ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-22661/15 от 29.12.2015 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Кремль, корп.1 под.2,  г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 294-60-00

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Казань                                                                                                      Дело № А65-22661/2015

Дата принятия решения –   января 2016 года .

Дата объявления резолютивной части –  29 декабря 2015 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе судьи Хамитова З.Н. ,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зариповой Г.Р.

рассмотрев  в открытом судебном заседании дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Земля" Лаишевского муниципального района, РТ, г.Лаишево к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, с участием третьих лиц без самостоятельных требований – Открытого акционерного общества "ТАИФ", г.Казань; Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района, РТ, г.Лаишево; ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ», г.Казань,  Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, и картографии по РТ в лице Лаишевского отдела, РТ, г.Лаишево,   ООО «Финансово Строительная Компания «Булгария», РТ, г.Казань о признании акта проверки №55/04 от 17.08.2015 г. по результатам проверки проведенной внеплановой документарной проверки незаконным, о признании Предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 17.08.2015 г. в отношении Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района РТ и Муниципального унитарного предприятия «Земля» незаконным, о признании Определения об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок от 20.08.2015 г. незаконным,

с участием:

от заявителя – до перерыва представитель по доверенности №167 от 22.10.2015г. ФИО1, паспорт, после перерыва - не явился, извещен;

от ответчика –  до и после перерыва представитель по доверенности №ПК-02/16035 от 12.10.2015г. ФИО2, удостоверение №15616; до перерыва представитель по доверенности №АГ-02/8792 от 08.06.2015г. ФИО3, удостоверение №15117, после перерыва  - не явился, извещен;

от третьего лица ОАО «ТАИФ» - до и после перерыва  представитель по доверенности №72 от 31.12.2014г. ФИО4, паспорт; представитель по доверенности №75 от 31.12.2014г. ФИО5, паспорт;

от третьего лица Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района –  до перерыва представитель по доверенности №1609/исх от 06.07.2015г. ФИО1, паспорт, после перерыва - не явился. извещен;

от третьего лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палат Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ» - до перерыва представитель по доверенности  №141 от 28.10.2015г.  ФИО6, после перерыва – не явился, извещен;

о третьего лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, и картографии по РТ в лице Лаишевского отдела, РТ, г.Лаишево  - до перерыва представитель по доверенности от 27.05.2015г. №360Д  ФИО7, после перерыва –не явился, извещен;

 от третьего лица ООО «Финансово Строительная Компания «Булгария», г.Казань -  до и после перерыва не явился, извещен.

У С Т А Н О В И Л:

Муниципальное унитарного предприятия "Земля" Лаишевского муниципального района, РТ, г.Лаишево (далее по тексту – заявитель ) обратилось в  Арбитражный  суд Республики Татарстан с заявлением   к Управлению Федеральной антимонопольной  службы  по Республике Татарстан, г. Казань (далее по тексту – ответчик) при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований – Открытого акционерного общества "ТАИФ", г.Казань; Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района, РТ, г.Лаишево; ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ», г.Казань,  Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, и картографии по РТ в лице Лаишевского отдела, РТ, г.Лаишево,   ООО «Финансово Строительная Компания «Булгария», РТ, г.Казань о признании акта проверки №55/04 от 17.08.2015 г. по результатам проверки проведенной внеплановой документарной проверки незаконным, о признании Предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 17.08.2015 г. в отношении Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района РТ и Муниципального унитарного предприятия «Земля» незаконным, о признании Определения об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок от 20.08.2015 г. незаконным,

Судом, в порядке ст.163 АПК РФ объявлен перерыв в судебном заседании до 16ч.-40 мин. 29.12.2015г. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном Интернет-сайте Арбитражного суда Республики Татарстан: www.tatarstan.arbitr.ru

Судебное заседание после вышеуказанного перерыва было продолжено в 16 часов 40 мин. 29.12.2015г.., в соответствии с ч.4 ст.163 АПК РФ.

В судебном заседании 28.12.2015 до перерыва представитель  заявителя требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

До перерыва представители ответчика  заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве.

До и после перерыва представители третьего лица - ОАО «ТАИФ»  требования заявителя поддержали, по мотивам, указанным в отзыве и дополнительных объяснениях.

До перерыва представители третьего лица  -Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района поддержала требования заявителя.

До перерыва представители третьих лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, и картографии по РТ в лице Лаишевского отдела, РТ, г.Лаишево  оставили вопрос на усмотрения суда.

 Как следует из материалов дела, Муниципальным унитарным предприятием «Земля» Лаишевского муниципального района РТ  были выставлены на торги и реализованы следующие земельные участки:

Лот №1 - земельный участок, площадью 75139 кв.м. для индивидуального жилищного строительства из земель населенных пунктов, кадастровый номер 16:24:140101:1140, расположенный по адресу: РТ, Лаишевский муниципальный р-н, Орловское сельское поселение, д. Орел, начальная цена 29 169 700 руб. Шаг аукциона - 3% от начальной цены 875 091 руб. Размер задатка 20% от начальной цены 5 833 940 руб.

Лот №2 - земельный участок, площадью 5464 кв.м. для индивидуального жилищного строительства из земель населенных пунктов, кадастровый номер 16:24:140101:938, расположенный по адресу: РТ, Лаишевский муниципальный р-н, Орловское сельское поселение, д. Орел, начальная цена 2 311 100 руб. Шаг аукциона - 3% от начальной цены 69 333 руб. Размер задатка 20% от начальной цены 462 220 руб.

