АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014
E-mail: arbitr@kzn.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 292-07-57
==================================================================================
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Казань Дело № А65-21481/2008-СA3-48
«2» декабря 2008 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьиХабибуллина Р.Ф.,
рассмотрев 02.12.2008 года по первой инстанции в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД по РТ, г. Казань к Индивидуальному предпринимателю ФИО1, г. Казань о привлечении к административной ответственности , предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ
с участием:
от заявителя – не явился (извещен)
от ответчика – ФИО1, паспорт <...>, выдан 26.09.2001 г. ОМ Азино-2 Советского района г. Казани, адвокат Акмаев А.Т., удостоверение от 29.10.2007 г. № 1449
при ведении протокола судебного заседания судьей Хабибуллиным Р.Ф.,
У С Т А Н О В И Л:
Управление по борьбе с экономическим преступлениями МВД по РТ, г. Казань (далее по тексту – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Индивидуальному предпринимателю ФИО1, г. Казань (далее по тексту – ответчик) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Заявитель в судебное заседание не явился, надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства извещен.
Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие заявителя.
В судебном заседании ответчик и представитель ответчика требования не признали по основаниям, изложенным в заявлении.
Как установлено из материалов дела,19.06.2008 г. сотрудниками ОРЧ № 1 по линии БЭП МВД по РТ на парковке возле Чеховского рынка г. Казани при осуществлении сделки купли-продажи изделий из драгоценного металла была задержана автомашина “NissanMaximaQX” г/н <***>, в которой находились гр. ФИО2, 23.10.1962 г. р., прож.: <...> и гр. ФИО1, 23.10.1962 г. р., прож.: <...>. При этом, ФИО1
( раб. ИП «ФИО1»), добровольно выдал несколько свертков с радиодеталями и два свертка с металлом серого цвета. Как пояснил ФИО1, в данных свертках находится серебро, добытое им из радиодеталей, которые он скупал на рынке у неизвестных лиц. Также, ФИО1 пояснил, что он успел реализовать часть деталей и свертки с металлом ФИО2. ФИО2 пояснил, что он на момент задержания собирался расплатиться с ФИО1, однако не успел этого сделать. Сумма сделки, со слов ФИО2 , составила 15 000 руб.
Сам ФИО2 представился работником ООО «Драгон Казань» ИНН <***>, однако, опрошенный позже директор ООО «Драгон Казань» гр. ФИО3, пояснил, что указанная фирма в настоящее время не работает, и ФИО2 только собирался начать свою деятельность в указанной организации. При этом, ООО «Драгон Казань» не имеет действующего разрешения Пробирной Палаты, дающей право на осуществление торгово-закупочной деятельности с драгметаллами. Не имеет его и ответчик по настоящему делу.
Согласно справке эксперта № 1308 от 30.07.2008 г., среди изъятых свертков, представленных на исследование, имеются сплавы, с содержанием серебра не ниже
99, 9 %, в виде пластин, общей массой 1 437, 2 гр.
Согласно ответу из Волго-Вятской пробирной инспекции пробирного надзора , ответчик по настоящему делу на спецучете в инспекции не состоит, в то время как, согласно правилам, предусматривающим осуществление операций с драгоценными металлами, лицо, осуществляющее данные операции, должно состоять на учете в Инспекции пробирного надзора.
Указанные обстоятельства нашли отражение в материале проверки № 5-359/2008 г. по факту задержания с поличным сотрудниками УБЭП МВД по РТ граждан, занимающихся незаконной торговлей драгоценными металлами на территории «Чеховского рынка» г. Казани.
25.08.2008 г. в отношении ответчика по настоящему делу был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении от 25.08.2008 г. явился основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Рассмотрев представленные материалы, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
На основании статьи 22 Федерального закона от 26.03.98 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" ( далее Закон № 41-ФЗ) использование и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется в порядке, который установлен настоящим Федеральным законом и законодательными актами Российской Федерации.
Статья 1 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ дает понятие драгоценных металлов, согласно которой драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.
Аналогичное понятие закреплено в п. 1.2 Инструкции «О порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении», утв. Приказом Минфина РФ от 29.08.2001 г. № 68 н, разработанной на основании указанного выше Закона № 41-ФЗ.
Часть 4 ст. 22 Закона № 41-ФЗ устанавливает, что лом и отходы драгоценных металлов и драгоценных камней подлежат сбору во всех организациях, в том числе в воинских частях и воинских формированиях, в которых образуются указанные лом и отходы. Собранные лом и отходы подлежат обязательному учету и могут обрабатываться (перерабатываться) собирающими их организациями, в том числе воинскими частями и воинскими формированиями, для вторичного использования или реализовываться организациям в соответствии с настоящим Федеральным законом для дальнейшего производства и аффинажа драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней.
