ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 533-50-00
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Казань Дело № А65-23034/2018
Дата принятия решения – 13 мая 2019 года.
Дата объявления резолютивной части – 29 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Хамидуллиной Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Красильниковой В.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, г. Нижний Новгород (ОГРН <***>, ИНН <***>), к Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, г. Лаишево (ОГРН <***>, ИНН <***>), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан, г. Казань, об:
- истребовании из незаконного владения Лаишевского муниципального района РТ земельного участка площадью 59 616 кв.м. с кадастровым номером 16:24:090201:9737, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Матюшинское сельское поселение, д. Матюшино, входящего в состав земельного участка в выделах 19, 20, 21, 22, 24 квартала 93 Матюшинского лесничества Пригородного лесничества Республики Татарстан;
- признании недействительной постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 16:24:090201:9737, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Матюшинское сельское поселение, д. Матюшино, входящего в состав земельного участка в выделах 19, 20, 21, 22, 24 квартала 93 Матюшинского лесничества Пригородного лесничества Республики Татарстан и исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с КН 16:24:090201:9737;
- истребовании из незаконного владения Лаишевского муниципального района РТ земельного участка площадью 15 675 кв.м. с кадастровым номером 16:24:090201:9683, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Матюшинское сельское поселение, д. Матюшино, входящего в состав земельного участка в выделах 22, 23, 24, 26 квартала 93 Матюшинского лесничества Пригородного лесничества Республики Татарстан;
- признании недействительной постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 16:24:090201:9683, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Матюшинское сельское поселение, д. Матюшино, входящий в состав земельного участка в выделах 22, 23, 24, 26 квартала 93 Матюшинского лесничества Пригородного лесничества Республики Татарстан и исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с КН 16:24:090201:9683,
с участием представителей:
от истца – не явился, извещен;
от ответчика (Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан): – ФИО1, представитель по доверенности от 19.02.2019 №676/исх;
от ответчика (Управление Росреестра по РТ): ФИО2, представитель по доверенности от 09.01.2019 №11Д;
от ответчика (Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РТ): не явился, извещен;
от третьего лица (Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан) – не явился, извещен;
от третьего лица (Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области) – не явился, извещен;
от третьего лица (ФГБУ «Рослесинфорг» в лице Казанского филиала): не явился, извещен;
У С Т А Н О В И Л:
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, г. Нижний Новгород (далее – истец), обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, г. Лаишево (далее – ответчик 1, Исполком), об:
- истребовании из незаконного владения Лаишевского муниципального района РТ земельного участка площадью 59 616 кв.м. с кадастровым номером 16:24:090201:9737, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Матюшинское сельское поселение, д. Матюшино, входящего в состав земельного участка в выделах 19, 20, 21, 22, 24 квартала 93 Матюшинского лесничества Пригородного лесничества Республики Татарстан, имеющего следующий каталог координат поворотных точек:
№ точки | X | Y |
1 | 457089.94 | 1299015.46 |
2 | 457094.22 | 1299016.24 |
3 | 457098.68 | 1299045.97 |
4 | 457117.78 | 1299137.21 |
5 | 457094.45 | 1299143.03 |
6 | 457076.22 | 1299152.07 |
7 | 457022.55 | 1299189.59 |
8 | 456982.06 | 1299247.31 |
9 | 456931.65 | 1299300.22 |
10 | 456929.14 | 1299310.41 |
11 | 456916.73 | 1299349.40 |
12 | 456921.58 | 1299351.76 |
13 | 456910.52 | 1299372.79 |
14 | 456873.58 | 1299397.95 |
15 | 456836.67 | 1299403.58 |
16 | 456826.17 | 1299328.25 |
17 | 456824.87 | 1299.314.06 |
18 | 456846.23 | 1299324.65 |
19 | 456882.09 | 1299339.49 |
20 | 456908.28 | 1299308.14 |
21 | 456818.59 | 1299290.10 |
22 | 456926.36 | 1299274.34 |
23 | 456920.73 | 1299271.67 |
24 | 456942.60 | 1299228.33 |
25 | 456937.26 | 1299225.83 |
26 | 456956.50 | 1299186.91 |
27 | 456956.60 | 1299180.14 |