10.08.2015 г. были проведены торги на повышение цены по продаже права собственности и вынесены протоколы от 10.08.2015 г. по лоту №1, и лоту №2. По итогам двух аукционов победителем было признано ОАО «Таиф», цена продажи составила 30 919 882 руб. и 2 449 766 руб.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступила жалоба ФИО8 на действия организатора торгов Муниципального унитарного предприятия "Земля" Лаишевского муниципального района РТ (далее - организатор торгов) при проведении открытого аукциона 090715/0868708/01 от 10.07.2015 по продажа 1 Лота.

На основании приказа от 10.08.2015 г. №02/587-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена внеплановая документарная проверка в отношении организатора торгов - Муниципального унитарного предприятия "Земля" Лаишевского муниципального района (РТ, г. Лаишево, ул. М. Ульяновой д. 54.).

В ходе внеплановой документарной проверки  УФАС по РТ  пришло к следующим выводам:

В соответствии с решением Совета Муниципального образования «Лаишевского муниципального района» от 10 декабря 2008 г. N 82 максимальный размер участка под индивидуальное жилищное строительство для Орловского сельского поселения составляет 1500 кв.м., минимальный 400кв.м.

Организатор торгов МУП "Земля" Лаишевского муниципального района выставляя на реализацию в собственность земельные участки с кадастровыми номерами 16:24:140101:1140 (75 139 кв.м.) и 16:24:140101:938 (5 464 кв.м.), расположенными в Республике Татарстан, Лаишевском муниципальном районе, Орловском сельском поселении, д. Орел, превысил максимальный размер земельных участков предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, что является нарушением решения Совета Муниципального образования «Лаишевского муниципального района» от 10 декабря 2008 г. N 82.

Довод МУП "Земля" Лаишевского муниципального района РТ о том, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 Решения Совета Муниципального образования «Лаишевского муниципального району», от 10 декабря 2008 г. N 82 размер земельного участка площадью 75 139 м2 является исторически сложившимся и соответственно мог быть выставлен на аукцион под индивидуальное жилищное строительство является не состоятельным. Исходя из ответа Управления РОСРЕЕСТРА по Республике Татарстан на запрос Татарстанского УФАС России, земельный участок с кадастровым номером 16:24:140101:1140 поставлен на кадастровый учет 27.04.2015 года на основании заявления о постановке на кадастровый учет и межевого плана. Лаишевское отделение Управления РОСРЕЕСТРА по Республике Татарстан в своем ответе на запрос Татарстанского УФАС России указало, что в соответствии с утвержденной схемой землепользования н.п. Орел, испрашиваемый участок (Кадастровый номер 16:24:140101:1140 площадью 75 139 кв.м.) входит в черту н.п. Орел как земли сельскохозяйственного назначения.

На основании вышеизложенного, УФАС по РТ пришло к выводу, что Исполнительным комитетом Лаишевского муниципального района РТ и Муниципальным унитарным предприятия "Земля" Лаишевского муниципального района допущены нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также подпункта 1  пункта 1 решения Совета Муниципального образования «Лаишевского муниципального района» от 10 декабря 2008 г. N 82.

По результатам проведенной внеплановой документарной проверки в отношении МУП «Земля» 17.08.2015 УФАС по РТ был составлен Акт проверки №55/04 и выдано предписание об устранении нарушений законодательства, в соответствии с которым:

Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района РТ, организатору торгов - МУП "Земля" Лаишевского муниципального района предписано:

1.         Устранить выявленные нарушения требований части 1 статьи 17
Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункта 1
подпункта 1 решения Совета Муниципального образования «Лаишевского
муниципального района» от 10 декабря 2008 г. N 82 для чего:

- Снять с реализации лоты №1 ,№2 на право заключения договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:140101:1140 (75 139 кв.м.) и 16:24:140101:938 (5 464 кв.м.) ( извещение №090715/0868708/01 от 10.07.2015)

2.         В течение 20 (двадцати) дней со дня получения настоящего предписания
представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по
Республике Татарстан доказательства исполнения настоящего предписания.

20.08.2015г. УФАС вынесено определение об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок, в котором УФАС по РТ указывает, что при изготовлении предписания по Акту проверки №55/04 от 17.08.2015г. произошла опечатка, а именно в резолютивной части предписания пропущены пункты:

-внести изменения в протокол рассмотрения заявок от 05.07.2015, размещенного на сайте totgi.gov.ra 06.08.2015, а именно исключить решения о признании участников по лотам №1,№2 на право заключения договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:140101:1140 (75 139 кв.м.) и 16:24:140101:938 (5 464 кв.м.) (извещение №090715/0868708/01 от 10.07.2015);

- отменить протоколы результатов торгов от 10.08.2015 по лотам №1,№2, на право заключения договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:140101:1140 (75 139 кв.м.) и 16:24:140101:938 (5 464 кв.м.) (извещение №090715/0868708/01 от 10.07.2015);

В связи с чем,  после исправления опечатки УФАС по РТ резолютивная часть предписания по Акту проверки №55/04 от 17.08.2015г (исх. № ИП-04/12971 от 18.08.2015г) изложена в следующей редакции:           

Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района РТ, организатору торгов - МУП "Земля" Лаишевского муниципального района:

