АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 294-60-00
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Казань Дело № А65-18530/2014
Дата принятия решения – 17 октября 2014 года.
Дата объявления резолютивной части – 14 октября 2014 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе судьи Хамитова З.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зариповой Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Ипотечное агентство Республики Татарстан", РТ, г.Казань к Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан, РТ, г.Казань, о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении №300-01 от 03.07.2014г.,
с участием:
от заявителя – представитель ФИО1 по доверенности №11/14 от 17.03.2014г., представитель. ФИО2 по доверенности от 13.10.2014г.;
от ответчика – представитель ФИО3 по доверенности №02-11/24 от 31.03.2014г., представитель ФИО4 по доверенности от 02-15/2 от 09.01.2014г.
У С Т А Н О В И Л:
Открытое акционерное общество "Ипотечное агентство Республики Татарстан", РТ, г.Казань обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан, РТ, г.Казань, о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении №300-01 от 03.07.2014г.
Судом 07.10.2014г., в порядке ст.163 АПК РФ объявлен перерыв в судебном заседании до 15ч. 00 мин. 14.10.2014г. для вызова в судебное заседание старшего инженера ПТО ОАО "Ипотечное агентство Республики Татарстан" ФИО2
Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном Интернет-сайте Арбитражного суда Республики Татарстан: www.tatarstan.arbitr.ru.
Судебное заседание после вышеуказанного перерыва было продолжено в 15 часов 00 мин. 14.10.2014г., в соответствии с ч.4 ст.163 АПК РФ.
Представитель заявителя требования поддержал.
Представитель ответчика требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Как следует из материалов дела, в период с 16.06.2014 г. по 18.06.2014 г. по Распоряжению Инспекции государственного строительного надзора РТ N 12-17/494 от 02.06.2014г. г. ответчиком была проведена проверка строительства объекта капитального строительства жилых домов: 9-14 этажный 115 квартирный (стр. № 16А-18) и 6 этажный 12 квартирный (стр. № 16А-22) с подземной автостоянкой на 133 машино-места», расположенного по адресу: г. Казань, Приволжский район, микрорайон 16-А, Горки-3.
В ходе проведенной проверки было установлено, что ООО "Ипотечное агентство Республики Татарстан", допущено нарушение требований проектной документации и нормативных документов в области строительства, а именно, нарушение требований пунктов 4.2, 4.6, 7.1 СП 48.133330.2011, ст. 53 Градостроительного кодекса РФ, п.5 Постановления Правительства РФ от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства».
По результатам проверки был составлен акт проверки N 12-19/538 от 18.06.2014г., протокол об административном правонарушении N 315 от 20.06.2014г.г. и вынесено постановление N 300-01 от 03 июля 2014года о привлечении ОАО «Ипотечное агентство РТ» к административной ответственности по ч.1 ст.9.4 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на ОАО «Ипотечное агентство РТ» в размере 100 000 рублей.
Заявитель, не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления №300-01 от 03.07.2014г., в ходе судебного заседания доводы, изложенные в заявлении поддержал.
В соответствии с ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), предусмотрена часть 1 статьи 9.4 КоАП РФ и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Таким образом, объектом данного правонарушения являются отношения, связанные с обеспечением безопасности зданий, сооружений или их составных частей, соблюдение требований нормативных документов в области строительства.
