ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 533-50-00
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Казань Дело № А65-18630/2019
Дата принятия решения – июля 2019 года .
Дата объявления резолютивной части – 17 июля 2019 года.
Общества с ограниченной ответственностью "ФокусРегионСнаб" в лице конкурсного управляющего ФИО1, г.Владимир к Судебному приставу-исполнителю ОСП №2 по г.Набережные Челны УФССП России по РТ ФИО2, г.Набережные Челны, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, с привлечением к участию в деле в качестве административного ответчика УФССП по РТ, в качестве третьего лица без самостоятельных требований должника по исполнительному производству ФИО3
Без участия представителей сторон, не явились извещены.
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "ФокусРегионСнаб" в лице конкурсного управляющего ФИО1, г.Владимир обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Судебному приставу-исполнителю ОСП №2 по г.Набережные Челны УФССП России по РТ ФИО2, г.Набережные Челны, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, с привлечением к участию в деле в качестве административного ответчика УФССП по РТ, в качестве третьего лица без самостоятельных требований должника по исполнительному производству ФИО3
Стороны в судебное заседание не явились извещены.
Из материалов дела следует, определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.08.2018 по делу №А65-15204/2017 признан недействительным договор купли-продажи транспортного средства от 24.08.2015 № 120, заключенный между ООО «Фокусрегионснаб» и ФИО3, применены последствия недействительности сделки в виде обязания ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт <...> выданный 17.06.2005, зарегистрированный по адресу:423800, г. Набережные челны, пр. Мира, д.30. кв. 16) возвратить в конкурсную массу ООО «Фокусрегионснаб» транспортное средство марки LADAFS015L, черного цвета. 2014 года выпуска, VIN<***>.
Выдан исполнительный лист серии ФС № 026655155 от 03.11.2018. возбуждено исполнительное производство №224461/18/16056-ИП от 26.11.2018, судебный пристав - исполнитель ФИО4
Согласно сведениям с официального сайта ФССП России, в настоящее время судебный пристав-исполнитель - ФИО2
До настоящего времени информация, о каких либо действиях в рамках возбужденного исполнительного производства у взыскателя отсутствует, в связи с чем он обратился с заявлением в Арбитражный суд.
Судебный пристав-исполнитель ОСП №2 по г.Набережные Челны УФССП России по РТ ФИО2, несмотря на обязание явки и предоставления материалов исполнительного производства, явка в судебные заседания 03.07.2019, 17.07.2019 судебным приставом не обеспечена материалы исполнительного производства не представлены.
В соответствии с данными Почты России определение суда о принятии заявления к производству получено ответчиком 02.07.2019 г.
С учетом сокращенного (10 дневного) срока рассмотрения дел об обжаловании действий (бездействий) судебных приставов суд принимает решение исходя из материалов представленных заявителем.
Исследовав представленные заявителем материалы исполнительного производства, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий лица, совершившего оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.11.2017г. по делу №А65-15204/2017 Общество с ограниченной ответственностью «Фокусрегионснаб», РТ, г. Набережные Челны признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО1
Согласно п.1 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту - Закон о банкротстве) с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 4 статьи 20.3 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Исходя из приведенной нормы, основанием удовлетворения жалобы на действия (бездействие) арбитражного управляющего является установление арбитражным судом несоответствие действий законодательству о банкротстве (неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим своих обязанностей); несоответствие действий требованиям разумности и добросовестности.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 126 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 129 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий обязан: принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества; привлечь оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных законом; принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со статьей 131 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсную массу составляет все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства.
Целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов за счет конкурсной массы. Для выполнения данной задачи Закон вменяет в обязанности конкурсного управляющего (статья 129 Закона о банкротстве) в числе прочего принятие в ведение имущество должника, проведение его инвентаризации и оценки с привлечением независимого оценщика; принятие мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника; предъявление к третьим лицам, имеющим задолженность к перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Как следует из совокупности указанных выше норм права, задачей конкурсного производства является выявление имущества и денежных средств должника для формирования конкурсной массы для расчета с кредиторами. Следовательно, и основными функциями конкурсного управляющего будут функции по поиску и формированию конкурсной массы.