1. Устранить выявленные нарушения требований части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункта 1 подпункта 1 решения Совета Муниципального образования «Лаишевского муниципального района» от 10 декабря 2008 г. N 82 для чего:

-внести изменения в протокол рассмотрения заявок от 05.07.2015, размещенного на сайте torgi.gov.ru 06.08.2015 а именно исключить решения о признании участников по лотам №1,№2 на право заключения договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми Номерами 16:24:140101:1140 (75 139 кв.м.) и 16:24:140101:938 (5 464 кв.м.) ( извещение №090715/0868708/01 от 10.07.2015);

-отменить протоколы результатов торгов от 10.08.2015 по лотам №1,№2 на право заключения договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:140101:1140 (75 139 кв.м.) и 16:24:140101:938 (5 464 кв.м.), (извещение №090715/0868708/01 от 10.07.2015);

-снять с реализаций лоты №1,№2 на право заключения договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:140101:1140 (75 139 кв.м.) и 16:24:140101:938 (5 464 кв.м.) ( извещение №090715/0868708/01 от 10.07.2015).

2. В течение 20 (двадцати) дней со дня получения настоящего предписания представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан доказательства исполнения настоящего предписания.

Не согласившись с  актом проверки №55/04 от 17.08.2015 г., Предписанием об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 17.08.2015 г. и Определением об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок от 20.08.2015 г.,  вынесенных антимонопольным органом в отношении МУП "Земля", заявитель обратился в суд с настоящим  заявлением.

Рассмотрев  представленные  в деле документы, изучив материалы антимонопольного дела,  заслушав представителей сторон и третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований, суд пришел к следующему выводу.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции)  данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения, пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями (часть 1);   его   целями   являются   обеспечение   единства  экономического   пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2).

В соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона о Защите конкуренции (в редакции, действовавшей на момент проведения торгов) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 6 статьи 18,1 Закона о защите конкуренции установлены общие требования к содержанию и оформлению жалоб, подаваемых в антимонопольный орган.

Таким образом, статьей 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено проведение проверки действий (бездействия) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов только на основании жалоб, поступивших в антимонопольный орган и соответствующих требованиям, установленным настоящей статьей.

В соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержание на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.

При этом согласно части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты. В случае направления уведомления посредством электронной почты оно направляется организатору торгов, в конкурсную или аукционную комиссию по адресу электронной почты, указанному в извещении о проведении торгов, оператору электронной площадки по адресу электронной почты, указанному на сайте электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», заявителю по адресу электронной почты, указанному в жалобе.

 Заявитель не оспаривает факт не размещения на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, а также при направлении заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию уведомления,  в связи с чем возможно сделать вывод о том, что антимонопольным органом предприняты все возможные меры по извещению указанных лиц и извещение считается надлежащим.

Частью 15 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о торгах, изменения, внесенные в конкурсную документацию, документацию об аукционе, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе, протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе, протоколы оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколы аукциона, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения торгов.

Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

Таким образом, антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу с учетом информации и документов, которые имеются в его распоряжении.

В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы.

Согласно пункту 2 части 25 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи в электронной форме рассматривается антимонопольным органом в течение пяти рабочих дней со дня поступления жалобы.

Комиссия антимонопольного органа вправе в ходе рассмотрения жалобы принять решение об объявлении перерыва в рассмотрении такой жалобы в связи с необходимостью предоставления заявителем, организатором торгов, оператором электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии документов и сведений, запрашиваемых комиссией антимонопольного органа с целью принятия решения по жалобе. При этом перерыв в рассмотрении жалобы должен быть объявлен таким образом, чтобы срок рассмотрения жалобы не превышал 7 дней (5 дней).

Сам по себе порядок, установленный статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, направлен на оперативное рассмотрение антимонопольным органом жалоб, в связи с чем  увеличение срока рассмотрения жалоб, а также проведение внеплановых проверок в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, является  не обоснованным.

В случае невозможности достоверно установить факт нарушения в ходе рассмотрения жалобы в порядке, установленном статей 18.1 Закона о защите конкуренции, такая жалоба может быть рассмотрена антимонопольным органом в порядке, предусмотренном административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

Кроме того, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В случае если организатором торгов предпринимаются действия, которые могут привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции, то такие действия могут быть рассмотрены на предмет нарушения части 1 статьи 17  Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Согласно частям 1, 4 статьи 25.1 Закона о защите конкуренции в целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей. Основаниями для проведения внеплановых проверок являются, в том числе, сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, для целей выявления наличия или отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган может провести внеплановую проверку организатора торгов на предмет соблюдения требований статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Как следует из материалов дела, в адрес УФАС по РТ по электронной почте поступила жалоба ФИО8 на действия организатора торгов Муниципального унитарного предприятия "Земля" Лаишевского муниципального района РТ (далее - организатор торгов) при проведении открытого аукциона 090715/0868708/01 от 10.07.2015 по продаже 1 Лота. При этом у антимонопольного органа отсутствует обязанность установления личности лица  подавшего жалобу по электронной почте.

 По итогам рассмотрения жалобы и на основании приказа от 10.08.2015 г. №02/587-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена внеплановая документарная проверка в отношении организатора торгов - Муниципального унитарного предприятия "Земля" Лаишевского муниципального района, а также  Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района РТ.