Объективной стороной правонарушения является несоблюдение обязательных требований государственных стандартов и других нормативных документов в области строительства при выполнении инженерных изысканий, проектных, строительно-монтажных работ, а также при производстве строительных материалов, конструкций, изделий.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки соответствия выполненных работ требованиям Градостроительного кодекса РФ, технических регламентов, иных нормативных правовых актов, проектной документации Инспекцией государственного строительного надзора РТ выявлены нарушения пунктов 4.2, 4.6, 7.1 СП 48.133330.2011, ст. 53 Градостроительного кодекса РФ, п.5 Постановления Правительства РФ от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» на объекте: «Строительство жилых домов: 9-14 этажный 115 квартирный (стр. № 16А-18) и 6 этажный 12 квартирный (стр. № 16А-22) с подземной автостоянкой на 133 машино-места», расположенного по адресу: г. Казань, Приволжский район, микрорайон 16-А, Горки-3., в связи с чем составлен акт проверки № 12-19/538 от 18.06.2014г. в соответствии с которым в ходе проведения проверки (в редакции ответчика):
1. Выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении ОАО "Ипотечное агентство Республики Татарстан":
1.1 Строительный контроль осуществляется не должным образом, так как нижеуказанные нарушения в отношении ООО «СФ «Ак таш» при проведении контроля не были выявлены и не были приняты необходимые меры для их устранения, что является нарушением пунктов 4.2, 4.6. 7.1 СП 48.13330.2011. Не проверяется соблюдение последовательности и состав технологических операций при осуществлении строительства объекта. Нарушение ст.53 Градостроительного кодекса РФ, п.5 Постановления Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства».
2. Выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении ООО «СФ «Ак Таш»;
2.1 В период с 25.04.2014 до 30.04.2014 монолитные железобетонные работы (опалубочные работы, армирование, бетонирование конструкций стен, колонн и перекрытий) осуществлялись без действующего свидетельства о допуске к таким видам работ, выдаваемого саморегулируемой организацией. Нарушение ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса РФ;
2.2 Не представлены акты об устранении недостатков; выявленных представителями технического заказчика и авторского надзора. Нарушение ч.7 ст.53 Градостроительного кодекса РФ;
2.3 Не соблюдается последовательность и технологические операции при осуществлении монолитных железобетонных работ. Распалубливание конструкций, забетонированных в период с 03.06.2014 по 14.06.2014, а также их дальнейшее нагружение осуществляется без контроля прочности бетона и разрешения лабораторного контроля и проектной организации. Отступление от проекта 107.18-01.06/2011-КР. 107.22-01.06/2011-КР. Нарушение п.2.17 СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции», п.4.2 ГОСТ 18105-2010 "Бетоны. Правила контроля и оценки прочности";
2.4 Отсутствуют результаты испытаний по определению прочности бетона монолитных железобетонных конструкций, забетонированных в период с 29.04.2014 по 17.05.2014, в возрасте 28 суток и более. Отступление от проекта 107.18-01.06/2011-КР. 107.22-01.06/2011-КР. Нарушение п.8.5.3 СНиП 52-01-2003 «Бетонные и железобетонные конструкции», п.4.2 ГОСТ 18105-2010 "Бетоны. Правила контроля и оценки прочности";
2.5 Не реже двух раз в смену не проводится контроль качества укладываемой бетонной смеси путем проверки ее подвижности. Отступление от проекта 107.18-01.06/2011-КР, 107.22-01.06/2011-КР. Нарушение п. 1.2 СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции»;
2.6 Осуществляется незаконное размещение отходов строительства на грунтовой
поверхности, что является нарушением абз. 1. 2. 3 п. 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002г. № 7-ФЗ. п. 3 ст. 10 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ; п.п. 3.6. 3.7СанПиН 2.1.7.1322-03;
2.7 Баллоны с газом не размещены в специально отведенном для хранения месте.
