ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 294-60-00
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Казань Дело № А65-22485/2020
Дата принятия решения – октября 2020 года .
Дата объявления резолютивной части – 20 октября 2020 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан
в составе:
председательствующий – судья Минапов А.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Венковой Л.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей, г.Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>), к индивидуальному предпринимателю ФИО1, г.Казань (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.17.1 и ч.2 ст.14.16 КоАП РФ и решении вопроса относительно изъятой из незаконного оборота алкогольной продукции,
с участием:
заявителя – представитель не явился,
ответчика – не явился,
У С Т А Н О В И Л:
Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей, г.Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее по тексту – заявитель, административный орган), обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1, г.Казань (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) (далее по тексту – ответчик), о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.17.1 и ч.2 ст.14.16 КоАП РФ и решении вопроса относительно изъятой из незаконного оборота алкогольной продукции.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Арбитражного суда Республики Татарстан в сети Интернет по адресу: www.tatarstan.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения заявления, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотрение заявления в отсутствие участвующих в деле лиц.
Суд, рассмотрев все вынесенные в предварительное судебное заседание вопросы, признав представленные доказательства достаточными для разрешения спора по существу, и считая завершенной подготовку дела к судебному разбирательству, руководствуясь статьей 136, частями 1, 2, 3 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при отсутствии возражений сторон, завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
В арбитражный суд от заявителя поступили дополнительные доказательства по делу.
При исследовании доказательств арбитражным судом установлено.
Как следует из материалов дела, 7 августа 2020г. в 10 час. 07 мин. в магазине «Маки Лаунш», расположенном по адресу: <...>, в котором хозяйственную деятельность осуществляет ответчик, сотрудниками заявителя совместно с сотрудниками УУПО УУП и ПДН по Пестречинскому району было установлен факт нахождения в реализации алкогольной продукции без лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, а именно:
1)напиток винный ароматизированный полусладкий красный «Кадарка крымская ливадия» емкостью 0,7 л., крепостью 11,0 % об., с датой розлива 23.10.2020, производства ООО «Вина Ливадии», с федеральными специальными марками 401 07054958,401 07053817, в количестве 2 бутылок, по цене 480,0 руб. за 1 бутылку, с портала сервисов сайта Росалкогольрегулирования сформирован протокол запроса, согласно котором указанный винный напиток был куплен в магазине розничной торговли общества с ограниченной ответственностью «Торгсервис», расположенном по адресу: <...>, 2020-06-27Т 10:40:00, чек № 106281.
2)Напиток винный ароматизированный полусладкий белый «Тамянка крымская ливадия» емкостью 0,7 л., крепостью 11,0 % об., с датой розлива 23.10.2020, производства ООО «Вина Ливадии», с федеральными специальными марками 401 07581804,401 07581799, в количестве 2 бутылок, с портала сервисов сайта Росалкогольрегулирования сформирован протокол запроса, согласно которому указанный винный напиток был куплен в магазине розничной торговли общества с ограниченной ответственностью «Торгсервис», расположенном по адресу: <...>, 2020-06-27Т 10:40:00, чек №106281.
3)Вино столовое полусладкое белое «Мускат» емкостью 0,7 л., крепостью 10,0 %об., с датой розлива 29.11.2019, производства ООО «Минераловодский винзавод», с федеральной специальной маркой 301 09150204 по цене 450,0 руб. в количестве 1 бутылки, с портала сервисов сайта Росалкогольрегулирования сформирован протокол запроса, согласно которому указанное вино было куплено в магазине розничной торговли общества с ограниченной ответственностью «Торгсервис», расположенном по адресу: <...>, 2020-06-27Т 10:40:00, чек № 106281.
4)Вино столовое полусладкое белое «Шардоне» емкостью 0,7 л., крепостью 10,0 % об., с датой розлива 03.12.2019, производства ООО «Кубанская винная компания», с федеральной специальной маркой 200 89214587 в количестве 1 бутылки, с портала сервисов сайта Росалкогольрегулирования сформирован протокол запроса, согласие которому указанное вино было куплено в магазине розничной торговли общества с ограниченной ответственностью «Торгсервис», расположенном по адресу: <...> (Самосырово), д. 3, 2020-08-05Т 16:08:00, чек № 57861.
