АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 292-07-57
==================================================================================
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Казань Дело № А65-19445/2010-СA3-48
Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2010г.
Текст решения в полном объеме изготовлен 21 сентября 2010г.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Хабибуллина Р.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев 14.09.2010г. по первой инстанции в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Премьер-Лизинг», г.Казань к Межрегиональному управлению Росфинмониторинга по Приволжскому федеральному округу, г.Нижний Новгород о признании незаконным и отмене постановления №04-10/347 от 05.08.2010г. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст.15.27 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 50 000 рублей,
с участием:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 13.09.2010г.,
от ответчика – не явился (извещен),
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Премьер-Лизинг», г.Казань (далее по тексту – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному управлению Росфинмониторинга по Приволжскому федеральному округу, г.Нижний Новгород (далее по тексту – ответчик) о признании незаконным и отмене постановления №04-10/347 от 05.08.2010г. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст.15.27 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 50 000 рублей.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представил, в связи с чем арбитражный суд определили рассмотреть дело в порядке ст.156 АПК РФ в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Как следует из материалов дела, заявителем не были предприняты необходимые меры по соблюдению законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля, а также в части представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю.
В ходе проведенной МРУ Росфинмониторинга по ПФО проверки, было установлено, что ООО «Премьер-Лизинг» является лизинговой компанией, о чем свидетельствуют договор финансовой аренды (лизинга) с документами, подтверждающими его исполнение, а также иные документы, имеющиеся в материалах дела об административном правонарушении.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 07.08.2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – ФЗ №115-ФЗ) внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Согласно ч.4 ФЗ №115-ФЗ процедуры внутреннего контроля являются обязательными для осуществления в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ.
Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.
Правила внутреннего контроля ООО «Премьер-Лизинг» разработаны, утверждены руководителем организации, в МРУ Росфинмониторинга по ПФО согласованы (уведомление о согласовании от 25.12.2006г. №04-05/2380).
В ходе проведенной проверки было установлено, что внутренний контроль в ООО «Премьер-Лизинг» не организован, а именно: правила внутреннего контроля не соответствуют действующему законодательству. Указанные правила не содержат порядка приостановления операций, а также приведенных в соответствие с действующим законодательством квалификационных требований к подготовке и обучению кадров;
Специальным должностным лицом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, является ФИО2 (приказ от 27.11.2006г. №01-а).
Приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008г. №256 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – Положение №256).
Настоящим Положением №256 установлены требования к подготовке и обучению кадров вышеуказанных организаций. В соответствии с п.5 Положения №256 в подобных организациях обучение проводится в следующих формах:
а) вводный инструктаж в организации;
б) плановый инструктаж в организации;
в) внеплановый инструктаж в организации;
г) участие работников организации в конференциях, семинарах и иных аналогичных мероприятий (целевой инструктаж);
д) самостоятельное изучение работников законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, иных нормативных правовых актов в данной области, а также правил внутреннего контроля организации и программ его осуществления.
Пунктом 9 Положения установлено, что целевой инструктаж для специальных должностных лиц в организациях проводится не реже одного раза в год.
В нарушение указанных положений специальным должностным лицом, ответственным за соблюдением правил внутреннего контроля, не был пройден целевой инструктаж в срок, установленный приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008г. №256. Указанное нарушение в добровольном порядке устранено заявителем 25.03.2010г., что подтверждается свидетельством от 25.03.2010г. серии ЦИ №СО020862.
Согласно Положению №256 при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов РФ в области легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления специальным должностным лицом проводится внеплановый инструктаж работников организации.
В нарушение указанных положений внеплановое обучение сотрудников Общества не проводилось, в то время как в поверяемый период изменения в законодательство в сфере ПОД/ФТ вносились.
В ходе проведения проверки были также выявлены нарушения в части представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Порядок представления информации в уполномоченный орган на момент проведения
проверки регламентирован приказом Росфинмониторинга от 09.10.2009г.№245 «Об
утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому
мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года
11 5-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», вступившим в законную силу с 21.03.2010г.
Пунктом 6 указанного Приказа установлено, что информация представляется в Росфинмониторинг в виде электронного формализованного сообщения (далее - СЭД), формируемого организацией (лицом), подписанного (заверенного) зарегистрированной электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП).
По согласованию с Росфинмониторингом информация может представляться организацией (лицом) в виде формализованного сообщения на бумажных носителях (далее - СПД), удостоверенного подписями уполномоченных лиц организации (лица) и заверенного печатью организации (лица), по форме 4-СПД, приведенной в Приложении 1 к настоящей Инструкции.
В нарушение установленного законодательством порядка представления сведений в уполномоченный орган, ООО «Премьер-лизинг» предоставляется информация на бумажных носителях без согласования с Федеральной службой по финансовому мониторингу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ФЗ №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или имуществом, подлежащим обязательному контролю, указанным в статье 6 Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 6 ФЗ №115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится в частности к операции (сделке) по получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга).
