ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-20618/10 от 09.11.2010 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

  Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 292-17-60, 292-07-57

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ 

г. Казань Дело № А65-20618/2010-СА3-43

Резолютивная часть решения объявлена судом "9" ноября 2010 г.

Полный текст решения изготовлен «13» ноября 2010 г.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Хамитова З.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сайдашевой Р.Д.,

рассмотрев 28 октября - 9 ноября 2010 г. в первой инстанции в открытом судебном заседании дело позаявлению Открытого акционерного общества «Талисман», г.Казань (далее-заявитель) с требованием отменить постановление Межрегионального управления Росфинмониторинга по Приволжскому федеральному округу , г.Нижний Новгород (далее-ответчик) о назначении административного наказания №04-10/260 от 19.08.2010, производство по делу прекратить,

при участии в заседании:

от заявителя – представители ФИО1, ФИО2

от ответчика – (извещен) не явились

УСТАНОВИЛ:

Заявитель обратился в арбитражный суд с требованием отменить постановление Межрегионального управления Росфинмониторинга по Приволжскому федеральному округу , г.Нижний Новгород (далее-ответчик) о назначении административного наказания №04-10/260 от 19.08.2010, производство по делу прекратить.

Представитель заявителя требования изложенные в заявлении поддержал, по основаниям изложенным в отзыве, на вопросы суда о наличии доказательств направления документов в Федеральную службу страхового надзора указанных в его жалобе, а также в отзыве ответчика пояснил, что такими доказательствами не располагает. Заявитель просит признать деяние малозначительным и ограничиться устным замечанием.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Дело рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке ст.156 АПК РФ.

Из материалов дела представленных в суд, следует, что административным органом была проведена проверка соблюдения законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля ОАО «Страховое общество «Талисман», расположенного по адресу: 420061, РТ, <...>.

В ходе проведенной проверки было установлено, что ОАО «Страховое общество «Талисман» нарушило требования законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.27 КоАП РФ.

По результатам проверки был составлен протокол об административном правонарушении от 06.08.2010 г., на основании которого было вынесено постановление №04-10/260 от 19.08.2010 г. о назначении административного наказания по ст.15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Заявитель не согласился с вынесенным постановлением и обратился в суд с требованием признать его незаконным и отменить.

Исследовав материалы дела и доводы сторон, суд приходит к выводу, что в удовлетворении требований заявителя следует отказать, по следующим основаниям.

Статьей 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение организацией требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля.

Согласно статьи 15.27 КоАП РФ, неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Под организацией внутреннего контроля следует понимать своевременное и точное исполнение определенных требований, установленных различными нормативными актами, регулирующими вопросы соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. К таким требованиям относятся в частности разработка правил внутреннего контроля и программ его осуществления (п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ).

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ, является установленный Законом от 07.08.2001 N 155-ФЗ порядок контроля финансирования, хранения и предоставления информации, подлежащих контролю (внешнему и внутреннему) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) страховые компании относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с п.9 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

В соответствии со ст.3 Федерального закона № 115-ФЗ, внутренний контроль -деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Согласно ст.4 Федерального закона №115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: обязательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

Судом установлено, что ОАО «Страховое общество «Талисман» не были предприняты необходимые меры по соблюдению законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля, выразившиеся в следующем.

В результате рассмотрения материалов выездной плановой проверки деятельности ОАО «Страховое общество «Талисман» Инспекцией страхового надзора по Приволжскому федеральному округу и проведенного МРУ Росфинмониторинга по ПФО административного расследования в отношении ОАО «Страховое общество «Талисман» в части исполнения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, установлено, что Общество является страховой организацией, о чем свидетельствует: 1) ст.З Устава ОАО «Страховое общество «Талисман», утвержденного протоколом годового общего собрания акционеров от 10.06.2009 №1/2009: 2) лицензия на осуществление страхования серия С №1587 16 от 19.02.2007; 3) лицензия на осуществление перестрахования серия 11 № 1587 16 выдана Федеральной службой страхового надзора, а также иные документы и информация, имеющиеся в материалах дела.

Руководство ОАО «Страховое общество «Талисман» на момент возбуждения дела об административном правонарушении осуществляла Временный генеральный директор ФИО3 (протокол заседания совета директоров ОАО «Страховое общество «Талисман» от 22.04.2010).