5)Вино столовое полусладкое красное «Изабелла» емкостью 0,7 л., крепостью 10,0 % об., с датой розлива 13.12.2019, производства ООО «Кубанская винная компания», с федеральной специальной маркой 200 93128820 в количестве 1 бутылки, с портала сервисов сайта Росалкогольрегулирования сформирован протокол запроса, согласие которому указанное вино было куплено в магазине розничной торговли общества с ограниченной ответственностью «Торгсервис», расположенном по адресу: <...> (Самосырово), д.3, 2020-08-05Т 16:08:00, чек № 57861.
6)Вино столовое полусладкое белое «Эль Терра» емкостью 1,0 л., крепостью 10,0 % об., с датой розлива 04.12.2019, производства ООО «Вино-Гранде», с федеральной специальной маркой 301 16975489 в количестве 1 коробки по цене 280 рублей, с портала сервисов сайта Росалкогольрегулирования сформирован протокол запроса, согласно которому указанное вино было куплено в магазине розничной торговли общества с ограниченной ответственностью «Торгсервис», расположенном по адресу: <...>, 2020-06-03Т 12:01:00, чек №57968.
7)Винный напиток газированный полусладкий «Невская жемчужина Круизер» емкостью 0,75 л., крепостью 8,0 % об., с датой розлива 09.12.2019, производства ООО «Вилаш - КШВ», с федеральной специальной маркой 401 82869414, в количестве 1 бутылки, по цене 450,0 руб., с портала сервисов сайта Росалкогольрегулирования сформирован протокол запроса, согласно которому указанный винный напиток был куплен в магазине розничной торговли общества с ограниченной ответственностью «Лабиринт - Волга», расположенном по адресу: <...>, 2020-08-01Т 20:24:00, чек №2622.
8)Напиток винный газированный полусладкий «Ламбруско Бьянко» емкостью 0,75 л, крепостью 7,5 % об., с датой розлива 18.03.2020, производства ООО «Вагрус», с федеральной специальной маркой 402 49691617, в количестве 1 бутылки, по цене450,0 руб., с портала сервисов сайта Росалкогольрегулирования сформирован протокол запроса, согласно которому указанный винный напиток был куплен в магазин: розничной торговли общества с ограниченной ответственностью «Лабиринт-Волга»:, расположенном по адресу: <...>, 2020-08-01Т 20:24:00, чек №2622.
9)Винный напиток газированный полусладкий «Российское золото розовое» емкостью 0,75 л., крепостью 6,0 % об., с датой розлива 16.11.2019, производства ООО «ЦПИ-Ариант», с федеральной специальной маркой 402 27877017, в количестве 1 бутылки, по цене 450,0 руб., с портала сервисов сайта Росалкогольрегулирования сформирован протокол запроса, согласно которому указанный винный напиток был куплен в магазине розничной торговли общества с ограниченной ответственностью «Лабиринт-Волга», расположенном по адресу: <...>, 2020-08-01Т 20:24:00, чек №2622.
10) Российское шампанское белое полусладкое «Дербентское» емкостью 0,75 л., крепостью 10,5 % об., с датой розлива 22.05.2020, производства ОАО «Дербентский завод игристых вин», с федеральными специальными марками 300 34782848, 300 34782840 в количестве 2 бутылок, по цене 550,0 руб., с портала сервисов сайта Росалкогольрегулирования сформирован протокол запроса, согласно которому указанное шампанское было куплено в магазине розничной торговли общества с ограниченной ответственностью «Сомелье», расположенном по адресу: <...> (Салмачи), д.74, 2020-06-10Т 17:04:00, чек № 30160.
11) Водка «Старая Казань Люкс» емкостью 0,1 л., крепостью 40,0 % об., с датой розлива 18.06.2020, производства АО «Татспиртпром», с федеральными специальными марками 401 66991129, 401 66991130, 401 66991128,401 66829218,401 48366642, 401 66828733 в количестве 6 бутылок, с портала сервисов сайта Росалкогольрегулирования сформирован протокол запроса, согласно которому указанная водка была куплена в магазине розничной торговли общества с ограниченной ответственностью «Альфа-М», расположенном по адресу: <...>, 2020-08-06Т 19:00:00, чек №4563.