28 | 456932.46 | 1299178.71 |
29 | 456913.89 | 1299178.79 |
30 | 456863.56 | 1299159.37 |
31 | 456839.02 | 1299154.48 |
32 | 456770.87 | 1299148.34 |
33 | 456752.15 | 1299151.43 |
34 | 456677.45 | 1299171.61 |
35 | 456674.31 | 1299158.26 |
36 | 456693.54 | 1299125.01 |
37 | 456700.68 | 1299111.55 |
38 | 456715.08 | 1299097.04 |
39 | 456740.14 | 1299085.55 |
40 | 456795.28 | 1299067.73 |
41 | 456840.73 | 1299056.74 |
42 | 456917.26 | 1299043.24 |
43 | 456986.74 | 1299031.74 |
- признании недействительной постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 16:24:090201:9737, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Матюшинское сельское поселение, д. Матюшино, входящего в состав земельного участка в выделах 19, 20, 21, 22, 24 квартала 93 Матюшинского лесничества Пригородного лесничества Республики Татарстан и исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с КН 16:24:090201:9737 в вышеуказанных координатах;
- истребовании из незаконного владения Лаишевского муниципального района РТ земельного участка площадью 15 675 кв.м. с кадастровым номером 16:24:090201:9683, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Матюшинское сельское поселение, д. Матюшино, входящего в состав земельного участка в выделах 22, 23, 24, 26 квартала 93 Матюшинского лесничества Пригородного лесничества Республики Татарстан, имеющего следующий каталог координат поворотных точек:
№ точки | X | Y |
1 | 456809.80 | 1299306.74 |
2 | 456820.52 | 1299312.40 |
3 | 456823.68 | 1299313.74 |
4 | 456824.87 | 1299314.06 |
5 | 456826.17 | 1299328.25 |
6 | 456521.41 | 1299383.20 |
7 | 456517.69 | 1299380.14 |
8 | 456538.25 | 1299356.07 |
9 | 456544.70 | 1299438.28 |
10 | 456553.91 | 1299337.23 |
11 | 456562.73 | 1299326.65 |
12 | 456572.70 | 1299314.61 |
13 | 456607.36 | 1299264.27 |
14 | 456608.27 | 1299263.01 |
15 | 456606.79 | 1299261.27 |
16 | 456627.60 | 1299236.98 |
17 | 456642.17 | 1299324.95 |
18 | 456701.74 | 1299307.28 |
19 | 456737.58 | 1299298.14 |
20 | 456733.92 | 1299277.52 |
21 | 456757.90 | 1299279.77 |
22 | 456809.79 | 1299309.13 |
- признании недействительной постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 16:24:090201:9683, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Матюшинское сельское поселение, д. Матюшино, входящий в состав земельного участка в выделах 22, 23, 24, 26 квартала 93 Матюшинского лесничества Пригородного лесничества Республики Татарстан и исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с КН 16:24:090201:9683 в вышеуказанных координатах.
В судебном заседании 31.08.2018 судом на основании ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству истца было принято уточнение исковых требований в части исключения точек координат. По уточненным исковым требованиям истец просил об:
- истребовании из незаконного владения Лаишевского муниципального района РТ земельного участка площадью 59 616 кв.м. с кадастровым номером 16:24:090201:9737, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Матюшинское сельское поселение, д. Матюшино, входящего в состав земельного участка в выделах 19, 20, 21, 22, 24 квартала 93 Матюшинского лесничества Пригородного лесничества Республики Татарстан;
- признании недействительной постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 16:24:090201:9737, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Матюшинское сельское поселение, д. Матюшино, входящего в состав земельного участка в выделах 19, 20, 21, 22, 24 квартала 93 Матюшинского лесничества Пригородного лесничества Республики Татарстан и исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с КН 16:24:090201:9737;
- истребовании из незаконного владения Лаишевского муниципального района РТ земельного участка площадью 15 675 кв.м. с кадастровым номером 16:24:090201:9683, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Матюшинское сельское поселение, д. Матюшино, входящего в состав земельного участка в выделах 22, 23, 24, 26 квартала 93 Матюшинского лесничества Пригородного лесничества Республики Татарстан;
- признании недействительной постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 16:24:090201:9683, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Матюшинское сельское поселение, д. Матюшино, входящий в состав земельного участка в выделах 22, 23, 24, 26 квартала 93 Матюшинского лесничества Пригородного лесничества Республики Татарстан и исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с КН 16:24:090201:9683.