В соответствии со ст.7 Федерального закона №115-ФЗ организации обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации (п.1 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ); идентифицировать клиентов организации в соответствии с Перечнем организаций и физических лиц. в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, с целью последующего приостановления операций с участием этих лиц (п. 10 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ); разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию программ внутреннего контроля, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях (п.2 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ).

В ОАО «Страховое общество «Талисман» не было предпринято внутренних организационных мер, направленных на создание системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что подтверждается материалами проверки.

Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации (п.2 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ).

Проверкой, проведенной Инспекцией страхового надзора по Приволжскому федеральному округу установлено, что правила внутреннего контроля ОАО «Страховое общество «Талисман», утвержденные руководителем организации 28.08.2008, не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, так как не учитывают внесенных в него изменений и дополнений в 2009 г. Так, в частности, программа по установлению квалификационных требований к подготовке и обучению кадров не соответствует требованиям Приказа Росфинмониторинга от 01.11.2008 ,№ 256 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (вступил в силу с 17.02.2009).

Таким образом, ОАО «Страховое общество «Талисман» нарушен п.2 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ в части требований, предъявляемых к содержанию правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

Кроме того, п.З Информационного письма Федеральной службы страхового надзора от 04.06.2009 № 4465/03-04 «О внесении страховыми организациями изменений в правила внутреннего контроля в связи с вступлением в силу Приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 01.11.2008 № 256 «Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлено, что Страховым организациям необходимо привести правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Правила) в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (с учетом Приказа Росфинмониторинга от 01.11.2008 № 256). Данное письмо размещено в информационно-правовой системе «Консультант Плюс».

Данное требование надзорного органа ОАО «Страховое общество «Талисман» не было выполнено. Следовательно, ОАО «Страховое общество «Талисман» п.2 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ не исполнен, что образует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 15.27 КоАП РФ.

Таким образом, внутренний контроль в ОАО «Страховое общество «Талисман» не организован.

Приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008 №256 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Положение).

Настоящим Положением установлены требования к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, указанных в статье 5 Федерального закона (за исключением кредитных организаций).

В соответствии с п.5 Положения в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, обучение проводится в следующих формах: а) вводный инструктаж в организации; б) плановый инструктаж в организации; в) внеплановый инструктаж в организации; г) участие работников организации в конференциях, семинарах и иных аналогичных
мероприятиях (далее - целевой инструктаж); д) самостоятельное изучение работником законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, иных нормативных правовых актов в данной области, а также правил внутреннего контроля организации и программ его осуществления.

В соответствии с п.З указанного Положения, обучение должны проходить следующие работники: а) руководитель организации; б) руководитель филиала организации; в) заместитель руководителя организации (филиала); г) специальное должностное лицо организации (филиала), ответственное за соблюдение
правил внутреннего контроля и программ его осуществления (далее - специальное
 должностное лицо); д) главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала), при наличии должности в штате организации или филиала, либо работник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета; е) работники юридического подразделения организации (филиала), юрист, при наличии; ж) работники службы внутреннего контроля организации (филиала), при наличии; з) иные работники организации (филиала) с учетом особенностей деятельности организации и ее клиентов.

Как установлено в ходе проведения проверочных мероприятий Инспекцией страхового надзора по ПФО обучение сотрудников ОАО «Страховое общество «Талисман» в соответствии с требованиями действующего законодательства не производится.

В ходе административного расследования у ОАО «Страховое общество «Талисман» истребованы объяснения о причинах, вследствие которых обучение сотрудников организации не проводилось (Определение об истребовании сведений (информации) от 23.06.2010). В ответ на указанное определение ОАО «Страховое общество «Талисман» представлено объяснение, что целевой инструктаж сотрудниками организации проводится регулярно (вх. от 07.07.2010 №769ф). Объяснений по поводу отсутствия прохождения сотрудниками организации вводного, планового, внепланового и самостоятельного обучения ОАО «Страховое общество «Талисман» не представлено.

Кроме того, в соответствии с п.20, 22 Положения, организации ведут учет прохождения ее работниками обучения. Документы, подтверждающие прохождение работником организации обучения, приобщаются к личному делу работника.