12) Водка «Казанская престижная» емкостью 0,25 л., крепостью 38,0 % об., с датой розлива 22.05.2020, производства АО «Татспиртпром», с федеральными специальными марками 403 97973508, 403 90089669, 403 90089179,403 90089725, 403 90089711, 403 90089447 в количестве 6 бутылок, с портала сервисов сайта Росалкогольрегулирования сформирован протокол запроса, согласно которому указанная водка была куплена в магазине розничной торговли общества с ограниченной ответственностью «Лабиринт - Волга», расположенном по адресу: <...>, 2020-08-04Т 18:49:00 чек №97.
13)Водка «Тундра крайнего севера» емкостью 0,5л., крепостью 40,0 % об., с датой розлива 02.07.2020, производства АО «Татспиртпром», с федеральными специальными марками 406 69696659, 406 6966405, в количестве 2 бутылок, с портала сервисов сайта Росалкогольрегулирования сформирован протокол запроса, согласно которому указанная водка была куплена в магазине розничной торговли общества с ограниченной ответственностью «Альфа-М», расположенном по адресу: <...>, 2020-08-06Т 19:00:00, чек № 4563.
14)Водка «Граф ледофф» емкостью 0,5л., крепостью 40,0 % об., с датой розлива 09.04.2020, производства АО «Татспиртпром», с федеральными специальными марками 405 45386993, 405 45387004, 40587153112 в количестве 3 бутылок, с портала сервисов сайта Росалкогольрегулирования сформирован протокол запроса, согласно которому указанная водка была куплена в магазине розничной торговли общества с ограниченной ответственностью «Альфа-М», расположенном по адресу: <...>, 2020-08-06'Т 19:00:00, чек №4563.
15) Пиво «Старый мельник» емкостью 0,45л., крепостью 4,3 % об., с датой розлива 02.07.2020г., в количестве 16 бутылок, производства АО «АбИнБев Эфес», на вышеуказанное пиво не предоставлены сопроводительные документы. Декларация о соответствии не представлена. При сверке с данными отчета «об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» за период с 07.08.2019 по 07.08.2020 ответчика установлено, что данное пиво отсутствует в отчете.
16) Пиво «Жатецкий гусь светлое» емкостью 0,45л., крепостью 4,6 % об., с датой розлив» 19.07.2020г., в количестве 3 банок, производства ООО «ТК «Балтика», на вышеуказанное пиво не предоставлены сопроводительные документы, декларация о соответствии не представлена. При сверке с данными отчета «об объемах закупки этилового спирта и алкогольной и спиртосодержащей продукции» за период с 07.08.2019 по 07.08.2020 ответчика установлено, что данное пиво отсутствует в отчете.
17) Пиво «Балтика №3 классическое светлое» емкостью 0,45л., крепостью 4,8 % об., с датой розлива 07.07.2020г., в количестве 4 банок, производства ООО «ПК «Балтика», на вышеуказанное пиво не предоставлены сопроводительные документы, декларация соответствии не представлена. При сверке с данными отчета «об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» за период с 07.08.2019 по 07.08.2020 ответчика установлено, что данное пиво отсутствует в отчете.
18)Пиво «Балтика №7 мягкое, светлое» емкостью 0,47л., крепостью 4,7 % об., с датой розлива 19.07.2020г., в количестве 10 бутылок, производства ООО «ПК «Балтика», на вышеуказанное пиво не предоставлены сопроводительные документы, декларация о соответствии не представлена. При сверке с данными отчета «об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» за период с 07.08.2019 по 07.08.2020 ответчика установлено, что данное пиво отсутствует в отчете.
