ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-19717/11 от 13.10.2011 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

  Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 292-07-57

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Казань Дело №А65-19717/2011

Решения в полном объеме изготовлено 14 октября 2011 года.

Резолютивная часть решения объявлена 13 октября 2011 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в соста­ве председательствующего судьи Воробьева Р.М., рассмотрев 13 октября 2011 года по первой инстанции в открытом судебном заседании де­ло по заявлению ОАО «Республиканское производственное объединение Жилищно-коммунального хозяйства», г. Казань к Управлению Федеральной антимонопольной службы по РТ об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №А05-687/2011 от 02.08.2011 г.,

с участием:

от заявителя – не явился,

от ответчика – ФИО1 доверенность,

от лица ведущего протокол – помощник судьи Селиванов В.В.,

У С Т А Н О В И Л :

ОАО «Республиканское производственное объединение Жилищно-коммунального хозяйства» г. Казань (далее – заявитель, ОАО «Татсельжилкомхоз») обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по РТ (далее - ответчик) об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №А05-687/2011 от 02.08.2011 г. ч.1 ст. 14.32 КоАП РФ в размере 596 638 руб.

Заявитель в судебное заседание не явился.

Ответчик в судебном заседании требования заявителя не признал, представил отзыв, в котором просит в удовлетворении заявления отказать.

Дело рассмотрено в соответствии со ст. 156 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, ООО «УК «Жилкомплекс» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами (далее по тексту — МКЖД), и занимает доминирующее положение на локальных рынках услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, определенных границами многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Зеленодольск, ул. Гоголя, д. №36 и ул.Королева, д. №6, что подтверждается анализом состояния конкурентной среды на рынке услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

Поскольку в услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома входит в том числе обязанность управляющей организации по проведению капитального ремонта многоквартирного дома, соответственно, организацию, осуществляющую капитальный ремонт в многоквартирных домах г. Зеленодольска ул. Гоголя, д. №36 и ул.Королева, д. №6 может выбрать лишь ООО «УК «Жилкомплекс» (до того момента, пока общим собранием собственников помещений функции по управлению домами не будут переданы другой организации или пока не будет изменен способ управления).

15.06.2010 г. в 9 ч. 00 мин. ООО «УК «Жилкомплекс» проводился квалификационный отбор по выбору подрядной организации на проведение работ по капитальному ремонту указанных выше домов.

В соответствии с извещением о проведении квалификационного отбора, опубликованным на официальном сайте г.Зеленодольска (zelendol.ru), потенциальным участникам конкурса для предоставления заявок на участие в квалификационном отборе был дан срок с 8 ч. 00 мин. 12.06.2010 г. до 9 ч. 00 мин. 15.06.2010 г.

Исходя из содержания протокола от 15 июня 2010 г. вышеуказанного квалификационного отбора, участником квалификационного отбора являлась единственная организация - ОАО «Татсельжилкомхоз», прошедшая квалификационный отбор.

По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства ответчиком было вынесено решение от 31.12.2010 г. № 05-399/2010, которым заявитель и ОАО «Татсельжилкомхоз» были признаны нарушившими пункт 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-Фз «О защите конкуренции» в части осуществления согласованных действий при проведении квалификационного отбора, которые привели к созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (кроме ОАО «Татсельжилкомхоз»).

Решение антимонопольного органа явилось основанием для возбуждения в отношении заявителя производства по делу об административном правонарушении.

20 июля 2011 года в отношении заявителя был с оставлен протокол об административном правонарушении №А05-687/2011 по ч.1 ст. 14.32 КоАП РФ, на основании которого 02.08.2011 года постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №А05-687/2011 заявитель привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 14.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 596 638 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель оспорил его в суде.

Суд, выслушав доводы ответчика, исследовав представленные по делу документы считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Ответственность по ст. 14.31 КоАП РФ наступает за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О за­щите конкуренции», согласованными действиями хозяйствующих субъектов яв­ляются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

- результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;

- действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

Согласно п. 8 ст. 20 Федерального закона №185-ФЗ «О Фонде содействия
 реформированию жилищно-коммунального хозяйства» порядок привлечения
 товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным
 кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо
 выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей
 организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному
 ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в
 соответствии с настоящим Федеральным законом, может устанавливаться
 субъектом Российской Федерации.

В соответствии с главой 10 Постановления Кабинета Министров Республики
 Татарстан от 18 февраля 2010 г. №84 «Об утверждении Республиканской адресной
 программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010
 год», привлечение подрядных организаций для выполнения работ по капитальному
 ремонту многоквартирных домов осуществляется ТСЖ, ЖК, ЖСК и управляющей
 организацией или специализированной организацией на основании договора с ними
 в соответствии с регламентом, установленным государственным заказчиком —
 координатором Программы.

