ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-18626/17 от 27.09.2017 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 533-50-00

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Казань Дело №А65-18626/2017

Резолютивная часть решения объявлена 27 сентября 2017 года

Полный текст решения изготовлен 04 октября 2017 года

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи А.Г. Абдуллаева,

при ведении протокола судебного заседания секретарем К.Э. Улыбиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу к обществу с ограниченной ответственностью «Орхидея» о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 и частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

с участием:

от заявителя – представитель ФИО1 (до перерыва),

от ответчика – представитель ФИО2 (до и после перерыва),

УСТАНОВИЛ:

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу(далее – административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Орхидея»о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В арбитражный суд поступило заявление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу 26.06.2017 вх.№18624/2016 к обществу с ограниченной ответственностью «Орхидея» (далее по тексту – лицо, привлекаемое к ответственности, ответчик, общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.07.2017 дела №А65-18626/2017 и №А65-18624/2017 объединены в одно производство с присвоением №А65-18626/2017 в связи с тем, что по двум делам совпадают событие административного правонарушения.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявление по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика вину признал, просил суд при назначении наказания учесть, что ответчик является субъектом малого и среднего предпринимательства и применить правила о малозначительности совершенного правонарушения.

В судебном заседании 20 сентября 2017 года арбитражным судом объявлялся перерыв до 27 сентября 2017 года, о чем в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вынесено протокольное определение с размещением сведений о нем на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет».

Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, арбитражный суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 21 ноября 2016 года административным органом проведена выездная проверка в отношении общества по месту осуществления деятельности: Республика Татарстан, <...>, о чем составлен протокол осмотра территорий, помещений, документов, предметов от 21.11.2016г. №06-12/465-1.

В ходе осмотра выявлена алкогольная продукция - пивные напитки производства ООО «ЛВЗ «Оша», ИНН <***>, Россия, 644105, <...>, в количестве 358 бутылок.

В рамках административного расследования на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении и о проведении административного расследования от 21 ноября 2016 № 06-12/465 административным органом изъята следующая алкогольная продукция (пивные напитки), а именно:

1. напиток пивной «Джолли Джокер со вкусом коньяка и миндаля»,
емкость 1,5 л., крепость 6,8%, дата розлива 26.07.2016, в количестве 42
бутылок;

2. напиток пивной «Джолли Джокер со вкусом коньяка и миндаля», емкость 1,5 л., крепость 6,8%, дата розлива 17.06.2016, в количестве 6 бутылок;

3. напиток пивной «Джолли Джокер со вкусом винограда», емкость 1,5 л., крепость 6,8%, дата розлива 26.07.2016, в количестве 36 бутылок;

4. напиток пивной «Джолли Джокер со вкусом джин тоника», емкость 1,5 л., крепость 6,8%, дата розлива 13.05.2016, в количестве 24 бутылок;

5. напиток пивной «Джолли Джокер со вкусом апельсина», емкость 1,5 л., крепость 6,8%, дата розлива 26.07.2016, в количестве 18 бутылок;

6. напиток пивной «Джолли Джокер со вкусом лимона», емкость 1,5 л., крепость 6,8%, дата розлива 16.06.2016, в количестве 12 бутылок;

7. напиток пивной «Джолли Джокер со вкусом лимона», емкость 1,5 л., крепость 6,8%, дата розлива 26.07.2016, в количестве 18 бутылок;

8. напиток пивной «Джолли Джокер со вкусом граната», емкость 1,5 л., крепость 6,8%, дата розлива 26.07.2016, в количестве 36 бутылок;

9. напиток пивной «Джолли Джокер со вкусом клюквы», емкость 1,5 л., крепость 6,8%, дата розлива 16.06.2016, в количестве 36 бутылок;

10. напиток пивной «Джолли Джокер со вкусом текилы и лайма», емкость 1,5 л., крепость 6,8%, дата розлива 26.07.2016, в количестве 6 бутылок;

11. напиток пивной «Джолли Джокер со вкусом текилы и лайма», емкость 1,5 л., крепость 6,8%, дата розлива 16.06.2016, в количестве 12 бутылок.