Нарушение п.9.4.1 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие
требования»;
2.8 Газовые баллоны не предохранены от действия прямых солнечных лучей. Нарушение п.9.4.9 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»
2.9 Рабочие места и проходы к ним на границе опасных перепадов высот более 1.3м не ограждены защитными ограждениями. Нарушение требований п.6.2.16 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»;
2.10 Уплотнение пазух фундаментов осуществляется без послойного уплотнения толщиной 15-20см. Отступление от проекта 107.18-01.06/2011-КР. 107.22-01.06/2011-КР. Нарушение п. 1.2 СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции»;
2.11 Отклонение от проектной толщины защитного слоя бетона ("оголение рабочей арматуры) монолитной колонны К28 в осях 2с2/Бс2 (по факту 13 мм, по проекту 25мм). Отступление от проекта 107.18-01.06/2011-КР. Нарушение п.2.104 СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции»;
2.12 Местные неровности поверхности бетона монолитной стены С9 лестничной клетки в осях 2cl/Ecl. на отм. -4.100 составляют И мм. Отступление от проекта 107.18-01.06/2011 -КР. Нарушение п.2.113 СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции»;
2.13 Вертикальная трещина в монолитной конструкции стены С4 в осях lcl/Ecl на отм. -4.100 с шириной раскрытия 0.5 мм. Нарушение п.8.2 СП 63.13330.2012 «Бетонные и железобетонные конструкции» (актуализированная редакция СНиП 52-01-2003 «Бетонные и железобетонные конструкции».);
2.14 В монолитной конструкции лестничного марша в осях 2с1-Зс2/Гс1 на отм. +3.220 выявлен участок с отсутствием защитного слоя бетона (оголением рабочей арматуры). Отступление от проекта 107.18-01.06/2011-КР. Нарушение п.2.104. п.2.113 СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции»;
2.15 В отступление от проекта 107.18-01.06/2011-КР обработка поверхности монолитной балки в осях 2с2-Зс2/Ас2-Бс2 на отм. +10.120 выполнена с нарушением п.2.8.5. п.2.8.7 табл.8 СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции»;
2.16 В монолитной конструкции стены СЗ лифтовой шахты в осях 4с2/Ес2 на отм. +23.320 выявлен участок с отсутствием защитного слоя бетона (оголение рабочей арматуры). Отступление от проекта 107.18-01.06/2011-КР. Нарушение п.2.104. п.2.113 СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции»;
2.17 Превышение толщины вертикального и горизонтального шва кирпичной кладДг стены в осях 5/Д-Г на отметке +0.370 (55 мм, 35 мм соответственно). Отступление от проекта 107.22-01.06/2011-КР. Нарушение п.7.6 СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции»;
2.18 В кирпичной кладке стен в осях 4-6/А на отм. +0.370 арматурные сетки установлены не по проекту (по проекту - через 5 рядов кладки по вертикали, по факту - через 6. 7 рядов кладки по вертикали соответственно'). Отступление от проекта 107.22-01.06/2011-АР. Нарушение д. 1.2 СНиП 3.03.01-87«Несущие и ограждающие конструкции»;
2.19 Трещины в монолитной плите перекрытия в/о 2-3/А, в/о 8-9/Д-Е на отм. +6.970 с шириной раскрытия 1 мм. Нарушение п. 8.2 СП 63.13330.2012 «Бетонные и железобетонные конструкции» (актуализированная редакция СНиП 52-01 -2003 «Бетонные и железобетонные конструкции»);
2.20 Трещины в монолитной плите перекрытия в/о 1-4/Д-Е на отм. +13.570, а также на отм. +16.870.+20.170 с шириной раскрытия 1,5 мм. Нарушение требований п. 8.2 СП 63.13330.2012 «Бетонные и железобетонные конструкции» (актуализированная редакция СНиП 52-01-2003 «Бетонные и железобетонные конструкции»);
2.21 Трещины в конструкции парапета в осях 4-5/Ж на отм. +23.470 с шириной раскрытия 0.5 мм. Нарушение п.8.2 СП 63.13330.2012 «Бетонные и железобетонные конструкции» (актуализированная редакция СНиП 52-01-2003 «Бетонные и железобетонные конструкции»);
2.22 Трещины в монолитной балке лестничной клетки на отметке +16.870 шириной
раскрытия 0,3 мм. Нарушение п.8.2 СП 63:13330.2012 «Бетонные и железобетонные конструкции» (актуализированная редакция СНиП 52-01-2003 «Бетонные и железобетонные конструкции»).
Проверкой установлено, что «строительный контроль со стороны ОАО «Ипотечное агентство РТ» осуществлялся не должным образом, так как нижеуказанные нарушения в отношении ООО «СФ «Ак таш» при проведении контроля не были выявлены и не были приняты необходимые меры для их устранения, что является нарушением п. 4.2,4.6,7.1 СП 48.13330.2011.
