ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-22197/10 от 03.12.2012 АС Республики Татарстан

  АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: arbitr@kzn.ru, http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 292-07-57

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Казань Дело №А65-22197/2010

Резолютивная часть Решения объявлена 3.12.2012г.

Решение в полном объеме изготовлено 11.12.2012г.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Кириллова А.Е., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сунеевой Э.И., рассмотрев в открытом судебном заседании первой инстанции дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Водоканал», г.Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, о признании незаконным постановления о наложении штрафа по делу № А05-702/2010 об административном правонарушении от 15.09.2010г., от заявителя – ФИО1, по доверенности от 10.01.2012г; от ответчика  – ФИО2, по доверенности от 30.12.2011г.;

У С Т А Н О В И Л :

Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал», г.Казань (далее – заявитель, МУП «Водоканал»), обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань (далее – ответчик, УФАС по РТ), о признании незаконным постановления о наложении штрафа по делу № А05-702/2010 об административном правонарушении от 15.09.2010г.

В судебном заседании представитель заявителя заявила ходатайство о приобщении к материалам дела письменного пояснения, а также ходатайствовала об уменьшении суммы штрафа до 100 000 руб., то есть до минимального размера установленного санкцией ст. 14.31 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель ответчика ходатайствовала о приобщении к материалам дела дополнение к отзыву.

Суд в порядке ст.159 АПК РФ удовлетворил ходатайства сторон о приобщении к материалам дела дополнительных документов и принял просьбу заявителя об уменьшении административного штрафа до 100 000 руб.

Представитель заявителя требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснила, что по данному делу товарным рынком услуги необходимо определить водоотведение на части территории Лаишевского муниципального образования (пос. Габишево и Пес. Ковали), а сумму выручки исчислять от суммы реализованной в 2009 году услуги по водоотведению абоненту ОАО «СХП «Юбилейное», которая составила 4 310 786 руб. 19 коп. с НДС.

Представитель ответчика требования не признала, пояснила, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда РТ подтверждено, что антимонопольный орган правомерно признал заявителя нарушающим антимонопольное законодательство на территории города Казани, Лаишевского и Зеленодольского муниципальных районов РТ в пределах присоединенных сетей. В соответствии с разъяснениями ФАС России (исх. №ПС/18422 от 11.06.2010г.) при определении размера штрафа необходимо учитывать, что размер выручки от реализации товара следует определять исходя из суммы выручки от реализации товара в географических границах товарного рынка, на котором совершено правонарушение.

Представитель ответчика указал, что при наложении административного штрафа был правомерно определен размер выручки заявителя от реализации товара (работы, услуги) на рынке водоотведения, расположенном на территории города Казани, Лаишевского и Зеленодольского муниципальных районов РТ в пределах присоединенных сетей, который учитывался при определении суммы штрафа, а соответственно и сумма штрафа в размере 8 883 110 руб. является обоснованной и законной.

Как следует из представленных материалов дела, ответчиком в ходе рассмотрения дела №05-218/2010 было вынесено решение от 29.06.2010г., которым МУП «Водоканал» было признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части нарушения порядка определения объемов потребленных коммунальных услуг водоотведения путем применения ненадлежащего норматива водопотребления.

На основании решения УФАС было возбуждено административное производство, составлен протокол №А05-702/2010г. об административном правонарушении от 01.09.2010г., на основании которого 15 сентября 2010г. было вынесено постановление о наложении на МУП «Водоканал» штрафа по делу №А05-702/2010 об административном правонарушении в соответствии со ст.14.31 КоАП РФ в размере 8 883 110 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением о привлечении к административной ответственности, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия, нарушающие установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.

Как видно из представленных материалов дела, в адрес УФАС по РТ поступила жалоба (исх. №124 от 11.02.2010 г.) ОАО «Сельскохозяйственное предприятие «Юбилейное» на действия муниципального унитарного предприятия «Водоканал», выразившиеся в неправомерном применении нормативов водоотведения, утвержденных Исполнительным комитетом города Казани для потребителей, находящихся на территории Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.