В силу статьи 50 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон), части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество как заинтересованное лицо (в данном случае - взыскатель, сторона исполнительного производства) вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
В силу статьи 1 Федерального закона "О судебных приставах" на судебных приставов возлагаются задачи по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
Статей 12 того же закона установлена обязанность судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Из системного толкования указанных норм, следует, что судебный пристав-исполнитель обязан исходить из необходимости защиты прав и законных интересов не только взыскателя, но и должника.
Из содержания Федерального закона "Об исполнительном производстве" также следует, что все действия, которые совершает судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства, должны совершаться в интересах взыскателей, но с учетом законных интересов должника.
В то же время их несоблюдение может препятствовать своевременному исполнению вступившего в законную силу судебного акта и выданного на его основании исполнительного документа.
Вместе с тем, совершение исполнительных действий за пределами двухмесячного срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 36 Закона об исполнительном производстве для принудительного исполнения, не может служить само по себе достаточным основанием для однозначного вывода о бездействии судебного пристава-исполнителя.
Следовательно, отсутствие реального исполнения для взыскателя от проводимых судебным приставом-исполнителем действий может свидетельствовать о бездействии судебного пристава-исполнителя только при условии наличия не зависящих от него объективных причин.
В силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий лица, совершившего оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 50 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон), части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество как заинтересованное лицо (в данном случае - взыскатель, сторона исполнительного производства) вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
В силу статьи 1 Федерального закона "О судебных приставах" на судебных приставов возлагаются задачи по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
Статей 12 того же закона установлена обязанность судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Из системного толкования указанных норм, следует, что судебный пристав-исполнитель обязан исходить из необходимости защиты прав и законных интересов не только взыскателя, но и должника.
Из содержания Федерального закона "Об исполнительном производстве" также следует, что все действия, которые совершает судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства, должны совершаться в интересах взыскателей, но с учетом законных интересов должника.
В то же время их несоблюдение может препятствовать своевременному исполнению вступившего в законную силу судебного акта и выданного на его основании исполнительного документа.
Вместе с тем, совершение исполнительных действий за пределами двухмесячного срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 36 Закона об исполнительном производстве для принудительного исполнения, не может служить само по себе достаточным основанием для однозначного вывода о бездействии судебного пристава-исполнителя.
Следовательно, отсутствие реального исполнения для взыскателя от проводимых судебным приставом-исполнителем действий может свидетельствовать о бездействии судебного пристава-исполнителя только при условии наличия не зависящих от него объективных причин.
По мнению заявителя, судебным приставом – исполнителем ОСП №2 по г.Набережные Челны УФССП России по РТ ФИО2 в нарушение требований Закона РФ №229-ФЗ не приняты соответствующие меры, а именно не направлена копия постановления о возбуждении исполнительного производства №224461/18/16056-ИП от 26.11.2018, отсутствует информация о предпринятых мерах в ходе исполнительного производства, имущество взыскателю не передано, тем самым, она совершила бездействие, выразившееся в не исполнении решения Арбитражного суда Республики Татарстан.
В соответствии с ч.1 ст.30 Закона РФ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
При этом частями 7 и 8 указанной нормы предусмотрено, что заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов, а судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с п. 17 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Согласно ст. 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Из материалов дела следует, что 26.11.2018.на исполнение к судебному приставу-исполнителю ОСП №2 по г.Набережные Челны УФССП России по РТ ФИО4 поступил исполнительный лист серии ФС № 026655155 от 03.11.2018, выданный Арбитражным судом Республики Татарстан по делу №А65-15204/2017, о признании недействительным договора купли-продажи транспортного средства от 24.08.2015 № 120, заключенный между ООО «Фокусрегионснаб» и ФИО3, применении последствий недействительности сделки в виде обязания ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт <...> выданный 17.06.2005, зарегистрированный по адресу:423800, г. Набережные челны, пр. Мира, д.30. кв. 16) возвратить в конкурсную массу ООО «Фокусрегионснаб» транспортное средство марки LADAFS015L, черного цвета. 2014 года выпуска, VIN<***>.