В ходе административного расследования у ОАО «Страховое общество «Талисман» истребованы описи личных дел сотрудников страховой организации (Определение об истребовании сведений (информации) от 14.07.2010). Как установлено по результатам изучения указанных описей, документов, подтверждающих прохождение сотрудниками организации какого-либо обучения, кроме целевого инструктажа, в личных делах сотрудников не содержится, что свидетельствует о непрохождении сотрудниками ОАО «Страховое общество «Талисман» обучения в   целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в соответствие с требования Приказа Росфинмониторинга от 01.11.2008 №256.

Следовательно, внутренний контроль в ОАО «Страховое общество «Талисман» не организован.

Таким образом, ОАО «Страховое общество «Талисман» нарушило требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.27 КоАП РФ.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно п.2 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ правила внутреннего контроля должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности организации.

Квалификационные требования к подготовке и обучению кадров утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 № 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В соответствии с п.З указанного Постановления, требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008 № 256 утверждено Положение отребованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Данное Положение вступило в силу 17.02.2009.

В ходе административного расследования МРУ Росфинмониторинга по ПФО на основании материалов проверки деятельности страховой организации ОАО «Страховое общество «Талисман» установлено, что правила внутреннего контроля ОАО «Страховое общество «Талисман» разработаны и утверждены генеральным директором 28.08.2008 и согласованы Федеральной службой страхового надзора.

В связи с тем, что Приказ Росфинмониторинга от 01.11.2008 № 256, содержащий нормы, обязательные для включения в текст правил внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, во исполнение п.2 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ, вступил в силу 17.02.2009, именно с этого момента в организациях должны быть приняты меры по приведению правил внутреннего контроля в соответствие с требованиями действующего законодательства.

На момент проведения проверочных мероприятий в отношении ОАО «Страховое общество «Талисман», правила внутреннего контроля требованиям действующего законодательства не соответствовали (п.п. «а» п. 11 Акта Инспекции страхового надзора по ПФО о результатах комплексной выездной плановой страховой организации ОАО «Страховое общество «Талисман» от 18.05.2010).

Отсутствие в течение длительного периода времени в ОАО «Страховое общество «Талисман» правил внутреннего контроля, отвечающих требованиям п.2 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ, не может свидетельствовать о надлежащем исполнении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Таким образом, объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.27 КоАП РФ, образует неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля.

В материалы дела не представлены документы, подтверждающие факт направления ОАО «Страховое общество «Талисман» и/или получения Федеральной службой страхового надзора Программы обучения, утвержденной в Обществе 25.06.2009 г.  согласно сопроводительного письма от 29.06.2009 № 2967 (вх.МРУ от 18.08.2010 №943ф). В ходе судебного заседания представителям заявителя предлагалось представить доказательства их направления в ФССН с этой целью был объявлен перерыв в рассмотрении дела, однако каких-либо доказательств опровергающих выводы административного органа о их ненаправлении в ФССН заявителем не представлено. Кроме того, данная Программа от 25.06.2009 не представлена в МРУ Росфинмониторинга по ПФО на момент рассмотрения дела, и согласно материалам проверки надзорного органа не оценена на предмет соответствия ее требованиям действующего законодательства ПОД/ФТ (согласно с п.З Информационного письма. Федеральной службы страхового надзора от 04.06.2009 № 4465/03-04 изменения в Правила внутреннего контроля согласовываются надзорным органом, в порядке предусмотренном законодательством). Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие согласование Федеральной службой страхового надзора Программы обучения сотрудников ОАО «Страховое общество «Талисман». утвержденной 25.06.2009 (письмо Федеральной службы страхового надзора о согласовании/отказе в согласовании данной Программы; Программа с отметкой Федеральной службы страхового надзора о согласовании, и др.).

Кроме того, необходимо отметить, что в качестве доказательства по делу об административном правонарушении, Инспекцией страхового надзора по Приволжскому федеральному округу в материалы проверки приложена Программа обучения сотрудников I ОАО «Страховое общество «Талисман» методам ПОД/ФТ с датой утверждения 03.08.2009  (стр.112 том 1 административного дела №04-10/260). Сведений, о том направлялась ли она в Федеральную службу страхового надзора для согласования, также не содержится в материалах дела.

К моменту рассмотрения дела в МРУ Росфинмониторинга по ПФО были представлены документы о прохождении работниками ОАО «Страховое общество «Талисман» обучения в виде распоряжений и приложений к ним, а также копии описей личных дел сотрудников организации (вх.МРУ от 17.08.2010 №5487).

