ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-18156/15 от 07.10.2015 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Кремль, корп.1 под.2,  г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 294-60-00

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Казань                                                                                                      Дело № А65-18156/2015

Дата принятия решения –   октября 2015 года .

Дата объявления резолютивной части –  07 октября 2015 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Абульхановой Г.Ф.,при ведении протокола секретарем судебного заседания Кадыровой А.З., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом МТЗ-ЕлАЗ", Елабужский район, г. Елабуга к ответчику – Межрайонной инспекции Федеральная налоговая служба по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, г.Казань о признании недействительным решения от 12.05.2015 №112-ЮЛ/К,

В судебном заседании участвуют представители

от заявителя – ФИО1, доверенность от 16.06.2015

от ответчика – ФИО2, доверенность от 13.03.2013.

от третьего лица – ФИО3, доверенность от 24.11.2014

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом МТЗ-Елаз» (далее – заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 112-ЮЛ/К от 12.05.2015, вынесенного Межрайонной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан (далее – ответчик, налоговый орган), и об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.

Определением суда от 05.08.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление ФНС России по Республике Татарстан.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, по доводам, изложенным  в заявлении.

Представитель ответчика требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – УФНС России по РТ поддержал позицию ответчика,  по основаниям, изложенным в отзыве.

Как установлено материалами дела, ответчиком  проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2014 г., представленной заявителем 25.11.2014.

По результатам проведения проверки был составлен акт от 11.03.2015 № 29-ЮЛ/К, на который заявителем были представлены возражения.

По результатам рассмотрения материалов проверки ответчиком было принято решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 12.05.2015 № 112-ЮЛ/К (т. 1, л.д. 49-63). Указанным решением налоговый орган доначислил налогоплательщику НДС за 3 квартал 2014 г. в размере 3 362 233 руб., предложил уплатить вышеуказанную сумму налога, а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

 Заявитель обжаловал решение налогового органа в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан. Решением от 01.07.2015 № 2.14-0-18/015848@ Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан апелляционная жалоба общества была оставлена без удовлетворения, решение ответчика без изменения (т. 1, л.д. 64-66).

Заявитель, не согласившись с решением об отказе в привлечении к ответственности, обратился в суд с настоящим заявлением.

Изучив и исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд  считает требования заявителя  подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Основанием для доначисления налоговым органом налога на добавленную стоимость послужили выводы о неправомерном применение заявителем налоговой ставки 0% к операциям по реализации товаров (работ, услуг) на сумму 19 429 282 руб., а также о неправомерном применении  по данной реализации вычетов НДС в размере 3 362 233 руб., поскольку ставка 0% инспекцией не подтверждена.

В обоснование правомерности  отказа налогоплательщику в применении ставки налога 0%  инспекция указывает,  что: при передаче товаров заявителем в свой филиал, зарегистрированный в Республике Казахстан, не происходит перехода права собственности на товары; такая передача не может быть признана реализацией товаров, а является перемещением товаров внутри одной организации; филиал не обладает правоспособностью юридического лица; при передаче товаров налогоплательщиком в филиал не возникает объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость; для подтверждения ставки 0% налогоплательщик обязан представить договоры, товарные накладные, товарно-транспортные накладные, заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, оформленные в рамках отношений не с филиалом, а с покупателями-организациями, зарегистрированными в Республике Казахстан.

Заявитель в обоснование своей позиции указывает, что  филиал ООО «Торговый дом МТЗ-Елаз» в целях налогообложения признается самостоятельным юридическим лицом; вывоз товаров российской организацией в свой филиал, расположенный в Республике Казахстан, отвечает всем признакам экспортной операции; налоговым органом на налогоплательщика возложена заведомо невыполнимая обязанность по представлению пакета документов, подтверждающих ставку 0%, которые не могут быть собраны налогоплательщиком  в силу норм налогового законодательства РФ и Республики Казахстан.

