ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 533-50-00
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Казань Дело № А65-23066/2023
Дата принятия решения – 25 декабря 2023 года.
Дата объявления резолютивной части – 15 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Хамидуллиной Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Макаровой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>), к Обществу с ограниченной ответственностью «Кит», г. Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>), о взыскании задолженности по штрафу за непредставление страхователем в установленный срок сведений по форме СЗВ-М (доп.) за январь – июнь 2021, по форме СЗВ-М (исх.) за июль 2022 года в размере 4 000 руб.,
при участии:
от заявителя – не явился, извещен;
от ответчика – ФИО1, директор, протокол от 12.07.2022;
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань (далее – заявитель), обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Кит», г. Казань (далее – ответчик, Общество), о взыскании задолженности по штрафу за непредставление страхователем в установленный срок сведений по форме СЗВ-М (доп.) за январь – июнь 2021, по форме СЗВ-М (исх.) за июль 2022 года в размере 4 000 руб.
Определением суда от 21.08.2023 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Определением от 16.10.2023 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства в связи с необходимостью выяснения дополнительных обстоятельств и исследования дополнительных доказательств.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, заявлений, ходатайств не направил, в связи с чем суд на основании статьи 156 АПК РФ определил провести его в отсутствие указанного лица.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, огласил пояснения по делу, пояснил, что Общество не получало писем от Отделения о наложении штрафа, настаивал, что при рассмотрении актов представитель ответчика не присутствовал, возражений к актам не представлял, просил принять решение по имеющимся в материалах дела доказательствах, отказав в удовлетворении заявленных требований, поскольку срок подачи сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М был пропущен в результате действий налогового органа, который несвоевременно внес в ЕГРЮЛ сведения о прекращении ликвидации Общества.
Как следует из материалов дела, Общество (плательщик страховых взносов), согласно п.1 ст.6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и в соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон №27-ФЗ) является страхователем.
Статьей 15 Закона №27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным Федеральным законом.
В соответствии с п.2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления ПФ РФ от 07.12.2016 №1077п «Об утверждении формата сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-М)» (зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 №44964).
Общество обязано было представить в Управление сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетные периоды:
- январь 2021 года – не позднее 15 февраля 2021 года;
- февраль 2021 года – не позднее 15 марта 2021 года;
- март 2021 года – не позднее 15 апреля 2021 года;
- апрель 2021 года – не позднее 15 мая 2021 года;
- май 2021 года – не позднее 15 июня 2021 года;
- июнь 2021 года – не позднее 15 июля 2021 года;
- июль 2022 года – не позднее 15 августа 2022 года.
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, страхователем по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью в адрес Отделения СФР по РТ сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2022 года (тип формы «Исходная») были представлены с нарушением установленного Законом №27-ФЗ срока – 08.09.2022.
Кроме того, сведения по форме СЗВ-М за январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2021 года (тип формы «Дополняющая») по состоянию на 21.09.2022 не представлены, не смотря на направленное в адрес страхователя уведомление о необходимости представления дополняющей формы за указанные периоды с исправлением допущенных ошибок (есть СЗВ-СТАЖ, нет СЗВ-М).
В силу статьи 16 закона №27-ФЗ органы Пенсионного фонда обязаны осуществлять контроль за правильностью представления сведений, определенных названным Федеральным законом.
По результатам проведенной проверки представленной отчетности заявителем было выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, о чем составлены акты о выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 21.09.2022 №013S18220030424, №013S18220030425, №013S18220030426, №013S18220030427, №013S18220030428, №013S18220030429, от 31.10.2022 №013S18220037058.
Рассмотрение актов с учетом предоставленных страхователем документов было назначено на 27.10.2022, 09.12.2022; акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования направлены страхователю заказным письмом, согласно реестрам почтовых отправлений.
На рассмотрение вышеуказанных актов проверки, назначенных на 27.10.2022, явился директор ООО «Кит» ФИО1, представил возражения. На рассмотрение акта проверки от 31.10.2022 №013S18220037058, назначенного на 09.12.2022, представитель Общества не явился, письменные возражения не представил.
По результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений о застрахованных лицах, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ в присутствии ответчика Отделением ПФР приняты решения от 27.10.2022 №013S19220037043, №013S19220037044, №013S19220037045, №013S19220037046, №013S19220037047, №013S19220037048, а также в отсутствие ответчика Отделением ПФР принято решение от 09.12.2022 №013S19220043455 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной ч.3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ, в виде применения финансовых санкций в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Сумма штрафа по всем решениям составила 4 000 руб. (500 руб. х 8 застрахованных лиц).