Согласно вышеуказанного постановления, Государственным заказчиком-координатором программы является Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.

Распоряжением Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 22 февраля 2010 г. №5/р утвержден «Регламент проведения электронного отбора подрядных организаций на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в 2010 году» (далее по тексту - Регламент).

Согласно п. 3 и п. 4 Регламента, выбор подрядных организаций на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов осуществляется путем отбора в электронной форме в системе «Мониторинг объектов жилищного фонда». Организатором электронного отбора выступает товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив, либо выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме управляющая компания.

Таким образом, в случае выбора в качестве способа управления многоквартирным жилым домом управляющей организации, данной управляющей организацией осуществляется отбор подрядной организации на проведение работ по капитальному ремонту дома.

В соответствии с п. 9 Регламента организатор отбора публикует в средствах
 массовой информации и на сайте Системы («Мониторинг объектов жилищного
 фонда») извещение о проведении отбора подрядной организации на проведение
 капитального ремонта многоквартирного дома не позднее чем за три дня до даты
 проведения отбора.

Извещение о проведении квалификационного отбора по выбору подрядной организации на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, заказчиком которого является заявитель, было размещено на официальном сайте г. Зеленодольска zelenodol.ru. 12 июня 2010 года.

В соответствии с извещением заявителя проведение квалификационного отбора назначено на 15.06.2010г., потенциальным участникам конкурса для предоставления заявок на участие в квалификационном отборе был дан срок с 8 ч.00 мин. 12.06.2010 г. по 9 ч.00 мин. 15.06.2010 г.

Как указал антимонопольный орган, на ознакомление с извещением о проведении квалификационного отбора, принятие решения об участии в отборе, сбор и подачу необходимых для участия в конкурсе документов фактически был предоставлен всего один рабочий день, поскольку 13, 14 июня 2010 г. были выходными днями.

Вместе с тем, 12 июня официально является праздничным днем в Российской Федерацией.

В связи с совпадением нерабочего праздничного дня , 12 июня 2010 г. с выходным днем в субботу , 14 июня 2010 г. также являлся дополнительным выходным нерабочим днем в соответствии с положениями действующего трудового законодательства.

Таким образом, для ознакомления потенциальным участникам с извещением о проведении квалификационного отбора, указанного выше, заявителем было предоставлено 3 нерабочих дня, в течение которых осуществить сбор документов, принять решение и совершить какие-либо иные действия, направленные на подготовку к участию в квалификационном отборе, реальной возможности не имелось.

Установление ООО «УК «Жилкомплекс» и ОАО «Татсельжилкомхоз» минимального периода (три дня, два дня из которых являлись нерабочими (выходными), рекомендованного Регламентом для размещения извещения с проведении квалификационного отбора, приводит к сокращению фактических сроков подготовки потенциальными участниками всех необходимых документоЕ для подачи заявки на участие в квалификационном отборе. Таким образом, вышеуказанные действия ООО «УК «Жилкомплекс» привели (могли привести) к сокращению числа потенциальных участников отбора. В случае, если подрядная организация намерена участвовать в квалификационном отборе на проведение рабоа по капитальному ремонту многоквартирного дома, то учитывая, что извещение с проведении квалификационного отбора было размещено за три дня до проведения отбора, при этом два дня из которых являются выходными, она практически лишается возможности осуществить сбор всех необходимых документов для подачи заявки на участие в отборе, и следовательно, лишается возможности участвовать в данном отборе.

Подтверждением вышеуказанного является письмо ООО «Фирма Веста ЛТД», в котором общество сообщает, что сокращение времени приема заявок на участие в квалификационном отборе является фактическим ущемлением прав подрядных организаций. Следует отметить, что в соответствии с копиями протоколов квалификационных отборов, проводимых ООО «УК «Жилкомплекс», ООО «Фирма Веста ЛТД» является одним из участников данных отборов. ООО «Фирма Веста ЛТД» в своем письме также сообщает, что для общества является весьма значимым показателем период времени для подачи заявки на участие в квалификационном отборе.

На основании вышеизложенного Комиссией установлено, что ООО «УК Жилкомплекс» и ОАО «Татсельжилкомхоз» при проведении вышеуказанного квалификационного отбора действовали согласованно, при этом следствием таких действий явилось установление организатором отбора необоснованно короткого периода размещения извещения о проведении квалификационного отбора (три дня до дня проведения отбора, два дня из которых являлись нерабочими (выходными)), с целью ограничения количества участников в квалификационном отборе и недопущения конкурентной борьбы при проведении отбора.

