ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 533-50-00
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Казань Дело № А65-19850/2019
Решение принято путем подписания резолютивной части – 07 октября 2019 года.
Мотивированное решение составлено – 21 октября 2019 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе судьи Хамидуллиной Л.В. рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению Муниципального казенного учреждения «Управление образования Тукаевского муниципального района Республики Татарстан», Тукаевский район, с. Новотроицкое (ОГРН <***>, ИНН <***>), к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан), г. Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>), об отмене постановления заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) в г. Набережные Челны, Актанышском, Тукаевском, Муслюмовском, Мензелинском районах ФИО1 №644 от 27.06.2019 о привлечении муниципального казенного учреждения «Управление образования Тукаевского муниципального района Республики Татарстан» к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.14.8 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Муниципальное казенное учреждение «Управление образования Тукаевского муниципального района Республики Татарстан», Тукаевский район, с. Новотроицкое (далее – заявитель; МКУ «Управление образования Тукаевского муниципального района Республики Татарстан», Управление образования), обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан), г. Казань (далее – ответчик, административный орган, Управление Роспотребнадзора по РТ), об отмене постановления заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) в г. Набережные Челны, Актанышском, Тукаевском, Муслюмовском, Мензелинском районах ФИО1 №644 от 27.06.2019 о привлечении муниципального казенного учреждения «Управление образования Тукаевского муниципального района Республики Татарстан» к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.14.8 КоАП РФв виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), без вызова сторон.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела почтовые извещения.
Определением от 07.08.2019 о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 142, 227, 228 АПК РФ.
Воспользовавшись изложенными выше процессуальными правами, ответчик представил отзыв на заявление (вх.№6504 от 30.08.2019 – л.д.98-105); кроме того, отзыв с приложением материалов административного дела поступил непосредственно от территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) в г. Набережные Челны, Актанышском, Тукаевском, Муслюмовском, Мензелинском районах (вх.№6272 от 22.08.2019 – л.д.22-97).
Заявитель процессуальных ходатайств не представил.
В соответствии с частью 1 статьи 229 АПК РФ по результатам рассмотрения дела 07.10.2019 было принято решение путем подписания резолютивной части. Резолютивная часть решения была размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Сторонам было разъяснено право подачи заявления о составлении мотивированного решения в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
15.10.2019 в арбитражный суд от ответчика поступила предварительная апелляционная жалоба.
По заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение (часть 2 статьи 229 АПК РФ).
Согласно абзацу 3 части 2 статьи 229 АПК РФ мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления или со дня подачи апелляционной жалобы.
Поскольку лицом, участвующим в деле, в данном случае, ответчиком подана апелляционная жалоба, арбитражный суд изготавливает мотивированное решение.
Как следует из материалов дела, административным органом в рамках проведения административного расследования в отношении МКУ «Управление образования Тукаевского муниципального района Республики Татарстан» при рассмотрении обращений и анализе документов, приложенных к обращениям гр. ФИО2 (вх.№24/10955 от 29.11.2018; вх.№24/4953-19 от 24.05.2019; вх.№24/4395-19 от 13.05.2019) о нарушении ее прав в МБОУ «Князевская СОШ» при взимании платы за питание учащегося, обнаружено неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты оказываемых услуг питания учащемуся по выбору потребителя путем наличных расчетов, что является нарушением статьи 16.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей».
По результатам проверки административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 25.06.2019 №821 (лд.34-36).
Рассмотрев материалы проверки, административный орган вынес постановление по делу об административном правонарушении от 27.06.2019 №644, которым МКУ «Управление образования Тукаевского муниципального района Республики Татарстан» привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 30 000 руб. (л.д.27-29).
Управление образования не согласилось с указанным постановлением административного органа, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении заявленных требований суд руководствовался следующим.
Согласно части 4 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 16.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» оплата товаров (работ, услуг) может производиться потребителем в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем расчетов через субъектов национальной платежной системы, осуществляющих оказание платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в административный орган поступили обращения гр. ФИО2 (вх.№24/10955 от 29.11.2018; вх.№24/4953-19 от 24.05.2019; вх.№24/4395-19 от 13.05.2019) на нарушение прав потребителей при оказании услуг питания МБОУ «Князевская СОШ» учащемуся ФИО3 по выбору потребителя путем наличных расчетов. Суть указанного заявления сводится к тому, что при оказании услуг питания в школе, МБОУ «Князевская СОШ» не обеспечена возможность произвести оплату за питание наличными денежными средствами без оплаты комиссии.
