ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-2072/13 от 10.06.2013 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

  Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 294-60-00

====================================================================

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Казань Дело №А65-2072/2013

«17» июня 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 июня 2013 года. Полный текст решения изготовлен 17 июня 2013 года.

Судья первой инстанции Арбитражного суда Республики Татарстан Абульханова Г.Ф., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Хасановой А.Р., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя Рашитова Радика Адгамовича, Спасский район, с.Иске-Рязап, к Главе муниципального образования "Иске-Рязапский сельский совет", РТ, Спасский район, с.Иске-Рязап, об оспаривании неправомерных действий главы муниципального образования и о признании недействительным решения собрания жителей сельского поселения,

с участием представителей:

от заявителя – предприниматель Рашитов Р.А., по паспорту; Марущенко В.В., доверенность от 01.02.2013;

от ответчика – Хрусталева М. П., по доверенности б/н от 23.03.13г.; Глава муниципального образования "Иске-Рязапский сельский совет" – Нугаев М.А., по паспорту,

от второго ответчика - Муниципального образования Иске-Рязапского сельского исполнительного комитета Спасского муниципального района -   Нугаев М.А., по паспорту,

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель - Индивидуальный предприниматель Рашитов Радик Адгамович (далее по тексту - ИП Рашитов Р.А., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, уточненным и принятым судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Главе муниципального образования "Иске-Рязапский сельский совет", РТ, Спасский район, с.Иске-Рязап (ответчик), об оспаривании неправомерных действий главы муниципального образования в воспрепятствовании осуществлении предпринимательской деятельности и признании недействительными пунктов первого и второго решения собрания жителей села Иске-Рязап Спасского район Республики Татарстан от 14.11.2012.

Заявитель и его представитель в судебном заседании просили заявленные требования удовлетворить по доводам, изложенным в заявлении.

Представители ответчиков в удовлетворении требований просят отказать по мотивам, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.

Как следует из материалов дела, заявитель согласно сведениям из единого государственного реестра юридических лиц зарегистрирован в качестве предпринимателя 27.10.2010 (л.д. 29-34), имеет лицензию на пользование недрами № 01613 со сроком действия с 09.06.2011 – 01.06.2021 (л.д. 14). Между Рязапским сельским поселением Спасского муниципального района Республики Татарстан – арендодатель - и предпринимателем – арендатором - заключен договор аренды объектов водоснабжения от 02.07.2012. Заявитель указывает, что Глава муниципального образования, 14.11.2012 незаконно собрав некоторых жителей села Иске-Рязап, сообщил об осуществлении заявителем незаконного сбора денежных средств в повышенном размере за обеспечение жителей села водой и просил вносить денежные средства в кассу муниципального образования вместо оплаты предпринимателю по договорам, заключенным с ним с каждым из жителей села, данное требование ответчиком также оглашено посредством местного радио.

Заявитель со ссылкой на взимание платы за поставку воды в соответствии с установленными тарифами, утв. Постановлением Госкомитета по тарифам от 23.12.2011 № 10-26/ЖКХ, наличие действующего договора аренды объектов водоснабжения, договоров на водоснабжение жителей села, расценивая действия ответчика как воспрепятствование в осуществлении предпринимательской деятельности, нарушающее его законные права и интересы обратился в арбитражный суд Республики Татарстан с вышеназванными требованиями.

Исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, выслушав участников судебного разбирательства, свидетелей, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.

Судом по материалам дела, пояснениям сторон установлено, что между Рязапским сельским поселением Спасского муниципального района Республики Татарстан – арендодатель и предпринимателем – арендатор заключен договор аренды объектов водоснабжения от 02.07.2012. По условиям договора подписан акт приема-передачи имущества – артскважин, башен и водопроводных сетей в селе Иске-Рязап. На основании данного договора заявителем-продавцом с жителями села - абонентами заключены договоры на водоснабжение от 01.01.2012, по условиям которых продавец обязался оказывать услуги по водоснабжению, а абонент оплачивать ежемесячно услуги водоснабжения. (л.д. 15)

В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).

Согласно пункту 11 Правил N 167 отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 Кодекса), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Пунктом 1 ст. 18 Устава Муниципального образования «Иске-Рязапское сельское поселение» Спасского муниципального района РТ (далее по тексту Устав), установлено, что для обсуждения вопросов местного значения и выявления мнения представителей всех жителей Поселения проводятся собрания представителей (делегатов). Собрание делегатов проводится в случаях, когда созыв собрания граждан затруднен, в том числе, если число жителей, имеющих право участвовать в собрании граждан, превышает 100 человек.

Вопреки требованиям, установленным в статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель не представил суду доказательств нарушения прав и законных интересов в воспрепятствовании осуществлении предпринимательской деятельности главой муниципального образования.