 Как следует из материалов дела, на основании решения №133 от 5 марта 2015г.  Совета Орловского сельского поселения Лаишевского муниципального района РТ  «Об утверждении соглашения о передаче полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории Орловского сельского поселения» в целях реализации п.4 ст.11 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с пунктом 3 статьи 14
Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Орловского сельского
поселения      Совет  Орловского   сельского       поселения постановил:

1.         Утвердить   соглашение   о   передаче   полномочий   Исполнительному   комитету Лаишевского   муниципального   района   по  распоряжению   земельными   участками,
государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на'
территории   Орловского  сельского   поселения  Лаишевского  муниципального   района Республики Татарстан.

 Из текста соглашения о передаче исполнительному комитету Лаишевского муниципального района полномочий исполнительного комитета Орловского сельского поселения по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории Орловского сельского поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки Орловского сельского поселения следует,  что Соглашение   закрепляет   передачу   Исполкому   района осуществление части полномочий Исполкома поселения, и что Исполком поселения передает Исполкому района осуществление полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории Орловского сельского поселения.

На основании агентского договора между Исполнительным комитетом Орловского сельского поселения Лаишевского муниципального района РТ и МУП «Земля» Лаишевского муниципального района от  №1 от 01.07.2015г.  последняя приняла на себя обязанность от своего имени провести торги с открытой формой подачи предложений по продаже земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, либо предложений по цене ежегодной арендной платы таких земельных участков, безвозмездного пользования, (договоров доверительного управления, иных договоров предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества.

Постановлением №1598 от 06.08.2015г. Исполнительный   комитет Лаишевского   муниципального   района  «О проведении торгов на повышение стоимости по продаже права собственности на земельный участок для индивидуального жилищного строительства из земель населенных пунктов, кадастровый номер 16:24:140101:1140, общей площадью 75139 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Орловское сельское поселение, д. Орел» Исполком решил:

1. Провести торги в форме аукциона с открытой формой подачи предложений о цене, по продаже права собственности на земельный участок для индивидуального жилищного строительства из земель населенных пунктов, кадастровый номер 16:24:140101:1140, общей площадью 75139 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Орловское сельское поселение, д. Орел.

2. По итогам проведенного аукциона на повышение стоимости с победителем заключить договор выкупа земельного участка.

Постановлением №1599 от 06.07.2015г. Исполнительный   комитет Лаишевского   муниципального   района  «О проведении торгов на повышение стоимости по продаже права собственности на земельный участок для индивидуального жилищного
строительства из земель населенных пунктов, кадастровый номер 16:24:140101:938, общей площадью 5464 кв.м., расположенный по  адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Орловское сельское поселение, д. Орел»  Исполком решил:

1. Провести торги, в форме аукциона с открытой формой подачи предложений о цене, по продаже права собственности на земельный участок  для   индивидуального  жилищного   строительства  из   земель   населенных пунктов, кадастровый номер 16:24:140101:938, общей площадью 5464 кв.м., расположенный     по     адресу:     Республика     Татарстан,     Лаишевский муниципальный район, Орловское сельское поселение, д. Орел.

2.  По итогам проведенного аукциона на повышение  стоимости с победителем заключить договор выкупа земельного участка.

 В ходе проверки УФАС по РТ установлено, что Муниципальным унитарным предприятием «Земля» Лаишевского муниципального района РТ, были опубликованы извещения о проведении открытого аукциона в газете «Камская новь» (номер выпуска 50, от 10.07.2015), на сайте torgi.gov.ru и каталоге сведений о выставленном на торги имуществе, а именно земельных участков:

Лот №1 - земельный участков, площадью 75139 кв.м. для индивидуального жилищного строительства из земель населенных пунктов, кадастровый номер 16:24:140101:1140, расположенный по адресу: РТ, Лаишевский муниципальный район, Орловское сельское поселение, д.Орел.

Лот №2 - земельный участок, площадью 5464 кв.м. для индивидуального жилищного строительства из земель населенных пунктов, кадастровый номер 16:24:140101:938, расположенный по адресу: РТ, Лаишевский муниципальный район, Орловское сельское поселение, д.Орел.

04.08.2015 ОАО «ТАИФ» подало заявки на участие в аукционе,  кроме того заявку на участия в аукционе подало ООО «Финансово Строительная Компания «Булгария».

Согласно протоколам о результатах торгов от 10.08.2015 победителем по лотам №1,2 признан один из участников торгов - ОАО «ТАИФ».

20.08.2015г. Палатой земельных и имущественных отношений Лаишевского   муниципального   района  с ОАО «ТАИФ» были заключены договоры купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:140101:1140 и 16:24:140101:938.

22.09.2015 была осуществлена государственная регистрация права собственности ОАО «ТАИФ» на земельные участки с кадастровыми номерами 16:24:140101:1140 и 16:24:140101:938, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22.09.2015 сделана запись регистрации №16-16/025-16/109/001/2015-752/1.

17.08.2015 УФАС по РТ по результатам проведенной внеплановой документарной проверки в отношении МУП «Земля» был составлен Акт проверки №55/04 в соответствии с которым Исполнительным комитетом Лаишевского муниципального района РТ и Муниципальным унитарным предприятия "Земля" Лаишевского муниципального района допущены нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также пункта 1 подпункта 1 решения Совета Муниципального образования «Лаишевского муниципального района» от 10 декабря 2008 г. N 82  и выдано предписание об устранении нарушений законодательства РФ от 17.08.2015.

Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района РТ и организатору торгов - МУП "Земля" Лаишевского муниципального района предписано:

1.         Устранить выявленные нарушения требований части 1 статьи 17
Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункта 1
подпункта 1 решения Совета Муниципального образования «Лаишевского
муниципального района» от 10 декабря 2008 г. N 82 для чего:

- Снять с реализации лоты №1 ,№2 на право заключения договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:140101:1140 (75 139 кв.м.) и 16:24:140101:938 (5 464 кв.м.) ( извещение №090715/0868708/01 от 10.07.2015)

2.         В течение 20 (двадцати) дней со дня получения настоящего предписания
представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по
Республике Татарстан доказательства исполнения настоящего предписания.

 В ходе судебного заседания представитель УФАС по РТ пояснил, что на момент вынесения предписания от 17.08.2015 Комиссией Татарстанского УФАС России не был учтён тот факт, что организатором торгов в период рассмотрения жалобы были составлены протоколы рассмотрения заявок и протокол результатов торгов, в связи с чем  20.08.2015г.было вынесено «Определение об исправление описок, опечаток и арифметических ошибок». Требование при этом фактически не изменилось, так как снятие с реализации объекта торгов влечёт отмену (изменение) протоколов составленных в ходе проведения торгов.

Согласно тексту указанного определения Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района РТ, организатору торгов - МУП "Земля" Лаишевского муниципального района предписано:

1. Устранить выявленные нарушения требований части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункта 1 подпункта 1 решения Совета Муниципального образования «Лаишевского муниципального района» от 10 декабря 2008 г. N 82 для чего:

-внести изменения в протокол рассмотрения заявок от 05.07.2015, размещенного на сайте torgi.gov.ru 06.08.2015 а именно исключить решения о признании участников по лотам №1,№2 на право заключения договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми Номерами 16:24:140101:1140 (75 139 кв.м.) и 16:24:140101:938 (5 464 кв.м.) ( извещение №090715/0868708/01 от 10.07.2015);

-отменить протоколы результатов торгов от 10.08.2015 по лотам №1,№2 на право заключения договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:140101:1140 (75 139 кв.м.) и 16:24:140101:938 (5 464 кв.м.), (извещение №090715/0868708/01 от 10.07.2015);

-снять с реализаций лоты №1,№2 на право заключения договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:140101:1140 (75 139 кв.м.) и 16:24:140101:938 (5 464 кв.м.) ( извещение №090715/0868708/01 от 10.07.2015).

2. В течение 20 (двадцати) дней со дня получения настоящего предписания представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан доказательства исполнения настоящего предписания.

В соответствии со статьёй 25.1. Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее также - проверяемое лицо). Некоммерческие организации подлежат проверке исключительно в части соблюдения ими положений статей 10, 11, 14 - 17.1, 19 - 21 указанного Федерального закона при осуществлении ими предпринимательской деятельности или координации экономической деятельности других хозяйствующих субъектов. На основании указанного Федерального закона не могут проводиться проверки соответствия деятельности некоммерческих организаций целям деятельности, предусмотренным учредительными документами таких организаций. Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме выездных и документарных проверок. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

-материалы, поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений, от Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации и указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;

-сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;

Проверка проводится в соответствии с приказом руководителя антимонопольного органа.

Срок проведения проверки составляет не более чем один месяц с даты начала ее проведения, указанной в приказе, по дату передачи или направления по почте проверяемому   лицу   акта   проверки.   В   исключительных   случаях   на   основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку, указанный срок может быть продлен на два месяца руководителем антимонопольного органа.

Приказ о проведении внеплановой документарной от 10.08.2015г., Акт от 17.08.2015г., проверка проведена в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с п.п.1 п.1 решения Совета Муниципального образования «Лаишевского муниципального района» от 10 декабря 2008 г. N 82 максимальный размер участка под индивидуальное жилищное строительство для Орловского сельского поселения составляет 1500 кв.м., минимальный 400кв.м.

Организатор торгов МУЛ "Земля" Лаишевского муниципального района выставляя на реализацию в собственность земельные участки с кадастровыми номерами 16:24:140101:1140 (75 139 кв.м.) и 16:24:140101:938 (5 464 кв.м.), расположенные в Республике Татарстан, Лаишевском муниципальном районе, Орловском сельском поселении, д. Орел, превысил максимальный размер земельных участков предоставляемых в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, что является нарушением п.п.1 п.1 решения Совета Муниципального образования «Лаишевского муниципального района» от 10 декабря 2008 г. N82.

В ходе судебного заседания представитель Лаишевского отдела Управления Росреестра по РТ, пояснил, а также письменно изложил, что в Государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, в материалах инвентаризации земель н.п.Орел Лаишевского района Республики Татарстан 1999 года, имеется утвержденная Схема землепользования н.п.Орел из которой видно, что испрашиваемый земельный участок входит в черту населенного пункта Орел как "Земли существующей жилой застройки, производственных центров и других земель, остающихся во владении сельскохозяйственных предприятий", т.е. земли хозяйства ЗАО "Матюшино" в границах населенного пункта. Также эта информация подтверждается материалами инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения ЗАО "Матюшино" 2000 года и Делом по установлению границ сельских населенных пунктов и передаче земель в ведении Орловского сельского Совета народных депутатов Лаишевского района ТАССР 1991 года. Государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования землей на совхоз "Матюшино", по которому можно было бы определить вид разрешенного использования, в Государственном фонде данных, полученном в результате проведения землеустройства отсутствует.

