ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-226/14 от 12.03.2014 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

  Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 294-60-00

===================================================================

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Казань Дело № А65-226/2014

Резолютивная часть решения объявлена 12 марта 2014 года. Текст решения в полном объеме изготовлен 17 марта 2014 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Хамитова З.Н.,

при ведении протокол судебного заседания до перерыва - секретарем судебного заседания Хабибуллиной Л.Р., после перерыва – помощником судьи Сафиной Р.Р.,

рассмотрев 05-12 марта 2014 года в открытом судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ", РТ, г.Набережные Челны к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований   Закрытого акционерного общества «Химпродмаркет», РТ, г. Набережные Челны о признании недействительными пунктов 1, 2 и 3 (в части касающегося ЗАО «Челныводоканал») решения №Т04-203/2013 и пунктов 1 и 2 предписания от 03.12.2013г. (в части касающейся ЗАО «Челныводоканал» по уточненным требованиям по состоянию на 12.03.2014г.),

с участием:

от заявителя – до перерыва - представитель Асафьева Е.Ю. по доверенности от 25.12.2013г. №17/14; до и после перерыва - представитель Мельникова Е.М. по доверенности от 24.02.2014г. №67/14;

от ответчика – до и после перерыва - представитель Шайдуллин Д.Н. по доверенности от 09.01.2014г. №АГ-02/44;

от третьего лица – до и после перерыва - представитель Нуреев Х.Л. по доверенности от 31.10.2013г.;

У С Т А Н О В И Л:

Закрытое акционерное общество "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ", РТ, г.Набережные Челны (далее по тексту – заявитель ) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань (далее по тексту – ответчик) при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований   Закрытого акционерного общества «Химпродмаркет», РТ, г. Набережные Челны о признании недействительными пунктов 1, 2 и 3 (в части касающегося ЗАО «Челныводоканал») решения №Т04-203/2013 и пунктов 1 и 2 предписания от 03.12.2013г. (в части касающейся ЗАО «Челныводоканал» по уточненным требованиям по состоянию на 12.03.2014г.).

В судебном заседании 05.03.2014г. представители заявителя уточненные требования по состоянию на 25.02.2014г. поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.

В судебном заседании 05.03.2014г. представитель ответчика заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

В судебном заседании 05.03.2014г. представитель третьего лица уточненные требования не признал по мотивам, указанным в отзыве и в дополнениях к отзыву.

Судом, в порядке ст.163 АПК РФ объявлен перерыв в судебном заседании до 14ч.-00 мин. 12.03.2014 г. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном Интернет-сайте Арбитражного суда Республики Татарстан: www.tatarstan.arbitr.ru

Судебное заседание после вышеуказанного перерыва было продолжено в 14 часов 00 мин. 12.03.2014г., в соответствии с ч.4 ст.163 АПК РФ.

После перерыва в судебном заседании представитель заявителя ходатайствовала об уточнении заявленных требований и просила суд признать недействительными пункты 1, 2 и 3 (в части касающейся ЗАО «Челныводоканал») решения №Т04-203/2013 и пункты 1 и 2 предписания от 03.12.2013г. (в части касающейся ЗАО «Челныводоканал»), в остальной части заявила отказ от требований.

Суд в порядке ст. 49 АПК РФ принял уточненные требования заявителя, принял отказ от требований о признании незаконным решения и предписания в части касающейся ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» и прекратил производство по делу в этой части.

После перерыва в судебном заседании представитель ответчика уточненные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

После перерыва в судебном заседании представитель третьего лица уточненные требования не признал по мотивам, указанным в отзыве и в дополнениях к отзыву №2, №3.

Как следует из материалов дела, 03.12.2013г. антимонопольным органом рассмотрена жалоба ЗАО «Химпродмаркет» на действия заказчика - ЗАО «Челныводоканал» при проведении запроса котировок в электронной форме, предметом которого является: «Право заключения договора поставки активированного сульфата алюминия» (идентификационный номер закупки 31300651928), в ходе рассмотрения которой установлено следующее.

Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, предметом которого является: «Право заключения договора поставки активированного сульфата алюминия» размещено на официальном сайте по размещению заказов www.zakupki.gov.ru 05.11.2013 г. (идентификационный номер извещения 31300651928).

