ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-23405/2021 от 29.11.2021 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 294-60-00

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Казань                                                                                                      Дело № А65-23405/2021

Дата принятия решения –   декабря 2021 года .

Дата объявления резолютивной части –  29 ноября 2021 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Галимзяновой Л.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Филатовой Е.С.,

рассмотрев  в открытом судебном заседании дело по заявлению Татарской транспортной прокуратуры Республики Татарстан, г.Казань к Обществу с ограниченной ответственностью "Метро Кэш Энд Керри", г.Москва (ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ,

с участием:

от  заявителя – ФИО1 служебное удостоверение ТО №282033;

от ответчика – не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

Татарская транспортная прокуратура Республики Татарстан, г.Казань (далее - заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Метро Кэш Энд Керри", г.Москва (далее – ответчик, общество) о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Арбитражного суда Республики Татарстан в сети Интернет по адресу: www.tatarstan.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявитель в судебном заседании поддержал требования в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела ответа ответчика на представление  от 30.08.2021 №23/2-1/1-2021 с приложением.

Судом представленные документы приобщены к материалам дела на основании статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ответчик в судебное заседание не явился, ранее представил отзыв на заявление, в котором требование заявителя не признал, просил признать правонарушение малозначительным, либо назначить штраф в размере менее минимального.

Дело рассмотрено в отсутствие ответчика на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 8 июля 2021 г. во исполнение пункта 1.5 протокола №1/2021 от 31.05.2021 совещания представителей Татарстанской таможни, Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан, Управления Россельхознадзора по Республике Татарстан в целях проверки исполнения Указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320, от 28 ноября 2015 г. № 583, и постановлений Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 778, от 30 ноября 2015 г. № 1296, в июне - июле 2021 года должностными лицами отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров (далее - ОКВОТ) совместно с должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан, Управления Россельхознадзора по Республике Татарстан проведен таможенный осмотр помещений и территорий магазина «Метро» (ООО «Метро Кэш энд Керри», ОГРН: <***>, ИНН: <***>, КПП: 774901001), расположенного по адресу <...>.

При проведении осмотра установлено, что в торговом помещении находятся овощи общим весом 28,7кг без маркировки (отсутствуют сведения о наименовании, дате изготовления, условий хранения, сроке годности, изготовителе): огурцы среднеплодные весом 16,565 кг на общую стоимость 654, 84 рубля, огурцы гладкие весом 7, 395 кг, общей стоимостью 812,71 рублей и цукини весом 4,765 кг общей стоимостью 761 ,92 рублей.

Также в ходе осмотра установлен факт реализации сигарет «WestStreamtec» (производства Россия, цена, указанная на пачке сигарет 132 рубля) в количестве 30 пачек сигарет с нарушением правил обязательной маркировки средствами идентификации, предусмотренными постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 № 224 "Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции". При сканировании посредством приложения «Честный ЗНАК» установлено, что данные сигареты не могут находиться в продаже.

Таким образом, при эксплуатации объекта торговли, расположенного по адресу: <...>, ООО «Метро Кэш Энд Керри» не обеспечено выполнение требований ТР ТС 022/2011 и ТР ТС 035/2014.

Осмотр проводился с участием представителей Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан и Управления Россельхознадзора по Республике Татарстан.

Заявителем вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 07.09.2021 в котором действия ответчика квалифицированы  по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании статьи 23.1 КоАП РФ, статьи 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности по ч. 1 ст.14.43 КоАП РФ.

Исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, заслушав представителя заявителя, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Часть 1 ст. 14.43 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов пли подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 до 300 000 руб.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренной ст. 14.43 КоАП РФ, является изготовитель, исполнитель, продавец товара.

Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении обязательных требований к продукции, ее производства, хранения, реализации либо выпуска в обращение продукции.

Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее - Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ) регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ определены основные понятия: нормативные документы - документы, принятые в соответствии с международными договорами Российской Федерации, ратифицированными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, технические регламенты и действующие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие в соответствии с законодательством     Российской     Федерации     о     техническом    регулировании обязательные требования; оборот пищевых продуктов, материалов и изделий -купля-продажа (в том числе экспорт и импорт) и иные способы передачи пищевых продуктов, материалов и изделий (далее - реализация), их хранение и перевозки.