Правоотношения, возникшие между заявителем и ответчиком, являются гражданскими, вытекающими из договора аренды объектов водоснабжения, в связи с чем, заявитель не лишен права на обращение в суд за защитой нарушенных прав и интересов в соответствии с гражданским законодательством.

Таким образом, суд в соответствии с требованиями, содержащимися в статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Конституции РФ и Европейской конвенции от 20 марта 1952 года о разумном балансе публичного и частного интересов, приходит к выводу, что в связи с отсутствием совокупности условий, необходимых для признания оспариваемого действия незаконным, а также не представлением заявителем суду достаточных доказательств нарушенного права и законных интересов обжалуемым действием, об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований заявителя в данной части требований.

При этом заявитель не лишен возможности обратиться в соответствующие правоохранительные органы с заявлением о совершении должностными лицами деяний - действий (бездействия), совершенных с превышением должностных полномочий, либо свидетельствующих о самоуправстве, либо свидетельствующих о незаконном воспрепятствовании предпринимательской деятельности и пр.

В части требований Индивидуального предпринимателя Рашитова Радика Адгамовича, Спасский район, с.Иске-Рязап, к Главе муниципального образования "Иске-Рязапский сельский совет", РТ, Спасский район, с.Иске-Рязап, о признании недействительными пунктов первого и второго решения собрания жителей села Иске-Рязап Спасского район Республики Татарстан от 14.11.2012 суд приходит к выводу о прекращении производства в данной части требований согласно следующему.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Вопросы местного значения поселения (городского, сельского поселения) перечислены в ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ. К вопросам местного значения поселения относится, в частности, организация в границах поселения водоснабжения населения.

Согласно положениям главы 5 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ к формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления отнесены: местный референдум; муниципальные выборы; голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования; сход граждан; правотворческая инициатива граждан; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания; собрание граждан; конференция граждан (собрание делегатов), опрос граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления; иные формы, не противоречащие Конституции Российской Федерации, настоящему федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.

Ст. 29 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ предусмотрено, что для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.

Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.

Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования.

Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.

Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.

Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются настоящим Федеральным законом, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Согласно ч. 1 ст. 45 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ решение вопросов местного значения непосредственно гражданами муниципального образования осуществляется путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме (сходе граждан).

В соответствии со ст. 78 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Из анализа положений ст. 45 и 78 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ следует, что к решениям, принятым путем прямого волеизъявления граждан, которые могут быть обжалованы в суде в установленном законом порядке, относятся решения, принятые на местном референдуме, на сходе граждан.

Согласно статье 5 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 года N1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов может быть осуществлена заинтересованным лицом в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов отнесены возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в арбитражный суд вправе обратиться граждане, организации и иные лица, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из приведенных правовых норм следует, что при решении вопроса о подведомственности спора арбитражному суду исследованию подлежат субъектный состав спорного правоотношения и обстоятельства, свидетельствующие об осуществлении заявителем предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконном возложении на него каких-либо обязанностей либо создании иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Суд, анализируя вышеназванное законодательство, приходит к выводу о прекращении производства по делу по заявлению Индивидуального предпринимателя Рашитова Радика Адгамовича о признании недействительным решения собрания жителей села Иске-Рязап Спасского район Республики Татарстан от 14.11.2012, в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.

При изготовлении и оглашении печатного текста резолютивной части данного решения, судом во втором абзаце допущена опечатка, вместо «о признании недействительными пунктов первого и второго решения собрания жителей села» указано «о признании недействительным решения собрания жителей села».

Поскольку требования заявителя судом отклонены, то уплаченная государственная пошлина в размере 200 руб. возврату не подлежит, 200 руб. подлежат возврату в связи с прекращением производства по требованию.

Руководствуясь статьями 110, 167-169, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,

Р Е Ш И Л :

  В удовлетворении заявления Индивидуального предпринимателя Рашитова Радика Адгамовича, Спасский район, с.Иске-Рязап, к Главе муниципального образования "Иске-Рязапский сельский совет", РТ, Спасский район, с.Иске-Рязап, об оспаривании неправомерных действий главы муниципального образования в воспрепятствовании осуществлении предпринимательской деятельности отказать.

Производство по делу по заявлению Индивидуального предпринимателя Рашитова Радика Адгамовича, Спасский район, с.Иске-Рязап, к Главе муниципального образования "Иске-Рязапский сельский совет", РТ, Спасский район, с.Иске-Рязап, о признании недействительными пунктов первого и второго решения собрания жителей села Иске-Рязап Спасского район Республики Татарстан от 14.11.2012 прекратить.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение одного месяца в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Самара) через Арбитражный суд Республики Татарстан.

Судья Г. Ф. Абульханова