АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
420014, Республика Татарстан, г. Казань, Кремль, корп.1, под.2
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 292-07-57
=========================================================================
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Казань Дело №А65-23493/2010-СА3-47
26 ноября 2010 г.
Резолютивная часть решения объявлена 19 ноября 2010 г. Полный текст решения изготовлен 22 ноября 2010 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Насырова А.Р.,
от заявителя – ФИО1, по доверенности от 21.07.2010 г., представитель,
от ответчика – ФИО2, по доверенности от 29.12.2009 г., представитель,
от третьего лица – ФИО3, по доверенности от 01.01.2010 г., представитель,
от лица, ведущего протокол судебного заседания – помощник судьи Хамидуллин И.В.,
рассмотрев 15.11. – 18.11. - 19.11.2010 г. по первой инстанции в открытом заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищно – коммунального хозяйства Приволжского района", г.Казань к Управлению Федеральной службы по надзору и сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РТ (Роспотребнадзор), г.Казаньо признании постановления заместителя Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан по делу об административном правонарушении от 29.09.2010 г. №693/з незаконным и его отмене,
У С Т А Н О В И Л :
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищно – коммунального хозяйства Приволжского района", г.Казань (далее заявитель) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору и сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РТ (Роспотребнадзор), г.Казань (далее ответчик) о признании постановления заместителя Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан по делу об административном правонарушении от 29.09.2010 г. №693/з незаконным и его отмене.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме. Пояснил, что в связи не указание в счет – фактуре местонахожденияООО «Расчетный центр» не вводит в заблуждение плательщика коммунальных услуг.
Представитель ответчика требования заявителя не признал, просил в удовлетворении заявленных требований отказать. Пояснил, что в счет – фактуре заявителем указан иной получатель коммунальных услуг, в лице ООО «Расчетный счет», что вводит потребителей услуг в заблуждение.
Судом, в порядке ст.163 АПК РФ объявлены перерывы судебных заседаний до 09ч.-00 мин. 18.11.2010 г., до 12ч.-00 мин. 19.11.2010 г.
Судебные заседания после вышеуказанных перерывов были продолжены в 09ч.-00 мин. 18.11.2010 г., в 12ч.-00 мин. 19.11.2010 г., в соответствии с ч.4 ст.163 АПК РФ.
После состоявшегося перерыва представитель заявителя заявил устное ходатайство о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Общество с ограниченной ответственностью «Расчетный центр» на основании ст.51 АПК РФ.
Представитель ответчика заявил возражения относительно привлечения третьего лица.
Суд, рассмотрев ходатайство заявителя, считает возможным его удовлетворить, о чем вынесено протокольное определение об удовлетворении ходатайства, на основании ст.51 АПК РФ.
После состоявшегося перерыва представители заявителя и ответчика остались при своих позициях.
Представитель третьего лица поддержал позицию заявителя, дал пояснения по существу дела.
Стороны заявили ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
Заслушав ходатайства представителей сторон, суд счел возможным их удовлетворить, на основании ст.ст.41, 159 АПК РФ, о чем было вынесено протокольное определение, представленные документы приобщены к материалам арбитражного дела.
Как усматривается из представленных по делу документов, 26 августа 2010г. в 10.00 ч. при проведении анализа представленной в виде приложения к письменному обращению регистрационный № 3-2016/05 от 12.08.2010 г. потребителя ФИО4 счет-фактуры на оплату жилищно-коммунальных услуг за июль 2010г., оказанных ООО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района», на предмет ее соответствия обязательным требованиям, установленным законодательством, административным органом установлено, что в платежном документе (счет-фактуре) за июль 2010г. жителя <...> указаны кроме наименования исполнителя ООО «УК ЖКХ Приволжского района», номера его банковского счета и его банковских реквизитов, наименование получателя платежей и банковские счета, реквизиты ООО «Расчетный центр», без указания местонахождения данной организации. Данное обстоятельство по мнению ответчика вводит в заблуждение относительно потребительских свойств, качества услуги, является оказанием услуги, не соответствующей условиям договора, обязательным требованиям, установленным законом. Данное действие нарушает также требование законодательства о качестве услуги, определенные ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей». ст.ст.469, 732ГКРФ.
По данному факту составлен протокол об административном правонарушении от 03.09.2010 г. и по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении ответчиком вынесено постановление № 693/з от 29.09.2010 г., в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4, ст.14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в суд с заявлениемо признании постановления заместителя Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан по делу об административном правонарушении от 29.09.2010 г. №693/з незаконным и его отмене.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, заслушав представителей сторон, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 14.4 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов, стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в процессе продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг населению.
Объективная сторона правонарушения состоит в совершении противоправных деяний: продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке.
На основании ст.14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объектом административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются общественные отношения в области защиты прав потребителей. Непосредственный предмет посягательства - права и законные интересы потребителя в сфере торговли, выполнения работ и оказания услуг.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных действий, которые комментируемая статья относит к формам обмана потребителей, в том числе введение в заблуждение относительно потребительских свойств товара - передача потребителю товара, не соответствующего условиям договора, требованиям стандартов, техническим условиям, иным обязательным требованиям, предусмотренным в установленном законом порядке.
При введении в заблуждение относительно потребительских свойств, товар не соответствует виду, модели, цвету или иным заранее обусловленным участниками договора признакам, в нарушение ст. 469 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору розничной купли-продажи.
Указание в диспозиции названной статьи на иной обман потребителей также предусматривает умышленные действия по введению потребителя в заблуждение.
В качестве субъектов данных правонарушений указаны граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица.
В соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений состоит в прямом умысле.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу ст. 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах), которая в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.
Согласно п. 1 ст. 10 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В целях защиты прав потребителей постановлением Правительства РФ то 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила).
Согласно пункту 38б Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 в платежном документе указываются наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.
В соответствии с пунктом 3 Правил, исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
На основании п.7 ст.155 Жилищного кодекса РФсобственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Исходя из данной нормы, ответчик считает, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги подлежит внесению непосредственно управляющей организации, без какого-либо участия в данной процессе иных лиц
Суд признает ошибочной позицию ответчика, поскольку не учтены иные нормы законодательства, регулирующие спорные правоотношения сторон.
Так, согласно пункту 15 статьи 155 Жилищного кодекса РФнаймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг) (часть 1 статьи 1).
Положения названного Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного данным Федеральным законом (пункт 1 части 2 статьи 1)
Согласно статье 2 указанного Федерального закона в последнем используются следующие основные понятия:
1) поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также
органы государственной власти и органы местного самоуправления, бюджетные учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;
2) плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
3) платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
4) оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
5) платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
6) платежный терминал - устройство для приема платежным агентом от плательщика денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента.
Согласно ч. 1 ст.3 Закона РФ род деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Как усматривается из материалов дела, между заявителем (Управляющая организация) и ФИО5 (Собственник) был заключен договор управления с собственником помещения многоквартирного дома от 31 августа 2006 г., в соответствии с условиями которого, управляющая организация обязуется совершать от имени и за счет собственника в течение срока действия за согласованное вознаграждение юридические действия направленные на оказание услуг по содержанию принадлежащего собственнику помещения, а также направленные на оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, услуг по санитарному содержанию придомовой территории (п.2.1).
На основании п.3.2.11 данного договора Управляющая организация обязана заключить договор на сбор и начисление квартплаты и жилищно – коммунальных услуг.
Во исполнение данного пункта договора Управляющая организация заключила агентский договор №378 от 30.06.2009 г. с ООО «Расчетный счет», в соответствии с условиями которого агент организует сбор платежей за жилищно – коммунальные услуги, получателями которых является Принципал на целевой расчетный счет Агента (40702810900010001810 открытый в ООО КБЭР «Банк Казани»).
Таким образом, в указанных правоотношениях, применительно к понятиям, определенным Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ, третье лицо выступало в качестве оператора по приему платежей - платежного агента, осуществляющего деятельность по приему платежей от физических лиц.
В оспариваемом постановлении ответчик, в качестве основания привлечения заявителя к административной ответственности по ч.1 ст.14.4, ст.14.7 КоАП РФ указал, что в платежном документе (счет-фактуре) за июль 2010г. жителя <...> указаны кроме наименования исполнителя ООО «УК ЖКХ Приволжского района», номера его банковского счета и его банковских реквизитов, наименование получателя платежей и банковские счета, реквизиты ООО «Расчетный центр», без указания местонахождения данной организации.
Однако, действия заявителя по указанию в счет– фактуре наименование получателя платежей и банковские счета, реквизиты ООО «Расчетный центр», не могут быть квалифицированы в качестве противоправного деяния, поскольку отсутствует и ответчиком не доказан факт оказания услуг, не соответствующих требованиям стандартов, в силу чего не образует состав административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч.1 ст.14.4 КоАП РФ.
Таким образом, основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.4 Кодекса, может являться нарушение требований стандартов к качеству предоставляемых коммунальных услуг, но не к порядку оформления платежных документов и проведения соответствующих расчетов.
ООО «УК ЖКХ Приволжского района» указано в счет - фактуре в качестве исполнителя коммунальных услуг по договору № 378 от 30.06.2009г., что свидетельствует о соблюдении требований Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей», пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, Жилищного кодекса РФ.
При этом необходимо отметить, что в представленном счет – фактуре все необходимые реквизиты для оплаты платежей по коммунальным услугам, предусмотренные пунктом 38б Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 б Управляющей компанией были отражены.
Указание в платежных документах (счет-фактуре) иной информации, в частности, наименование ООО «Расчетный центр» и его реквизитов в качестве получателя денежных средств за коммунальные услуги, не свидетельствует о совершении ООО «УК ЖКХ Приволжского района» административного правонарушения по ст.14.7 КоАП РФ, поскольку не противоречит требованиям действующего законодательства.
Следует также отметить, что каждый потребитель услуг может воспользоваться своим правом на получении всей необходимой информации о видах, объемах, исполнителе услуг, непосредственно в оперативных кассах третьего лица, тем самым соблюдаются принципы открытости и доступности интересующей граждан информации, достоверности и своевременности ее предоставления.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, ответчиком в нарушение ст.65 АПК РФ суду не представлено.
В соответствии с ч.4 ст.210 АПК РФ по делам данной категории обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Таким образом, судом установлено, что постановление № 693/з от 29.09.2010г., о привлечении ООО «УК ЖКХ Приволжского района» к административной ответственности по части 1 статьи 14.4, ст.14.7 КоАП РФ, незаконно, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению в силу ч.2 ст.211 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 АПК РФ Арбитражный суд Республики Татарстан,
Р Е Ш И Л :
Заявление удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору и сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РТ (Роспотребнадзор) №693/з от 29.09.2010 г. о назначении Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищно – коммунального хозяйства Приволжского района", г.Казань административного наказания, в виде штрафа в размере 20 000 руб., предусмотренного ч.1 ст.14.4, ст.14.7 КоАП РФ.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищно – коммунального хозяйства Приволжского района", г.Казаньпрекратить.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.
Судья А.Р. Насыров