При проведении проверки антимонопольным органом было установлено, что МУП «Водоканал» осуществляет прием сточных вод в границах муниципального образования города Казани от абонентов, находящихся в г.Казани, Лаишевском и Зеленодольском муниципальных районах РТ, в границах присоединенных сетей.

В соответствии с договором на отпуск питьевой воды и прием сточных вод №11/2472 от 18.09.2007г., МУП «Водоканал» осуществляет прием сточных вод от ОАО «СХП «Юбилейное», в том числе от субабонентов, подключенных к канализационным сетям ОАО «СХП «Юбилейное» - ОАО «СЗМН» и МУ «УК ЖКХ Лаишевского муниципального района».

ОАО «СЗМН» и МУ «УК ЖКХ Лаишевского муниципального района» являются исполнителями коммунальных услуг и осуществляют прием сточных вод у населения села Габишево и села Песчаные Ковали Лаишевского муниципального района.

В соответствии с Приложениями №2 и №11 к договору по приему сточных вод от 18.09.2007г. №11/2472, заключенному между МУП «Водоканал» и ОАО «СХП «Юбилейное» для расчета с потребителями услуг по водоотведению – собственниками жилых домов с.Песчаные Ковали и п.Габишево нормативы водоотведения были установлены в размере 6,36 куб.м. с 1 человека в месяц, что соответствует нормативам потребления коммунальных услуг для населения, утвержденным Постановлением Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 17.11.2007г. №2142.

Начиная с октября 2008 года для жителей с. Песчаные Ковали МУП «Водоканал» в одностороннем порядке изменило существующий порядок начисления платы за водоотведение путем применения нормативов водоотведения в соответствии с Постановлением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 04.08.2008г. №4328, то есть начало применять норматив водоотведения в размере 8,98 куб.м. с 1 человека в месяц, вместо ранее применяемого 6,36 куб.м.

Для жителей п. Габишево порядок начисления платы за водоотведение путем применения нормативов в соответствии с Постановлением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 04.08.2008г. №4328, изменился с июля 2009г.

Согласно сведениям, представленным МУП «Водоканал», применение к потребителям, проживающим в с.Песчаные Ковали и п.Габишево, при начислении платы за водоотведение нормативов водоотведения в соответствии с Постановлением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 04.08.2008г. №4328 обусловлено тем, что МУП «Водоканал» осуществляет прием сточных вод от абонентов, расположенных на территории Лаишевского муниципального района, в г. Казани от границы своей эксплуатационной ответственности, которая установлена в канализационном колодце коллектора D=2000мм, расположенном по ул.Тульская г.Казани.

По данным ОАО «СПК «Юбилейное» (исх.№627 от 18.06.2010г.), экономический ущерб общества в результате применения МУП «Водоканал» порядка начисления платы за водоотведение с использованием нормативов водоотведения, установленных Постановлением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования город Казань от 04.08.2008 г. №4328, которые не подлежали применению для жителей Лаишевского муниципального района, составил 782 471,09 руб., в том числе за 2008г. - 21526,83 руб., за 2009г. – 408557,54 руб., за 2010г. – 352386,72 руб.

МУП «Водоканал» не указало сведения о полученном доходе в результате применения к ОАО «СХП «Юбилейное» порядка начисления платы за водоотведение с использованием нормативов водоотведения в соответствии с Постановлением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования город Казань от 04.08.2008г. №4328, в связи с тем, что платежное требование МУП «Водоканал» за услуги водоснабжения и водоотведения формируется абоненту по всем объектам путем суммирования стоимости услуг водоснабжения и водоотведения и услуг, рассчитанных по показаниям средств измерений и нормативам, а оплата абонентом происходит, как правило, платежным поручением со ссылкой на номер платежного требования, без указания за какой объект, вид услуг, прибор учета или норматив происходит оплата. Соответственно, выделить доход, полученный с использованием нормативов водоотведения, МУП «Водоканал» не представилось возможным.