Общее количество изъятой алкогольной продукции составило 246 бутылок.

На момент осмотра на алкогольную продукцию были представлены товарно - сопроводительные документы.

Анализ представленных документов показал, что движение пивных напитков производства ООО «ЛВЗ «Оша» до ООО «Орхидея» осуществлялось по следующим цепочкам: ООО «ЛВЗ «Оша» - ООО «Оптовый склад»- ООО ТФ «Алита» - ООО «Орхидея»; ООО «ЛВЗ «Оша» - ООО «Торговый терминал»- ООО ТФ «Алита» - ООО «Орхидея».

Тогда как по сведениям Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в ЕГАИС зафиксирована информация о поставках пивных напитков производства ООО «ЛВЗ «Оша» только в адрес следующих организаций: ООО «Брэндз менеджмент сервисиз», ООО «Кузбасс Алко» и ООО «Волна».

В ходе проверки представленных руководителем общества документов установлено, что пивные напитки производства ООО «ЛВЗ «Оша» реализованные ООО «Орхидея» за 2016 год и хранящиеся на складе общества на момент проверки не зафиксированы производителем в ЕГАИС и находятся в нелегальном обороте.

Так, к товарно-транспортной накладной №ТФ00060628 от 30.06.2016 представлены справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию А (далее – справка А) №500/1 и №502/1, однако, указанная в справках информация не соответствует информации, указанной производителем в системе ЕГАИС, а именно: не совпадает номер документа, наименование алкогольной продукции и объем потребительской тары.

К товарно-транспортной накладной №ТФ00071061 от 27.07.2016 представлена справка А №32839, однако, в указанной справке не содержится информация о номере и дате подтверждения фиксации информации в ЕГАИС.

К товарно-транспортной накладной №ТФ00075471 от 08.08.2016 представлены справки А №500/1 и №502/1, однако, указанная в справках информация не соответствует информации, указанной производителем в системе ЕГАИС, а именно: не совпадает номер документа, наименование алкогольной продукции и объем потребительской тары.

В ходе административного производства было назначено проведение экспертизы. Согласно экспертному заключению Экспертно-аналитического отдела Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу №89 от 16 февраля 2017 г., изъятая у общества продукция не соответствует требованиям ГОСТ Р 55292-2012 «Напитки пивные. Общие технические условия».

В отношении общества составлены протоколы об административном правонарушении №06-12/281 и №06-12/88/465 от 30 мая 2017 года, которыми действия общества были квалифицированы по части 1 статьи 14.43 по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

Протоколы об административном правонарушении составлены в отсутствии общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола, что подтверждается уведомлениями о вручении от 20.04.2017.

В ходе рассмотрения дела со стороны ответчика были представлены дополнительные документы на выявленную в ходе проверки продукцию- иные справки А к спорным товарно- транспортным накладным.

Однако, произведенный административным органом анализ документов также показал, что в представленной ООО «Орхидея» справке раздела А к товарно-транспортной накладной №1029/1 указана информация не соответствующая информации, указанной производителем ООО «ЛВЗ «Оша» при фиксации произведенной продукции в системе ЕГАИС, а именно: не совпадают данные о контрагенте - покупателем продукции значится ООО «Орион» ИНН <***>, а при фиксации произведенной продукции в системе ЕГАИС контрагентом значится ООО «Брендз менеджмент сервисиз», ИНН <***>. В представленной справке раздела А к товарно-транспортной накладной №1135/1 покупателем продукции значится ООО «Велес» ИНН <***>, а при фиксации произведенной продукции в системе ЕГАИС контрагентом значится ООО «Брендз менеджмент сервисиз» ИНН <***>.

В представленной справке раздела А к товарно-транспортной накладной №1135/1 покупателем продукции значится ООО «ЛВЗ «Оша» при фиксации произведенной продукции в системе ЕГАИС контрагентом - покупателем значится ООО «ЛВЗ «Оша», однако, в отчете об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 01.01.2016 по 25.09.2017 ООО «ЛВЗ «Оша» не осуществляло отгрузку в адрес ООО «Орион», ИНН <***>.