19)Пиво «Карлсберг» светлое, нефильтрованное, неосветленное, емкостью 0,44л., крепостью 4,5% об., с датой розлива 31.05.2020г., в количестве 4 бутылок, производства ООО «ПК «Балтика», на вышеуказанное пиво не предоставлены сопроводительные документы, декларация о соответствии не представлена. При сверке с данными отчета «об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» за период с 07.08.2019 по 07.08.2020 ответчика установлено, что данное пиво отсутствует в отчете.
20)Пиво «387 особая варка», емкостью 0,45л., крепостью 6,8 % об., с датой розлива 30.05.2020г., в количестве 7 бутылок, производства АО «АбИнБев Эфес», на вышеуказанное пиво не предоставлены сопроводительные документы. Декларация о соответствии не представлена. При сверке с данными отчета «об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» за период с 07.08.2019 по 07.08.2020 ответчика установлено, что данное пиво отсутствует в отчете.
Алкогольная продукция реализовывалась без соответствующей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, без товаросопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота. Информация о том, что данная алкогольная продукция не предназначена для продажи отсутствовала.
Указанная алкогольная продукция изъята, составлен протокол осмотра №П-01357 от 07.08.2020г., протокол изъятия №000579 от 07.08.2020г.
По данному факту должностным лицом заявителя в отношении ответчика составлен протокол об административном правонарушении №000984 от 7 сентября 2020г., в котором действия ответчика квалифицированы по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ, статьи 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административный орган обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 205 ч.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 14.16 КоАП РФ оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ). При этом, как отмечено в статье 1 названного Закона, государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области
В соответствии с положениями п. 1 ст. 16, ст. 26 Закона №171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) осуществляется организациями.
В области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются: производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другой организации и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 Закона №171-ФЗ.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 18 Закона №171-ФЗ деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежит лицензированию. Согласно пункту 2 статьи 18 Закона №171-ФЗ лицензированию подлежит, в том числе, деятельность по закупке, хранению, поставке и розничной продаже алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона №171-ФЗ запрещаются производство и оборот алкогольной продукции без соответствующих лицензий и без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями данного закона, в том числе розничная продажа указанной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных, в частности, пунктом 1 статьи 10.2 данного закона, то есть без товарно-транспортной накладной и прилагаемой к ней справки.
Пунктом 1 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ установлено, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота.
Данной статьей установлен и перечень сопроводительных документов, необходимых при обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Такими документами являются:
товарно-транспортная накладная;
справка, прилагаемая к таможенной декларации, для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также для алкогольной продукции, маркируемой в соответствии с настоящим Федеральным законом акцизными марками, информация об объеме оборота которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе по каждой единице алкогольной продукции. Такая справка не заполняется для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами ЕАЭС;
справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной, для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, импортированных и являющихся товарами ЕАЭС, в целях использования такой продукции в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенных на территории Российской Федерации или импортированных и являющихся товарами ЕАЭС, а также для алкогольной продукции, маркируемой в соответствии с настоящим Федеральным законом федеральными специальными марками, информация об объеме оборота которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе по каждой единице алкогольной продукции;
уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции);
заверенные подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта из государств, не являющихся членами ЕАЭС) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта в случаях, если уплата указанного платежа предусмотрена законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
копия договора о поставке за пределы Российской Федерации (в случае производства, закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза из Российской Федерации (экспорта) пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров).
Исходя из пункта 2 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 данной статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
В рассматриваемом случае реализация ответчиком алкогольной продукции (пива) в отсутствие необходимых сопроводительных документов является оборотом алкогольной продукции и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Сопроводительные документы, предусмотренные частью 2 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ, у ответчика отсутствуют; такие документы предпринимателем не представлены как заявителю, так и суду.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 данного Федерального закона.
Из пункта 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ также следует, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями данного Федерального закона.
Кроме того, в указанной сфере действуют «Правила продажи отдельных видов товаров», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (далее - Правила № 55).
В силу пункта 12 Правил № 55 при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, а орган, ее зарегистрировавший). Документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Согласно пункту 2 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ алкогольная продукция, оборот которой осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 данной статьи, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота алкогольной продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежит алкогольная продукция, если ее оборот осуществляется без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции.