Драгоценные металлы и драгоценные камни, извлеченные из лома и отходов, в зависимости от их вида и состояния используются и обращаются в соответствии с указанным выше Федеральным законом.
В силу п. 2 Инструкции о порядке ведения специального учета организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (утв. приказом Минфина РФ от 16 июня 2003 г. N 51н) ( далее - Инструкция 51н) специальный учет осуществляется Российской государственной пробирной палатой при Министерстве финансов Российской Федерации через государственные инспекции пробирного надзора. Организации, в том числе воинские части и воинские формирования, и индивидуальные предприниматели перед осуществлением операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями встают на специальный учет в государственных инспекциях пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты (далее - госинспекции), в районе деятельности которых они прошли государственную регистрацию.
Согласно п. 3 Инструкции № 51н на специальный учет ставятся организации, независимо от их организационно-правовой формы, в том числе находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и индивидуальные предприниматели, извлекающие (в том числе, попутно), производящие, перерабатывающие, обрабатывающие и применяющие драгоценные металлы и драгоценные камни в производственных, научных, военных, медицинских, учебных и социально-культурных целях, использующие в качестве залога или принимающие в залог, скупающие, торгующие ими, экспонирующие, хранящие, перевозящие драгоценные металлы и драгоценные камни, а также заготавливающие, производящие первичную обработку и/или перерабатывающие заготовленные лом и отходы драгоценных металлов и отходы драгоценных камней.
Кроме того, на специальный учет ставятся организации и индивидуальные предприниматели, использующие изделия из драгоценных металлов и их сплавов в составе оборудования (стеклоплавильные устройства, тигли, катализаторные сетки, термопары, лабораторную посуду для проведения анализов и прочую оснастку лабораторного и производственного оборудования).
На специальный учет ставятся также физические лица (по их желанию), не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но извлекающие доход от деятельности, связанной с использованием драгоценных металлов и драгоценных камней (творческие работники), на которых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации распространяются нормы гражданского законодательства, относящиеся к индивидуальным предпринимателям.
При этом, согласно п. 19 Инструкции № 51 н при выявлении организации или индивидуального предпринимателя , производящих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, но не поставленных на специальный учет в госинспекции, виновные должностные лица такой организации или индивидуальные предприниматели привлекаются к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Из изложенного, а также из положений статей 10 и 13 названного Закона следует, что осуществлению организациями операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями предшествует их обязательная постановка на специальный учет и лишь с этого момента они вправе совершать такие операции.
Таким образом, осуществление деятельности с драгоценными металлами, в том числе в составе оборудования , без постановки на специальный учет, подпадает под признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Как было установлено судом, в ходе проверки , проведенной заявителем, у ответчика были изъяты изделия в виде пластин различной формы и размеров из металла белого цвета общей массой 1437, 2 гр, а также радиодетали различного вида, размера и форм и микросхемы.
Согласно справки об исследовании № 1308 от 23.06.2008 г. – 30.07.2008 г. Экспертно-криминалистического центра МВД по РТ МВД России, представленные на исследование изделия в виде пластин различной формы и размеров из металла белого цвета общей массой 1437, 2 гр изготовлены из технически чистого серебра. Содержание серебра в сплаве не ниже 99, 9 %. Представленные на исследование радиодетали имеют в составе своей конструкции элементы, изготовленные из сплавов на основе серебра либо имеющие серебряное покрытие, элементы, изготовленные из сплавов на основе серебра и палладия либо имеющие серебряное и палладиевое покрытие, элементы, изготовленные с использованием золотого и серебряного покрытий, однако определить количество серебра, палладия и золота в составе указанных деталей не представляется возможным ввиду невозможности отделения покрытий и конструктивных элементов от предметов – носителей и отсутствия эталонных образцов.
В качестве нарушения ответчику была вменена скупка и реализация изделий, содержащих драгоценные металлы, без специального разрешения.
Вместе с тем, из представленных материалов дела следует, что ответчиком осуществлялась скупка и реализация радиодеталей, содержащих в своем составе элементы, изготовленные из сплавов на основе драгоценных металлов либо имеющих покрытие из драгоценных металлов, что также было подтверждено в ходе экспертного исследования.
Проанализировав положения Закона № 41-Фз и Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утв. Приказом Минфина РФ от 29.08.2001 г. № 68н, суд пришел к выводу, что радиодетали и микросхемы, несмотря на имеющиеся в их составе элементы из драгоценных металлов, не относятся по своей природе к драгоценным металлам.
