ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-23305/20 от 30.11.2020 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 294-60-00

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Казань                                                                                                      Дело № А65-23305/2020

30 ноября 2020 года.

Судья Арбитражного суда Республики Татарстан Шайдуллин Ф.С., рассмотрев в порядке упрощенного судопроизводства заявление Акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД», г. Самара к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании незаконным постановления № 112/20 от 09 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренному частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» (далее – заявитель; общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам (далее – ответчик; административный орган; Госкомитет) о признании незаконным постановления № 112/20 от 09 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренному частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, которым на Куйбышевскую дирекцию по энергообеспечению – структурное подразделение Трансэнерго – филиал ОАО «РЖД»  наложен штраф согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в размере пятидесяти тысяч рублей.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова сторон.

Ответчик представил отзыв на заявление и материалы административного дела. Требование заявителя не признал, в удовлетворении заявления просил отказать.

Как следует из материалов дела, заместителем председателя Госкомитета по результатам рассмотрения документов и информации о выполнении инвестиционной программы Куйбышевской дирекции – структурного подразделения Трансэнерго филиала ОАО «РЖД» установлено низкое исполнение инвестиционной программы на 2018-2019 годы, что явилось поводом для вынесения 04 августа 2020 года в отношении Куйбышевской дирекции – структурного подразделения Трансэнерго филиала ОАО «РЖД» определения о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам  административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и проведении административного расследования.

  По результатам проведенного административного расследования в виде истребования у структурного подразделения, сбора и анализа документов должностное лицо Госкомитета, придя к выводу о том, что Куйбышевской дирекцией – структурным подразделением Трансэнерго филиала ОАО «РЖД» не исполнены мероприятия утвержденной инвестиционной программы, что является нарушением порядка ценообразования и образует состав административного правонарушения, в отсутствии неизвещенного законного представителя юридического лица 26.08.2020 в отношении Куйбышевской дирекции – структурного подразделения Трансэнерго филиала ОАО «РЖД» составил протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

Рассмотрев указанный протокол, документы и пояснения структурного подразделения филиала ОАО «РЖД» в отсутствии неизвещенного законного представителя юридического лица тем же заместителем председателя Госкомитета 26.08.2020 в отношении Куйбышевской дирекции – структурного подразделения Трансэнерго филиала ОАО «РЖД» вынесено постановление № 112/20 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, которым Куйбышевская дирекция по энергообеспечению – структурное подразделение Трансэнерго – филиал ОАО «РЖД»  привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере пятьдесят тысяч рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением. При этом, заявитель, отрицая событие вмененного правонарушения, не признает своей вины в совершении вмененного ему административного правонарушения, ссылаясь на отсутствие нарушения с его стороны установленного порядка ценообразования.

Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, арбитражный суд пришел к выводу о том, что требование заявителя  подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Таким образом, арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан с доводами, содержащимися в заявлении, обязан проверить оспариваемое постановление в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к компетенции арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями , установленными в главе 25 и федеральном законе об административных правонарушениях.

Согласно пункту 2 статьи 44 АПК РФ истцами являются организации и граждане, предъявившие иск в защиту своих прав и законных интересов.

С заявлением по настоящему делу обратилось Акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД». Заявление подписано представителем ОАО «РЖД» ФИО1 по доверенности  от 13.09.2018, выданной ФИО2 – директором ОАО «РЖД» по энергетическому комплексу - начальником Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД».

В связи с изложенным суд признает заявителя надлежащим, а заявление по делу – подписанным уполномоченным лицом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 208 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

В данном случае, заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 09.09.2020 года, полученного заявителем по почте 22.09.2020,  заявителем подано в суд в электронном виде 30.09.2020, то есть в пределах установленного срока.

 Согласно части 2 статьи 14.6 «Нарушение порядка ценообразования» КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам           (тарифам,      расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного  порядка регулирования цен, а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.

Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является занижение регулируемых государством тарифов, установленных к ним надбавок, нарушение установленного  порядка регулирования цен, а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

В данном случае оспариваемым постановлением заявителю вменено невыполнение инвестиционной программы в полном объеме, при наличии полученных за счет тарифных источников средств, в том числе в виде амортизации; неосвоение денежных средств, предусмотренных при тарифном регулировании в составе тарифа на передачу электрической энергии, что отнесено государственным органом к иному нарушению  установленного порядка ценообразования.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии регулируются Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее – Закон об электроэнергетике).

Из материалов дела следует, что заявитель в целях Закона об электроэнергетике является субъектом электроэнергетики. Приказом Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан от 25.10.2018 № 247-ОД утверждена Инвестиционная программа Куйбышевской дирекции – структурного подразделения Трансэнерго – филиал ОАО «РЖД» на 2018-2019 годы (далее – ИПР). Под инвестиционной программой понимается совокупность всех намечаемых к реализации и (или) реализуемых субъектом электроэнергетики инвестиционных проектов в период, на который разрабатывается инвестиционная программа.