На уплату штрафа в добровольном порядке ответчику были направлены требования на общую сумму 4 000 руб., а именно:
1. за январь 2021 года №013S01220028246 от 29.11.2022 на сумму 500 руб. сроком исполнения до 27.12.2022;
2. за февраль 2021 года №013S01220028251 от 29.11.2022 на сумму 500 руб. сроком исполнения до 27.12.2022;
3. за март 2021 года №013S01220028250 от 29.11.2022 на сумму 500 руб. сроком исполнения до 27.12.2022;
4. за апрель 2021 года №013S01220028249 от 29.11.2022 на сумму 500 руб. сроком исполнения до 27.12.2022;
5. за май 2021 года №013S01220028248 от 29.11.2022 на сумму 500 руб. сроком исполнения до 27.12.2022;
6. за июнь 2021 года №013S01220028247 от 29.11.2022 на сумму 500 руб. сроком исполнения до 27.12.2022;
7. за июль 2022 года №013S01230000720 от 17.01.2023 на сумму 1 000 руб. сроком исполнения до 21.02.2023.
Согласно статье 17 Закона №27-ФЗ требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня его получения, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
Поскольку Обществом штрафы в добровольном порядке уплачены не были, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Ответчик представил отзыв, заявил возражения относительно взыскания штрафа, указав, что не имел возможности прибыть на рассмотрение актов о выявлении правонарушений, т.к. не был извещен по причине отражения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений о местонахождении ООО «Кит»; кроме того, указал, что по вине МРИ ФНС России №18 по РТ сведения о прекращении процедуры ликвидации Общества не были внесены своевременно, ликвидатор Общества скрылась со всеми отчетными документами.
Рассмотрев представленные по делу доказательства, заслушав в судебном заседании доводы и пояснения представителя ответчика, оценив их в совокупности и взаимосвязи в порядке, предусмотренном ст.71 АПК РФ, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Положениями ст.17 Закона №27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ) предусмотрено, что в течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций.
Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
При этом, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи.
В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Как было отмечено ранее, ответчик по выявленным фактам несвоевременного и неполного представления в орган Пенсионного фонда сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (доп.) за январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2021 года решениями от 27.10.2022 №013S19220037043, №013S19220037044, №013S19220037045, №013S19220037046, №013S19220037047, №013S19220037048, а также по форме СЗВ-М (исх.) за июлю 2022 года решением от 09.12.2022 №013S19220043455, привлечен к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа на общую сумму 4 000 руб. (500 руб. х 9).
Частью 5 статьи 17 Закона №27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ) установлено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Фонда, в том числе полученными от налоговых органов, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых территориальным органом Фонда страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления к такому страхователю финансовые санкции не применяются (часть 25 статьи 17 Закона №27-ФЗ).
При этом, частью 26 Закона №27-ФЗ предусмотрено, что страхователь при самостоятельном выявлении ошибок в сведениях в отношении зарегистрированного лица, ранее представленных страхователем и принятых территориальным органом Фонда, до момента их обнаружения территориальным органом Фонда вправе представить в территориальный орган Фонда уточненные (исправленные) сведения о данном зарегистрированном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В таком случае финансовые санкции к страхователю не применяются.
Аналогичные положения содержатся в Инструкции «О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 №211н (действовавшей в спорный период), пунктом 40 которой установлено, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
Как следует из материалов дела, из представленных скрин-шотов сведений, содержащихся в форме СЗВ-М (исх.) сведения за июль 2022 года были представлены в отношении двух застрахованных лиц – 08.09.2022, при установленном сроке их представления 15.08.2022.
Кроме того, территориальным органом Пенсионного фонда было выявлено непредставление страхователем сведений по форме СЗВ-М за январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2021 года в отношении одного застрахованного лица, сведения о котором были указаны в форме СЗВ-СТАЖ за соответствующие периоды. В связи с чем, страхователю было направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Фонда от 21.04.2022 (л.д.52, 16) в течение пяти рабочих дней.
Между тем, как следует из представленных по делу доказательств, Обществом сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (дополняющая) за периоды январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2021 года по состоянию на 21.09.2022 не представлены.
Поскольку установленный законом срок для представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2022 года на момент ее представления (08.09.2022) истек, а также истек предусмотренный частью 5 статьи 17 Закона №27-ФЗ пятидневный срок с момента получения страхователем соответствующего уведомления на исправление ошибок и (или) несоответствий представления дополняющих сведений по форме СЗВ-М за январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2021 года, суд приходит к выводу о том, что к Обществу правомерно были применены финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ.