Материалами дела установлено, сторонами не оспаривается с отражением инспекцией в оспариваемом решении,  что  налогоплательщиком в течение 3 квартала 2014 г. вывозились товары в Республику Казахстан, в филиал ООО «ТД МТЗ-Елаз», зарегистрированный по законодательству Республики Казахстан.

При вывозе товаров были оформлены договоры поставки товаров, заключенные с филиалом ООО «Торговый дом МТЗ-Елаз», с правом последующей продажи, счета-фактуры, товарные накладные, международные товарно-транспортные накладные СМР; заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налогового органа Республики Казахстан (т. 1, л.д. 109-151, т. 2, л.д. 1-56). Данные документы заявителем представлены на налоговую проверку, что отражено инспекцией в оспариваемом  решении.

Товары (трактора и запасные части к ним), вывезенные налогоплательщиком в филиал в Республике Казахстан, впоследствии  реализованы филиалом по договорам купли-продажи покупателям, находящимся в Республике Казахстан, что такжде не  оспаривается налоговым органом.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются операции реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

При реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта,  налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

При этом в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ для целей настоящего Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации).

Таким образом, по российскому законодательству в целях налогообложения филиалы и представительства иностранных организаций, созданные на территории РФ, признаются самостоятельными юридическими лицами и самостоятельными налогоплательщиками, даже и в том случае, когда в соответствии с гражданским законодательством страны регистрации материнской компании такой филиал или представительство не являются самостоятельным корпоративным образованием и не имеют собственной правоспособности.

Такие же принципы признания филиала и/или представительства иностранной организации самостоятельным юридическим лицом в целях налогообложения закреплены и в законодательстве Республики Казахстан.

В соответствии с подп. 41 п. 1 ст. 12 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» лицо - физическое лицо и юридическое лицо; физическое лицо - гражданин Республики Казахстан, иностранец или лицо без гражданства; юридическое лицо - организация, созданная в соответствии с законодательством Республики Казахстан или иностранного государства (юридическое лицо-нерезидент). Для целей настоящего Кодекса компания, организация или другое корпоративное образование, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, рассматриваются в качестве самостоятельных юридических лиц независимо от того, обладают ли они статусом юридического лица иностранного государства, где они созданы.

Таким образом, и по российскому законодательству, и по законодательству Республики Казахстан, в целях налогообложения филиал иностранной организации признается отдельным самостоятельным юридическим лицом.

Аналогичные разъяснения даны налогоплательщику Налоговым департаментом по г. Алматы в письме от 10.12.2010. (т. 1, л.д. 68).

Филиал ООО «Торговый дом МТЗ-Елаз» в соответствии с п. 1.1. Положения о филиале, утв. Протоколом № 47 от 11.11.2010 (т. 1, л.д. 102-107), создан и осуществляет свою деятельность на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Филиал имеет свидетельство о регистрации, выданное 25.11.2010 Департаментом юстиции города Алматы Министерства юстиции Республики Казахстан, ему присвоен регистрационный номер (т. 1, л.д. 67).

Филиал является самостоятельным плательщиком налога на добавленную стоимость, что подтверждается свидетельством о постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость, выданным 20.12.2010  налоговым органом по месту учета в РК (т. 1, л.д. 68). Филиал имеет свой отдельный РНН.

В связи с этим суд приходит к выводу, что филиал российской организации, расположенный в Казахстане, в целях налогообложения должен рассматриваться в качестве самостоятельной организации, налогоплательщика иностранного государства.

Выводы суда в этой части согласуются с позицией ФАС Поволжского округа, изложенной в постановлении от 06.07.2010 по делу № А65-25917/2009, постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2013 г. по делу № А34-4940/2012, постановлении ФАС Уральского округа от 06.09.2013 г. по тому же делу, Письме Минфина РФ от 29.11.2006 N 03-04-08/243.

В соответствии с п. 1 ст. 212 Таможенного кодекса Таможенного союза экспортом признается таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.