Материалы обращений содержат информацию о том, что в связи с невозможностью оплачивать услуги питания непосредственно в МБОУ «Князевская СОШ» ФИО2 вносила плату за питание в ФГУП «Почта России» с оплатой комиссии, в связи с чем обратилась с письменной претензией к законному представителю МБОУ «Князевская СОШ» (вх.№18 от 05.10.2018).
В письменном ответе законного представителя - директора МБОУ «Князевская СОШ» (исх. №116 от 20.11.2018 – л.д.57) гр. ФИО2 указано: «...оплата за питание учащихся в школьной столовой была переведена на безналичный расчет через Почту России, с которой был заключен договор по оплате питания. При оплате через операторов почтовой связи берется комиссия в размере 25 рублей от любой суммы».
В ходе административного расследования, административным органом установлено и следует из материалов дела, что в МБОУ «Князевская СОШ» введен запрет на сбор наличных денежных средств работниками школы с родителей за питание учащихся.
В соответствии с п.1.1 договора на оказание услуг по приему платежей №04/8469-17 от 01.02.2017, заключенного между ФГУП «Почта России» (оператор по приему платежей) и МБОУ «Князевская СОШ» (поставщик), поставщик поручает, а оператор по приему платежей принимает на себя обязанности по переводу денежных средств в адрес поставщика по сети почтовой связи Набережно-Челнинского МРП за прием платежей за питание школьников в п. Татарстан Тукаевского района (л.д.66-67).
Порядок организации питания, взимания и расходования родительской платы за питание учащихся определяет Положение (п.1.1), утвержденное директором МБОУ «Князевская СОШ» ФИО4 и введенное в действие приказом №77 от 31.08.2018 (л.д.61).
Согласно п.3.1 Положения - «Плата за питание школьников в МБОУ «Князевская СОШ» вносится родителями (законными представителями) учащегося самостоятельно по договору, заключенному общеобразовательной организацией, через кредитные организации (банки) и ФГУП «Почта России» и зачисляется на лицевой счет соответствующего общеобразовательного учреждения не позднее 20 числа каждого месяца на следующий месяц питания».
Постановлением Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района от 26.01.2018 №146 предусмотрено: п.6 - «Руководителям муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений: Организовать с 2018 года горячее питание обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях стоимостью 33 рубля 80 копеек (п.6.1)»; п.1 - «Утвердить с января 2018 года ... «Стоимость горячего питания в день для обучающихся с 1 по 11 классы в общеобразовательных учреждениях в размере 33 рубля 80 копеек (п.1.2)»; «Сумму родительских взносов горячего питания для обучающихся в общеобразовательных учреждениях в размере 26 рублей 70 копеек (п.1.4)» (л.д.68-69).
В силу Устава МБОУ «Князевская СОШ» является бюджетным учреждением. Учредителем МБОУ «Князевская СОШ» является муниципальное образование Тукаевский муниципальный район Республики Татарстан (далее – Учредитель) в лице исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан. Функции и полномочия Учредителя от имени муниципального образования Тукаевского муниципального района в пределах своей компетенции осуществляет Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района, Управление образования Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (п.1.6) (л.д.74-87).
Координирование и регулирование деятельности Учреждения осуществляет Управление образования (п.1.7 Устава).
Управление образования является муниципальным органом местного самоуправления Тукаевского муниципального района, осуществляющим деятельность по реализации единой политики в области образования и воспитания учащихся, подготовки педагогических кадров, укрепления материально-технической базы образовательных учреждений на территории района.
В соответствии с п.2.4 Устава Управления образования, обеспечение на территории муниципального района защиты прав и законных интересов работников образования, детей и подростков, создание условий для организации их обучения, занятости, отдыха, а также формирование здорового образа жизни, является одним их основных задач Управления.
Согласно п.4.5 Устава Управления образования, к полномочиям Управления отнесена организация питания учащихся и воспитанников организаций образования, осуществление контроля за деятельностью муниципальных организаций образования.
В п.6 Положения к Постановлению от 26.01.2018 №146 Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района указано, что «МКУ «Управление образования Тукаевского муниципального района РТ» с выездом в общеобразовательные учреждения курирует вопросы организации питания обучающихся...».
При проведении административного расследования в отношении заявителя обнаружено, что запрет наличных расчетов при оказании услуг общественного питания в МБОУ «Князевская СОШ» установлен во исполнение приказов начальника Управления образования:
- №327 от 29.10.2018 «О запрете сбора денежных средств и привлечения материальных ресурсов в образовательных учреждениях Тукаевского муниципального района» (л.д.72);
- №472/1 от 18.12.2018 «Об усилении мер по предупреждению коррупционных нарушений в образовательных учреждениях Тукаевского муниципального района» (л.д.73).
Согласно п.1 приказа №327 от 29.10.2018 руководителям образовательных учреждений запрещен сбор денежных средств, материальных ценностей на любые нужды.