К товарной накладной №00075471 от 08.08.2016 к ранее представленной справке А№502/1 дополнительные документы не представлены.

Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ об административных правонарушениях установлено, что нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

В соответствии с ч.2 ст.14.16 КоАП РФ оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Требования, закрепленные в государственных стандартах и технических регламентах, являются обязательными, подлежащими соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

Правоотношения, возникающие в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее по тексту - Закон №171-ФЗ).

Согласно статье 3 Закона №171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 Закона №171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся: организация и проведение государственного контроля за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащий продукции, соблюдением законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, условий, предусмотренных лицензиями.

Алкогольной продукцией признается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха (пункт 7 статьи 2 Закона №171-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 15 статьи 2 Закона №171-ФЗ производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - это производство организацией такой продукции в целях ее продажи и получения прибыли, а также для собственных нужд.

Подпунктом 16 статьи 2 Закона №171-ФЗ оборот определен как закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

По смыслу абзаца 11 пункта 3 статьи 20 Закона №171-ФЗ запрещается производство продукции, не соответствующей государственным стандартам.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее по тексту - Закон №29-ФЗ) не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

В соответствии со статьей 1 Закона №29-ФЗ под нормативными документами понимаются, в том числе, государственные стандарты, устанавливающие требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, контролю за их качеством и безопасностью, условиям их изготовления, хранения, перевозок, реализации и утилизации некачественных, опасных пищевых продуктов.

В силу статьи 9 Закона №29-ФЗ требования к качеству пищевых продуктов, материалов и изделий, обеспечению их безопасности, упаковке, маркировке, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытаний и идентификации, а также к техническим документам, системам качества устанавливаются соответствующими нормативными документами (государственными стандартами).

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 55292-2012 «Напитки пивные. Общие технические условия» (далее по тексту - ГОСТ Р 55292-2012) разработан Техническим комитетом по стандартизации ТК 091 «Пивобезалкогольная и винодельческая продукция», утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 №1480-ст (дата введения в действие 01.01.2014).

Полномочия Федерального агентства на утверждение стандартов определены Положением о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 №294, согласно которому: «5. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: 5.4.6. утверждение национальных стандартов; 5.4. осуществляет:

5.4.11. функции национального органа по стандартизации». ГОСТ Р 55292-2012 разработан в соответствии с требованиями ГОСТ 1.2-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения обновления и отмены».

Официальное опубликование национальных стандартов осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона №184-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2003 №594 «Об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации».

В силу пункта 3 Положения об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2003 № 594: «официальному опубликованию подлежат: а) тексты национальных стандартов - в печатных изданиях (книгах, брошюрах, сборниках) и информационной системе общего пользования на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет; б) уведомления об утверждении национальных стандартов, информация о внесении в них изменений, дополнений, поправок, отмене и замене, тексты изменений, дополнений и поправок, а также национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов, - ежемесячно в печатном издании Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии - информационном указателе «Национальные стандарты» и на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет».

ГОСТ Р 55292-2012 опубликован в установленном порядке в №8-2014 информационного указателя «Национальные стандарты» и на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет в мае 2014 года.

Кроме того, 29.12.2012 на официальном сайте Госстандарта опубликовано письмо Госстандарта от 21.12.2012 о внедрении на территории Российской Федерации ГОСТ Р 55292-2012 «Напитки пивные. Общие технические условия».

Согласно подпункту «г» пункта 15 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста России от 04.05.2007 № 88 (зарегистрирован в Минюсте России 14.05.2007 № 9449), технические акты, в том числе ГОСТы, не подлежат представлению на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Указанный акт издан федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных полномочий и опубликован в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона №171 -ФЗ запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Поскольку требования к производству пивных напитков в форме Технических условий не утверждены, то в настоящий момент продолжают действовать принятые ранее и не отмененные нормативные документы (ГОСТ), устанавливающие требования к производству пивных напитков.

