ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-240/2021 от 26.02.2021 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 294-60-00

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Казань                                                                                                          Дело № А65-240/2021

Дата принятия решения –   марта 2021 года .

Дата объявления резолютивной части –  26 февраля 2021 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Хафизова И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Перовой А.П.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань к  Муниципальному казенному учреждению "Управление организации ритуальных услуг Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г.Казань, о понуждении МКУ «Управление организации ритуальных услуг Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» исполнитель предписание по делу №06-161/2018, а именно: провести конкурсные процедуры с целью определения подрядчика по услуге захоронения безродных и невостребованных тел на территории города Казани; направить в Татарстанское УФАС России заверенные надлежащим образом документы, подтверждающие исполнение предписания,

с участием:

от заявителя – представитель по доверенности от 11.01.2021 №АШ-02/30 Корсуков М.Н., паспорт;

от ответчика – представитель по доверенности от 03.02.2021 г. Абдуллин Л.С.;

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань  (заявитель, антимонопольный орган, УФАС по РТ) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Управление организации ритуальных услуг Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г.Казань (ответчик) о понуждении МКУ «Управление организации ритуальных услуг Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» исполнитель предписание по делу №06-161/2018, а именно: провести конкурсные процедуры с целью определения подрядчика по услуге захоронения безродных и невостребованных тел на территории города Казани; направить в Татарстанское УФАС России заверенные надлежащим образом документы, подтверждающие исполнение предписания.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика требования заявителя не признал, дал пояснения по делу.

Как следует из материалов дела, Решением Татарстанского УФАС России по делу №06-161/2018 от 11.12.2018 г. (резолютивная часть объявлена 04.12.2018г.) МКУ «Управление по организации ритуальных услуг Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» и МУП «Ритуал» признаны нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006г №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части заключения соглашения при предоставлении преимущественного положения хозяйствующему субъекту на рынке оказания ритуальных услуг, что приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Одновременно с принятием решения по делу №06-161/2018 04.12.2018 Комиссия Татарстанского УФАС России выдала МКУ «Управление по организации ритуальных услуг Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее - Управление) предписание, согласно которому Управлению необходимо было не позднее 60 дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции, а именно:

-провести конкурсные процедуры с целью определения подрядчика по услуге захоронения безродных и невостребованных тел на территории города Казани;

-направить в Татарстанское УФАС России заверенные надлежащим образом документы, подтверждающие исполнение предписания.

Об исполнении предписания Управлению необходимо было сообщить в антимонопольный орган в течение 5 дней со дня его исполнения.

Законность и обоснованность решения и предписания по делу №06-161/2018 были предметом рассмотрения в Арбитражном суде Республики Татарстан в рамках дела №А65-948/2019.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан по делу №А65-948/2019 от 14 июня 2019 года, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2019 года и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 12 марта 2020 года, решение и предписание по делу №06-161/2018 признаны законными.

В связи с тем, что после вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Татарстан по делу №А65-948/2019 от 14 июня 2019 года предписание по делу №06-161/2018 Управлением исполнено не было, Татарстанским УФАС России было вынесено постановление о наложении штрафа по делу №016/04/19.5-7/2020 от 21 января 2020 года в отношении начальника отдела учета, анализа и делопроизводства Управления фатовича по факту совершения действий, недопустимых в соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, а именно неисполнения в установленный срок законного предписания антимонопольного органа.

Должностное лицо оплатило административный штраф в размере 8000 рублей в полном объёме, что подтверждается платёжным поручением №445559 от 05 июня 2020 года.

Определением об установлении новых сроков исполнения предписания по делу №06-161/2018 от 23 января 2020 года Управлению установлен новый срок исполнения предписания по делу №06-161/2018. Согласно указанному определению Управлению необходимо исполнить предписание по делу №06-161/2018 в течение 90 (девяноста) дней с момента получения определения.

Определение об установлении новых сроков исполнения предписания по делу №06-161/2018 (исх.№ИП-06/671 от 23.01.2020) получено Управлением 24 января 2020 года в системе электронного документооборота «Практика», что подтверждается присвоением Управлением определению входящего номера  №6/001-2 от 24.01.2020.