Соответственно, необходимость для постановки на специальный учет для осуществления купли-продажи такого рода изделий не установлена требованиями закона.
В статье 17 Федерального Закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перечислены виды деятельности, для осуществления которых обязательно наличие лицензии.
Однако, купля-продажа радиоизделий, содержащих драгоценные металлы, также не включена в перечень лицензируемых видов деятельности, соответственно, их оборот является неограниченным, и может осуществляться любым лицом без какого-либо разрешения.
Соответственно, правовые основания для привлечения ответчика к административной ответственности за их оборот по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ отсутствуют, соответственно, изъятые у ответчика изделия в виде радиодеталей и микросхем, подлежат возврату ответчику.
Вместе с тем, часть реализовывавшихся ответчиком изделий представляет собой пластины (контактные разъемы) различной формы и размеров из металла белого цвета общей массой 1437,2 гр, изготовленные из технически чистого серебра.
Из объяснения ответчика, имеющегося в материалах дела, указанные пластины были им извлечены из старых сломанных реле и магнитных пускателей.
Изложенное подтверждает, что в данном случае ответчиком самостоятельно осуществлялся демонтаж приборов, аппаратуры и изделий электронной техники с целью извлечения из них узлов и деталей, содержащих драгоценные металлы, в то время как такого рода деятельность подлежит осуществлению только организациями, специализирующимися на проведении данных работ, в соответствии с законодательством РФ.
В перечне лицензируемых видов деятельности упомянута деятельность по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов (подп. 81 п. 1 ст. 17 закона N 128-ФЗ). Драгоценные же металлы, согласно Общероссийскому классификатору продукции (ОК 005-93) (утв. постановлением Госстандарта России от 30.12.93 N 301), отнесены к цветным: подкласс продукции "Металлы драгоценные, их сырье, сплавы и соединения" (код 17 5000) входит в класс продукции "Металлы цветные, их сырье, сплавы и соединения" (код 17 0000).
Субъекты, производящие сбор и заготовку лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней, обязаны встать на специальный учет и получить свидетельство в государственной инспекции пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты при Минфине России (п. 3 Инструкции от 16.06.03 N 51н).
Более того, деятельность, связанная со скупкой изделий производственно-технического назначения из золота, платины, палладия и серебра( пластины, проволока, контакты, лабораторная посуда и др.) запрещена Правилами скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.06.2001 г. № 444.
Ссылку ответчика на пп.б п. 4 Инструкции от 16.06.2003 г. № 51н постановке на специальный учет не подлежат индивидуальные предприниматели , применяющие в своей деятельности оборудование, приборы, инструменты, электронную технику, пускорегулирующие устройства и устройства автоматики, комплектующие детали, узлы, содержащие драгоценные металлы, суд считает не применимой к настоящему случаю, поскольку в указанной норме речь идет о непосредственном применении указанных изделий в деятельности, которое подразумевает их применение в производственных, научных и социально-культурных целях, использование же ответчиком указанных деталей заключалось только в осуществлении с ними сделок купли-продажи как индивидуальным предпринимателем.
Поскольку ответчик, приобретая изделия, содержащие драгоценные металлы, последние из изделий извлекал в целях осуществления деятельности по их реализации третьим лицам, и осуществлял их реализацию, что нашло подтверждение в материалах дела, суд приходит к выводу, что в действиях ответчика усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, на момент рассмотрения судом настоящего заявления истек установленный статьей 4.5 Кодекса двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения.
Объектом данного правонарушения является нарушение установленного законодательством порядка осуществления видов деятельности, осуществление которых без специального разрешения (лицензии) запрещено.
Защита установленного порядка осуществления видов деятельности, в отношении которых названным Законом предусмотрено получение специального разрешения (лицензии), является приоритетной целью действия охранительной нормы, установленной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. При определении признаков объективной стороны данного правонарушения необходимо установить нарушения требований законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, а не законодательства о защите прав потребителей.
Учитывая существо правонарушения, характер охранительных правоотношений, возникших в связи с неисполнением лицом требований законодательства, при рассмотрении настоящего дела необходимо применять двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Факт нарушения был выявлен заявителем 19.06.2008 г. в момент осуществления ответчиком сделки по реализации изделий из серебра, соответственно, постановление о привлечении заявителя к административной ответственности могло быть вынесено не позднее 19.08.2008 г.