Согласно Административному регламенту ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта, утвержденного Приказом ФАС от 17.01.2007г. №5, с целью установления доминирующего положения МУП «Водоканал» на рынке водоотведения, проведен анализ состояния конкурентной среды на данном товарном рынке в соответствии с «Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», утвержденным приказом ФАС России от 25.04.2006г. №108 (далее– Порядок).

МУП «Водоканал» является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей деятельность на территории города Казани, а также осуществляющей прием сточных вод от абонентов, находящихся на территории Лаишевского и Зеленодольского муниципальных районов, в границах канализационных сетей, присоединенных к канализационным сетям МУП «Водоканал». Основным видом деятельности МУП «Водоканал» является сбор, очистка и распределение воды, а также водоотведение.

В соответствии с представленными сведениями (исх.№34-08/2961 от 15.06.2010г.) для осуществления деятельности по оказанию услуг водоотведения МУП «Водоканал» использует объекты канализационного хозяйства, которые указаны в расчетной схеме магистральных сетей канализации г.Казани.

Согласно договору на отпуск питьевой воды и прием сточных вод №11/2472 от 18.09.2007г., заключенного между МУП «Водоканал» и ОАО «СХП «Юбилейное», МУП «Водоканал» принимает сточные воды абонента - ОАО «СХП «Юбилейное» от границы своей эксплуатационной ответственности в определенном сторонами объеме. Граница эксплуатационной ответственности установлена сторонами в канализационном колодце коллектора D=2000мм, расположенного по ул.Тульская г.Казани.

По результатам анализа составлен аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке водоотведения.

В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» МУП «Водоканал», имея долю на товарном рынке услуг водоотведения более пятидесяти процентов и являясь единственным продавцом данной услуги на территории города Казани, Лаишевского и Зеленодольского муниципальных районов Республики Татарстан в пределах присоединенных сетей занимает доминирующее положение на данном товарном рынке.

Пунктом 1 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 .02. 1999 г. №167 (далее по тексту – Правила), определено понятие нормативов водоотведения или нормативов сброса – это установленные органами местного самоуправления показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование.

В соответствии с пунктом 61 вышеуказанных Правил нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Пунктом 92 Правил предусмотрена ответственность организации водопроводно-канализационного хозяйства, в том числе за ущерб, причиненный абоненту.

В соответствии с пунктами 2 и 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №306, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами – органами местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уполномоченными органами по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг являются органы местного самоуправления.

Таким образом, для абонентов Лаишевского муниципального района норматив потребления коммунальных услуг (в том числе и норматив водоотведения) устанавливает Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района, соответственно для абонентов муниципального образования город Казань – Исполнительный комитет муниципального образования город Казань.

Решением УФАС по РТ по делу №05-218/2010, действия МУП «Водоканал», занимающего доминирующее положение на локальном рынке услуг водоотведения и применяющего для жителей села Песчанные Ковали и села Габишево Лаишевского муниципального района нормативы водоотведения, установленные Постановлением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования город Казани от 04.08.2008г. №4328 (вместо нормативов водоотведения, установленных Постановлением Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района РТ от 17.11.2007г. №2142), признаны незаконными по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части нарушения порядка определения объемов потребленных коммунальных услуг – услуг водоотведения, путем применения ненадлежащего норматива водоотведения, результатом чего явилось ущемление интересов граждан - потребителей услуг водоотведения на территории Лаишевского муниципального района Республики Татарстан в пределах присоединенных сетей.

Законность и обоснованность решения УФАС по РТ по делу №05-218/2010 подтверждена решением арбитражного суда от 14.10.2010г. по делу №А65-18244/2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого апелляционного суда от 26.01.2011г.

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда от 14.10.2010г. по делу №А65-18244/2010 имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, поскольку в основу оспариваемого по настоящему делу постановления УФАС по РТ №А05-702/2010 от 15.09.2010г. об административном правонарушении было положено Решение УФАС по РТ по делу№05-218/2010.

В соответствии с ч.2 ст.69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Административная ответственность за совершение таких действий занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом установлена статьей 14.31 КоАП РФ.