Таким образом, исходя из приведенных взаимосвязанных положений статей 10.2, 16, 25 и 26 Закона № 171-ФЗ, для признания алкогольной продукции находящейся в незаконном обороте достаточно установления одного лишь обстоятельства полного или частичного отсутствия названных выше сопроводительных документов.
Приведенные требования Закона № 171-ФЗ находятся во взаимной связи с законодательством о защите прав потребителей.
Например, пунктами 11 и 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (далее – Правила продажи товаров), определено, что продавец обязан своевременно в наглядной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно- сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).
Запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий предусмотрен пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ.
Федеральным законом от 29 июля 2017 года №265-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции» КоАП РФ дополнен статьей 14.17.1.
В силу ч.2 ст.14.17.1 КоАП РФ незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), либо сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальным предпринимателем, либо розничной продажи произведенного сельскохозяйственным товаропроизводителем вина, игристого вина (шампанского), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Федеральный закон от 29 июля 2017 года №265-ФЗ вступил в силу 30 июля 2017г.
Правонарушение ответчиком совершено 7 августа 2020 года, то есть после вступления в силу вышеназванного закона.
Осуществление индивидуальным предпринимателем розничной продажи алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) необходимо расценивать как деятельность без наличия специального разрешения (лицензии), что влечет привлечение к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах) товаров, признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров. При этом необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 ГК РФ).
Из материалов дела следует, что информация о том, что алкогольная продукция не предназначалась для продажи, отсутствовала.
Ответчик, являясь субъектом предпринимательской деятельности, профессиональным участником рынка, должен быть осведомлен о том, что несоблюдение ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции влечет за собой административную ответственность. Согласно приведенной норме он несет риск наступления неблагоприятных последствий в результате нарушений, допущенных при осуществлении такого рода деятельности.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих ответчику исполнить требования нормативных правовых актов, в материалах дела не имеется. Следовательно, вина ответчика в совершении вмененных административных правонарушений также представляется доказанной.
Материалами дела подтверждается, что в нарушение указанных требований законодательства в вышеназванном магазине при осуществлении хозяйственной деятельности ответчиком, 07.08.2020г. установлен факт нахождения в розничной реализации алкогольной продукции без специального разрешения (лицензии) на розничную продажу алкогольной продукции, без товаросопроводительных документов. Данный факт подтверждается, в том числе вышеупомянутыми: протоколом осмотра №П-01357 от 07.08.2020г., протоколом изъятия №000579 от 07.08.2020г., протоколом об административном правонарушении №000984 от 7 сентября 2020г., видеоматериалом, объяснениями директора ответчика, отчетом об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 07.08.2019г. по 07.08.2020г.
Доказательств того, что указанная алкогольная продукция предназначалась не для продажи (например, снята с реализации), материалы дела не содержат. Соответствующее объявление о том, что алкогольная продукция не предназначена для продажи, на момент проведения осмотра, отсутствовало.
Таким образом, факт правонарушений, совершенных лицом, привлекаемым к административной ответственности, непринятие им всех зависящих от него мер по соблюдению положений действующего законодательства, то есть ненадлежащего исполнения своих обязанностей, доказаны материалами административного дела, в связи с чем, суд приходит к выводу, что в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, присутствует состав правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.17.1 КоАП РФ, ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Срок давности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, не истек. Процедура привлечения к административной ответственности административным органом соблюдена.
Оснований для применения правила о малозначительности нарушения не имеется, доказательств, обосновывающих возможность применения статьи 2.9 КоАП РФ, арбитражному суду не представлено, самим судом не усмотрено. Из материалов дела наличие признаков малозначительности административного правонарушения не явствует.
Статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Таким образом, из положений ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и п.18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 следует, что освобождение лица от ответственности за административное правонарушение в силу его малозначительности является правом, а не обязанностью суда. При этом суд учитывает конкретные обстоятельства дела.
Доказательств того, что нарушение носило исключительный характер и ответчиком были предприняты все необходимые меры по соблюдению требований закона, но нарушение произошло по независящим от него причинам, в материалы дела не представлено.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
По смыслу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Более того, по сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, ответчик не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, что исключает в силу части 1 статьи 4.1.1 и части 2 статьи 3.4 КоАП РФ замену административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
В данном случае применение статьи 4.1.1. КоАП РФ суд считает невозможным, поскольку выявленное нарушение является существенным.