Проверкой выявлено, что ООО «Премьер-лизинг» заключило договор финансовой аренды от 28.05.2010г. №593/10 с ООО «АвтоПрофи», стоимость передаваемого в лизинг имущества составила 2 900 000 рублей. Имущество передано лизингополучателю по акту приема-передачи от 28.05.2010г. Сведения по указанной операции, подлежащей обязательному контролю, следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 31.05.2010г. Информация по указанной сделке направлена в уполномоченный орган 01.06.2010, то есть с нарушением срока, установленного ст.7 ФЗ №115-ФЗ.
Следовательно, ООО «Премьер-Лизинг» нарушило требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.27 КоАП РФ.
По результатам проверки был составлен акт проверки №70 от 22.07.2010 г., протокол об административном правонарушении №04-10/347 от 22.07.2010г., на основании которого было вынесено постановление №04-10/347 от 05.08.2010 г. о назначении административного наказания по ст.15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Заявитель не согласился с вынесенным постановлением и обратился в суд с требованием признать его незаконным и отменить.
Исследовав материалы дела и доводы сторон, суд приходит к выводу, что в удовлетворении требований заявителя следует отказать, по следующим основаниям.
Согласно статьи 15.27 КоАП РФ, неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ, является установленный Законом от 07.08.2001 N 155-ФЗ порядок контроля финансирования, хранения и предоставления информации, подлежащих контролю (внешнему и внутреннему) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) лизинговые компании относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с п.9 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
В соответствии со ст.7 Федерального закона №115-ФЗ организации обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации (п.1 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ); вставать на учет в уполномоченном органе (п.9 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ), идентифицировать клиентов организации в соответствии с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, с целью последующего приостановления операций с участием этих лиц (п.10 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ); разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию программ внутреннего контроля, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях (п.2 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ).
В ходе проверки было установлено, что ООО «Премьер-Лизинг» нарушило требования законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю и в части организации внутреннего контроля, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.27 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказан и подтвержден материалами дела.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Статьей 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение организацией требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В ходе рассмотрения дела установлено, что факты нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля, а также в части представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, в уполномоченный орган, отраженные в протоколе об административном правонарушении от 22.07.2010г. №04-10/347, имели место и не оспариваются.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ст.ст. 3, 7 Федерального закона № 115-ФЗ обязанность по принятию внутренних организационных мер в целях соблюдения законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по представлению информации по операциям, подлежащим обязательному контролю, возлагается на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, поименованными в ст.5 Федерального закона № 115-ФЗ.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая во внимание то, что нормативные правовые акты в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, опубликованы в официальном открытом источнике «Российской газете», ООО «Премьер-Лизинг» состоит на учете в МРУ Росфинмониторинга по ПФО, у ООО «Премьер-Лизинг» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за несоблюдение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но Обществом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Премьер-Лизинг» вины в совершенном административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.27 КоАП РФ, в части представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
Заявителем в обоснование своих доводов было заявлено, что ссылка ответчика на Информационное письмо Росфинмониторинга от 22.03.2010г. №4 необоснована, поскольку указанное Информационное письмо не имеет обязательной юридической силы, поскольку не было официально опубликовано в соответствующих органах печати. Однако данные доводы заявителя не могут быть признаны судом обоснованными, поскольку положения Информационного письма дублируют положения, изложенные в Инструкции, утвержденной Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 05.10.2009г. №245 (зарегистрировано в Минюсте РФ 09.02.2010г.).
Довод заявителя о наличии оснований для освобождения его от административной ответственности в силу малозначительности правонарушения несостоятелен.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 15.27 КоАП РФ, посягает на установленный порядок противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Принимая во внимание состав правонарушения, а также установленные фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Существенную угрозу правоохраняемым интересам в данном случае представляет собой ненадлежащая организация заявителем публично значимой деятельности в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, отсутствие должного контроля со стороны руководства за действиями ответственных лиц.
Обществом совершено не одно, а четыре правонарушения – Правила внутреннего контроля не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушены требования действующего законодательства РФ в части предоставления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Совокупность всех этих нарушений, их количество и разнородность не позволяют суду расценить их малозначительными и освободить от административной ответственности. Признание Обществом вины, последующее устранение нарушений, а также предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, в силу ч.ч.2, 3 ст.4.1 КоАП РФ были учтены административным органом при назначении наказания в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, размер штрафа назначен минимальный.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в удовлетворении требований заявителя следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 АПК РФ Арбитражный суд Республики Татарстан,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований заявителя отказать.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РТ в течение десяти дней со дня принятия.
Судья Р.Ф. Хабибуллин