Основой проведения квалификационного отбора является конкуренция их участников.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Таким образом, проведение ООО «УК «Жилкомплекс» квалификационного отбора на выбор подрядной организации для проведения капитального ремонта многоквартирных жилых домов № 34 по ул. Гоголя и №6 по ул. Королева являлось формальной имитацией квалификационного отбора, так как в квалификационном отборе участвовала лишь одна организация (ОАО «Татсельжилкомхоз»), при этом организации, не владеющие заранее (до даты размещения извещения) информацией о дате и времени проведения квалификационного отбора, не имели возможности за ограниченный срок (1 рабочий день), установленный ООО «УК Жилкомплекс», собрать все необходимые документы для подачи заявки на участие, а также принять решение об участии (либо не принятии участия) в отборе (для чего требуется произведение расчетов экономического и иного обоснования участия в квалификационном отборе, др. действия).

Учитывая вышеуказанное, следует, что ООО «УК Жилкомплекс» и ОАО «Татсельжилкомхоз» были проинформированы о стратегиях друг друга, выполняли согласованный план действий при проведении квалификационного отбора по выбору подрядной организации на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов №34 по ул. Гоголя и № 6 по ул. Королева, расположенных в г. Зеленодольск. ООО «УК Жилкомплекс» с целью избежания конкурентной борьбы при проведении квалификационного отбора установило необоснованно короткий период размещения извещения о проведении квалификационного отбора (три дня до дня проведения отбора, два дня из которых являлись нерабочими (выходными)), при этом ОАО «Татсельжилкомхоз» владело информацией о дате проведения квалификационного отбора и имело возможность к установленному ООО «УК Жилкомплекс» сроку подачи заявки подать заявку, с приложением всех необходимых документов.

Согласованные действия ООО «УК Жилкомплекс» и ОАО «Татсельжилкомхоз» при проведении вышеуказанного квалификационного отбора привели к созданию препятствий доступу на товарный рынок услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов или выходу на данный товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (кроме ОАО «Татсельжилкомхоз»), что является нарушением пункта 8 части 1 и части 2 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции».

ООО «УК «Жилкомплекс» занимает доминирующее положение на локальных рынках услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, определенных границами многоквартирных домов, расположенных по адресу: г.Зеленодольск, ул. Гоголя, д. №36 и ул.Королева, д. №6. В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства №05-399/2010 отделом антимонопольного контроля Татарстанского УФ АС России был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, по результатам которого установлено, что ООО «УК «Жилкомплекс» на каждом локальном товарном рынке услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома в границах каждого многоквартирного дома, в качестве способа управления в которых выбрано ООО «УК «Жилкомплекс», составляет 100 процентов.

При этом в услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома входит в том числе обязанность управляющей организации по проведению капитального ремонта многоквартирного дома.

Вышеуказанное свидетельствует о том, что организацию, осуществляющую капитальный ремонт в многоквартирных домах г.Зеленодольска ул. Гоголя, д. №36 и ул.Королева, д. №6 может выбрать лишь ООО «УК «Жилкомплекс» (до того момента, пока общим собранием собственников помещений функции по управлению домами не будут переданы другой организации или пока не будет изменен способ управления).

Таким образом, положение ООО «УК «Жилкомплекс» на соответствующем товарном рынке (рынок услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома) лишний раз подтверждает недопустимость ведения согласованных действий между ООО «УК Жилкомплекс» и ОАО «Татсельжилкомхоз», так как данные согласованные действия ограничивают доступ на рынок услуг по капитальному ремонту многоквартирного дома другим хозяйствующим субъектам (кроме ОАО «Татсельжилкомхоз»), что является нарушением пункта 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При изучении представленных материалов дела, каких либо нарушений административного законодательства, влекущих недействительность и незаконность материалов административного дела, а равно оспариваемого постановления, выявлено не было. Процедура привлечения заявителя к административной ответственности ответчиком соблюдена.

Виновность лица считается установленной, если доказано событие правонарушения и лицом, привлекаемым к ответственности, не заявлены возражения об отсутствии возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность либо о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Лицо не подлежит ответственности, если будет доказано, что соблюдение закона было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые данное лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

В данном случае, материалы дела подтверждают как событие административного правонарушения, так и вину заявителя.

Таким образом, поскольку заявитель совершил административное правонарушение, порядок привлечения его к административной ответственности антимонопольным органом был соблюден, суд считает, что оснований для удовлетворения заявления не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 АПК РФ Арбитражный суд Республики Татарстан,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в течении десяти дней в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РТ.

Судья Р.М. Воробьев