 Далее из отзыва Росреестра по РТ следует (в редакции Росреестра по РТ):

 Статья 33 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой было подготовлено Решение Совета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 10.12.2008 №82 «О нормах предоставления земельных участков в собственность граждан дли индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства в Лаишевском муниципальном районе» (далее - Решение) в отношении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, применяются в случае предоставления земельных участков гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель. В рассматриваемом же случае земельный участок с кадастровым номером 16:24:140101:1140 ранее был предоставлен на праве постоянного (бессрочного)  пользования Муниципальному учреждению Исполнительного комитета Орловского сельского поселения - Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.           .                                  По вопросу предоставления информации и доказательств подтверждающих или
опровергающих довод МУП «Земля» Лаишевского муниципального района Республики
Татарстан о том, что в соответствии с подпунктом 1, пункта 1 Решения размер
земельного участка площадью 75 139 кв.м. является исторически сложившимся под
индивидуальное жилищное строительство, отмечаем, что согласно материалам
инвентаризации земель н.п.Орел Лаишевского района Республики Татарстан,
утвержденным Постановлением администрации Лаишевского района Республики
Татарстан 24.06.1999 №312 испрашиваемый земельный участок расположен в черте д.
Орел. Однако, в границах, существующих в настоящее время в государственном
кадастре недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 16:24:140101:1140
сформирован и поставлен на кадастровый учёт в 2014 году».

 Таким образом, Росреестр по РТ опроверг довод заявителя и третьего лица, что указанные земельные участки являются исторически сложившимися.

 Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палат Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ»  сообщила,  и изложила в письменных пояснениях, что согласно сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 16:24:140101:761, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Орловское сельское поселение, д. Орел, площадью 203730 кв.м. (уточненная, соответствует материалам межевания) имеет статус «архивный».

Указанный земельный участок с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» был поставлен на государственный кадастровый учет 15.02.2012 г. на основании соответствующего Заявления №16-0-1-49/3001/2012-86 от 26.01.2012 г., Межевого плана от 26.01.2012 г. и числился на праве собственности за Лаишевским муниципальным районом Республики Татарстан (номер регистрационной записи №16-16-26/012/2012-117 от 21.02.2012 г.).

16.05.2012 г. из земельного участка с кадастровым номером 16:24:140101:761 в результате раздела на основании Заявления о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости от 19.04.2012 г. № 16-0-1-49/3001/2012-776 и Межевого плана от 19.04.2012 г. были образованы 6 земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:140101:786, 16:24:140101:787, 16:24:140101:788, 16:24:140101:789, 16:24:140101:790 и 16:24:140101:791.      

19.07.2012 г. в связи с поступлением в орган кадастрового учета сведений о зарегистрированных правах на вышеуказанные земельные участки, земельному участку с кадастровым номером 16:24:140101:761 присвоен статус «архивный».

В настоящее время согласно сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 16:24:140101:786, площадью 1000 кв.м. числится на праве собственности за гр. ФИО9(номер регистрационной записи № 16-16-26/044/2013-279 от 20.01.2014 г.).

Земельный участок с кадастровым номером 16:24:140101:788, площадью 1000 кв.м. числится на праве общей долевой собственности за гр. ФИО10, ФИО11, ФИО12., ФИО13, ФИО14

Земельный участок с кадастровым номером 16:24:140101:789, площадью 1000 кв.м. числится на праве общей долевой собственности за гр. ФИО15, ФИО15, ФИО16 ФИО17, ФИО15

Земельный участок с кадастровым номером 16:24:140101:790, площадью 1000 кв.м. числится на праве общей долевой собственности за гр. ФИО18, ФИО19, ФИО20 и ФИО21

Земельный участок с кадастровым номером 16:24:140101:791, площадью 1000 кв.м. числится на праве общей долевой собственности за гр. ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25

Земельный участок с кадастровым номером 16:24:140101:787,площадью 198727 кв.м. в государственном кадастре недвижимости имеет статус «архивный» в связи с образованием из него земельных участков с кадастровыми номерами с 16:24:140101:798 по 16:24:140101:804 и поступлением в орган кадастрового учета сведений о зарегистрированных правах на вышеуказанные земельные участки.

В дополнение к ранее направленному отзыву  направила пояснения, что земельный участок с кадастровым номером 16:24:140101:938, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Орловское сельское поселение, д. Орел, площадью 5464 кв.м. (уточненная, соответствует материалам межевания) поставлен на государственный кадастровый учет на основании соответствующего Заявления от 28.10.2013 г. № 11-11386257, Межевого плана от 28.10.2013 г. и схемы расположения земельного участка, утвержденного Постановлением исполнительного комитета Лаишевского муниципального района РТ от 23.10.2013 г. №2341. Указанный земельный участок числится на праве собственности за ОАО «Таиф» (номер регистрационной записи №16-16/025-16/109/001/2015-750/1 от 23.09.2015 г.).

