ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 294-60-00
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Казань Дело № А65-22243/2021
Дата принятия решения – 06 октября 2021 года.
Дата объявления резолютивной части – 06 октября 2021 года.
Судья Арбитражного суда Республики Татарстан А.Е. Кириллов, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абраровой А.Р., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Московской административной дорожной инспекции, г.Москва (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Обществу с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Профглавснаб", г.Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>) об аннулировании разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа на транспортное средство марки ХЕНДЭ SONATA Г.Р.З. <***> (разрешение № 150446), выданное Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, принадлежащее ООО «Профглавснаб» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
без участия сторон,
УСТАНОВИЛ:
Московская административная дорожная инспекция, г.Москва (ОГРН <***>, ИНН <***>) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Профглавснаб", г.Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>) об аннулировании разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа на транспортное средство марки ХЕНДЭ SONATA Г.Р.З. <***> (разрешение № 150446), выданное Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, принадлежащее ООО «Профглавснаб» (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Стороны надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, на судебное заседание не явились.
Суд в порядке ст.156 АПК РФ определил провести судебное заседание в отсутствии не явившихся лиц.
В соответствии с подпунктом 121 пункта 14 Положения о Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 21.02.2017 N 115/7 (далее - Положение о Министерстве), пунктом 2 Порядка подачи заявления, выдачи и переоформления разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 15.07.2011 N 711/26 "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области" Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (далее - Министерство) выдает разрешения, переоформляет разрешения, выдает дубликаты разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области.
Согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси.
Ответчику было выдано разрешение № 150446 от 17.03.2020 на осуществление перевозок пассажиров и багажа транспортным средством марки ХЕНДЭ SONATA с государственным регистрационным знаком Е06ЮТ716.
В соответствии с пунктом 1 ч. 14 ст. 9 Федерального закона от 21.04.2011 №69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешение подлежит аннулированию на основании решения суда в случае повторного нарушения требований, предусмотренных пунктом 1 части 16 статьи 9 (легковое такси должно иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке и опознавательного фонаря оранжевого цвета) вышеуказанного закона, в течении срока действия разрешения.
Должностными лицами МАДИ вынесены постановления по делам об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ПРОФГЛАВСНАБ» по ч. 3 ст. 11.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), выявлены нарушения пунктов 115 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 (далее - Правила), выразившееся в отсутствии опознавательного фонаря легкового такси на крыше транспортного средства марки ХЕНДЭ SONATA г.р.з. Е06ЮТ716 (разрешение № 150446).
Согласно пункту 4.4 Положения о Московской административной дорожной инспекции, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 14 октября 2013 года № 679-ПП «О Московской административной дорожной инспекции и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 15 мая 2012 года № 198-ПП» МАДИ осуществляет региональный государственный контроль за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы.
На основании п. 4.2.4. Положения о Московской административной дорожной инспекции, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14.10.2013 № 679-ПП «О Московской дорожной административной инспекции и внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 15.05.2012 № 198-ПП», Инспекция принимает решения по вопросам, связанным с реализацией полномочий субъекта Российской Федерации в установленной сфере деятельности, в случаях, установленных Уставом города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.
В целях совершенствования организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси, обеспечения их безопасности, удовлетворения потребностей населения Москвы и Московской области в таксомоторных перевозках, а также создания условий для пресечения нелегальных перевозок пассажиров и багажа между Правительством Москвы и Правительством Московской области заключено Соглашение от 28.06.2011 о взаимодействии в сфере организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территориях города Москвы и Московской области (далее-Соглашение).
Согласно п. 1.1. Соглашения разрешения на осуществление перевозок пассажиров и багажа легковым такси, выданные уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, действуют также на территории Московской области, а разрешения, выданные уполномоченным органом исполнительной власти Московской области, -также на территории города Москвы.
В соответствии с п. 1.3. Соглашения между субъектами установлено обязательство по установлению единого порядка контроля (надзора) в сфере таксомоторных перевозок.
В силу части 10 статьи 9 Федерального закона № 69-ФЗ в случае выявления нарушения требований, предусмотренных пунктом 1 или 3 части 16 статьи 9 Федерального закона 69-ФЗ, уполномоченный орган выдает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю предписание об устранении выявленных нарушений. В указанном предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать один месяц.
Поскольку проведение контрольного мероприятия - рейдового осмотра в результате, которого выявлены нарушения требований п. 115, 116 Правил, осуществлялось уполномоченными должностными лицами Инспекции на территории г. Москвы, Инспекция, в качестве меры по пресечению выявленных нарушений обратилась в суд заявлением об отзыве (аннулировании) разрешения.
В соответствии с п.п. 1.7.6, 1.7.8 Административного регламента, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2012 года № 198-1111. при реализации МАДИ государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы, уполномоченные должностные лица имеют право принимать решение о приостановлении действия разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы на срок, не превышающий одного месяца, а также обращаться в суд с заявлением об отзыве (аннулировании) разрешения.
Пунктом 12 статьи 9 Федерального закона № 69-ФЗ предусмотрено, что в случае неисполнения выданного предписания, в том числе в случае, если отчет об исполнении указанного предписания не представлен в уполномоченный орган до истечения срока, установленного указанным предписанием, или представленный отчет не подтверждает исполнение в установленный срок указанного предписания, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении действия разрешения на срок, не превышающий одного месяца.