Однако, данные документы не содержат подписи лиц, прошедших обучение. Кроме того, ни в ходе проведения проверочных мероприятий Инспекцией страхового надзора по Приволжскому федеральному округу, ни в ходе проведения административного расследования в отношении ОАО «Страховое общество «Талисман» данные документы не были представлены. Вместе с тем, согласно письма Вр.Генерального директора ОАО «Страховое общество «Талисман» ФИО3 от 06.07.2010 №956 в подтверждении регулярного прохождения сотрудниками Общества обучения были представлены только свидетельства о прохождении целевого инструктажа ФИО4,   Курочкой Е.В. и ФИО5 Иных документов по обучению сотрудников ОАО «Страховое общество «Талисман» не представлялось.

Кроме того, п.5 Положения предусматривает обучение сотрудников организации в следующих формах: а) вводный инструктаж в организации; б) плановый инструктаж в организации; в)внеплановый инструктаж в организации; г) участие работников организации в конференциях, семинарах и иных аналогичных мероприятиях (далее - целевой инструктаж); д) самостоятельное изучение работником законодательства Российской Федерации о l противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, иных нормативных правовых актов в данной области, а также правил внутреннего контроля организации и программ его осуществления.

Согласно объяснений заявителя целевой инструктаж сотрудниками ОАО «Страховое общество «Талисман» пройден. Однако доказательств этому, а также то, что обучение по иным, предусмотренным Приказом Росфинмониторинга №256 формам обучения (вводный инструктаж, внеплановый инструктаж; а также самостоятельное изучение работником законодательства ПОД/ФТ, иных нормативных правовых актов в I данной области) в период с 01.01.2009 по 01.03.2010 не проводилось.

С 05.10.2009 вступил в силу Приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 №103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок» определивший основные критерии выявления и признаки необычных сделок, которыми рекомендовано руководствоваться организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях выявления сомнительных сделок.

Учитывая вышеизложенное, Общество было обязано немедленно реагировать на изменения действующих и вступление в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, путем проведения внепланового инструктажа, однако, данная обязанность Обществом исполнена не была, что и образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.27 КоАП РФ, что и нашло свое отражение и в протоколе об административном правонарушении, и в постановлении о назначении административного наказания.

Факт административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказан и подтвержден материалами дела.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Статьей 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение организацией требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ст.ст. 3, 7 Федерального закона № 115-ФЗ обязанность по принятию внутренних организационных мер в целях соблюдения законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по представлению информации по операциям, подлежащим обязательному контролю, возлагается на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, поименованными в ст.5 Федерального закона № 115-ФЗ.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Довод заявителя о наличии оснований для освобождения его от административной ответственности в силу малозначительности правонарушения несостоятелен.

В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Исполнение организациями требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, находится по особым государственным контролем и совершенное организацией правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в данной сфере. Сфера применения данного Федерального закона - регулирование отношений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением таких операций, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (ст.1, ст.2 Федерального закона №115-ФЗ).

Угроза охраняемым общественным отношениям заключается в отсутствии созданной и эффективно работающей системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также в пренебрежительном отношении ОАО «СО «Талисман» к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что выразилось в том, что Обществу было известно об указанной обязанности, поскольку нормативные акты, предписывающие исполнение указанных норм, опубликованы в открытых источниках («Российской газете»), однако их своевременное и точное исполнение ОАО «СО «Талисман» было проигнорировано. Данные факты подвергают угрозе основную цель Федерального закона № 115-ФЗ, заключающуюся в создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, направленного на недопущение в экономику государства «криминальных» денежных средств, а также на противодействие такого общественного опасного преступления как финансирование терроризма.

Состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 15.27 КоАП РФ, посягает на установленный порядок противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Принимая во внимание состав правонарушения, а также установленные фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Совокупность всех перечисленных нарушений, их количество и разнородность не позволяют суду расценить их малозначительными и освободить от административной ответственности, размер штрафа назначен минимальный.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в удовлетворении требований заявителя следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 АПК РФ Арбитражный суд Республики Татарстан,

Р Е Ш И Л :

  В удовлетворении требований заявителя отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РТ в течение десяти дней со дня принятия.

Судья З.Н. Хамитов