Заказчик - ЗАО «Челныводоканал».

Начальная (максимальная) цена договора -6 613 333 рубля 33 копейки.

Дата подведения итогов запроса котировок — 18.11.2013 года.

Закрытое акционерное общество «Челныводоканал» при проведении данного запроса предложений руководствовалось требованиями Положения о закупках товаров (работ, услуг) для нужд Закрытого акционерного общества «Челныводоканал» (далее — положение о закупках).

Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 18.11.2013г. года на участие в вышеуказанной закупке подана одна заявка ЗАО «Химпродмаркет» с ценой договора равной 6 511 240 рублей, данная заявка ЗАО «Челныводоканал» признана соответствующей требованиям документации.

19.11.2013 г. ЗАО «Челныводоканал» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru был размещен итоговый протокол заказчика по рассмотрению заявок от 18.11.2013 с указанием о признании закупки активированного сульфата алюминия несостоявшимися и о признании победителем закупки ЗАО «Химпродмаркет».

Однако, 21.11.2013 г. ЗАО «Челныводоканал» по итогам запроса котировок направило в адрес ЗАО «Химпродмаркет» письмо № 92-27-6520 о том, что на сайте www.zakupki.gov.ru размещен протокол подведения итогов, но договор на поставку активированного сульфата алюминия в адрес ЗАО «Химпродмаркет» направлен не будет. Тем самым заказчик после размещения итогового протокола по закупкам на официальном сайте РФ, отказался от заключения договора с ЗАО «Химпродмаркет».

22.11.2013г. года ЗАО «Челныводоканал» направило в адрес ЗАО «Химпродмаркет», как участнику закупки, два уведомления следующего содержания: «В связи с отказом от заключения контрака с участником ЗАО «Химпродмаркет», оператор продолжает блокирование денежных средств в размере обеспечения заявки до получения заявления от Заказчика о включении уклонившегося участника в реестр недобросовестных поставщиков. После получения заявления денежные средства будут переведены на счет Заказчика указанные в заявлении. Извещение №31300651928, «Электроннан площадка 223etp.zakazrf.ru уведомляет о том, что 22.11.2013 в 16:19 (+04:00) заказчиком (уполномоченный органом) отменен контракт вх. № 12. Причина: п. 11.7.10 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ЗАО «Челныводоканал» заказчик вправе без объяснения причин отказаться от заключения до­говора, не возмещая победителю или иному участнику понесенные им расходы в связи с участием в процедуре запроса котировок». В итоге оказалось, что ЗАО «Челныводоканал» формально признал ЗАО «Химпродмаркет» нарушителем действующего законодательства, в результате чего были заблокированы денежные средства ЗАО «Химпродмаркет» в размере 330 666 руб. 67коп. перечисленные в качестве обеспечения заключения контракта, якобы из-за отказа ЗАО «Химпродмаркет» заключить контракт с заказчиком.

23.11.2013г. ЗАО «Челныводоканал» передал ЗАО «Химпродмаркет» ксерокопию другого итогового протокола от 18.11.2013г. по данной же закупке с указанием о признании закупки несостоявшейся, но без указания на то, что ЗАО «Химпродмаркет» признано победителем.

На основании вышеизложенного, мотивируя тем, что на участие в данной закупке подана только одна заявка, ЗАО «Челныводоканал» запрос котировок признало несостоявшимся.

В жалобе ЗАО «Химпродмаркет» сообщило о включении заявителем в документацию о запросе котировок требований к поставщику активированного сульфата алюминия, ограничивающих число участников закупки, указало на отсутствие в документации порядка и критериев оценки поступивших заявок, необоснованную возможность заказчика отказаться от проведения закупки в любой момент ее размещения, без возмещения затрат по участию в аукционе (связанных с подготовкой и подачей заявки).

Антимонопольный орган изучив жалобу ЗАО «Химпродмаркет» и Положение о закупках товаров (работ, услуг) для нужд ЗАО «Челныводоканал» пришел к выводу, что ЗАО «Челныводоканал» допущено нарушение пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления возможности необоснованного отказа от подписания договора с участником запроса предложений, запроса котировок, предложившим лучшие условия исполнения гражданско-правовой сделкии, а также допущено нарушение требований частей 1, 2, 5 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» ( далее по тексту - Закон о закупках).