Определением от 31.07.2018 судом в порядке ст.51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее – Управление Росреестра по РТ), Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, Администрация Лаишевского муниципального района Республики Татарстан. Определением от 26.03.2019 к участию в деле по ходатайству истца было привлечено ФГБУ «Рослесинфорг» в лице Казанского филиала.
Определением от 26.03.2019 судом на основании ст.46 Арбитражного процессуального кодекса РФ по ходатайству истца Управление Росреестра по РТ и Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РТ переведены из процессуального статуса третьих лиц в качестве соответчиков с требованием к ним о признании недействительной постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми №16:24:090201:9737 и №16:24:090201:9683.
Истец, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание 29.04.2019 не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Третьи лица (Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, ФГБУ «Рослесинфорг», Администрация Лаишевского муниципального района Республики Татарстан), надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения деда, в судебное заседание не явились, процессуальных заявлений, ходатайств не заявили.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд определил провести судебное заседание в отсутствие истца и указанных третьих лиц.
В судебном заседании установлено, что Администрация Лаишевского муниципального района Республики Татарстан прекратила деятельность в связи с исключением сведений из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ, о чем внесена соответствующая запись за №6171690454941. Данное обстоятельство явилось основанием для исключения указанного юридического лица из числа привлеченных к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
До начала судебного заседания от истца поступило письменное ходатайство об истребовании у ответчика – Управления Росреестра по РТ всех материалов, касающихся проведения кадастровых работ в отношении земельных участков с кадастровыми №16:24:090201:9737 и №16:24:090201:9683 и постановки их на кадастровый учет (межевые и реестровые дела, заключения правовой экспертизы законности постановки на кадастровый реестровый учет и др.).
Рассмотрев указанное ходатайство, суд на основании ст.159 АПК РФ отказал в его удовлетворении, в связи с наличием испрашиваемой документации в материалах дела в достаточном объеме, и отсутствием необходимости для их повторного представления, а также с учетом того обстоятельства, что при обращении с исковым требованием именно на истце лежит бремя доказывания обстоятельств, которые положены в основу иска.
Кроме того, истец ходатайствовал об истребовании у Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» сведений о координатах поворотных точек расположения выделов 19, 20, 21, 22, 24, 26 квартала 93 Матюшинского участкового лесничества Пригородного лесничества Республики Татарстан.
Суд не усмотрел оснований для истребования указанных сведений у третьего лица, поскольку заключение Казанского филиала ФГБУ «Рослесинфорг», на котором основаны исковые требования, было составлено без выезда на место, на основании координат, полученных из государственного кадастра недвижимости. В связи с чем суд пришел к выводу, что истребование сведений, которыми данное третье лицо не располагает, приведет лишь к затягиванию судебного процесса.
Кроме того, при рассмотрении заявленных истцом ходатайств суд принял во внимание, что истец на протяжении длительного времени в судебные заседания не являлся, иных доказательств, помимо тех, которые были представлены изначально в обоснование исковых требований, не представил, в нарушение положений ст. 65 АПК РФ, заявляя на каждое судебное заседание ходатайства об истребовании дополнительных доказательств у лиц, участвующих в деле, которые в свою очередь приводили к необоснованному затягиванию судебного процесса.
Представители ответчиков (Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, Управление Росреестра по РТ) исковые требования не признали по основаниям, изложенным ранее, просили применить срок исковой давности при обращении с иском в суд.
Как следует из материалов дела, в ходе обследования лесного участка в квартале 93 Матюшинского участкового лесничества Пригородного лесничества Республики Татарстан установлено, что в выделах 19, 20, 21, 22, 24, 26 данного квартала на кадастровый учет как земли населенных пунктов поставлены земельные участки с кадастровыми №16:24:090201:9737 и №16:24:090201:9683, категория «земли населенных пунктов». Право собственности на указанные земельные участки зарегистрировано за Лаишевским муниципальным районом Республики Татарстан, о чем внесены соответствующие записи в Единый государственный реестр недвижимости №16-16-26/008/2012-317 от 23.01.2012 и №16-16-26/032/2011-136 от 29.08.2011 соответственно (л.д.11-16 т.1).