Из оспариваемого постановления следует, что согласно представленным пояснениям со стороны сетевой организации работы по мероприятиям ИПР не выполнены по причине отсутствия финансирования. Освоение от запланированного объема средств составило в 2018 году – 100 процентов, в 2019  году – 0 процентов. Госкомитет отмечает низкое исполнение инвестиционной программы, как в части объема выполнения, так и соответствия утвержденному графику (изменение объемов финансирования, сроков выполнения и объемов от запланировано инвестиционной программой). Освоение запланированных объемов финансирования составило 15%. При этом, ввиду увеличения стоимости мероприятий, дополнительно к указанной сумме привлечены средства собственных источников. Из девяти запланированных инвестиционных проектов частично выполнены три мероприятия. При этом в нарушение требований федерального законодательства по возникшим изменениям   корректировка ИПР не производилась.  Регулируемые цены устанавливаются на принципе экономической обоснованности расходов, включенных в регулируемые цены (тарифы).

В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования в области регулируемых тарифов в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования), при определении источника возмещения инвестиционных затрат сетевых организаций инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, включаются в цену (тариф) на услуги по передаче электрической энергии на основании утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы сетевой организации.

При этом, суд отмечает, что из оспариваемого постановления сведения об утверждении Госкомитетом в отношении заявителя тарифов не следует, как не следует и сведений на основании какого именно федерального законодательства установлены требования о необходимости  корректировки ИПР по возникшим изменениям.

Из пункта 2 статьи 20 Закона об электроэнергетике следует, что в электроэнергетике применяются следующие методы государственного регулирования и контроля, в частности, государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг), перечень которых определяется федеральными законами и государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике.

В силу пункта 4 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия, в частности,

региональный государственный контроль (надзор) за применением регулируемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации цен (тарифов) на электрическую энергию;

утверждение инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются и контролируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и контроль за реализацией таких программ.

Согласно статье 29.2 Закона об электроэнергетике государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный контроль (надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль (надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике, организацией и проведением проверок субъектов электроэнергетики, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", которые применяются к проверкам, проводимым в отношении субъектов электроэнергетики, не являющихся субъектами естественных монополий (пункт 2 статьи 29.2).

 Предметом проверки является соблюдение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и субъектами электроэнергетики в процессе осуществления своей деятельности требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к установлению и (или) применению цен (тарифов) в сфере электроэнергетики (пункт 3 статьи 29.2).

Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2013 г. N 543 утверждено Положение о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов) (далее – Положение о контроле), согласно пункту 3 которого государственный контроль (надзор) осуществляется в отношении, в частности, 

а) установления и (или) применения цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий;

в) регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе в части использования инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы).

Согласно пункту 5 Положения о контроле государственный контроль (надзор) осуществляется посредством:

- проведения плановых и внеплановых проверок органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок);

- систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или при исполнении полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок), а также мониторинга цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - систематическое наблюдение и анализ).

В соответствии с пунктом 15 Положения о контроле должностные лица органов государственного контроля (надзора), уполномоченные на проведение проверок, обязаны при проведении проверок соблюдать ограничения и выполнять обязанности, установленные статьями 15-18 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В случае ненадлежащего исполнения функций, служебных обязанностей или совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверок они несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 16 Положения о контроле должностные лица органов государственного контроля (надзора), уполномоченные на проведение проверок, запрашивают документы и материалы, относящиеся к предмету проверки, в сроки, определяемые органами государственного контроля (надзора), а также устные и письменные объяснения работников подконтрольного субъекта по вопросам, относящимся к предмету проверки.

В силу пункта 17 Положения о контроле для целей осуществления государственного контроля (надзора) в отношении использования инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы), организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, представляют в органы государственного контроля (надзора):

а) утвержденные инвестиционные программы - в течение 15 дней со дня утверждения инвестиционной программы или внесения изменений в инвестиционную программу;

б) отчеты об использовании инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы), по форме, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой, в том числе о выполнении графиков их реализации, - за квартал (в течение 30 дней со дня окончания отчетного квартала) и за предыдущий год (ежегодно до 1 апреля).

В соответствии с пунктом 18 Положения о контроле по результатам проверки составляется акт проверки по установленной форме в 2 экземплярах. К акту проверки прилагаются протоколы или заключения проведенных экспертиз, объяснения работников подконтрольного субъекта, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Согласно пункту 19 Положения о контроле систематическое наблюдение и анализ, указанные в подпункте "б" пункта 5 настоящего Положения, проводятся в соответствии с административным регламентом исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора), разрабатываемым и утверждаемым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373, и административными регламентами исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора).

