АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 533-50-00
=====================================================================
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Казань Дело №А65-20037/2018
Резолютивная часть решения объявлена 30 июля 2018 года
Полный текст решения изготовлен 31 июля 2018 года
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Бредихиной Н.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой -Черяшовой Ю.В.,
рассмотрев 26-30 июля 2018 года в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу, г. Нижний Новгород (ИНН <***>) к Индивидуальному предпринимателю ФИО1, г. Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ
с участием:
от заявителя – до и после перерыва - не явился, извещен;
от ответчика – до и после перерыва - не явился, извещен;
У С Т А Н О В И Л:
Управление Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу, г. Нижний Новгород (далее по тексту – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Индивидуальному предпринимателю ФИО1, г. Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее по тексту – ответчик) о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Стороны в предварительное судебное заседание 26.07.2018 не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены.
До начала предварительного судебного заседания 26.07.2018 от ответчика поступил отзыв, который в порядке ст. 159 АПК РФ приобщен к материалам дела.
Судом вынесено протокольное определение о рассмотрении дела в отсутствие сторон в порядке ст. 156 АПК РФ.
В порядке ч.4 ст. 137 АПК РФ, при отсутствии заявленных возражений, суд перешел к рассмотрению дела по существу.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 30.07.2018г. до 09 час. 00 мин.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, в отсутствии сторон.
Стороны в судебное заседание 30.07.2018 не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены.
Судом вынесено протокольное определение о рассмотрении дела в отсутствие сторон в порядке ст. 156 АПК РФ.
Как установлено из представленных документов, по итогам проведения мероприятий по систематическому наблюдению в отношении объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Казанского Кремля», XV - первая четверть XX века (Республика Татарстан, г. Казань, Кремль), и по результатам анализа информации, размещенной в общем доступе на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru), Управлением установлено проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Юнкерское училище», 1840 год, архитектор ФИО2, входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Казанского Кремля», XV - первая четверть XX века (далее - Объект), выполненных Индивидуальным предпринимателем ФИО1 без наличия соответствующей лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Так, 12.02.2018 г. между ГБУ «Музей-заповедник «Казанский Кремль» и ИП ФИО1 (далее - исполнитель) заключен гражданско-правовой договор № 3, согласно которому исполнитель принимает на себя обязательство осуществить организацию (создание) WI-FI кафе для туристов в Казанском Кремле, а именно в цокольном этаже объекта.
Объект поставлен на государственную охрану Постановлением Совета Министров Татарской АССР от 23.10.1981 № 601 «О ходе выполнения в Татарской АССР Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Приказом Минкультуры России от 22.11.2016 № 2547 категория Объекта изменена с объекта культурного наследия регионального значения на категорию объект культурного наследия федерального значения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2017 № 1162-р Объект включен в Перечень отдельных объектов культурного наследия, полномочия по государственной охране которых осуществляются Минкультуры России.
Согласно локальному сметному расчету, являющемуся приложением к заключенному гражданско-правовому договору и утвержденному законным представителем ГБУ «Музей-заповедник «Казанский Кремль», согласованному ИП ФИО1, в помещении организуемого кафе должны были быть выполнены следующие работы:
1.общестроительные работы: снятие подоконных досок (бетонных и мозаичных); отбивка штукатурки с поверхности стен и потолков, поверхностей оконных и дверных откосов; демонтаж подвесных потолков типа «Армстронг»; разборка кирпичных перегородок; демонтаж короба из ГКЛ; демонтаж дверных коробок, снятие дверных полотен; штукатурка поверхностей цементно-известковым или цементным раствором; покрытие поверхностей грунтовкой, гладкая облицовка стен, столбов, пилястр и откосов; окрашивание водоэмульсионными составами поверхностей потолков, стен; устройство перегородок из гипсокартонных листов; установка блоков наружных и внутренних дверных проемов; устройство плинтусов из плиток керамических;
2.приспособление инженерных систем и оборудования, а именно разборка трубопроводов из чугунных канализационных труб, прокладка трубопроводов канализации из полиэтиленовых труб; прокладка канализационных труб; прокладка трубопроводов водоснабжения; установка унитазов, раковин;
3.электромонтажные работы: демонтаж бра, плафонов; монтаж светильников, электрополотенец.
Также на Объекте должны были быть выполнены художественно-оформительские работы и осуществлено оснащение зоны отдыха для туристов мебелью и оборудованием «под ключ».
Указанные работы ИП ФИО1 выполнены, о чем составлены акты о приемке выполненных работ от 13.03.2018 № 1, от 17.04.2018 № 16.
Договор от 12.02.2018 № 3 ИП ФИО1 исполнен в полном объеме, что также подтверждается соглашением о расторжении указанного договора, подписанным между ГБУ «Музей-заповедник «Казанский Кремль» и ИП ФИО1 от 18.06.2018.