На основании актов обследования лесного участка от 20.03.2017 и от 28.11.2017, составленных участковым лесничим Матюшинского сельского поселения, которым установлено произрастание на спорных земельных участках лесных насаждений различных пород, а также заключений Казанского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» 2016 года, в соответствии с которыми в результате сопоставления местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами №16:24:090201:9737 и №16:24:090201:9683, установленных по координатам из ЕГРН с материалами лесоустройства, определяющими границы лесного фонда, установлено, что указанные земельные участки полностью расположены на землях лесного фонда, а именно в выделах 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26 квартала 93 Матюшинского участкового лесничества Пригородного лесничества Республики Татарстан, истец, полагая, что в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество должны быть внесены изменения по границам земельных участков, ссылаясь на свидетельство о государственной регистрации права от 21.02.2005, а также, полагая постановку на кадастровый учет земельных участков №16:24:090201:9737 и №16:24:090201:9683 произведенной с нарушением требований действующего законодательства, обратился в суд в рассматриваемым иском.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы и объяснения представителей ответчиков, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований исходя из следующего.
Защита нарушенных гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом.
Таким образом, истец, в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты. При этом избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца, должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Согласно пункту 6 статьи 8.1 ГК РФ зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
В соответствии с абзацем третьим пункта 34 постановления Пленума Верховного суда РФ №10, Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – Постановление Пленума 10/22), если собственник требует возврата своего имущества из владения лица, которое незаконно им завладело, также исковое требование подлежит к рассмотрению по правилам статей 301, 302 ГК РФ.
В силу статьи 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно абзацу первому пункта 36 постановления Пленума Верховного суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРН. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновения этого права у истца.
По смыслу указанных выше норм права и акта их разъяснения, значимыми по делу обстоятельствами являются установление собственника спорного земельного участка, местоположения земельного участка в определенных границах и факта наложения на него земельных участков, принадлежащих ответчику.
Земельный участок в понимании пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, части 8 статьи 22 Федерального закона №218-ФЗ - это часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 2 статьи 8 Федерального закона №218-ФЗ).
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».
Названным законом установлено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими пункту 1 статьи 69 ЛК РФ. Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости пункт 1 статьи 4.2).
В случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (статья 4.4).
Положениями части 6 статьи 47 Федерального закона №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» также предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Согласно статье 9 Лесного кодекса РФ 1997 года границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).
При этом, сведения Государственного лесного реестра (далее – ГЛР), исходя из положений статей 7 и 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Федеральный закон №172-ФЗ), не указывали и не указывают в настоящее время на принадлежность земельного участка к категории земель лесного фонда.
Если в соответствии с ГЛР участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими (правоудостоверяющими) документами - к иной категории земель, принадлежность такого участка к категории земель устанавливается на основании сведений ЕГРН либо в соответствии со сведениями, указанными в документах, подтверждающих право гражданина или юридического лица на земельный участок.
Эти правила применяются в тех случаях, когда права правообладателя на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Однако, эти правила не распространяются на земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, при условии , что на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы.
В случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в Едином государственном реестре недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, если такие документы получены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, по заявлениям правообладателей земельных участков. Указанное правило не применяется, если в отношении земельного участка был принят акт о его переводе из одной категории в другую (решение об отнесении земельного участка к определенной категории) (п.10 ст.14 Федерального закона №172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).
Необходимо отметить, что если в отношении земельного участка принимались акты о его отнесении к определенной категории земель или акты о переводе земельного участка в иную категорию, то эти решения будут иметь приоритет над иными сведениями о категории земель такого земельного участка, содержащимися в ЕГРН, ГЛР, правоустанавливающих документах (часть 10 статьи 14 Федерального закона №172-ФЗ).
Лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Сведения о таких лесных участках подлежат внесению в ЕГРН после уточнения их границ на основании межевого плана, что позволит избежать пересечения их границ с границами иных земельных участков (часть 2 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», далее - Федеральный закон №201-ФЗ).
При этом допускается сохранение пересечения границ лесных участков, предназначенных для размещения линейных объектов или обеспечивающих недропользование, причем как между собой, так и с иными лесными участками.
В качестве основного доказательства по делу истец указывает на заключения Казанского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 27.10.2016, из которых следует, что картометрическим способом (без выезда на место) произведено сопоставление местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами №16:24:090201:9737 и №16:24:090201:9683 по координатам из ЕГРН с материалами лесоустройства, определяющими границы лесного фонда.