Согласно статье 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В силу статьи 4 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством: применения мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности продуктов, материалов и изделий; проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных,         технологических,         инженерно-технических,         санитарно- противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации; проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий (далее - системы качества); применения мер по пресечению нарушений настоящего Федерального закона, в том числе требований нормативных документов, а также мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности к лицам, виновным в совершении указанных нарушений.

В соответствии с частью 4.2 статьи 4 Технического регламента Таможенного Союза 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» на реализуемом товаре должны содержаться сведения: о количестве пищевой продукции, сроке годности, а также сведения, позволяющие идентифицировать партию пищевой продукции, наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя -изготовителя пищевой продукции.

В силу п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Технический регламент Таможенного союза. Технический регламент на табачную продукцию" (далее - ТР ТС 035/2014) устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к табачной продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза, а также требования к информации (маркировке), наносимой на потребительскую упаковку табачной продукции для обеспечения ее свободного перемещения.

Согласно пп. 44-47 ТР ТС 035/2014 табачная продукция, прошедшая оценку соответствия требованиям настоящего технического регламента и других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, должна маркироваться единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств -членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском табачной продукции в обращение.

Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносится на потребительскую упаковку (лист-вкладыш) табачной продукции любым способом, обеспечивающим его четкое и ясное изображение.

Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств -членов Таможенного союза свидетельствует о соответствии табачной продукции требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.

Пунктом 51 Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 N 224, установлено, что нанесение средств идентификации на потребительскую и групповую упаковки и (или) на этикетку осуществляется в случае производства табачной продукции на территории Российской Федерации, в том числе из иностранного сырья, ранее помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или под таможенную процедуру свободного склада, - в местах производства или хранения табачной продукции до ее ввода в оборот.

Между тем, как показала проведенная проверка, указанные требования законодательства ООО «Метро Кэш Энд Керри» не соблюдаются.

Ответчик, возражая на заявление, указал, что табачная продукция была получена обществом в период с 01.07.2019  по 30.06.2020, что подтверждается сопроводительной и первичной учетной документацией. Согласно Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2019 г. № 224 "Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции" (далее – Постановление №224), в указанный выше период времени поставщик, как оптовый участник рынка, и ТЦ МЕТРО, как покупатель данной продукции, не были обязаны передавать данные о маркировке табачных изделий через средства электронного документооборота. Другими словами передача маркировки и подтверждение получения маркировки табачных изделий поставщиком и покупателем в информационную систему мониторинга (далее – "Честный знак") не являлось обязательным требованием в указанный период времени. Между тем, в соответствии с требованиями Постановления №224 производителями на каждую потребительскую упаковку (пачку) и блок данной продукции нанесены средства идентификации в формате DataMatrix, то есть данная табачная продукция является маркированной надлежащим образом. В силу п. 21 раздела IV Правил, утвержденных Постановлением №224, ответственность за полноту, достоверность и своевременность направляемых в информационную систему мониторинга сведений несут участники оборота табачной продукции, представляющие информацию в систему мониторинга "Честный знак", а согласно пп. г) п.6 Постановления №224 участники оптовой торговли вносят в информационную систему мониторинга сведения в отношении всех действий по обороту табачной продукции в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением №224, с 1 июля 2020 г. Таким образом, учитывая, что в рамках пп. г) п.6 Постановления №224 участники оптового торговли вносят в информационную систему мониторинга сведения в отношении всех действий по обороту табачной продукции с 1 июля 2020 г., а табачная продукция поступила в ТЦ «МЕТРО» до 01.07.2020, - Общество не несет ответственность за достоверность информации в «Честном знаке» о средствах идентификации, нанесенных на маркированную табачную продукцию, полученную Обществом от поставщика в срок до 01.07.2020.

Доводы ответчика суд признает несостоятельными, поскольку заявитель просит привлечь ответчика к административной ответственности не за недостоверность информации в системе «Честный знак», а за отсутствие маркировки.