26.11.2018 судебным приставом-исполнителем ОСП №2 по г.Набережные Челны УФССП России по РТ ФИО4, было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №224461/18/16056-ИП., которое по базе данных УФССП по РТ передано судебному приставу-исполнителю ОСП №2 по г.Набережные Челны ФИО2
В адрес Отдела судебных приставов №2 по г.Набережные Челны заявителем неоднократно направлялись запросы о ходе исполнительного производства №224461/18/16056-ИП от 26.11.2018, на которые ответов не поступало.
28.03.2019 конкурсным управляющим, в порядке подчиненности направлены жалобы на бездействие судебного пристава ФИО2, начальнику ОСП №2 по г. Набережные Челны, в УФССП России по Республике Татарстан, в Прокуратуру г. Набережные Челны. До настоящего времени ответов на указанные жалобы не поступало.
Сведений о дальнейших действия в рамках вышеуказанного исполнительного производства ответчиком суду не представлено, несмотря на то что по делу проведено два судебных заседания, явка ответчика не обеспечена, материалы исполнительного производства не переданы в связи с чем суд принимает решение по имеющимся материалам дела.
В статьях 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если полагает, что эти действия не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основаниями для признания действий судебного пристава-исполнителя незаконными необходимо наличие двух условий: несоответствие действий судебного пристава-исполнителя требованиям законодательства; нарушение указанными действиями прав и законных интересов сторон исполнительного производства.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий незаконными в том случае, если установит, что этот акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В данном случае, обстоятельства данного дела свидетельствуют о том, что судебными приставом — исполнителем в нарушение ст.12, 13 ФЗ РФ "О судебных приставах", не были предприняты все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительного документа.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения требования заявителя, а именно в части признания незаконным бездействия судебного пристава исполнителя ОСП №2 по г.Набережные Челны УФССП России по РТ Ивановой И.Ф. по неисполнению требований содержащихся в исполнительном листе серии ФС № 026655155 от 03.11.2018 ., выданного Арбитражным судом Республики Татарстан по делу №А65-15204/2017 в течение двух месяцев со дня возбуждения исполнительного производства №224461/18/16056-ИП., а также в части обязания направить в адрес взыскателя постановление о возбуждении исполнительного производства №224461/18/16056-ИП от 26.11.2018; направить в адрес взыскателя информацию о предпринятых мерах в ходе исполнительного производства; по запросам взыскателя.
В части требования заявителя об обязании судебного пристава-исполнителя ОСП №2 по г.Набережные Челны УФССП России по РТ ФИО2, осуществить фактическое изъятие имущества у должника а также осуществить передачу изъятого имущества взыскателю, суд отказывает в удовлетворении требований в указанной части, поскольку выбор действий совершаемых судебным приставом исполнителем в ходе исполнительного производства, а также порядка их совершения находится в компетенции судебного пристава-исполнителя, а само по себе бездействие в этой части охватывается первой частью заявленных и удовлетворенных требований.
В силу ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
При этом в соответствии с ч.1 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Руководствуясь, 167-169, 176, 198, 201, 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконными бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП №2 по г.Набережные Челны УФССП России по РТ ФИО2 - по исполнению требований содержащихся в исполнительном листе серии ФС № 026655155 от 03.11.2018., выданный Арбитражным судом Республики Татарстан по делу №А65-18630/2019.
Обязать судебного пристава-исполнителя ОСП №2 по г.Набережные Челны УФССП России по РТ ФИО2 направить в адрес взыскателя копию постановления о возбуждении исполнительного производства №224461/18/16056-ИП от 26.11.2018; направить в адрес взыскателя информацию о предпринятых мерах в ходе исполнительного производства №224461/18/16056-ИП от 26.11.2018. по поступившим запросам.
В остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Татарстан.