По результатам рассмотрения дела по жалобе №Т04-203/2013 ответчиком было принято решение от 03.12.2013г. (в редакции ответчика):

1. Признать жалобу ЗАО «Химпродмаркет» на действия заказчика - ЗАО «Челныводоканал» при проведении запроса котировок в электронной форме, предметом которого является: «Право заключения договора поставки активированного сульфата алюминия» (идентификационный номер закупки 31300651928) частично обоснованной.

2. Признать заказчика - ЗАО «Челныводоканал» нарушившим требования пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", частей 1, 2, 5 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать заказчику - ЗАО «Челныводоканал», оператору электронной площадки — ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» предписание об устранении нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

На основании указанного решения ответчиком в адрес ЗАО «Челныводоканал» 03.12.2013 было выдано предписание об устранении нарушений законодательства, где заявителю предписывалось:

1. Устранить вьывленные нарушения требований пункта 3 части 1 статьи 17
 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", частей 1, 2, 5
 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц», для чего:

- внести изменения в документацию о данном запросе котировок в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации;

- продлить срок подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, предметом которого является: «Право заключения договора поставки активированного сульфата алюминия» (идентификационный номер закупки 31300651928), либо повторно провести процедуру размещения вышеуказанной закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

- в течение одного рабочего дня разместить на официальном сайте извещение о продлении срока подачи заявок.

- внести изменения в положение о закупках Закрытого акционерного общества «Челныводоканал» и привести его в соответствии с требованиями действующего законодательства о закупках, закона о защите конкуренции;

- в течение 15 дней со дня принятия решения о внесении изменений в Положение о закупке разместить такие изменения на соответствующем сайте.

2. В течение 20 дней со дня получения настоящего предписания
 представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике
Татарстан доказательства исполнения настоящего предписания.

Не согласившись с пунктами 1, 2 и 3 (в части касающейся ЗАО «Челныводоканал») решения №Т04-203/2013 от 03.12.2013г. и пунктами 1 и 2 (в части касающейся ЗАО «Челныводоканал») предписания от 03.12.2013г. (с учетом уточнений), заявитель обратился в суд с настоящим заявлением, по основаниям, изложенным в заявлении и в уточнениях к заявлению.

Рассмотрев представленные в деле документы, изучив оригиналы антимонопольного дела по жалобе №Т04-203/2013, заслушав представителей сторон и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

На основании части 1 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке или Положение).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с Законом о государственных закупках размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляется путем проведения торгов. Но в исключительных случаях указанный Закон разрешает размещение заказа и без проведения торгов. К таким случаям относится способ размещения заказа путем запроса котировок.

Запрос котировок относится к способу размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд без проведения торгов. В соответствии со ст. 42 Закона о государственных закупках под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок, и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. При предложении наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками размещения заказа победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников (п. 2 ст. 47 Закона о государственных закупках).

Во исполнение требований статьи 2 Закона о закупках, общим собранием акционеров 28 марта 2012 года утверждено Положение о закупках Закрытого акционерного общества «Челныводоканал».

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров,
 работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положений о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положений о закупке порядок закупки указанными способами.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно пункту 4.5 документации о запросе котировок, в соответствии с пунктом 11.7.5 Положения о закупках Закрытого акционерного общества "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" победителем запроса котировок признается участник закупок, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. При предложении наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками закупок победителем запроса котировок признается участник закупок, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников закупок.

На основании вышеизложенного, антимонопольный орган пришел к правильному выводу, что порядок и критерии оценкок заявок на участие в вышеуказанном запросе котировок полностью соответствуют требованиям действующего законодательства о закупочной деятельности.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.

В соответствии с пунктом 4.13 проекта договора поставки товара (Приложение №6 к котировочной документации) (далее – проект договора) заказчик вправе изменить предусмотренные договором количество товаров, объем работ, услуг на 15%.

Пунктом 6.5 указанного договора установлено, что в случае нарушения работником поставщика пропускного и внутриобъектового режимов ЗАО «Челныводоканал» поставщик, в течение 5-ти календарных дней с момента получения протокола о нарушении, перечисляет на расчетный счет ЗАО «Челныводоканал» штраф в размере 5 тысяч рублей.

