АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014
E-mail: arbitr@kzn.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 292-07-57
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Казань Дело №А65-21651/2010-СA3-38
Дата принятия решения 23 ноября 2010 года.
Резолютивная часть решения объявлена 19 ноября 2010 г.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Воробьева Р.М., рассмотрев 19 ноября 2010 года по первой инстанции в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Зеленодольское пассажирское автотранспортное предприятие», г. Зеленодольск к Управлению Федеральной антимонопольной службы по РТ об оспаривании решения по делу №06-28/2010 от 23.06.2010 г. в части, третьи лица: 1. ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение», <...>. Исполнительный комитет МО г. Зеленодольска,
с участием:
от заявителя – ФИО1 доверенность,
от ответчика – ФИО2 доверенность,
от третьих лиц: ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение», г. Зеленодольск, – не явился,
Исполнительного комитета МО г. Зеленодольска – ФИО3 доверенность,
от лица, ведущего протокол – секретарь судебного заседания Храмова Е.В.,
У С Т А Н О В И Л :
ООО «Зеленодольское пассажирское автотранспортное предприятие», г. Зеленодольск (заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по РТ (ответчик) об оспаривании решения по делу №06-28/2010 от 23.06.2010 г. в части нарушившим ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», третьи лица: 1. ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение», <...>. Исполнительный комитет МО г. Зеленодольска.
Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Ответчик в судебном заседании требования заявителя не признал, прокомментировал отзыв, в котором просит в удовлетворении заявления отказать.
Представитель Исполнительного комитета МО г. Зеленодольска в судебном заседании посчитал заявленные требования обоснованными.
Представитель ООО «Седьмое Частное автотранспортное объединение» в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просит в удовлетворении требований заявителя отказать.
Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании с 17.11.2010 г. до 19.11.2010 г. был объявлен перерыв.
Как видно из представленных материалов дела, в декабре 2009 года в адрес ответчика поступила жалоба ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение» на действия Исполнительного комитета города Зеленодольска при заключении контракта №5 от 17.07.2009 г., по итогам открытого конкурса по выбору организации на право осуществления городских пассажирских перевозок по маршруту №6 «Автовокзал - Гари - пр. Строителей», а именно, по итогам проведенного конкурса, победителем стало ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение».
Протоколом совещания у руководителя Исполнительного комитета г. Зеленодольска ФИО4 по вопросу срыва ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение» пассажирских перевозок по маршруту №6 от 01.01.2010 г. между руководителем Исполнительного комитета города Зеленодольска ФИО4 и директором ООО «Зеленодольское ПАТП» ФИО5 была достигнута договоренность о необходимости допуска к осуществлению пассажирских перевозок ООО «Зеленодольское ПАТП» по маршруту № 6 «Автовокзал-Гари-пр.Строителей» без проведения открытых торгов.
Во исполнение данного протокола совещания, руководителем Исполнительного комитета ФИО4 было принято постановление от 01.01.2010 г. № 01-08-01 «О временном допуске к осуществлению пассажирских перевозок» на основании которого между ООО «Зеленодольское ПАТП» и Исполнительным комитетом было заключено соглашение о временном допуске к осуществлению пассажирских перевозок по маршруту № 6 «Автовокзал- Гари-пр.Строителей» с 01.01.2010 г. и на период до проведения открытых торгов.
Тем самым, Исполнительный комитет самовольно изменил условия действия контракта №5 от 17.07.2009 г. сроком до 31 декабря 2009 года, тогда как в соответствии с условиями заказчика, срок оказания услуг по выполнению перевозок пассажиров на городских автобусных маршрутах общего пользования является с 10.07.2009 г. по 31 декабря 2012 г.
Установив вышеизложенные обстоятельства, антимонопольный орган по результатам рассмотрения дела 23 июня 2010 г. вынес решение №06-28/2010, которым Исполнительный комитет МО г. Зеленодольск и ООО «Зеленодольское пассажирское автотранспортное предприятие», г. Зеленодольск признаны нарушившим ч.1 ст. 16 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (Закон).
Не согласившись с указанным решением в части признания ООО «Зеленодольское пассажирское автотранспортное предприятие» нарушившим ч. 1 ст. 16 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», заявитель обратился в суд.
Суд выслушав доводы сторон, исследовав представленные по делу документы считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 16 Закона, запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:
1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Согласно условиями открытого конкурса, порядок и процедура проведения конкурса осуществлялось в соответствии Федеральным законом от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Порядок организации пассажирских перевозок определен статьей 11 Закона Республики Татарстан от 13.11.2006 г. №70-ЗРТ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан», в силу которого государственный (муниципальный) заказ на транспортное обслуживание населения пассажирским автомобильным транспортом размещается в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Контракт №5 от 17 июля 2009 года выполнения пассажирских перевозок на городских автобусных маршрутах общего пользования №6 «Автовокзал – Гари - пр. Строителей» является муниципальным контрактом.
В связи с чем, правоотношение сторон по заключению, исполнению и прекращению государственных и муниципальных контрактов регулируются Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Государственный или муниципальный контракт заключается с учетом положений ч.4 ст.29 Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ, на условиях и по цене контракта, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе и конкурсной документацией.