В связи с тем, что ответчиком меры по устранению выявленных нарушений предприняты не были, заместителем министра принято решение о приостановлении действия разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области на 30 дней.
До настоящего момента Общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Профглавснаб", г.Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>) предписание не исполнил, отчет об исполнении предписаний в Министерство не представил.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением об аннулировании разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Статьей 14 Федерального закона от 21.04.2011г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что разрешение подлежит отзыву (аннулированию) на основании решения суда по заявлению уполномоченного органа в случае:
1) повторного нарушения требований, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи, либо повторного нарушения требований, предусмотренных пунктом 1 части 16 настоящей статьи, в течение срока действия разрешения;
2) неисполнения выданного предписания, указанного в части 10 настоящей статьи, в течение срока приостановления действия разрешения либо в случае, если представленный до истечения указанного срока отчет об исполнении предписания не подтверждает его исполнение;
3) выявления нарушения требования, предусмотренного пунктом 2 части 16 настоящей статьи;
4) совершения водителем легкового такси дорожно-транспортного происшествия, повлекшего смерть либо причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью пассажира или третьих лиц.
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона о безопасности дорожного движения юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны не допускать управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами в соответствии с пунктом 13 статьи 25 указанного закона.
Согласно пункту 13 статьи 25 ФЗ N 196, не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.
Положение настоящего пункта не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории Российской Федерации, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами.
Пунктом 4.3 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 28.09.2015 N 287 "Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", установлено, что Водитель транспортного средства категорий "B", "BE" (включая водителя легкового такси) должен иметь российское национальное водительское удостоверение соответствующей категории.
Таким образом, на территории Российской Федерации допускаются к управлению транспортными средствами при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности лица при наличии общего водительского стажа не менее трех лет и на основании национальных или международных водительских удостоверений (если оно предъявляется вместе с национальным водительским удостоверением), законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального.
В соответствии с пунктом 2 части 14 статьи 9 Федерального закона № 69-ФЗ разрешение подлежит отзыву (аннулированию) на основании решения суда по заявлению уполномоченного органа в случае неисполнения выданного предписания, в течение срока приостановления действия разрешения либо в случае, если представленный до истечения указанного срока отчет об исполнении предписания не подтверждает его исполнение.
Согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона № 69-ФЗ разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий, в силу статьи 310 ГК РФ, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 части 16 статьи 9 Федерального закона № 69-ФЗ в целях обеспечения безопасности пассажиров легкового такси и идентификации легковых такси по отношению к иным транспортным средствам легковое такси должно иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке, легковое такси должно соответствовать установленным цветовым гаммам кузова в случае установления такого требования законами субъектов Российской Федерации, легковое такси должно иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета.
Согласно подпункту 53 пункта 14 Положения о Министерстве к компетенции Министерства относится осуществление контроля за соблюдением юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями требований в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Должностными лицами МАДИ вынесены постановления по делам об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ПРОФГЛАВСНАБ» по ч. 3 ст. 11.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), выявлены нарушения пунктов 115 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 (далее - Правила), выразившееся в отсутствии опознавательного фонаря легкового такси на крыше транспортного средства марки ХЕНДЭ SONATA г.р.з. Е06ЮТ716 (разрешение № 150446).
Таким образом, основания для обращения в суд с заявлением об аннулировании разрешений, предусмотренные пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 21.04.2011г. № 69-ФЗ, у заявителя имелись.
Аннулирование лицензии является мерой воздействия на лицензиатов в целях удержания их от продолжения совершения грубых нарушений лицензионных требований, соблюдения положений действующего законодательства Российской Федерации.
Как следует из разъяснений, отраженных в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о приостановлении или аннулировании лицензии на право осуществления определенного вида деятельности судам необходимо учитывать, что приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц. Оценивая законность решения о приостановлении или аннулировании лицензии, судам необходимо учитывать, что административный орган при его принятии должен руководствоваться нормами Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" или нормами иных специальных федеральных законов, регулирующих отношения в области лицензирования видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 1 названного Закона, а не нормами КоАП РФ.
Согласно статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации аннулирование лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как лишает его возможности заниматься определенным видом деятельности, и такая мера должна носить исключительный характер, отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, соразмерной допущенным нарушениям, следовательно, является крайней мерой ответственности.
Однако в настоящем случае имеет место существенное нарушение требований законодательства в сфере перевозок, которое существенно нарушает права потребителей данной услуги, в связи, с чем данная мера является соразмерной и обоснованной.
На основании вышеизложенного, суд считает, что требование заявителя является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 рублей в соответствии со ст.10 АПК РФ отнести на ответчика.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
иск удовлетворить.
Признать незаконным и аннулировать разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области, выданное Обществом с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Профглавснаб", г.Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>): Номер разрешения – 150446, Перевозчик - Общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Профглавснаб", г.Казань, Марка машины – ХЕНДЭ SONATA, Государственный регистрационный знак – <***>.
Взыскать с Обществом с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Профглавснаб", г.Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>) 6000 рублей государственной пошлины в доход Государственного бюджета Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок, а также в кассационном и надзорном порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья Кириллов А.Е.