Одним из основных принципов стандартизации в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» является принцип добровольного применения документов в области стандартизации. Принцип добровольного применения документов в области стандартизации указывает на право изыскателя при выполнении изыскательских работ добровольно возложить на себя ответственность за выполнение требований, предусмотренных в ГОСТах, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, а также предусмотренных договорами и контрактами.

На обязательность применения действующих нормативных документов до принятия технических условий указывает пункт 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании», где установлено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

До принятия уполномоченным федеральным органом государственной власти соответствующего технического регламента подлежат применению положения ГОСТ Р 55292-2012 в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.

В силу пункта 2 статьи 3 Закона №29-ФЗ в обороте не могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, которые, в частности, не соответствуют требованиям нормативных документов. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

Таким образом, требования ГОСТ в части соблюдения органолептических и физико-химических показателей непосредственно направлены на защиту жизни, здоровья граждан, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей, в силу чего нормы такого ГОСТ обязательны к применению.

Факт осуществления обществом деятельности с нарушением требований ГОСТ Р 55292-2012 «Напитки пивные. Общие технические условия» при реализации алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота подтверждается материалами дела, а именно протоколами об административном правонарушении №06-12/281 и №06-12/88/465 от 30 мая 2017 года, протоколом осмотра от 22.11.2016 №06-12/465-1, экспертным заключением №89 от 16 февраля 2017 г.

Согласно статье 1 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Статьей 32 этого же закона предусмотрено, что производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами, и направлен на недопущение производства продукции, не соответствующей государственным стандартам качества и безопасности.

Нахождение у общества в большом количестве изъятой спиртосодержащей продукции несоответствующей требованиям к ее качеству свидетельствует о том, что ответчик не предпринял все зависящие от него меры по обеспечению безопасности для здоровья человека пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их реализации, в том числе посредством исполнения требования по организации и проведению производственного контроля качества реализуемой продукции, по получению специального разрешения (лицензии).

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 3796/08, даже наличие документов о соответствии реализуемой продукции требованиям государственных стандартов само по себе не освобождает от ответственности за реализацию такой продукции, если она фактически не соответствует названным требованиям.

В отношении части алкогольной продукции отсутствуют и документы, удостоверяющие легальность производства и оборота этой продукции (перечень таких документов установлен статьей 10.2 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»).

При этом в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» пищевые продукты, не соответствующие требованиям нормативных документов, признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

Некачественность спиртосодержащей продукции установлена экспертным заключением №89 от 16 февраля 2017 г. В связи с этим административным органом действия общества правомерно квалифицированы как по части 1 статьи 14.43, так и по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

При этом представленные обществом справки к товарной - транспортной накладной №1029/1, №1135/1 содержат в себе информацию не соответствующую информации, указанной производителем ООО «ЛВЗ «Ошма» при фиксации произведенной продукции в системе ЕГАИС.

Данный факт признан руководителем общества в ходе судебного заседания.

Со стороны общества меры по проверке номеров фиксаций поставки алкогольной продукции на официальном интернет - портале Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка не осуществлялись и не производились.

У ответчика имелась возможность для соблюдения действующего законодательства, однако выявленный факт административного правонарушения свидетельствует о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения указанных положений федерального законодательства.

Правонарушение допущено в результате не проявления должной степени заботливости и осмотрительности, которая была необходима для соблюдения требований действующего законодательства при обороте этилового спирта и спиртосодержащей продукции.

Изложенные в решении подходы соответствуют сложившейся судебно-арбитражной практике, выраженной, в частности, в постановлениях Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2015 по делу № А65-17701/2015, от 11 апреля 2016 г. по делу № А65-27692/2015.

Производственный контроль является необходимой мерой в целях предотвращения продажи населению некачественной спиртосодержащей продукции, в целях защиты здоровья и жизни человека. Здоровье и безопасность человека является наивысшей ценностью, охрана которых гарантируется Конституцией Российской Федерации (статья 2).

Исходя из гарантированного частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации принципа осуществления прав и свобод человека и гражданина без нарушения прав и свобод других лиц, следует, что осуществление ответчиком предпринимательской деятельности с целью извлечения для себя экономической выгоды (дохода) не может и не должно нарушать права других граждан на потребление безопасной продукции в целях сохранения своего здоровья.