В силу пункта 20 Положения о контроле систематическое наблюдение и анализ за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы), проводятся при установлении цен (тарифов) в рамках процедуры установления цен (тарифов), что не требует издания дополнительного распоряжения или приказа руководителя органа государственного контроля (надзора).

Результаты систематического наблюдения и анализа за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы), и результаты систематического наблюдения и анализа за соблюдением стандартов раскрытия информации подконтрольными субъектами оформляются соответственно отчетом органа государственного контроля (надзора) о проведении систематического наблюдения и анализа за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы), и отчетом органа государственного контроля (надзора) о проведении систематического наблюдения и анализа за соблюдением стандартов раскрытия информации в установленной сфере деятельности. Формы указанных отчетов утверждаются Федеральной антимонопольной службой (пункт 21).

Отчет о проведении систематического наблюдения и анализа за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы), подписывается руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора) до принятия решения об установлении цен (тарифов) и прилагается к делу об установлении тарифов (пункт 22).

В соответствии с пунктом 30 Положения о контроле в случае выявления нарушений должностными лицами органа государственного контроля (надзора) принимаются следующие меры:

а) выдача предписаний об устранении выявленных нарушений, в том числе с указанием о необходимости обращения в уполномоченный орган власти для внесения соответствующих изменений в инвестиционную программу, в том числе на следующий период регулирования;

б) привлечение должностных и (или) юридических лиц, допустивших выявленные нарушения, к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Одним из условий законности применения мер административного принуждения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.

Согласно части 1 статья 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в частности, сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело

Из оспариваемого постановления следует, что к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, привлечено не юридическое лицо – Акционерное общество «РЖД», а Куйбышевская дирекция – структурное подразделение  Трансэнерго филиала ОАО «РЖД». При этом, в самом оспариваемом постановлении Госкомитетом указаны ИНН и ОГРН, принадлежащие согласно выписке из ЕГРЮЛ самому ОАО «РЖД».

Из смысла статей 2.10 и части 2 статьи 29.10 КоАП РФ в их взаимосвязи вытекает, что в отношении филиалов и структурных подразделений  юридического может быть решен вопрос лишь о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, наложенного на юридическое лицо.

Таким образом, из положений КоАП РФ следует, что за совершение административного правонарушения филиалом или структурным подразделением юридического лица к административной ответственности привлекается само юридическое лицо.

Кроме того, согласно части 3.1 статьи 28.7 КоАП РФ копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

Из представленных ответчиком материалов дела об административном правонарушении определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 04.08.2020, вынесенного в отношении структурного подразделения филиала юридического лица, направлено в структурное подразделение, а не законному представителю юридического лица. Определение действительно получено 10.08.2020, но не законным представителем юридического лица, а его структурным подразделением, что следует из почтового уведомления (л.д. ).

Следовательно, протокол об административном правонарушении № 112/20 от 26.08.2020, составленный в отсутствие не извещенного законного представителя юридического лица не может быть положен в основу оспариваемого постановления. Во вводной части протокола так и указано, что определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 04.08.2020 вручено  10.08.2020 (л.д. ).

Протокол об административном правонарушении № 112/20 от 26.08.2020, в котором содержатся сведения о времени, дате (в 14 час. 00 мин. 09.09.2020) и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, также направлено Госкомитетом в структурное подразделение и получено адресатом 04.09.2020.

То обстоятельство, что оспариваемое постановление, вынесенное Госкомитетом в отношении структурного подразделения юридического лица в присутствии представителя юридического лица по доверенности, не исключает как нарушения Госкомитетом порядка извещения юридического лица о возбуждении в отношении его структурного подразделения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, составления протокола об административном правонарушении в отношении структурного подразделения филиала, так и вынесения постановления о привлечении к административной ответственности структурного подразделения филиала юридического лица, а не самого юридического лица.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

  Несоблюдение административным органом и порядка привлечения к административной ответственности свидетельствует о том, что структурное подразделение филиала юридического лица привлечено к административной ответственности незаконно, независимо от того, совершило оно или нет вмененное административное правонарушение.

При таких обстоятельствах заявленное требование подлежит удовлетворению, а оспариваемое постановление – признанию незаконным.

Руководствуясь статьями 150-151, 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,

Р Е Ш И Л :

            Заявление удовлетворить.

Признать постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 09.09.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, предусмотренному частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере пятьдесят тысяч рублей незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Самара) через Арбитражный суд Республики Татарстан.

Судья                                                                                                   Ф.С.Шайдуллин