Статьей 14.31 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей. Примечание. Для целей применения настоящей главы под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, УФАС по РТ обоснованно привлек МУП «Водоканал» к административной ответственности, предусмотренной ст.14.31 КоАП РФ.

Заявителю назначено административное наказание в виде 8 883 110 руб. штрафа, что составляет одну сотую совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), на рынке водоотведения, распложенном на территории города Казани, Лаишевского и Зеленодольского муниципальных районов РТ в пределах присоединенных сетей.

Вместе с тем суд считает, что назначенный антимонопольным органом размер штрафа противоречит требованиям законодательства об административных правонарушениях исходя из следующего.

Санкция нормы права, закрепленной в статье 14.31 КоАП РФ, предусматривает четкий последовательный механизм определения меры ответственности.

В силу части 4 статьи 3.5 КоАП РФ размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

Материалами дела подтверждается, что в рассматриваемом случае в качестве основы для исчисления штрафа антимонопольный орган принял совокупную выручку от реализации товаров, работ, услуг за 2009 год, на рынке водоотведения, распложенном на территории города Казани, Лаишевского и Зеленодольского муниципальных районов РТ в пределах присоединенных сетей, которая согласно представленной МУП «Водоканал» информации (исх. №34-08/2961 от 15.06.2010г.) составила 2 177 170 000 руб., в том числе сумма выручки за оказание услуги водоотведения составила 883 311 000 руб. Штраф установлен УФАС в размере одной сотой от указанной суммы (8 883 110 руб.) на рынке водоотведения, распложенном на территории города Казани, Лаишевского и Зеленодольского муниципальных районов РТ в пределах присоединенных сетей.

Суд приходит к выводу о том, что исходя из структуры санкции нормы (статья 14.31 КоАП РФ) первоосновой для исчисления штрафа является выручка правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, а не совокупный размер суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг).

В данном случае антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела размер выручки МУП «Водоканал» от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, не установлен, а определен совокупный размер выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) на территории города Казани, Лаишевского и Зеленодольского муниципальных районов РТ.

Товарный рынок - это сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (статья 4 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Для определения рынка необходимо определить:

- продуктовые границы,

- географические (территориальные) границы.

Продуктовые границы товарного рынка - определяются потребительскими свойствами товара (услуги) и формированием товарной группы, рынки которой расцениваются как один товарный рынок. С данном случае, продуктовой границей (товаром/услугой) является услуга водоотведение.

Географические (территориальные) границы товарного рынка - территория, на которой покупатели приобретают или имеют экономическую возможность приобрести товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории. Федеральный рынок охватывает территорию Российской Федерации или выходит за ее пределы; межрегиональный рынок охватывает территорию нескольких субъектов РФ; региональный рынок - в границах субъекта РФ; местный или локальный рынок не выходит за границы муниципального образования.

Суд приходит к выводу, что в данном случае, географической границей является часть Лаишевского муниципального района, а именно поселки Габишево и Песчанные Ковали, что подтверждается решением антимонопольного органа по делу №05-218/2010 и судебным актом по делу № А65-18244/2010, в которых указывается на применение нормативов, утвержденных для населения г. Казани, на части территории Лаишевского муниципального района в пределах присоединенных сетей, а не нормативов, установленных для населения Лаишевского района.

В том случае, если сумму штрафа рассчитать со всей выручки предприятия, это будет обозначать, что на территории города Казани необходимо применять норматив по водоотведению для населения, установленный Исполнительным комитетом Лаишевского муниципального района.

Также следует отметить, что определение объема по водоотведению по нормативу производится только населению, для прочих потребителей расчет производится либо по показаниям средств измерений, либо по пропускной способности присоединения.

В судебном заседании представитель заявителя представила информацию об объемах водоотведения, реализованных ОАО СХП «Юбилейное» за 2009г. (т.2 л.86).