В соответствии со ст. 1 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (действовавшего в проверенный период)  под экспортом товаров понимается вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками (плательщиками), с территории одного государства-участника таможенного союза на территорию другого государства-участника таможенного союза.

В соответствии  с п. 1 ст. 1 Протокола от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе» при экспорте товаров с территории одного государства – члена таможенного союза на территорию другого государства – члена таможенного союза налогоплательщиком (плательщиком) (далее – налогоплательщик)  государства – члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка налога на добавленную стоимость (далее – НДС) и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Положения Протокола, следовательно, не содержат обязательного условия о том, что контрагент должен обязательно быть иностранным юридическим лицом, существенным является наличие статуса налогового резидента иностранного государства и факт перемещения товара через государственную границу.

Таким образом, из вышеприведенных норм международных соглашений экспортом признается передача товаров от налогоплательщика одного государства – члена Таможенного союза   налогоплательщику другого государства – члена Таможенного союза (при условии фактического вывоза товара). Если товар вывезен российским налогоплательщиком из Российской Федерации в адрес другого самостоятельного налогоплательщика в Казахстане, такая операция полностью отвечает всем признакам экспортной операции, установленным как законодательством РФ, так и международными соглашениями, имеющими приоритет над нормами национального гражданского законодательства.

Поэтому суд соглашается с доводами заявмителя о том, что филиал заявителя в Республике Казахстан является самостоятельным налогоплательщиком и в целях налогообложения признается самостоятельной организацией, вывоз товаров заявителем в филиал отвечает всем законодательно установленным признакам экспорта – товары таможенного союза реализуются налогоплательщиком другому самостоятельному налогоплательщику, признаваемому юридическим лицом, созданному и действующему по законодательству Республики Казахстан.

Аналогичные разъяснения были даны Филиалу ООО «ТД МТЗ-Елаз» Налоговым департаментом по городу Алматы Налогового комитета Министерства финансов РК письмом от 29.08.2014 г. (т. 1, л.д. 73).

Подтверждением экспортного характера операции по вывозу товаров в филиал, расположенный в Казахстане, является и возникновение обязанности у филиала по уплате налога на добавленную стоимость по импортированным  товарам.

Национальным налоговым законодательством Республики Казахстан установлено, что в случае, если головное предприятие, не являющееся резидентом Республики Казахстан, передает своему структурному подразделению в Республике Казахстан товарно-материальные ценности не в целях дальнейшей реализации, необходимо уведомить налоговый орган по месту регистрации этого структурного подразделения о такой передаче и условиях их дальнейшего вывоза.

В то же время, если передача товарно-материальных ценностей производится своему структурному подразделению в целях их дальнейшей реализации на территории Республики Казахстан, то такая передача в соответствии со ст. 276-2 Налогового кодекса Республики Казахстан должна являться налогооблагаемым оборотом для этого структурного подразделения.

Данные разъяснения даны Филиалу ООО «ТД МТЗ-Елаз» Евразийской экономической комиссией письмом от 13.02.2015 г. (т. 1, л.д. 74).

Судом пор материалам дела установлено, инспекцией не оспаривается, что при вывозе товаров в филиал, расположенный в Республике Казахстан, заявителем оформлены  документы по экспортной операции, предусмотренные таможенным законодательством РФ.

Учитывая вышеизложенное, операции по вывозу налогоплательщиком товаров в филиал,  расположенный в Республике Казахстан, судом признаются операциями по реализации товаров на экспорт.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе" (действовавшего в проверенный период) для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства - члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):

1) договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним (далее - договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров; в случае лизинга товаров или товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) - договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей); договоры (контракты) на изготовление товаров; договоры (контракты) на переработку давальческого сырья;

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства - члена таможенного союза.

3) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме Приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее - Заявление) (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств - членов таможенного союза);

4) транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства - члена таможенного союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза. Указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством государства - члена таможенного союза;

5) иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства - члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.