Вместе с тем протокол об административном правонарушении был составлен заявителем по материалам проверки 25.08.2008 г., то есть уже после истечения срока давности привлечения к административной ответственности, с заявлением же о привлечении к административной ответственности заявитель обратился в суд только 07.10.2008 г.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.03 N 2, следует, что установленные статьей 4.5 Кодекса сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в привлечении к административной ответственности согласно части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, требования заявителя о привлечении ответчика к административной ответственности не подлежат удовлетворению.
Требования заявителя о конфискации предметов административного правонарушения в соответствии с ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ не подлежат удовлетворению.
Вопрос о наказании решается судом, при этом заявитель не вправе указывать вид наказания, размер административного штрафа, который должен быть наложен на нарушителя.
Согласно ч.2 ст.3.3 КоАП РФ конфискация предмета административного правонарушения может применяться в качестве как основного так и дополнительного административного наказания.
Санкция ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ предусматривает конфискацию как дополнительное административное наказание, применение которого невозможно без назначения основного наказания.
Поскольку, суд отказывает заявителю в привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за пропуском срока давности, правовые основания для применения дополнительного наказания в виде конфискации также отсутствуют.
Вопрос же о применении последствий недействительности сделки в силу ст. 169 ГК РФ, не подлежит рассмотрению в рамках настоящего дела, поскольку имеет гражданско-правовой характер спора и может быть рассмотрен только в порядке гражданского судопроизводства путем подачи самостоятельного заявления о признании сделки недействительной и применения последствий ее недействительности.
В соответствии с ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, предметов административного правонарушения, изъятых из оборота.
В то же время, в силу ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия.
При этом:
1) вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
В настоящем случае, изделия виде пластин различной формы и размеров из металла белого цвета общей массой 1437,2 грамм изготовленные из технически чистого серебра, содержание 99, 9%, являются ограниченным обороте, и их обращение возможно только на основании специального разрешения, в связи с чем суд считает необходимым изъять их у ответчика и передать в доход государства.
Руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления отказать.
Возвратить Индивидуальному предпринимателю ФИО1, 29.11.1948 г. р., проживающему: <...>:
- изделия в виде: 36 радиодеталей с маркировкой «РЭС10», «РЭС48», «РЭС9», 143 радиодеталей с корпусом подушкообразной прямоугольной формы размерами от 5x7x3мм до 10х13х4мм из керамического материала коричневого или жёлтого цветов с маркировкой «6BF» либо «6Б» либо «Н90» либо «6Н90» либо «6F», 55 радиодеталей с металлическим корпусом круглой формы диаметром 28мм с тремя контактными выводами и маркировкой «КТ809А» либо «КТ803А» либо «КТ808А» либо «КТ803А» либо «2Т908А», 12 радиодеталей с металлическим корпусом цилиндрической формы серого или зелёного цветов с маркировкой «К52-2» либо «ЭТО-1» либо «КТ313», имеющие в составе своей конструкции элементы, изготовленные из сплавов на основе серебра либо имеющие серебряное покрытие;
- изделия в виде: 74 радиодеталей с регулятором и корпусом круглой формы из полимерного материала коричневого цвета с маркировкой «ППЗ», 660 радиодеталей с корпусом прямоугольной формы размерами от Зх5х2мм до 10х13хЗмм из керамического материала зелёного цвета с маркировкой «3n3j» либо «5F» либо «М47» либо «Н90» либо «HI5», внутренние части радиодеталей в виде керамических пластин прямоугольной формы размерами от 4x2x1 до 12х10х2мм общей массой 218,3 грамм, имеющие в составе своей конструкции элементы, изготовленные из сплавов на основе серебра и палладия либо имеющие серебряное и палладиевое покрытия;
- изделия в виде микросхем общим количеством 915 шт., а также 38 радиодетали с круглым корпусом фиолетового цвета диаметром 15мм и маркировкой «КТ967А», 2 радиодетали с круглым корпусом фиолетового цвета диаметром 12мм и маркировкой «КТ958А», 7 радиодеталей с круглым корпусом диаметром 7мм и маркировкой «КТ913» либо «2Т610» либо «2Т913» , имеющие в составе своей конструкции элементы, изготовленные с использованием золотого и серебряного покрытий;
-контактный разъём из полимерного материала чёрного цвета с маркировкой «СНП34», установленный на печатной плате из текстолита, и другие представленные на исследование объекты, имеющие в составе своей конструкции элементы, изготовленные с использованием золотого покрытия.
Изъять изделия в виде пластин различной формы и размеров из металла белого цвета общей массой 1437,2 грамм, изготовленные из технически чистого серебра, содержание 99, 9% для передачи их в доход государства.
Исполнительные листы выдать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок (исключая нерабочие дни) в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РТ.
Судья Р.Ф. Хабибуллин