ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-21809/20 от 11.11.2020 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 294-60-00

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Казань                                                                                         Дело № А65-21809/2020

Дата составления мотивированного решения –  25 ноября 2020 года

Дата принятия решения путем подписания резолютивной части –  11 ноября 2020 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе судьи Хамидуллиной Л.В. рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению Акционерного общества «Особая Экономическая Зона Промышленно-производственного типа «Алабуга», Республика Татарстан, Елабужский район (ОГРН 1061674037259, ИНН 1646019914), к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам, г. Казань (ОГРН 1101690053497, ИНН 1655200443), о признании незаконным и отмене Постановления №СП-15/3767/2020 от 20.08.2020,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Особая Экономическая Зона Промышленно-производственного типа «Алабуга», Республика Татарстан, Елабужский район (далее – заявитель, Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам, г. Казань (далее – ответчик, административный орган), о признании незаконным и отмене Постановления №СП-15/3767/2020 от 20.08.2020.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) без вызова сторон.

Стороны надлежащим образом извещены о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела почтовые уведомления о вручении.

Определением от 18.09.2020 о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 227, 228 АПК РФ.

Воспользовавшись изложенными выше процессуальными правами, ответчик представил отзыв на заявление с приложенными материалами административного дела; заявитель представил дополнения к заявлению в виде ходатайства о приобщении документов с приложениями.

В соответствии с частью 1 статьи 229 АПК РФ по результатам рассмотрения дела 11.11.2020 было принято решение путем подписания резолютивной части. Резолютивная часть решения была размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Сторонам было разъяснено право подачи заявления о составлении мотивированного решения в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

18.11.2020 в арбитражный суд от заявителя поступило заявление о составлении мотивированного решения суда с изложенным в нем ходатайством о восстановлении пропущенного срока на обращение с таким заявлением (на 1 день).

Принимая во внимание, что решение в виде резолютивной части было принято судом 11.11.2020, размещено к Картотеке арбитражных дел 12.11.2020, а заявление о составлении мотивированного решения было подано через систему электронной подачи документов «Мой Арбитр» 17.11.2020 и зарегистрировано канцелярией суда 18.11.2020, суд приходит к выводу, что заявителем пятидневный срок, установленный ч.2 ст.229 АПК РФ, на подачу заявления о составлении мотивированного решения, не пропущен, в связи с чем изготавливает мотивированное решение.

Как следует из материалов дела, административным органом установлено, что заявителем на официальном сайте https://alabuga.ru/ru в разделе «Раскрытие информации» (таблица 1.6) не в полном объеме раскрыта информация о численности промышленно-производственного персонала – отсутствует информация в разрезе видов деятельности; Обществом не раскрывается информация о численности персонала, задействованного в работе по виду деятельности «передача электрической энергии»; заявителем нарушены требования о раскрытии и доступности информации о своей деятельности, утвержденные п.5 Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденного приказом Минэнерго России от 13.12.2011 №585 (далее – Порядок №585).

В отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 03.08.2020 №109/20, согласно которому его действия квалифицированы по ст.9.15 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения административного материала в отношении заявителя вынесено Постановление о назначении административного наказания №СП-15/3767/2020 от 20.08.2020, которым Общество привлечено к административной ответственности по ст.9.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде 100 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В представленном суду отзыве ответчик просил отказать в удовлетворении заявления.

Изучив материалы дела, представленные ответчиком материалы административного производства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования заявителя заявлены необоснованно и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с пунктом 2 статьи 208 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Из материалов дела следует, что оспариваемое постановление получено заявителем по почте 04.09.2020. Заявление в суд по настоящему делу направлено через Сервис электронной подачи документов «Мой арбитр» 11.09.2020, то есть в пределах установленного срока.

В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

В силу ст.26.1 КоАП РФ наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения являются обстоятельствами, подлежащими доказыванию по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 9.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.

Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ, состоит в нарушении установленных Стандартами порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации.

Пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) предусмотрено, что субъектами розничных рынков являются: потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 названного Закона); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.

Материалами дела установлено, что заявитель является организацией, осуществляющей деятельность в сфере электроэнергетики – оказывает услуги по передаче электрической энергии, а, следовательно, на него распространяются требования законодательства, регулирующие отношения в указанной сфере.

В соответствии со статьями 21 и 22 Закона об электроэнергетике раскрытие информации относительно предмета электрической энергии закреплено Стандартами раскрытия информации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 №24 (далее – Стандарты раскрытия информации, Стандарты), исполнение требований которых является обязательным для субъектов оптового и розничного рынка электрической энергии.

Согласно п.1 Стандартов под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных настоящим документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.

Пунктом 2 Стандартов предусмотрено, что субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с данными Стандартами.

Как предусмотрено пунктом 10 Стандартов, субъекты рынков электрической энергии несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Стандартов субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем ее: опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания); опубликования в электронных средствах массовой информации; предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации; направления администратору торговой системы оптового рынка электроэнергии в соответствии с пунктом 51 Стандартов.

Согласно пункту 4 Стандартов субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в сети Интернет, где информация размещается в полном объеме.

Подпунктом «а» пункта 12 Стандартов предусмотрено, что субъекты рынков электрической энергии раскрывают следующую информацию годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское заключение (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка).

В абз.2 пункта 15 Стандартов субъекты рынков электрической энергии раскрывают информацию, указанную в подпункте «а» пункта 12 Стандартов, в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или ином официальном сайте в сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня.