В разделе 8 проекта договора, указано, что все аффилированные лица
 поставщика обязуются не совершать прямо или косвенно в связи с настоящим
 договором следующих действий: платить, предлагать, обещать либо разрешать
уплатить какие-либо денежные средства или предоставить иные ценности (включая
 подарки, развлечения и субсидии) каким-либо Лицам, связанным с государством, в
 целях неправомерного получения, сохранения или ведения бизнеса либо получения
 незаконных преимуществ для ЗАО «Челныводоканал»; а также не совершать
иных действий, которые нарушают действующие законы, запрещающие взяточничество в сфере коммерции, включая коммерческий подкуп и иные противозаконные и неправомерные средства ведения бизнеса. Поставщик не вляется лицом, связанным с государством, и не имеет публичных должностных лиц, являющихся его должностными лицами, работниками либо прямыми или косвенными владельцами. Поставщик обязуется незамедлительно информировать ЗАО «Челныводоканал» в письменной форме обо всех случаях, когда какое- либо публичное должностное лицо станет должностным лицом или работником поставщика либо приобретет прямую или косвенную долю участия. Поставщик создан в целях осуществления легитимной хозяйственной деятельности, а не в
 каких-либо незаконных целях и имеет только законные источники финансирования.
 Поставщик настоящим подтверждает, что он ознакомился с Комплаенс политикой
 ЗАО «Челныводоканал», доступной на официальном веб-сайте ЗАО «Челныводоканал». Поставщик удостоверяет, что он полностью понимает Комплаенс политику ЗАО «Челныводоканал». В случае, если ЗАО «Челныводоканал» установит, что поставщик нарушил или может нарушить какие-либо гарантии в настоящей комплаенс-оговорке, ЗАО «Челныводоканал» вправе отказаться от исполнения договора и потребовать расторжения настоящего договора в одностороннем внесудебном порядке, направив письменное уведомление об этом».

Вышеуказанные требования к потенциальному поставщику активированного сульфата алюминия распространяются на всех предполагаемых участников закупки и не влекут за собой ограничения числа участников запроса котировок в электронной форме.

ЗАО «Химпродмаркет», подавая заявку на участие в данной закупке, согласился на все требования, указанные в проекте договора, являющемся неотъемлемой частью документация о запросе котировок.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок.

Документацией о вышеуказанном запросе котировок установлено, что проведение запроса котировок не накладывает на Заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств по обязательному заключению договора с победителем или иным участником. Заказчик вправе принять решение об отказе от проведения запроса котировок в любое время, не неся при этом никакой ответственности перед участниками закупок, в том числе по возмещению каких-либо затрат, связанных с подготовкой и подачей заявки на участие в запросе котировок.

В соответствии с пунктом 11.4.1 положения о закупках ЗАО «Челныводоканал» заказчик вправе принять решение об отказе от проведения запроса котировок в любое время, не неся при этом никакой ответственности перед участниками закупок, в том числе по возмещению каких-либо затрат, связанных с подготовкой и подачей котировочной заявки.

Также, в пункте 10.4.1 Положения о закупках, указано, что заказчик вправе принять решение об отказе от проведения запроса предложений в любое время, не неся при этом никакой ответственности перед участниками закупок, в том числе по возмещению каких-либо затрат, связанных с подготовкой и подачей заявки на участие в запросе предложений.

Изучив изложенное содержание Положения, суд считает,что заказчик, принимая решение о выборе победителя при размещении закупки в форме запроса котировок, запроса предложений либо о фактическом отказе от подписания договора исключительно руководствуясь своими личными, субъективными предпочтениями, не учитывая фактические условия исполнения договора, в том числе цену, качество предлагаемых к поставке товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, содержащихся в предложениях участников вышеуказанных закупок, противоречит основному принципу законодательства о закупках, а именно целевому и экономически эффективному расходованию денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Кроме того, суд признает правомерными выводы ответчика о том, что вышеуказанные действия по отказу в заключении договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по результатам размещения закупки в форме запроса котировок, запроса предложений в любое время, не неся при этом никакой ответственности перед участником закупок, в том числе по возмещению затрат связанных с подготовкой и подачей заявок на участие в запросе котировок или предложений могут привести к необоснованному ограничению числа потенциальных участников данной закупки.