Управление пришло к выводу, что работы, выполненные ИП ФИО1 на Объекте, в соответствии со статьями 42 и 44 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федерального закона № 73-ФЗ), относятся к работам по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия для современного использования, которые в свою очередь являются работами по сохранению памятников истории и культуры.
В Реестре лицензий на деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с 2012 года, размещенном на официальном сайте Минкультуры России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ИП ФИО1 не указан.
Таким образом, ИП ФИО1, не имея лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия и выполняя работы на Объекте, тем самым нарушил требования пункта 6 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ.
По результатам проверки заявителем был составлен протокол об административном правонарушении №60 от 25.06.2018г. ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.23.1 КоАП РФ, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав представителя ответчика и оценив представленные доказательства, приходит к следующему выводу.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее Закон N 99-ФЗ) особенности лицензирования частной охранной деятельности могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление соответствующего вида деятельности.
В соответствии со статьей 3 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования представляют собой совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно подпункту 48 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации подлежит лицензированию.
Статьей 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) также предусмотрено, что деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) подлежит лицензированию.
Согласно ст. 40 Федерального закона N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Статьей 45 Федерального закона N 73-ФЗ установлен порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Федерального закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, представляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объекта культурного наследия.
Согласно п. 6 ст. 45 Федерального закона N 73-ФЗ к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. ООО "СтройИнжРеставрация" является обладателем лицензии Минкультуры России на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации от 12 сентября 2012 г. N МКРФ 00187.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 N 349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" утверждено Положение о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее по тексту - Положение о лицензировании), которое определяет порядок лицензирования деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Перечень работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия народов Российской Федерации, содержится в приложении к Положению о лицензировании и включает такие виды работ как реставрация и воссоздание наружных и внутренних декоративно-художественных покрасок, реставрация и воссоздание позолоты.
Исходя из предмета гражданско-правового договора №3 от 12.02.2018, технического задания, спецификации, акта выполненных работ за март 2018г., акта №16 от 17.04.2018 (художественно -оформительские работы, 2 этап, организация (создание) WI-FI кафе для туристов в Казанском Кремле) и с учетом приведенных положений нормативных актов следует, что проводимые ИП ФИО1 работы должны были осуществляться при наличии у него лицензии.
Из материалов дела следует, что лицензия на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия у предпринимателя отсутствовала.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве, что лицензия на проведение строительно-монтажных работ на объектах культурного наследия требуется в тех случая, когда такие работы затрагивают предметы охраны культурного наследия; составляющие его историко-культурную ценность. Охранное обязательство №А-225 выданное Министерством культуры РТ 10.09.2012 на здание Юнкерского училища свидетельствует, что работы на объекте не затрагивают предметы охраны данного объекта, следовательно, на их проведение не требуется лицензия Министерства культуры, судом отклоняются на основании следующего.
Постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 N 349 утвержден Перечень работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, определены виды работ.
Позиция предпринимателя, которая заключается в том, что влияние работ должно оцениваться только относительно предмета охраны объекта культурного наследия, является ошибочной, поскольку закон устанавливает требования к сохранению объекта культурного наследия в целом, а не к его отдельным элементам.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что факт осуществления деятельности по сохранению объектов культурного наследия без специального разрешения (лицензии) подтверждается материалами административного дела.
Следовательно, суд приходит к выводу о наличии в действиях ИП ФИО1 события правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, часть 1 ст. 4.5 КоАП РФ устанавливает, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
В данном случае обязанность по получению лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия предпринимателем должна быть исполнена до начала производства указанных работ в феврале 2018.
Судом установлено, что последние действия по выполнению работы по гражданско-правовому договору №3 от 12.02.2018 (художественно -оформительские работы, 2 этап, организация (создание) WI-FI кафе для туристов в Казанском Кремле) были завершены обществом 17.04.2018 (акт №16, л.д. 58).
Правонарушение в данном случае не является длящимся, поскольку после сдачи результатов работ 17.04.2018 ИП ФИО1 не производились какие-либо еще действия по выполнению работ без лицензии, административным органом иное не доказано.
Учитывая изложенное, срок давности привлечения к административной ответственности истек 17.07.2018.
Таким образом, проанализировав нормы права применительно к установленным по делу обстоятельствам, суд приходит к выводу о наличии обстоятельства, исключающего производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях" N 2 от 27.01.2003 разъяснил, что срок давности привлечения к административной ответственности не подлежит восстановлению, и в случае его пропуска суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Поскольку на момент рассмотрения дела срок давности привлечения к ответственности истек, суд с учетом положений ст. 24.5 КоАП РФ отказывает в удовлетворении требования административного органа о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 167 – 169, 202, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый Арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок.
Председательствующий судья Н.Ю. Бредихина