В отсутствие иных доказательств обоснованности заявленных исковых требований суд относится критически к указанным заключениям третьего лица, поскольку они не являются заключениями эксперта и не могут свидетельствовать о наложении границ лесного участка на земельные участки ответчика (Исполнительного комитета). ФГБУ «Рослесинфорг» не является органом, на который в силу закона возложена функция осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Разрешение вопроса о фактическом местоположении границ участка лесных земель, находящегося в собственности Российской Федерации, возможно при проведении землеустроительной экспертизы. Однако истцом соответствующее ходатайство в ходе рассмотрения дела заявлено не было. Из представленных доказательств не представляется возможным провести сопоставление границ спорных земельных участков и участка лесного фонда. Истец не представил доказательств в подтверждение того обстоятельства, что по состоянию на 2011 год спорные земельные участки были учтены как лесные участки в порядке ст.7 Лесного кодекса Российской Федерации. В государственном лесном реестре данные земли также отсутствовали, на кадастровый учет поставлены не были. Кроме того, свидетельство о государственной регистрации права от 21.02.2005 не содержит адреса местонахождения объекта права.
Имеющиеся в материалах дела таксационные описания Матюшинского участкового лесничества содержат лишь информацию о составе лесов и не позволяют разрешить вопрос о соотношении границ лесного фонда с границами указанных земельных участков ответчика.
Соответственно, при рассмотрении настоящего дела не представлено надлежащих доказательств, которые могли бы свидетельствовать о том, что границы земельного участка с кадастровыми номерами 16:24:090201:9737 и 16:24:090201:9683пересекаются с землями лесного фонда.
Таким образом, поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела судом было установлено, что спорные земельные участки принадлежат ответчику (Исполкому) на законных основаниях, а также с учетом того, что документальных доказательств нахождения спорных земельных участков на землях лесного фонда, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
В отношении заявлений ответчиков о пропуске срока исковой давности на обращение с указанным иском суд считает необходимым отметить следующее.
В силу ст.195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности, который распространяется и на иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, составляет три года.
Согласно ст.199 Гражданского кодекса РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно ст.200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В ходе рассмотрения настоящего дела ответчики заявили о применении срока исковой давности, указывая, что спорный земельный участок с кадастровым номером 16:24:090201:9683 поставлен на кадастровый учет 15.07.2011, а земельный участок с кадастровым номером 16:24:090201:9737 – 13.01.2012.
Сведения государственного кадастра недвижимости (единого государственного реестра недвижимости) являются общедоступными, в том числе сведения предоставляются по запросу государственных органов и размещаются в открытом доступе в системе Интернет посредством информационного ресурса «Публичная кадастровая карта» по веб-адресу: https://pkk5.rosreestr.ru.
Таким образом, истец мог и должен был узнать о нарушении своих прав в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 16:24:090201:9683 с 15.07.2011 - с даты его государственного кадастрового учета с категорией земель населенных пунктов и видом разрешенного использования «для индивидуальной жилой застройки», в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 16:24:090201:9737 – с 13.01.2012 – даты его государственного кадастрового учета с категорией земель населенных пунктов и видом разрешенного использования «земли общего пользования».
Кроме того, следует отметить, что Арбитражным судом Республики Татарстан 08.02.2012 в рамках дела №А65-25109/2011 было рассмотрено заявление Управления Росреестра по РТ к Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным Постановления от 06.07.2011 №926 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте общей площадью 15 675 кв.м. в Лаишевском муниципальном районе, Матюшинском сельском поселении, д. Матюшино для индивидуального жилищного строительства». При этом, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан участвовало в рассмотрении указанного дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда РТ от 08.02.2012 в удовлетворении иска отказано.
Как указывалось выше, в силу прямого указания приведённых норм закона лесные участки в составе земель лесного фонда относятся к федеральному имуществу.
Согласно ст.214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, обращаясь в суд с рассматриваемым иском, действует от имени Российской Федерации в защиту имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.
Как уже было отмечено, при рассмотрении в Арбитражном суде РТ дела №А65-25109/2011 интересы Российской Федерации представляло Территориальное управление Росимущества в Республике Татарстан. При этом с момента принятия решения в 2012 году и до 2018 года с исковыми требованиями об изъятии земельного участка с кадастровым номером 16:24:090201:9683 к Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан в защиту интересов РФ органы не обращались, спор о праве на указанный земельный участок инициирован не был.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 №1223 «О внесении изменения в положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства», Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.