Документы, предусмотренные настоящим пунктом, за исключением Заявления, не представляются в налоговый орган, если непредставление документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, одновременно с налоговой декларацией следует из законодательства государства - члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.

Судом установлено, что заявителем налоговому органу для обоснования применения ставки налога 0% вместе с налоговой декларацией были представлены договоры поставки товаров, заключенные с филиалом ООО «Торговый дом МТЗ-Елаз», с правом последующей продажи, счета-фактуры, товарные накладные, международные товарно-транспортные накладные СМР; заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налогового органа Республики Казахстан (т. 1, л.д. 109-151, т. 2, л.д. 1-56).

Следовательно, требования Протокола налогоплательщиком исполнены, представленные документы соответствуют требованиям законодательства и подтверждают право налогоплательщика на применение ставки 0%.

Довод налогового органа о том, что для подтверждения ставки 0% налогоплательщик обязан представить договоры, товарные накладные, товарно-транспортные накладные, заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, оформленные в рамках отношений не с филиалом, а с покупателями-организациями, зарегистрированными в Республике Казахстан, судом не принимается.

Как указано выше, в силу требований законодательства Республики Казахстан, налог на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Республики Казахстан обязан уплатить и уплачивает именно Филиал ООО «ТД МТЗ-Елаз». Соответственно, заявления о ввозе оформляются также Филиалом ООО «ТД МТЗ-Елаз» (т. 1, л.д. 109-112, 148-151, т. 2, л.д. 18-21, 33-43).

При дальнейшей реализации товаров покупателям-организациям, зарегистрированным в Республике Казахстан, Филиалом ООО «ТД МТЗ-Елаз» данная операция облагается  по ставке налога 12%, установленной п. 1 ст. 268 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)», а уплаченный при ввозе налог принимается к вычету.

Соответственно, покупатели-организации, зарегистрированные в Республике Казахстан, не имеют возможности оформить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Оформление такого заявления противоречит законодательству Республики Казахстан и влечет отказ налоговых органов в  соответствующем его оформлении с проставлением на нем отметок.

Кроме   того, транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза, оформляются заявителем при вывозе товаров в филиал, при этом получателем значится филиал ООО «ТД МТЗ-Елаз».

Следовательно, суд соглашается с доводами налогоплательщика о том, что  транспортные документы о вывозе с территории Российской Федерации в адрес покупателя-организации, зарегистрированной в Республике Казахстан, в данном случае не оформляются и не могут быть оформлены, обратнгое лишает налогоплательщика возможности подтвердить ставку 0% .

В Постановлении от 27.05.2003 г. № 9-П Конституционный суд РФ указал, что конституционная обязанность платить налоги предполагает обязательность учета фактической способности налогоплательщика к уплате налога, обоснованность, недопустимость произвольных налогов, а также налогов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав, обязательность определения в законе всех элементов налогообложения, толкования неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах в пользу налогоплательщика.

Конституционный Суд РФ в Определениях от 16.01.2009 N 146-О-О, от 16.12.2008 N 1069-О-О и постановлении от 15.07.1999 N 11-П разъяснял, что ограничение прав и свобод возможно, только если оно соразмерно целям, прямо указанным в Конституции Российской Федерации.

Лишение налогоплательщика права на применение ставки 0% не может быть признано соответствующим основным началам налогового законодательства РФ и Конституции РФ.

При таких обстоятельствах суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 110, 112, 167–169, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить.

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, г.Казань от 12.05.2015 № 112 ЮЛ\К.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом МТЗ-ЕлАЗ", Елабужский район, г. Елабуга.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, г. Казань в пользу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом МТЗ-ЕлАЗ", Елабужский район, г. Елабуга (ОГРН <***>, ИНН <***>), адрес местонахождения: 423600, <...> Алабуга, ул. 9, корп. 1 расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.

Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать после вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый Арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца.

Председательствующий судья                                                    Г.Ф. Абульханова