ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-2365/08 от 04.03.2008 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

  420014, Республика Татарстан, г. Казань, Кремль, корп.1, под.2

E-mail: arbitr@kzn.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (8432) 92-17-60, 92-07-57

=========================================================================

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Казань дело №А65- 2365/2008-СА3-38

Дата принятия решения 4 марта 2008 г.

Арбитражный суд Республики Татарстан   в составе председательствующего судьи Воробьева Р.М.,

рассмотрев 4.03.2008г. по первой инстанции в открытом судебном заседании дело по заявлению Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе к Открытому акционерному обществу АКБ «Татэкобанк», г.Казань о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ,

с участием:

от заявителя – ФИО1 доверенность от 05.12.2007г. №5055а/04,

от лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО2 доверенность от 29.12.2007г.,

лица, ведущего протокол – судья Воробьев Р.М.,

У С Т А Н О В И Л:

Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к лицу, привлекаемому к ответственности – Открытому акционерному обществу АКБ «Татэкобанк», г.Казань о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

В соответствии со ст.163 АПК РФ в судебном заседании с 9 часов 50 минут 03.03.2008г. до 10 часов 00 минут 04.03.2008г. объявлен перерыв.

В назначенное время заседание продолжено.

Заявитель в судебном заседании требования поддержал, дал пояснения по существу, представил материалы проверки.

Ответчик требования заявителя не признал, представил отзыв, в котором просит в удовлетворении заявления отказать.

Как видно из материалов дела, заявителем 29.12.2007г. была проведена плановая проверка деятельности лица, привлекаемого к административной ответственности, на предмет соблюдения требований законодательства РФ, относящихся к защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, на соблюдение требований законодательных и нормативных документов, регламентирующих деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе по организации внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за последние три года.

В ходе проверки выявлены нарушения лицензионных требований, установленных п.3.1 Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утв. Приказом ФСФР России от 06.03.2007г. №07-21/пз-н:

-согласно выписке из штатно-списочного расписания общества по состоянию на 19.11.2007г. должностное лицо общества, в обязанности которого согласно Приказа руководителя Общества от 01.10.2007г. №149-ОД входит ведение внутреннего учета операций с ценными бумагами, не соответствует квалификационным требованиям, установленным Федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, а именно: не имеет квалификационный аттестат Федеральной службы по финансовым рынкам или Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг по специализации, соответствующей виду деятельности на финансовом рынке, осуществляемой организацией,

- должностное лицо общества, на которое Приказом руководителя от 27.03.2007г. №42-ОД возложено исполнение обязанностей контролера профессионального участника рынка ценных бумаг, согласно выписке из штатно-списочного расписания общества по состоянию на 19.11.2007г. и записям, содержащимся в трудовой книжке указанного лица, является по должности начальников административно-информационного отдела, чем нарушены требования п. 2.3Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 21.03.2006г. №06-29/пз-н,

-порядок представления информации и документов инвесторам в связи с обращением ценных бумаг не содержит информацию о способах и форме предоставления указанной информации инвесторам, чем нарушен п.2.1 Правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг российской Федерации, утв. Постановлением ФКЦБ России от 11.10.1999 №9,

- инструкция о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, утв. Председателем Правления общества 27.04.2007г. не содержит сведения:

-типовые формы представления контролером отчетных документов,

-ответственность контролера в случаях непредставления или несвоевременного представления отчетов контролера совету директоров и руководителю, чем нарушен п.2.5 Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, утв. Приказом ФСФР России от 21.03.2006г. №06-29/пз-н,

-согласно выписке из штатно-списочного расписания общества по состоянию на 19.11.2007г. в самостоятельном структурном подразделении, осуществляющем депозитарную деятельность (депозитарный отдел), числится только 1 работник (начальник отдела), к исключительным функциям которого относится осуществление депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг, чем нарушен п.п.3.8.1 п.3.8 Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утв. Приказом ФСФР России от 06.03.2007г. №07-21/пз-н.

По данному факту нарушения составлен протокол об административном правонарушении №060-10-8/1 от 12.02.2008г. Действия ответчика квалифицированы по ч.3 ст.14.1КоАП РФ.

Руководствуясь ст.23.1 КоАП РФ, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.

Рассмотрев представленные материалы, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

П.3 ст.14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Порядок лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (с изменениями от 9 августа, 20 сентября 2007 г.)(далее - Порядок) регулирует отношения, возникающие между Федеральной службой по финансовым рынкам и юридическими лицами в связи с осуществлением лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Статьей 2 Федерального закона от 8 августа 2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено понятие "лицензионные требования и условия" как совокупность предусмотренных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности  .

  В соответствии с пунктом 3.1 Порядка лицензионными требованиями и условиями являются в том числе соблюдение законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, включая настоящий Порядок.

В ходе проверки общества заявителем был установлен ряд нарушений требований Порядка, в связи с чем заявитель счел, что данные обстоятельства являются основанием для привлечения к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Из содержания названной нормы следует, что законодатель предоставил судье право по своему усмотрению принимать решение об освобождении лица, допустившего правонарушение, от ответственности и самостоятельно в каждом конкретном случае определять признаки малозначительности правонарушения.

По мнению суда, составлением протокола об административном правонарушении и судебным заседанием достигнута предупредительная цель административного производства, установленная ст.3.1 КоАП РФ, применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины заявителя.

Согласно пункту 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Между тем, административным органом не доказан факт осуществления обществом профессиональнойдеятельности   на рынке ценных бумаг. Из акта проверки следует, и не отрицается заявителем, что за проверяемый период (с 30.01.2002г. по 19.12.2007г.) банком профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг не осуществлялась, сделки купли-продажи ценных бумаг и иные операции и сделки совершались банком в собственных интересах.

Суд также учитывает тот факт, что нарушения, выявленные в ходе проверки устранены, правонарушение не влечет какие-либо опасные последствия для государства, и считает возможным на основании ст.2.9 КоАП РФ освободить ответчика от административной ответственности и ограничиться в его адрес устным замечанием ввиду малозначительности совершенного правонарушения.

В соответствии с п.17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004г. № 10 установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд руководствуясь ч.2 ст.206 АПК РФ и ст.2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа.

Процедура привлечения к административной ответственности заявителем соблюдена.

Руководствуясь ст. 167-170, 206 АПК РФ, Арбитражный суд Республики Татарстан

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления отказать.

Освободить от административной ответственности Открытое акционерное общество АКБ «Татэкобанк», расположенное по адресу: РТ, <...>, зарегистрированное за основным государственным регистрационным номером 1021600000597, по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ в виду малозначительности совершенного правонарушения, ограничившись в его адрес устным замечанием.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан в 10-дневный срок.

Судья Р.М.Воробьев