Согласно пп.3.3 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" Разные группы приобретателей признаются, если один и тот же продавец на основании признаков, указанных в настоящем пункте, устанавливает (может установить) разные цены на один и тот же товар для разных групп приобретателей. Рассматриваемый товар может обращаться на одной и той же территории на разных товарных рынках.

Такие товарные рынки следует анализировать обособленно. В частности, товар может обращаться на оптовых рынках, на которых продаются партии товара преимущественно для целей последующей перепродажи или профессионального использования, и на розничных рынках, на которых осуществляется продажа единичного количества товара преимущественно для личного использования.

В соответствии с п.2 Постановления Руководителя Исполнительного комитета
 муниципального образования города Казани от 17 ноября 2008 г. N 9664
 "О тарифах на услуги Муниципального унитарного предприятия г. Казани "Водоканал" Муниципальному унитарному предприятию г. Казани "Водоканал" на услугу водоотведения - 7,27 руб. за 1 куб.м (без НДС) согласно производственной программе Муниципального унитарного предприятия г. Казани "Водоканал" на 2009 год.

Согласно Приложения к Постановлению Руководителя Исполнительного комитета
 муниципального образования города Казани от 17 ноября 2008 г. N 9665
 "Об установлении тарифов на коммунальные услуги для жилищного сектора" был установлен тариф на Водоотведение 1 куб.м сточной воды в размере 8,1 рублей.

Таким образом, тарифы на водоотведение для жилищного сектора и сторонних организаций отличались и они должны рассматриваться как действующие на разных товарных рынках.

Исходя из представленной информации, суд приходит к выводу о том, что выручка от реализации товаров (работ, услуг) за 2009 год, на рынке которого совершено правонарушение за оказание услуги водоотведения для прочих потребителей составила 322 907 тыс. рублей. Следовательно, одна сотая размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги) на рынке которого произошло правонарушение – оказание услуг на рынке водоотведения для прочих потребителей, где функционирует заявитель жалобы ОАО «СХП «Юбилейное», составляет 3 229 070 руб.

Установив фактические обстоятельства дела, принимая во внимание то обстоятельство, что антимонопольным органом неверно определена исходная база для исчисления размера штрафа, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности наказания вытекающими из Конституции РФ, суд считает возможным снизить размер наложенных штрафных санкций, до минимального размера установленного санкцией ст.14.31 КоАП РФ – до 3 229 070 руб.

Позиция ответчика, выразившаяся в не признании ранее, представлявшихся заявителем ему расчетов выручки и не представлении варианта своего расчета определения товарного рынка не способствовала скорейшему рассмотрению дела и стала причиной отложения судебного заседания.

Процессуальных нарушений при привлечении заявителя к административной ответственности судом не установлено, штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.

При составлении протокола присутствовал представитель, о времени и месте составления протокола дела законный представитель извещен надлежащим образом (т.1 л.43); о времени рассмотрения дела заявитель извещен в протоколе (т.1 л.51).

Вопрос о товарных границах сторонами ранее при рассмотрении данного дела не ставился и судом Кассационной инстанции не оценивался с учетом его компетенции предусмотренной АПК РФ.

Доводы Ответчика о незаконности установления двойного тарифа суд счел не доказанными.

Указание на добровольный характер заключенных договоров отводятся, так как в материалах дела отсутствуют доказательства того, что потребители коммунальных услуг имеют возможность влиять на цену услуги.

Все остальные высказанные сторонами доводы исследованы судом и признаны не влияющими на правовую оценку оспариваемого акта.

Противоречий между доводами сторон и доказательствами, предоставленными по делу, требующими устранения, с соблюдением принципа состязательности в арбитражном процессе, не имеется.

Принимая во внимание характер совершенного правонарушения и обстоятельства его совершения, так как данное нарушение затрагивает экономические интересы других хозяйствующих субъектов, основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ у суда отсутствуют.

В соответствии со ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать незаконным и изменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 15.09.2010г. по делу №А05-702/2010 в части размера назначенного административного наказания, снизив размер административного штрафа до 3 229 070 руб.

В отмененной части производство по административному делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.

Судья А.Е.Кириллов.