Ни в ходе административного производства, ни в ходе судебного разбирательства ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о законности реализации алкогольной продукции.

Каких-либо доказательств, опровергающих правомерность выводов экспертного заключения №89 от 16 февраля 2017 г, ответчиком не добыто и арбитражному суду не представлено; таких доказательств в деле также нет.

Доказательства, опровергающие установленные судом обстоятельства, ответчиком не добыты и арбитражному суду не представлены.

Поскольку факт правонарушения, совершенного ответчиком, непринятие им всех зависящих от него мер по соблюдению положений действующего законодательства (ненадлежащее исполнения своих обязанностей), доказаны материалами административного дела и не опровергнуты лицом, привлекаемым к административной ответственности, суд приходит к выводу о наличии составов административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 14.43 и частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

Изложенная правовая позиция выражена в постановлении Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 августа 2015 года по делу №А54-5627/2014.

Годичный срок давности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, не истек.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Оснований для применения правила о малозначительности нарушения не имеется, доказательств, обосновывающих возможность применения статьи 2.9 КоАП РФ, арбитражному суду не добыто и не представлено. Из материалов дела наличие признаков малозначительности административного правонарушения не явствует. Оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции в большом количестве ненадлежащего качества нарушает установленный публичный порядок в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, ограничения потребления алкогольной и спиртосодержащей продукции, представляет собой повышенную угрозу здоровью и жизни человека.

Суд не находит также оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ. Совершенное обществом правонарушение, по мнению суда, является существенным по своему характеру, поскольку создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, снижает гарантии населения на ограничение потребления спиртосодержащей продукции, что исключает возможность замены наказания в виде штрафа предупреждением.

Вместе с тем, в соответствии с целями административного наказания, установленными частью статьи 3.1 КоАП РФ, устанавливаемые КоАП РФ размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.

Федеральным законом от 31.12.2014 №515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», статья 4.1 КоАП РФ дополнена частями 2.2, 2.3, 3.2, 3.3.

В соответствии с вышеуказанными частями 2.2, 2.3, 3.2, 3.3 при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Также согласно части 3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

С учетом определения размера штрафа по правилам части 2 статьи 4.4 КоАП РФ нижняя граница штрафа за совершенное правонарушение составляет 200 000 руб., что сопряжено со значительными денежными затратами для общества. Даже минимальная сумма штрафа за рассматриваемое нарушение является для общества высокой, а его уплата сопряжена со значительными денежными затратами, приводит к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов общества.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь требованиями, содержащимися в статьях 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принципами справедливости и соразмерности, вытекающими из Конституции Российской Федерации, оценивая характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного обществом, учитывая признание обществом своей вины, количества выявленной продукции, совершение правонарушения впервые, арбитражный суд считает возможным снизить размер штрафа до 100 000руб.

Доводы общества о возможном применении наказания в виде предупреждения отклоняются судом, поскольку оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции в большом количестве ненадлежащего качества нарушает установленный публичный порядок в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, ограничения потребления алкогольной и спиртосодержащей продукции, представляет собой повышенную угрозу здоровью и жизни человека.

Оснований для неприменения конфискации алкогольной продукции не имеется, поскольку в силу статьи 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» изъятая у ответчика алкогольная продукция признается находящейся в незаконном обороте и подлежит изъятию.

Руководствуясь статьями 167-170, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Орхидея», ОГРН <***> от 27.03.2013, ИНН <***>, юридический адрес: 423740, Республика Татарстан, <...>, к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 и части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб. с конфискацией изъятой продукции.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан в десятидневный срок.

Судья А.Г. Абдуллаев

Реквизиты на оплату штрафа:

УФК по РТ (МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу, ИНН/КПП <***>/526201001, л/с <***>, расчетный счет получателя 40101810800000010001 в ГРКЦ НБ Республики Татарстан г. Казань, БИК 049205001, ОКТМО 92701000, универсальный идентификатор начисления №16000000000000235859, УИП №21604009985160401001.