Из материалов дела следует, что заявителем на официальном сайте https://alabuga.ru/ru в разделе «Раскрытие информации»/«Раскрытие информации в соответствии со Стандартами»/2019/ «Деятельность по передаче электрической энергии»/«Таблица 1.6 за 2019 расшифровка расходов по передаче электроэнергии» раскрыта информация по форме согласно приложению №1 к Порядку №585 – таблица 1.6 «Расшифровка расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям» за 2019 год.

В соответствии с п.1, п.2 ст.23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться основные принципы, включая обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.

Согласно п.16, п.5 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178, определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. Регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

Приложением №1 к Порядку №585 установлены требования по соответствию показателей, отражаемых в формах аналитического (управленческого) учета, содержащих сведения о раздельном учете доходов и расходов субъекта естественных монополий, формам бухгалтерской и статистической отчетности. В частности, в таблице 1.6 «Расшифровка расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям» предусмотрено указание расходов на оплату труда (с разбивкой на управленческий персонал, специалистов и технических исполнителей, основных производственных рабочих), а также среднесписочная численность промышленно-производственного персонала организации (с разбивкой на управленческий персонал, специалистов и технических исполнителей, основных производственных рабочих).

Пунктами 5, 5.3, 6 Порядка №585 установлено, что отчетность, содержащая данные раздельного учета, ведется по формам согласно приложению №1 к настоящему Порядку и представляется вместе с бухгалтерской отчетностью организации в органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по соответствующему запросу, но не ранее сроков представления бухгалтерской отчетности, установленных законодательством Российской Федерации. Показатели раздельного учета по перечню согласно таблице 1 приложения №1 должны соответствовать показателям, содержащимся в формах бухгалтерской и статистической отчетности.

Поскольку соответствующая информация была раскрыта заявителем по форме согласно приложению №1 к Порядку №585 – таблица 1.6 «Расшифровка расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям» за 2019 год, заявитель должен был раскрыть все (а не выборочные) сведения, подлежащие указанию в соответствии с Приложением №1 к Порядку №585 и таблице 1.6, включая расходы на оплату труда (с разбивкой на управленческий персонал, специалистов и технических исполнителей, основных производственных рабочих), а также среднесписочную численность промышленно-производственного персонала организации.

Административным органом установлено, что заявителем в таблице 1.6 не в полном объеме раскрыта информация о численности промышленно-производственного персонала – отсутствует информация в разрезе видов деятельности; Обществом не раскрывается информация о численности персонала, задействованного в работе по виду деятельности «передача электрической энергии». Доказательств обратного заявителем ни суду, ни административному органу представлено не было.

Правила раскрытия информации, указанные в Стандартах, имеют императивный характер. Само по себе отражение в учетной политике Общества сведений исходя из принципа распределения выручки не освобождает последнего от раскрытия сведений, предусмотренных Стандартами и Порядком №585.

Согласно ст.9.15 КоАП РФ нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Следовательно, нарушение заявителем установленных Стандартами порядка, способов или сроков опубликования информации на официальном интернет-сайте образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 9.15 КоАП РФ.

Вина заявителя в совершении правонарушения, предусмотренного ст.9.15 КоАП РФ, с учетом положения ст.2.1 Кодекса заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требования, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств принятия заявителем всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение норм действующего законодательства, за нарушение которых ст.9.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность, суду не представлено.

Также заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля. Общество имело возможность для обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных законодательством о раскрытии информации, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

При этом, заявителем, в соответствии со ст.65 АПК РФ, не представлены доказательства объективной невозможности исполнения обязанности по раскрытию информации с соблюдением порядка и сроков, предусмотренных Стандартами раскрытия информации.

Целью раскрытия информации является обеспечение доступа к ней всех заинтересованных лиц, независимо от цели получения информации.

Несоблюдение заявителем требований Стандартов свидетельствует о пренебрежительном отношении заявителем к исполнению публичных обязанностей, а также об ущемлении прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Поскольку нарушение заявителем требований Стандартов раскрытия информации установлено и доказано материалами дела, суд приходит к выводу, что административный орган обоснованно привлек заявителя к административной ответственности по ст.9.15 КоАП РФ.

Требования ст.ст.28.2, 25.1, 25.4, 29.7 КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении соблюдены.

Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10, судом не установлено.

Исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом также не установлено.

Действия заявителя по неисполнению требований Стандартов раскрытия информации не являются исключительным случаем, позволяющим признать правонарушение малозначительным.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Из буквального толкования данной нормы следует, что одним из обязательных условий для возможности замены административного штрафа на предупреждение является то обстоятельство, что субъектом административной ответственности является субъект малого или среднего бизнеса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28.02.2019 №285-О).

Поскольку из содержания общедоступных сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» следует, что заявитель не включен в данный реестр, с учетом статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ Обществу не может быть назначено административное наказание в виде предупреждения.

В силу ч.3.2, 3.3 ч.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.

В рассматриваемом случае, принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, степень общественной опасности совершенного Обществом деяния, учитывая отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, обстоятельства рассматриваемого дела (учитывая, что Общество ранее к административной ответственности за аналогичные правонарушения не привлекалось; совершенное правонарушение не повлекло за собой причинения вреда или имущественного ущерба), а также соотношение суммы штрафа применительно к рассматриваемой ситуации, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, назначив Обществу штраф в размере 100 000 руб. В связи с чем, у суда отсутствуют основания для уменьшения штрафных санкций еще в большем размере.

При указанных обстоятельствах суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого постановления о привлечении заявителя к административной ответственности по ст.9.15 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 211, 228-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также пунктом 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 №10, Арбитражный суд Республики Татарстан

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан в течение пятнадцати дней со дня его принятия.

Заявление о составлении мотивированного решения может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                    Л.В. Хамидуллина