В связи с изложенным консультантом Инспекции государственного строительного надзора РТ ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении от 20.06.2014г. №315 о привлечении ООО "Ипотечное агентство Республики Татарстан" к административной ответственности по ч.1 ст.9.4 КоАП РФ.
Статьей 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства; а объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В силу части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицами, осуществляющими строительство, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 названной статьи.
Согласно части 4 статьи 53 Градостроительного кодекса в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
Согласно ч. 8 ст. 53 порядок проведения строительного контроля может устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.п. п.5 Постановления Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно - продукция, входной контроль);
б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;
в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;
г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее - скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) приемка законченных видов (этапов) работ;
е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
В судебном заседании приняли участия как должностное лицо заявителя участвовавшее в ходе проверки 18.06.2014г. - старший инженер ФИО2, так и лицо проводившее проверку ФИО3
В ходе судебного заседания ФИО2 представил журнал «Сведения о строительном контроле застройщика или заказчика в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства» из которого видно, что он вносил сведения об осуществлении ряда контрольных мероприятий, после чего представитель ответчика ФИО3 согласился, что необоснованно вменил в вину ООО "Ипотечное агентство Республики Татарстан" нарушения п.2; п.2.1; п.2.5; п.2.8; п.2.9; п.2.10; п.2.14; п.2.15; п.2.16; п.2.17;п.2,18., указанные в акте проверки.
В то же время представитель заявителя ФИО2 признал, что нарушения указанные в акте проверке №12-19/538 от 18.06.2014г. в .п.2.2; п. 2.3; п. 2.4; п. 2.6; п. 2.7; п. 2.11; п.2.12; п. 2.13; п. 2.19; п. 2.20; п. 2.21; п. 2.22; вменены обосновано, поскольку по изложенным в них нарушениям строительный контроль должным образом не осуществлялся.
Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют об отсутствии со стороны заявителя надлежащего контроля за проведением строительных работ, что не соответствует требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области строительства, и является нарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом согласно разъяснениям, данным в п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 (в редакции от 20.11.2008) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" форма вины в отношении юридических лиц установлению не подлежит.
Доказательств того, что заявителем приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных требований проектной документации, несоблюдение которых влечет административную ответственность, в материалы дела не представлено и судом не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Вина ООО "Ипотечное агентство Республики Татарстан" в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Довод заявителя о том, что со стороны ООО "Ипотечное агентство Республики Татарстан" ведется контроль в виде журнала «Сведения о строительном контроле застройщика или заказчика в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства» судом оценен, частично подтвержден, в связи с чем суд установил что нарушения в акте проверки изложенные в п.2; п.2.1; п.2.5; п.2.8; п.2.9; п.2.10; п.2.14; п.2.15; п.2.16; п.2.17; п.2,18., являются излишне вмененными и исключаются из постановления, как не образующие состава правонарушения со стороны заявителя, однако факт нарушения пунктов п.2.2; п. 2.3; п. 2.4; п. 2.6; п. 2.7; п. 2.11; п.2.12; п. 2.13; п. 2.19; п. 2.20; п. 2.21; п. 2.22 судом установлен, и ответчиком не оспаривается.
Количество допущенных нарушений и их общественная опасность влияет на безопасность жизни и здоровья граждан в связи с чем суд не находит оснований для признания их малозначительными.
Учитывая, что ранее ООО "Ипотечное агентство Республики Татарстан" в течении года неоднократно привлекалось к административной ответственности по ч.1 ст.9.4 КоАП РФ за другие ранее допущенные нарушения, а также принимая во внимание что заявителю назначен минимальный (100 000) размер штрафа, предусмотренным ч.1 ст.9.4 КоАП РФ, у суда не имеется полномочий для уменьшения размера штрафа, в том числе и назначении наказания в виде предупреждения в связи с наличием отягчающих вину обстоятельств в виде повторного в течении одного года совершения административных правонарушений.
Руководствуясь ст.ст. 167-169, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РТ.
Судья З.Н.Хамитов