При рассмотрении дела судом установлено, что факт правонарушения, выразившегося в непредставлении ответчиком сведений по форме СЗВ-М (доп.) за январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2021 года в установленный законом срок в отношении застрахованного лица со страховым номером 055-718-253 72, подтверждается материалами дела, в частности протоколами проверки отчетности программного комплекса АРМ Приема ПФР («скриншотами» ПК АРМ Приема ПФР).
Доказательств представления сведений о всех работающих в Обществе лицах в установленные сроки ответчиком не представлены, равно как не представлены суду доказательства представления дополняющих сведений за периоды за январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2021 года в пятидневный срок после получения соответствующего уведомления Отделения ПФР об исправлении ошибок. Доказательства добровольной уплаты назначенного Обществу штрафа на дату рассмотрения дела ответчиком также не представлены.
На основании части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу статей 9 и 41 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Следовательно, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий, в том числе в части представления (непредставления) доказательств, заявления ходатайств о проверке достоверности сведений, представленных иными участниками судебного разбирательства, а также имеющихся в материалах дела.
Ответчик, возражая относительно предъявленного требования о взыскании штрафа за допущенное нарушение, указал, что Общество в спорный период находилось в стадии ликвидации, и запись о ее прекращении была внесена в сведения ЕГРЮЛ по вине сотрудников МРИ ФНС России №18 по РТ только в феврале 2022 года, тогда как должна была быть внесена 10.03.2021, что лишило его возможности представления отчетности.
Между тем, указанные доводы ответчика, а также доводы об отсутствии возможности получения почтовой корреспонденции, отклоняются судом, как основанные на неверном толковании норм права. Запись о ликвидации ответчика налоговым органом не вносилась, а соответственно, лицом, действующим от имени Общества, сведения о застрахованных лицах должны были подаваться и в период нахождения его в стадии ликвидации. Доводы о несвоевременном внесении налоговым органом записи о прекращении процедуры ликвидации в рассматриваемом случае не имеют какого-либо отношения к существу рассматриваемого спора и указанное обстоятельство также не является основанием для освобождения страхователя от установленной Законом №27-ФЗ обязанности представления индивидуальных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М. При этом, судом принято во внимание, что сведения по форме СЗВ-СТАЖ Обществом были представлены.
Относительно доводов ответчика о неполучении им актов проверок, решений о привлечении к ответственности, а также требований об уплате финансовых санкций, судом принято во внимание, что директор Общества ФИО1 принимал непосредственное участие при рассмотрении материалов проверок, представлял возражения на составленные заявителем акты, что отражено в соответствующих решениях от 27.10.2022 №013S19220037043, №013S19220037044, №013S19220037045, №013S19220037046, №013S19220037047, №013S19220037048 (л.д.37-43), при рассмотрении которых были даны пояснения о том, что ООО «Кит» действительно не представил сведения по форме СЗВ-М за период с января по июнь 2021 года.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства директор Общества пояснил, что юридический адрес организации не изменялся, в том числе и в период нахождения организации в стадии ликвидации.
Таким образом, судом установлено, что ответчик был надлежащим образом извещен о составленных актах о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, а также о дате вынесения решений; требования на уплату финансовых санкций были направлены в установленном порядке по юридическому адресу Обществу, содержащемуся в сведениях ЕГРЮЛ, что подтверждено представленными в материалами дела реестрами почтовых отправлений с отметками органа почтовой связи.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что требования о взыскании с ответчика суммы штрафных санкций за допущенные нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования заявлены обоснованно, подтверждены представленными доказательствами, и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку заявитель в связи с осуществлением публичных полномочий в установленном порядке в соответствии с положениями пп.1.1 п.1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины и не уплачивал ее при подаче настоящего заявления, государственная пошлина в размере 2 000 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан
Р Е Ш И Л :
Заявление удовлетворить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Кит» (ОГРН <***>, ИНН <***>), зарегистрированного по адресу: 420059, <...>, в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (ОГРН <***>, ИНН <***>), зарегистрированного по адресу: 420111, <...>, штраф за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.
Исполнительный лист на взыскание задолженности выдать после вступления решения в законную силу при наличии ходатайства взыскателя.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Кит» (ОГРН <***>, ИНН <***>), зарегистрированного по адресу: 420059, <...>, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 (две тысячи) рублей.
Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.
Судья Л.В. Хамидуллина