Таким образом, антимонопльный орган пришел к правильному выводу, что ЗАО «Челныводоканал» допущено нарушение пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления возможности необоснованного отказа от подписания договора с участником запроса предложений, запроса котировок, предложившим лучшие условия исполнения гражданско-правовой сделки.

В ходе судебного заседания представитель третьего лица - ЗАО «Химпродмаркет» пояснил, что при подготовке к торгам каждый участник несет определенные расходы, в том числе путем отрыва от оборота значительных денежных средств вносимых в виде обеспечения заявки, планирует свою деятельность и ориентируется на прогнозируемое и законное поведение своего будущего контрагента. Увидев вышеуказанные требования в закупочной до­кументации реальные претенденты могли бы отказаться от таких «предложений» и участия в запросе котировок.

Как следует из пояснений представителя третьего лица, по следам таких «конкурентных процедур», когда торги признаются несостоявшимися благодаря заранее установленным отталкивающим «требованиям», для Заказчика открывается простор для закупки продукции у «своего» поставщика в обход Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции». ЗАО «Химпродмаркет» полагает, что размещая на официальном сайте такую закупочную документацию Заказчик вовсе не стремился реально провести конкурентные торги, а делал это формально, с целью последующей закупки продукции у единственного поставщика (сво­его) в обход Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкурен­ции». После отказа подписать договор с победителем запроса котировок ЗАО «Химпродмаркет», заказчик незаконно и самоуправно заключил контракт (договор) от 25.11.2013г. №3-293 с ООО «Метахим» (г. Москва) по данной закупке, несмотря на отсутствие заявки. Заказчик допустил незаконные действия в отношении третьего лица - ЗАО «Химпродмаркет», отказавшись от заключения договора как с единственным участником, заявка которого соответствовала всем требованиям заказчика, тем самым заказчик допустил ограничение конкуренции. Такие «конкурентные торги» не развивают добросовестную конкуренцию, не обеспечивают гласности и прозрачности закупки, не предотвращают коррупцию и других злоупотреблений.

Согласно п. 3 Приказа ФСТ России от 13.10.2010 N 481-э (ред. от 01.11.2013) "Об утверждении Порядка рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, и перечня таких документов" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2010 N 19336) (далее по тексту – Приказ ФСТ России от 13.10.2010 N 481-э) рассмотрение документов, представленных для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, осуществляющих свою деятельность на товарных рынках, находящихся в состоянии естественной монополии, производится в форме открытия и рассмотрения дела о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий и принятия решений по результатам рассмотрения дел в соответствии с настоящим Порядком.

На основании п. 5 Приказа ФСТ России от 13.10.2010 N 481-э установлено, что субъекты естественных монополий или хозяйствующие субъекты, в отношении которых предполагается принятие решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, подают предложения в форме письменных заявлений и представляют в ФСТ России документы в соответствии с настоящим Порядком.

В соответствии с п.п.31-32 Приказа ФСТ России от 13.10.2010 N 481-э открытие дела о введении регулирования и рассмотрение документов осуществляются на основании:

- заявления хозяйствующего субъекта о введении регулирования;

- предложения о введении регулирования, поступившего от иных органов (организаций) в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка;

Решение об открытии дела оформляется в виде Уведомления об открытии дела, которое направляется заявителю не позднее 14 рабочих дней со дня поступления в Управление заявления (предложения).

Федеральная служба по тарифам, г. Москва 02.08.2012г. в адрес ЗАО «Челныводоканал» направило уведомление №4-5926 об открытии дела о введении государственного регулирования деятельности в отношении ЗАО «Челныводоканал».

Учитывая, что заказчик ЗАО «Челныводоканал» как естественный монополист должен соблюдать требования ст. 10 и ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и не допускать незаконных действий, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующих действий (бездействий): экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными продавцами (участниками ) в случае наличия такой возможности; создание препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам; создание дискриминационных условий; нарушение порядка определения победителя запроса котировок, третье лицо считает, а суд соглашается, что заказчик, незаконно отказывая ему в заключение договора по результатам вышеуказанного запроса котировок, закупая коагулянт активированный сульфат алюминия у ООО «Метахим» не конкурентным способом, в обход требований Федерального Закона, совершил не правомерные незаконные действия, результатом которых явились недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов ЗАО «Химпродукт» (ст.10 и ст. 17 Федерального Закона ФЗ-135).