Земельный участок с кадастровым номером 16:24:140101:1140, площадью 75139 кв.м. был поставлен на кадастровый учет 27.04.2015 г. в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 16:24:140101:1064 на три земельных участка на основании соответствующего Заявления от 09.04.2015 г. №35-2023633, Межевого плана от 17.04.2015 г. и постановления Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района РТ от 07.04.2015 г. №842 о размежевании земельного участка с кадастровым номером 16:24:140101:1064. В настоящее время указанный земельный участок числится на праве собственности за ОАО «Таиф» (номер регистрационной записи № 16-16/025-16/109/001/2015-752/1 от 22.09.2015 г.).

Земельный участок с кадастровым номером 16:24:140101:1064 на основании вышеуказанных документов был размежеван на 3 земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:140101:1139, 16:24:140101:1140 и 16:24:140101:1141.

Предыдущим для земельного участка с кадастровым номером 16:24:140101:1064 является земельный участок с кадастровым номером 16:24:140101:1024.

Земельные участки с кадастровыми номерами 16:24:140101:1024 (площадью 102361 кв.м.) и 16:24:140101:1025 (площадью 3044 кв.м.) были образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером 16:24:140101:942.

Предыдущим для земельного участка с кадастровым номером 16:24:140101:942 является земельный участок с кадастровым номером 16:24:140101:804.

Предыдущим для земельного участка с кадастровым номером 16:24:140101:804      является      земельный      участок         с      кадастровым номером 16:24:140101:787.

Предыдущим для земельного участка с кадастровым номером 16:24:140101:787 является земельный участок с кадастровым номером 16:24:140101:761.

Суд считает, что антимонопольный орган пришел к правильному выводу о том, чтоИсполнительным комитетом Лаишевского муниципального района РТ, Муниципальным унитарным предприятия "Земля" Лаишевского муниципального района допущены нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также подпункта 1 пункта 1 решения Совета Муниципального образования «Лаишевского муниципального района» от 10 декабря 2008 г. N 82.

Проанализировав обстоятельства дела в совокупности с исследованными доказательствами, суд пришел к выводу о том, что антимонопольным органом правомерно  составленАкт от 17.08.2015г., проверка проведена в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  и выдано предписание об устранении нарушений законодательства РФ от 17.08.2015.

Принимая  во внимание изложенное, суд не находит правовых оснований для удовлетворения  заявленных требований.

В части заявленных требований о признании недействительным акта проверки №55/04 от 17.08.2015 г.  производство по делу подлежит прекращению в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 27 АПК РФ, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Акт проверки не является ненормативным правовым актом, поскольку он не носит властно обязывающее предписание для лица, в отношении которого он вынесен. Данный документ является носителем информации в отношении результатов проверки и не содержит указаний для осуществления каких-либо действий, поэтому он не подлежит оспариванию в суде и в соответствии с пунктом 1 статьи 150 АПК РФ имеются основания для прекращения производства по делу в данной части в связи с неподведомственностью данного вопроса арбитражному суду.

Данная позиция подтверждается наличием судебной практики по данному вопросу (дела №А65-4617/2013; №А65-752/2013; №А65-17996/2012, №А65-16287/2013, №А65-18004/2014, №А65-18004/2013, №А65-22342/2013), а именно, указанные судебные акты гласят: для признания недействительным ненормативного правового акта, действия государственного органа незаконным необходимо одновременное соблюдение двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

 Суд признает обоснованными выводы ответчика о том, что под индивидуальное жилищное строительство  земельные участки могут быть предоставлены исключительно гражданам, но не юридическим лицам.

Частью 3 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе находящимся в государственной собственности.

Таким образом, совершение любых сделок с имуществом, в том числе и передача земельных участков в собственность хозяйствующим субъектам, должно производиться с соблюдением требований действующего законодательства, включая нормы земельного и антимонопольного законодательства.

На основании пункта 2 статьи 16 и статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 № 191 -ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 30.1 «Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности», вступившей в законную силу с 01.10.2005 года.

В пунктах 1 и 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта, а продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

По смыслу данной нормы права земельный участок под индивидуальное жилищное строительство может быть предоставлен исключительно гражданам - физическим лицам, исключающим возможность предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство юридическим лицам.           

Таким образом, из анализа нормативно-правового комплекса, вытекающего из вышеизложенных положений федерального законодательства следует, что возможность предоставления юридическим лицам земельных участков под индивидуальное жилищное строительство действующим законодательством не предусмотрена.

Согласно п.3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ объектом индивидуального жилищного строительства являются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи, т.е. индивидуальное жилищное строительство осуществляется физическим лицом для его собственного проживания на земельном участке, предоставленном именно для этих целей.

Между тем, нормы Земельного кодекса Российской Федерации не устанавливают для юридических лиц запрета на приобретение в собственность земельного участка у физического лица, которому он был предоставлен для размещения жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Исполнительным комитетом   Лаишевского муниципального района и МУП «Земля» нарушен порядок предоставления  вышеуказанных земельных участков а именно, предоставление юридическому лицу земельного участка  с разрешенным использованием – «для индивидуального жилищного строительства», а также с превышением размеров установленных  законодательством при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства. 

 Суд также отклоняет довод заявителя  и третьего лица о нарушении количества членов комиссии по следующим основаниям.

В соответствии частью 2 статьи 40 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФБ "О защите конкуренции" Комиссия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства состоит из работников антимонопольного органа. Председателем комиссии может быть руководитель антимонопольного органа, его заместитель или руководитель структурного подразделения федерального антимонопольного органа. Количество членов комиссии не должно быть менее чем три человека. Замена члена комиссии осуществляется на основании мотивированного решения антимонопольного органа.