Так, условиями применения положения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являются: наличие в деле достоверных доказательств того, что привлеченное к ответственности лицо является субъектом малого и среднего предпринимательства; правонарушение совершено им впервые; вследствие совершения правонарушения не был причинен вред и не создана угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб; правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В отсутствие в совокупности всех указанных выше обстоятельств возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
Рассматриваемое правонарушение является формальным, в связи с чем представляет угрозу охраняемым общественным отношениям независимо от наступления каких-либо негативных материальных последствий.
Соответственно, сам по себе факт отсутствия негативных материальных последствий, не является обстоятельством, свидетельствующим о наличии оснований для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и замены административного штрафа на предупреждение, учитывая особый государственный контроль оборота алкогольной продукции.
Аналогичная правовая позиция получила свое отражение в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 01.03.2019г. по делу №А65-26986/2018.
При определении вида и размера наказания арбитражным судом учитывается характер и тяжесть совершенного ответчиком административного правонарушения в области предпринимательской деятельности, количество незаконно реализуемой продукции, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания (часть 2 статьи 4.4 КоАП РФ).
Согласно ч.1 и 3 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Поскольку состав административного правонарушения, совершенного ответчиком в период осуществления им предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя,доказаны материалами административного дела, ответчик полежит привлечению к административной ответственности по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ, ч.2 ст.14.17.1 КоАП РФ с назначением ему административного наказания в виде минимального штрафа в размере 100 000рублей, поскольку правонарушение совершено им впервые.
В соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ суд при вынесении постановления по делу об административном правонарушении должен решить вопрос о предметах административного правонарушения, независимо от привлечения лица к административной ответственности или прекращения производства по делу. Согласно подпункту 2 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
Конфискация изъятых из оборота предметов административного правонарушения в силу ст.3.7 КоАП РФ, ст.25 Закона № 171-ФЗ не может быть применена в данном случае. Изъятые из незаконного оборота предметы административного правонарушения подлежат уничтожению.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2018г. (далее по тексту – Обзор практики ВС РФ от 19.09.2018г.)
Так, в силу пункта 2 Обзора практики ВС РФ от 19.09.2018г. конфискация как безальтернативное (обязательное) дополнительное наказание, предусмотренное за совершение административного правонарушения, не может быть применена в отношении орудий совершения и предметов административных правонарушений, признаваемых на основании пункта 1 статьи 25 Закона №171-ФЗ находящимися в незаконном обороте.
В пункте 3 Обзора практики ВС РФ от 19.09.2018г. даны разъяснения, что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, находящиеся в незаконном обороте и изъятые административным органом в рамках применения им мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, не изымаются судом повторно.
Определяя дальнейшие действия с названным имуществом, суд в резолютивной части судебного акта указывает на то, что оно подлежит уничтожению.
Следовательно, указание в резолютивной части решения, на направление изъятой административным органом алкогольной продукцией на уничтожение является достаточным.
Иные вопросы, связанные с порядком уничтожения изъятой из оборота продукции, решаются в рамках процедуры исполнения судебных актов.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,
Р Е Ш И Л :
заявление удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Казань, (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения г. Казань, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16, частью 2 статьи 14.17.1Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Алкогольную продукцию, изъятую в ходе производства по делу об административном правонарушении, согласно протоколу изъятия №000579 от 07.08.2020г., находящуюся на хранении в Госалкольинспекции Республики Татарстан направить на уничтожение в порядке, установленном действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд со дня его вынесения.
Реквизиты на оплату штрафа:
УФК по Нижегородской области (МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу, л/с <***>),
р/с <***> в Волго-Вятском ГУ Банка России, г. Нижний Новгород,
БИК 042202001, ОКТМО 22701000, ИНН <***>/КПП 526201001,
КБК 16011601331010000140, УИН 16000000000000406394.
Председательствующий судья А.Р. Минапов