АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
420014, Республика Татарстан, г. Казань, Кремль, корп.1, под.2
тел. (8432) 92-17-60, 92-07-57
=====================================================================
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Казань дело №А65- 21312/2006-СА3-32
Дата принятия решения 17 октября 2006 г. Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Латыпова И.И.
рассмотрев 17.10.2006г. по первой инстанции в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Радэль», Высокогорский район к Межрайонной инспекции ФНС России №3 по РТ, г. Казань о признании постановления №48 от 13.09.2006 года о назначении административного наказания незаконным и его отмене.
с участием:
от заявителя – не явился, извещен
от ответчика – ФИО1, доверенность №04-01-12/8859 от 09.10.2006г.
от лица ведущего протокол – судья Латыпов И.И.
У С Т А Н О В И Л :
Общество с ограниченной ответственностью «Радэль», Высокогорский район (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России №3 по РТ, г. Казань (далее – ответчик) о признании постановления №48 от 13.09.2006 года о назначении административного наказания по ч.3. ст.14.16 КоАП РФ незаконным и его отмене.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора по существу, в судебное заседание не явился.
Ответчик требования заявителя не признал, представил отзыв, в котором просит в удовлетворении заявления отказать.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст.156 АПК РФ.
Как видно из представленных материалов дела, ответчиком 17.08.2006г. была проведена проверка деятельности заявителя в магазине «Радэль», расположенном по адресу: РТ, Высокогорский район, автодорога М-7 «Волга» Нижний Новгород-Казань-Уфа 809 км., по вопросам соблюдения требований законодательства в области государственного регулирования и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что на алкогольную продукцию: водку «Хлебосольная чаша», крепость 40%, объем 0,5л., дата розлива 31.07.2006г., производитель ОАО «Татспиртпром» ФИО2 ЛВЗ», ФСМ № 001206189220, водку «Ханская», крепость 40% объем 1л., дата розлива 03.05.2006г., ГУП РТ «ПО Татспиртпром» Казанский ЛВЗ», ФСМ №001 321506753 отсутствовали ценники. Кроме этого налоговым органом выявлено отсутствие «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных Постановлением Правительства РФ №55 от 19.01.1998г. в доступном для покупателей месте.
По результатам проверки ответчиком составлен протокол осмотра №028658 от 17.08.2006г., протокол об административном правонарушении №48 от 31.08.2006г. и вынесено Постановление по делу об административном правонарушении №48 от 13.09.2006г., которым ответчик привлек заявителя к административной ответственности по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обжаловал его в арбитражный суд.
Рассмотрев материалы дела, суд считает, что в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Статьей 26 Закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлены ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе запрещается нарушение установленных правил продажи алкогольной продукции. Правила продажи алкогольной продукции на территории Российской Федерации определены в разделе 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года N 55 (в редакции от 08.02.06 г.).
При этом на продавца возложены определенные обязанности, несоблюдение которых влечет наступление административной ответственности в виде наложения административного взыскания в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 141 раздела 19 "Особенности продажи алкогольной продукции" Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года N 55 при продаже алкогольной продукции продавец к образцам имеющегося в продаже товара прикрепляет ценники, на которых указаны наименование продукции и цена. При продаже вина в разлив указывается наименование и цена за 1 литр и 0,1 литра. Неисполнение вышеназванных требований к розничной продаже алкогольной продукции влечет за собой административную ответственность.
Согласно п.9 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 55 настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей.
Материалами дела подтверждается, что на момент проверки в магазине заявителя отсутствовали ценники на два вида алкогольной продукции, а также Правила продажи отдельных видов товара в наглядной и доступной форме не доведены продавцом до сведения покупателей.
Данный факт зафиксирован в материалах проверки, постановлении инспекции от 13.09.2006 и указывают на наличие нарушения иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 Кодекса.
Из объяснений заявителя следует, что отсутствие ценника на товаре объясняется тем, что при раскладке товара ценники упали на пол.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае, общество имело возможность принять все зависящие от него меры для соблюдения установленных правил, однако такие меры им приняты не были.
Заявитель полагает, что постановление о привлечении к административной ответственности содержит неправильную квалификацию. Полагает, что в данном случае мог быть привлечен к административной ответственности по ст.14.15 КоАП РФ.
Данный довод заявителя не может быть принят судом во внимание в виду следующего.
Ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 Кодекса, а за нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров ответственность предусмотрена ст. 14.15 КоАП РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2006 N 80 установлено, что порядок продажи алкогольной продукции регулируется Правилами продажи отдельных видов товаров. При этом ч. 3 ст. 14.16 Кодекса в установленном законом порядке не отменена. Следовательно, при определении квалификации нарушения иных правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции следует руководствоваться ч. 3 ст. 14.16 Кодекса, так как она устанавливает ответственность за нарушение правил продажи конкретного товара (алкогольной продукции) и является специальной нормой по отношению к ст. 14.15 Кодекса.
Доводы заявителя в части нарушения процедуры привлечения его к административной ответственности суд считает несостоятельными и не основанными на нормах закона, поскольку при изучении материалов дела, каких либо нарушений административного законодательства, влекущих недействительность и незаконность материалов административного дела, выявлено не было.
Нарушение срока составления протокола об административном правонарушении не является безусловным основанием для признания его ненадлежащим доказательством, поскольку он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, и подтверждает факт правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 28.3 Кодекса протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 Кодекса, в пределах своей компетенции.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 23.50 Кодекса дела об административных правонарушениях рассматривают руководители инспекции федерального органа исполнительной власти, а также их заместители.
В соответствии с п. 1, 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет свои функции непосредственно и через территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции службы инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня.
Пунктом 6.6 этого Положения предусмотрено, что Федеральная налоговая служба, реализуя полномочия в установленной сфере деятельности, имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.
Данные меры в силу части 1 статьи 3.1 КоАП РФ являются административным наказанием, которое применяется за совершение административного правонарушения для предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Из анализа указанных нормативных правовых актов следует, что вывод заявителя об отсутствии у органов Федеральной налоговой службы полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, не соответствует законодательству.
Установленный статьей 28.5 КоАП РФ срок составления протокола пресекательным не является, и его нарушение, при соблюдении сроков давности по ст. 4.5 КоАП РФ, само по себе не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку установленные налоговым органом факты правонарушения зафиксированы в протоколе об административном правонарушении, который составлен в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ, вывод заявителя о том, что нарушение срока составления протокола является основанием для признания незаконным и отмене постановления административного органа, является ошибочным.
Изучив материалы дела, суд считает, что в ходе производства по делу об административном правонарушении ответчиком не ущемлены соответствующие процессуальные права заявителя. В связи с этим оспариваемое постановление ответчика нельзя признать незаконным по процессуальным основаниям.
Административное наказание наложено компетентным органом с соблюдением порядка привлечения к административной ответственности. Суд проверил правомочия административного органа, порядок и сроки давности привлечения к административной ответственности и признает обжалуемое по делу постановление законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 АПК РФ Арбитражный суд Республики Татарстан,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан в10-дневный срок.
Судья И.И.Латыпов