Что касается довода заявителя о том, что в соответствии с пунктом 5 статьи 40 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Количество членов (включая председателя) комиссий по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, должно быть четным, то данное требование относится только к рассмотрению дел указанных в частях 3 и 4 статьи 40 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части 3 статьи 40 говорится о том, что при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства кредитными организациями, организациями -операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры при осуществлении ими деятельности в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", а также иными финансовыми организациями, поднадзорными Центральному банку Российской Федерации, в состав комиссии включаются представители Центрального банка Российской Федерации, которые составляют половину членов комиссии. Часть 4 статьи 40 была упразднена (утратила силу) с 1 сентября 2013 года. - Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ.

МУП "Земля" не относится к перечисленным выше субъектам,  участия представителя представитель Центрального банка Российской Федерации  в комиссии не требуется. В связи с указанным довод заявителя о нарушении численности членов является не обоснованным.

 Отклоняя довод заявителя и третьего лица об отсутствии у УФАС по РТ оснований для проведения проверки суд исходит из следующего.

В  соответствии  с пунктом 2  части 4 статьи  25.1.  Федерального закона  от 26.07.2006   N   135-ФЗ   "О   защите   конкуренции".   Основаниям   для   проведения внеплановой проверки являются в том числе: сообщения и заявления физических лиц,юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Организатор торгов знал, что в отношении него ведется проверка, так как представитель организатора торгов присутствовал на заседаниях комиссий, расписывался в доверенности о том, что уведомлен о перерывах в рассмотрении дела.

В соответствии с письмом ФАС России ( сп/64096/2015) антимонопольный орган может провести внеплановую проверку организатора торгов на предмет соблюдения требования статьи 17 закона о защите конкуренции, и случае их выявления антимонопольный орган вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Суд отклоняет доводы заявителя и третьего лица о том, что земельный участок правомерно приобретен ОАО «ТАИФ»  с превышением максимальных размеров  в связи с тем, что он сложился исторически. При определении категорий земельных участков как исторически сложившихся границ, суд руководствуется Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

В соответствии с частью 9 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно земельному законодательству (Статья 11.2.) образование земельных участков происходит при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Таким образом, образование земельных участков возможно:

во-первых, путем образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

во-вторых, путем преобразования (раздела, объединения, перераспределения или выдела) уже существующих (сформированных и поставленных на государственный кадастровый учет) земельных участков.

 В настоящем споре размеры    выставленных    на    торги    земельных   участков    нельзя    считать исторически  сложившимися,        так      как      исходя из       пояснений Филиала ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Росреестра" по Республике Татарстан, участок под лотом №1 был поставлен на кадастровый учет 27.04.2015 в результате раздела земельного участка 16:24:140101:1064, участок под лотом №2 поставлен на кадастровый учет 28.10.2013, следовательно границы данных земельных участков не являются исторически сложившимися.

 Отклоняя доводы заявителя и третьего лица о незаконности Определения об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок от 20.08.2015г.  суд признает, что в нем, в отличие от первоначального текста предписания имеются дополнительные формулировки, не содержащиеся в первоначальном тексте предписания.

Однако,  при их детальном  сопоставлении суд не установил изменения по существу требований, изложенных в первоначальном  предписании от 17.08.2015г., в них не содержится новых требований, не имеется требований противоречащих первоначальным, они по существу лишь детализируют пошагово порядок проведения действия по исполнению первоначального предписания, и по существу, не изменяют ни объема необходимых для исполнения действий, ни их содержания.

Суд отклоняет доводы заявителя и требования в части отсутствия полномочий УФАС по РТ на выдачу предписания, поскольку изначально данная жалоба была принята к рассмотрению в рамках статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". В связи с невозможностью установить факт нарушения в ходе рассмотрения жалобы в срок, установленный статьёй 18.1, для полного и всецелого рассмотрения данного дела была инициирована внеплановая документарная проверка по правилам статьи 25.1, по основанию поступления сообщения от физического лица, указывающего на признаки нарушения антимонопольного законодательства. Результатом проверки в соответствии со статьёй 25.6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" стал Акт проверки.

В соответствии со статьёй 23 «Полномочия антимонопольного органа» подпунктом 3.1 антимонопольный орган выдает:

а) организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов;

Вынесение решения не требовалось, так как факт нарушения порядка организации торгов отражен в Акте проверки, что и послужило основанием для выдачи предписания.

Поскольку судебный акт принят в пользу ответчика, а заявителем государственная пошлина не была оплачена, все расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. возлагаются на заявителя и взыскиваются в доход федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 150-151, 167-170, 198, 201, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Арбитражный суд Республики Татарстан,

РЕШИЛ:

В части заявленных требований о признании недействительным акта проверки №55/04 от 17.08.2015 г. Управления федеральной антимонопольной службы  по Республике Татарстанпроизводство по делу прекратить.

В удовлетворении остальных требований заявителя отказать.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия "Земля" Лаишевского муниципального района, зарегистрированного в ЕГРЮЛ за основным государственным номером 1061684099410, ИНН <***>, дата государственной регистрации – 27.09.2006г., расположенного по адресу: РТ, <...>, в доход федерального бюджета расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 (три тысячи) руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Татарстан.


    Судья                                                                                                З.Н. Хамитов