Пунктом 1 приказа №472/1 от 18.12.2018 руководителям всех образовательных учреждений приказано усилить организационную работу по недопущению сборов наличных денежных средств с родителей обучающихся в образовательных организациях по организацию горячего питания (оплату производить через: интернет, филиалы почты России, филиалы Сбербанка либо другого банка. Сервис Сбербанк Онлайн, Акбарс онлайн) (п.1.2).
Управление образования не обеспечило возможность оплаты услуг питания путем внесения наличных расчетов в МБОУ «Князевская СОШ» по выбору потребителя ввиду установления в школе запрета на сбор наличных денежных средств; что Управлением образования и не оспаривалось. Гражданке ФИО2 были предложены разные варианты оплаты по выбору с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт.
Управление образования привлечено к административной ответственности за отсутствие возможности в МБОУ «Князевская СОШ» оплачивать услуги питания наличным денежными средствами без комиссии.
Между тем, как следует из материалов дела, комиссия при оплате взималась не МКУ «Управление образования Тукаевского муниципального района Республики Татарстан», а иными лицами (ФГУП «Почта России»).
Управление образования действий по взиманию комиссии относительно граждан не допускало.
Согласно ч.1 ст.140 ГК РФ платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.
В соответствии со ст.16.1 Федерального закона от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.
Оплата товаров (работ, услуг) может производиться потребителем в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем расчетов через субъектов национальной платежной системы, осуществляющих оказание платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч.4 ст.37 Закона о защите прав потребителей при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, потребителю услуг питания в МБОУ «Князевская СОШ» предоставлено право выбора оплаты оказанных услуг по выбору с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт.
Между тем, согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон №103-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 3 Закона №103-ФЗ, под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Частью 2 данной статьи установлено, что платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (далее - вознаграждение).
Согласно части 1 статьи 4 Закона №103-ФЗ, оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.
Частью 1 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами (статья 140) без ограничения суммы или в безналичном порядке.
В силу части 1 статьи 862 ГК РФ, при осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Пунктом 1.3. «Положения о правилах осуществления перевода денежных средств», утвержденного Банком России 19.06.2012 №383-П, банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам посредством: списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и зачисления денежных средств на банковские счета получателей средств; списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и выдачи наличных денежных средств получателям средств - физическим лицам; списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и увеличения остатка электронных денежных средств получателей средств.
Таким образом, в данном случае, потребитель имеет возможность оплачивать предоставляемые услуги без открытия банковских счетов, то есть с использованием наличной формы расчетов – через ФГУП «Почта России», а также через Сбербанк РФ.
При этом, со стороны Учреждения отсутствует нарушение прав потребителя, связанных с оплатой таких услуг в части необеспечения возможности оплаты товаров (работ, услуг) в понимании нормы части 4 статьи 14.8 КоАП РФ.
Согласно пункту 1.4 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств кредитные организации осуществляют перевод денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе с использованием электронных средств платежа, посредством приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика - физического лица и зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств.
Аналогичное правило предусмотрено и статьей 37 Закона РФ №2300-1.
Таким образом, в данном случае потребитель вправе оплатить предоставляемые услуги с использованием наличной формы расчетов путем внесения наличных денежных средств платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
При изложенных обстоятельствах следует признать, что в МБОУ «Князевская СОШ» обеспечена возможность внесения потребителем платежей наличными средствами посредством платежных агентов, а также банков, а, Управление образования действий по взиманию комиссии относительно граждан не допускало, комиссия при оплате взималась не Управлением образования (и не МБОУ «Князевская СОШ»), а иными лицами, и, следовательно, в действиях Управления образования отсутствует состав рассматриваемого правонарушения.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Суд, исходя из изложенного, с учетом положений части 4 статьи 1.5 КоАП РФ, согласно которым неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, полагает необходимым признать незаконным и отменить оспоренное постановление.
Руководствуясь статьями 167-170, 211, 228-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также пунктом 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 №10, Арбитражный суд Республики Татарстан
Р Е Ш И Л :
Заявление удовлетворить.
Признать незаконными и отменить постановление №644 от 27.06.2019, вынесенное заместителем начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) в г. Набережные Челны, Актанышском, Тукаевском, Муслюмовском, Мензелинском районах ФИО1, о назначении Муниципальному казенному учреждению «Управление образования Тукаевского муниципального района Республики Татарстан», Тукаевский район, с. Новотроицкое, административного наказания, предусмотренного ч.4 ст.14.8 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан в течение пятнадцати дней со дня его принятия.
Заявление о составлении мотивированного решения может быть подано в течение пяти дней со дня размещения настоящего решения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья Л.В. Хамидуллина