Согласно п. 8 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ, расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Из чего следует, что данная норма закона, не предусматривает возможность расторжение контракта в одностороннем порядке стороной договора. Даная возможность допускается исключительно либо в судебном порядке, либо по достигнутому между сторонами соглашению, что в данном конкретном случае отсутствует.
В силу ст. 5 Закона Республики Татарстан от 13.11.2006 г. №70-ЗРТ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан», организация пассажирских перевозок основывается на следующих основных принципах:
-равенства прав и обязанностей перевозчиков независимо от их форм собственности при размещении заказа на транспортное обслуживание населения и осуществлении пассажирских перевозок;
-осуществления пассажирских перевозок на основе заключаемых с перевозчиками независимо от их форм собственности договоров на осуществление пассажирских перевозок.
Конституцией Российской Федерации гарантируются поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности (п. 1 ст. 8).
В соответствии с ч. 1 ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, соглашение об изменении или расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Таким образом, изменение условия действия контракта №5 от 17.07.2009 г. и направленное уведомление от 18.12.2009 г. №01-13-3450 за подписью руководителя Исполнительного комитета г. Зеленодольска ФИО4, являются выражением волеизъявления заказчика в одностороннем порядке.
Исполнительный комитет МО г. Зеленодольска в одностороннем порядке изменил условия действия контракта №5 от 17.07.2009 г. и предпринял действия по его прекращению, тем самым фактически нарушил права и законные интересы хозяйствующего субъекта ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение».
Совершенные в совокупности действия Исполнительного комитета привели к согласованным действиям с ООО «Зеленодольское ПАТП», где была достигнута договоренность о необходимости допуска к осуществлению пассажирских перевозок ООО «Зеленодольское ПАТП» по маршруту №6 «Автовокзал – Гари - пр.Строителей», на внеконкурсной основе, о чём свидетельствует Протокол совещания у руководителя Исполнительного комитета ФИО4 от 1 января 2010 года.
Во исполнение данного Протокола совещания, руководителем Исполнительного комитета ФИО4 было принято постановление от 1 января 2010 года №01-08-01 «О временном допуске к осуществлению пассажирских перевозках», на основании которого между ООО «Зеленодольское ПАТП» и Исполнительным комитетом было заключено Соглашение на временный допуск к осуществлению пассажирских перевозок по маршруту №6 «Автовокзал – Гари - пр.Строителей» с 1 января 2010 года и на период до проведения открытых торгов.
Следовательно, для ООО «Зеленодольское ПАТП» созданы более выгодные условия деятельности (преимущества) по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке пассажирских перевозок, выразившегося в предоставлении права к осуществлению пассажирских перевозок по маршруту №6 «Автовокзал - Гари - пр.Строителей», без проведения открытых торгов.
В соответствии со ст. 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Пунктом 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласованными действиями в силу ч. 1 ст. 8 Закона о защите конкуренции являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий: результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них; действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п. 2 Постановления Пленума от 30.06.2008 г. №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», при анализе вопроса о том, являются ли действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными (статья 8 Закона о защите конкуренции), арбитражным судам следует учитывать: согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.
Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, - может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.
Подтверждать отсутствие со стороны конкретного хозяйствующего субъекта нарушения в виде согласованных действий могут, в том числе доказательства наличия объективных причин собственного поведения этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке и (или) отсутствия обусловленности его действий действиями иных лиц (с изм. Постановление Пленума ВАС РФ от 14.10.2010 г. №52).
Таким образом, для вывода о наличии согласованных действий значение имеет совершение хозяйствующими субъектами отвечающих интересам каждого и заранее известных каждому противоправных и негативно влияющих на конкурентную среду согласованных действий на одном товарном рынке, относительно синхронно и единообразно при отсутствии к тому объективных причин.
Доводы заявителя о том, что соглашение от 01.01.2010 г., заключенное между Исполнительным комитетом города Зеленодольска и заявителем, фактически исполнено не было, судом признаются несостоятельными, поскольку факт осуществления пассажирских перевозок по маршруту № 6 «Автовокзал-Гари-пр.Строителей» в период с января 2010 г. по июнь 2010 г. подтверждается имеющимися письменными пояснениями сторон, представлением Зеленодольской городской прокуратуры от 24.03.2010 г. №2.1.4/2, а также представленными документальными доказательствами.
Таким образом, договоренность в письменной форме, содержащихся в Протоколе совещания от 01.01.2010 г., а также в соглашении на временный допуске к осуществлению пассажирских перевозок по маршруту №6 «Автовокзал – Гари - пр.Строителей» от 1 января 2010 года, включая постановление Исполнительного комитета от 1 января 2010 года №01-08-01, привели к нарушению ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещающей соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Излишне уплаченная государственная пошлина ООО «Зеленодольское пассажирское автотранспортное предприятие» в сумме 2000 руб. при обращении в суд, подлежит возврату на основании справки арбитражного суда.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 АПК РФ Арбитражный суд Республики Татарстан,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Выдать ООО «Зеленодольское пассажирское автотранспортное предприятие», <...>, справку на возврат излишне уплаченной госпошлины в сумме 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РТ.
Судья Р.М. Воробьев