При этом, суд отмечает, что ответчиком не заявлены возражения в части обнаружения в торговом помещении овощей общим весом 28,7кг без маркировки.

При совокупности названных фактических обстоятельств, документальных доказательств, полученных административным органом в ходе проведенной проверки и представленных в материалы дела, суд пришел к выводу о наличии состава административного правонарушения в деяниях ответчика, ответственность за которое предусмотрена положениями ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

Факт совершения ответчиком  вменяемого ему административного правонарушения подтверждается материалами административного производства, а доказательства, опровергающие установленные административным органом обстоятельства, в материалы дела ответчиком не представлены.

Кроме того, согласно ответа общества на представление от 30.08.2021 №23/2-1/1-2021 об устранении нарушений законодательства в сфере реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия ответчиком приняты меры по усилению контроля маркировки продукции отдела овощи ифрукты при приемке, выкладке продукции, обход каждые 2 часа отдела на проверку маркировки продукции руководителем отдела, экспертом. Табачную продукцию надлежит проверять при приемке сканированием приложения «Честный знак» руководителю отдела. Усилен контроль со стороны специалиста по программе производственного контроля и заместителя управляющего торговым центром. 12 июля 2021 г. был объявлен выговор специалисту по программе производственного контроля ФИО2

Процедура привлечения к административной ответственности заявителем соблюдена, процессуальных нарушений со стороны административного органа не установлено.

Срок давности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности не истек.

Таким образом, в действиях ответчика имеется событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

Ответчик при назначении наказания  заявил о применении положений статьи 2.9 КоАП РФ, а также ч.3.2 ст. 3.1 КоАП РФ.

Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом п. 18 и 18.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Последствия деяния (при наличии признаков как материального, так и формального составов) не исключаются при оценке малозначительности содеянного.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении ответчика к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Доказательств исключительности применительно к обстоятельствам совершенного ответчиком деяния, наличия объективных причин, препятствовавших соблюдению требований законодательства не представлено, и из материалов дела не усматривается.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что основания для признания совершенного ответчиком административного правонарушения малозначительным в рассматриваемом случае отсутствуют, поскольку выявленные нарушения создают существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, и посягают на установленный порядок правоотношений в сфере защиты прав потребителей.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.

По смыслу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ответчик не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, оснований для применения положений ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ у суда не имеется.

Частью 3.2 ст.4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 КоАП РФ (ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ).

Руководствуясь принципами справедливости и соразмерности наказания, оценив конкретные обстоятельства совершенного ответчиком административного правонарушения, его характер, степень общественной опасности, приняв во внимание признание вины и принятие мер по устранению выявленных нарушений, совершение правонарушения впервые, отсутствие тяжких последствий, суд считает возможным в данном случае назначить ответчику административное наказание в виде штрафа в размере менее минимального размера санкции вменяемой статьи – 50 000 руб.

В соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ суд при вынесении постановления по делу об административном правонарушении должен решить вопрос о предметах административного правонарушения, независимо от привлечения лица к административной ответственности или прекращения производства по делу. Согласно подпункту 2 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

Конфискация в данном случае не может быть применена, поскольку продукция не изымалась в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Доказательства изъятия продукции, ни материалы административного дела, ни само заявление о привлечении к административной ответственности, не содержат.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Арбитражный суд Республики Татарстан

Р Е Ш И Л :

Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Метро Кэш Энд Керри", г.Москва (ОГРН <***>, ИНН <***>) зарегистрированное по адресу: <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Реквизиты на оплату штрафа:

Получатель: УФК по Нижегородской области (Приволжская транспортная прокуратура л/с <***>), ИНН: получателя 5257092355, КПП: получатель 525701001. Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской области г. Нижний Новгород, расчётный счёт: <***> БИК Банка: 042202001. Код бюджетной классификации: 41511690010010000140. Код ОКАТО: 22401000000. Код УИН: 0,код ОКТМО: 22701000.

Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что в соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 данного кодекса.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.

            Судья                                                                                                   Галимзянова Л.И.