных ресурсов»: «адрес - структурированное в соответствии с федеративным устройством Российской Федерации и территориальным устройством субъекта Российской Федерации, планировочной структурой, структурой улично-дорожной сети, описание местоположения объекта адресации, однозначно его определяющее среди других объектов адресации того же типа.

В качестве элементов адреса, идентифицирующих адресуемый объект, используются номера домов, владений, домовладений, корпусов, строений, сооружений, помещений (в том числе квартир, комнат, офисов), земельных участков, гаражных боксов и т.п.».

Таким образом, из вышеуказанного, следует, что указанные заявителем адреса (места нахождения) общества в заявлении по форме Р11011 и в Устав общества с ограниченной ответственностью «ТехноТранс» нельзя считать однородными, ввиду того, что дом 5а офис 57 и дом 5а квартира 57 - фактически являются отдельными объектами местоположения адреса, имеющими отличную нумерацию, ни как не связанную друг с другом.

Согласно п.4 ст. 5 Закона №129-Фз записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.

В соответствии с п. 10 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления, содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 №438, в запись государственного реестра на электронном носителе включаются сведения о юридическом лице в соответствии с требованиями Федерального закона по перечню, согласно Приложению №2 к указанным Правилам. Обязательным условием включения конкретного показателя в запись является его наличие в документах, используемых для внесения сведений в государственный реестр.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона №129-ФЗ содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 6 Закона №129-ФЗ.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ) и пунктом 20 «Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений» (далее - Правила ведения ЕГРЮЛ), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 №438, сведения из ЕГРЮЛ предоставляются о юридическом лице по запросу, составленному в произвольной форме с указанием необходимых сведений.

Как указывалось выше, в соответствии со ст. 12 Закона №129-ФЗ, учредительные документы юридического лица представляются в регистрирующий орган в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности).

Таким образом, государственная регистрации юридического лица ООО «ТехноТранс» по пакету документов вх.№20254А от 04 июня 2013г. повлекла бы за собой: содержание недостоверных сведений в государственном реестре, в том числе на бумажном носителе (один из экземпляров устава остается у регистрирующего органа и хранится в регистрационном деле), ввиду того, что в ЕГРЮЛ содержались бы отличные от устава сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица. При этом, второй экземпляр устава был бы выдан заявителю, с отметкой регистрирующего органа, т.е. содержащий недостоверные сведения, что не допустимо, т.к. содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными.

Таким образом, «опечатка», повлекла бы за собой необратимые правовые последствия, т.к. регистрация юридического лица была осуществлена с нарушением действующего законодательства.

Таким образом, указание в адресе заявителя в заявлении наименования «кв», а в уставе «офис» является неустранимым противоречием, поскольку в доме могут находиться как квартира так и офис, данные наименования являются разными и применение одного из указанных адресов исключает применение второго, из чего следует, что либо в уставе, либо в заявлении был указан недостоверный адрес, что по закону не допускается.

Довод заявителя, что ответчик не имел права указывать, на то, что фирменное наименование юридического лица не соответствует п. 3 ст.1474 ГК РФ, со ссылкой на отсутствие полномочий на защиту интересов правообладателя наименования «ТехноТранс», основан на не верной оценке обстоятельств по делу. Нарушением прав правообладателя был бы факт регистрации предприятия с таким названием, а не подача заявления на регистрацию, и отказываясь от нарушения прав третьих лиц, ответчик действует в своих интересах, чтобы самому избежать неблагоприятных последствий.

Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, возлагается на соответствующие органы. Арбитражный суд в силу предоставленных ему статьей 71 АПК РФ полномочий оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. При этом никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

В соответствии с ч.2 ст.9 КоАП РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В рассматриваемом случае доводы заявителя опровергаются представленным им по делу доказательствами.

В соответствии с о ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа может быть признан судом недействительными при одновременном наличии двух групп оснований - не соответствие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.

В соответствии с п.3 ст.201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Все остальные доводы истца и ответчика исследованы и признаны не влияющими на правовую оценку оспариваемого акта.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 АПК РФ, Арбитражный суд Республики Татарстан,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый Арбитражный апелляционный суд, г.Самара в месячный срок через Арбитражный суд Республики Татарстан.

Судья А.Е.Кириллов