Согласно действующему законодательству, а также поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 15.03.2018 №ЕГ-16/7736, надлежащим лицом, уполномоченным выступать в защиту имущественных интересов Российской Федерации по спорам в области лесных отношений, в том числе о правах на земельные участки лесного фонда, является Федеральное агентство лесного хозяйства и его территориальные органы.
Таким образом, в настоящее время представителем собственника в отношении спорных земельных участков, относящимся к категории земель лесного фонда, является Федеральное агентство лесного хозяйства.
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии с п.п.2.1 п.7 Положения о департаменте лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, утвержденного приказом Рослесхоза от 19.06.2015 №203.
Однако, указанные обстоятельства, в соответствии с которыми Федеральному агентству лесного хозяйства переданы полномочия на осуществление имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений не являются основанием для возобновления пропущенного срока на обращение с виндикационным иском.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что срок исковой давности в настоящем деле пропущен, что в силу пункта 2 ст.199 Гражданского кодекса РФ является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Относительно требований о признании недействительной постановки на кадастровый учет земельных участков №16:24:090201:9737 и №16:24:090201:9683 суд пришел к следующим выводам.
Государственный кадастровый учет осуществляется Управлением Росреестра по РТ в программном комплексе ЕГРН с 01.01.2017 в порядке, установленном ФЗ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». До указанной даты органом кадастрового учета являлось ФГБУ «ФКП Росреестра», и кадастровый учет осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Нормы статей 39, 45 указанного Закона (на момент постановки на кадастровый учет земельных участков) регламентировали порядок согласования границ земельных участков, а также порядок внесения ранее учтенных объектов недвижимости в ЕГРН. Вышеуказанные земельные участки не являются ранее учтенными, как было отмечено ранее, они поставлены на кадастровый учет в 2011, 2012 годах.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 16:24:090201:9737, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Матюшинское сельское поселение, д. Матюшино, уточненной площадью 59 616 кв.м., вид разрешенного использования - земли общего пользования, категория земель - земли населенных пунктов, находится в собственности Лаишевского муниципального района РТ (дата регистрации 23.01.2012). Данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 13.01.2012 на основании заявления о государственном кадастровом учете от 11.01.2012, межевого плана земельного участка, подготовленного кадастровым инженером ФИО3, на основании постановления Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района от 12.12.2011 №2149, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. В дальнейшем, 16.03.2012 на основании постановления Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района от 01.03.2012 №365 вид разрешенного использования был изменен на «земли общего пользования».
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 16:24:090201:9683, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Матюшинское сельское поселение, д. Матюшино, уточненной площадью 15 675 кв.м., видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, категорией земель – земли населенных пунктов, находится в собственности Лаишевского муниципального района РТ (дата регистрации 29.08.2011). Данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 15.07.2011 на основании заявления о государственном кадастровом учете от 06.07.2011, межевого плана земельного участка, подготовленного кадастровым инженером ФИО4, на основании постановления Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района от 06.07.2011 №926.
Постановления Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района РТ от 12.12.2011 №2149 и от 06.07.2011 №926 в установленном законом порядке недействительными не признаны.
В соответствии с ч.1 ст.39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 №221-ФЗ, п.83 требований Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 №412 (действовавших на момент постановки на государственный кадастровый учет земельных участков) местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, указанными в ч.3 ст.39 указанного закона, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. То есть, согласование границ является обязательным при государственном кадастровом учете изменений земельного участка, при постановке на государственный кадастровый учет акт согласования не требуется.
Земельные участки с кадастровыми номерами 16:24:090201:9737, 16:24:090201:9683 внесены в ЕГРН путем постановки на государственный кадастровый учет. Тем не менее, в межевых планах содержатся акты согласования местоположения границ земельных участков, границы земельных участков являются согласованными.
Орган кадастрового учета (в настоящее время орган регистрации прав) проверяет результаты согласования границ уточняемого земельного участка с правообладателями смежных земельных участков, сведения о местоположении границ (координаты) которых содержатся в ЕГРН (на кадастровой карте). Государственный кадастровый учет вышеуказанных земельных участков ФГБУ «ФКП Росреестра» проведен правомерно, в соответствии с нормами законодательства, в связи с чем утверждение истца о незаконности постановки на кадастровый учет спорных земельных участков является необоснованным и не подтверждается никакими из представленными в материалы дела доказательствами.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Вопрос о распределении государственной пошлины судом не рассматривается, поскольку согласно подпункту 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации стороны освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.
Судья Л.В. Хамидуллина