Вышеуказанные действия заказчика противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, могут причинить убытки участникам торгов по запросу котировок. Действия заказчика подпадают под признаки недобросовестной конкуренции.

В статьях 10 и ст. 17 Федерального закона №135-ФЗ естественным монополистам предписано не допускать незаконных действий, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других лиц, в том числе следующих действий: экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными продавцами (участниками ) в случае наличия такой возможности; создание препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам; создание дискриминационных усло­вий; нарушение порядка определения победителя запроса котировок. Таким образом, ЗАО «Челныводоканал» незаконно и необоснованно отказалось от заключения договора с ЗАО «Химпродмаркет» по поставке «АСА Активированного сульфата алюминия», при наличии такой возможности, создало препятствия для доступа на товарный рынок ЗАО «Химпродмаркет» и другим потенциальным участникам.

Суд приходит к выводу, что заявка третьего лица - ЗАО «Химпродмаркет» соответствовала всем требованиям заказчика, заказчик признал ЗАО «Химпродмаркет» победителем торгов, разместил на официальном сайте закупок РФ соответствующий протокол, но заказчик воспользовавшись пунктами 10.4.1 и 11.4.1 Положения о закупках незаконно отказал третьему лицу в заключении договора.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о закупках Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное Положение, подлежат обязательному размещению на официальном сайте не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.

Частью 2 данной статьи установлено, что заказчик размещает на официальном сайте план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения на официальном сайте такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющиеся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор на официальном сайте размещается информация об изменений договора с указанием измененных условий.

Таким образом, законодателем установлено обязательное требование по опубликованию Положения о закупочной деятельности, плана закупок, документов и информации по каждой конкретной закупке на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2.1 Положения о закупках вышеуказанного заказчика настоящее Положение и вносимые в него изменения подлежат обязательному размещению на http://chelnyvodokanal.ru и (или) на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru.

Более того, согласно пункту 2.2 Положения на официальном сайте заказчика http://chelnyvodokanal.ru и (или) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещается план закупок товаров, работ, услуг на срок не менее одного года.

Также, в соответствии с пунктом 2.5 Положения на официальном сайте заказчика http://chelnyvodokanal.ru и (или) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru также подлежит размещению следующая информация:

2.5.1. извещение о закупке и вносимые в него изменения;

2.5.2. документация о закупке и вносимые в нее изменения;

2.5.3. проект договора, заключаемого по итогам процедуры закупки;

2.5.4. разъяснения закупочной документации;

2.5.5. протоколы, составляемые в ходе проведения закупок;

2.5.6. иная информация, предусмотренная настоящим Положением.

На основании вышеизложенных требований Положения о закупках заказчик вправе разместить информацию о закупках, Положение, план закупок только на официальном сайте ЗАО «Челныводоканал» - www.chelnyvodokanal.ru.

ЗАО «Челныводоканал» в своем Положении не исключил употребление варианта союза «или», или не аннулировал иным способом, следовательно, размещение в виде «и», а также «или» вариантов является противоправным.

Данные требования установлены также в отношении конкретных способов проведения закупок.

Суд считает, что антимонопольный орган пришел к правильному выводу о том, что заказчиком - ЗАО «Челныводоканал» допущено нарушение требований частей 1, 2, 5 статьи 4 Закона о закупках.

Проанализировав обстоятельства дела в совокупности с исследованными доказательствами, суд пришел к выводу о том, что заказчиком – ЗАО «Челныводоканал» нарушены требования Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Антимонопольный орган доказал, что процедура запроса котировок в электронной форме проведена с нарушением требований, установленных законом.

Принимая во внимание изложенное, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Заявителем при подаче заявления в суд была уплачена государственная пошлина в размере 2000 рублей, в соответствии с п.3 ч.1 ст. 333.21 НК РФ.

Согласно ст. 110 АПК РФ уплаченная при подаче заявления госпошлина относится на заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 198, 201, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Татарстан.

Судья З.Н.Хамитов