25 мая 2020 года в адрес Татарстанского УФАС России поступило ходатайство Управления о продлении срока исполнения предписания по делу №06-161/2018, в связи с невозможностью проведения конкурентных процедур в целях исполнения предписания Татарстанского УФАС России по делу №06-161/2018 ввиду отсутствия денежных средств в бюджетной смете. Управление в письме указало, что в целях исполнения предписания Управление в свою очередь направило письмо в адрес заместителя министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 20.04.2020 №30/002-2 с просьбой рассмотрения возможности передачи Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани финансовых средств для оказания услуг по захоронению безродных и невостребованных умерших граждан для проведения конкурентных процедур.

26 мая 2020 года УФАС по РТ вынес определение об отказе в продлении срока исполнения предписания по делу №06-161/2018.

В связи с неисполнением предписания по делу №06-161/2018 Татарстанским УФАС России было вынесено постановление о наложении штрафа по делу №016/04/19.5-1054/2020 от 28 июля 2020 года в отношении начальника отдела учета, анализа и делопроизводства Управления по факту совершения действий, недопустимых в соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, а именно неисполнения в установленный срок законного предписания антимонопольного органа.

Должностное лицо оплатило 3500 рублей из 10 000 рублей, которые ему назначены в качестве административного наказания, что подтверждается платёжным поручение №739 от 05 ноября 2020 года.

Определением об установлении новых сроков исполнения предписания по делу №06-161/2018 от 03 августа 2020 года Управлению установлен новый срок исполнения предписания по делу №06-161/2018. Согласно указанному определению Управлению необходимо исполнить предписание по делу №06-161/2018 в течение 15 (пятнадцати) дней с момента получения определения.

Определение об установлении новых сроков исполнения предписания по делу №06-161/2018 получено Управлением 05 августа 2020 года в системе электронного документооборота «Практика», что подтверждается присвоением Управлением определению входящего номера №97/001-2 от 05.08.2020.

В связи с неисполнением предписания по делу №06-161/2018 Татарстанским УФАС России было вынесено постановление о наложении штрафа по делу №016/04/19.5-1930/2020 от 10 ноября 2020 года в отношении начальника Управления по факту совершения действий, недопустимых в соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, а именно неисполнения в установленный срок законного предписания антимонопольного органа.

Должностное лицо оплатило назначенный ему административный штраф в размере 8000 рублей в полном объёме, что подтверждается платёжным поручением №914 от 18 ноября 2020 года.

Определением об установлении новых сроков исполнения предписания по делу №06-161/2018 от 12 ноября 2020 года Управлению установлен новый срок исполнения предписания по делу №06-161/2018. Согласно указанному определению Управлению необходимо исполнить предписание по делу №06-161/2018 в течение 15 (пятнадцати) дней с момента получения определения.

Определение об установлении новых сроков исполнения предписания по делу №06-161/2018 получено Управлением 13 ноября 2020 года в системе электронного документооборота «Практика», что подтверждается присвоением Управлением определению входящего номера- №121/001-2 от 13.11.2020.

Однако предписание по делу №06-161/2018 Управлением в настоящий момент фактически не исполнено.

Неисполнение ответчиком предписания послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Исследовав представленные материалы дела,  суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в данном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

В соответствии со статьей 36 Закона о защите конкуренции коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.

Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний (часть 1 статьи 51 Закона о защите конкуренции).

В части 4 статьи 51 Закона о защите конкуренции определено, что под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения. Неисполнение в срок указанного предписания является нарушением антимонопольного законодательства.

Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность (часть 2 статьи 51 Закона о защите конкуренции).

Согласно подпункту "и" пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, и, помимо прочего, с исками о понуждении к исполнению решений и предписаний антимонопольного органа.

Предоставление антимонопольному органу полномочий на обращение в суд с исками, заявлениями должно быть обусловлено определенными обстоятельствами, а именно, когда выданные антимонопольным органом предписания не исполняются в добровольном порядке.

Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 23 постановления Пленума от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" право антимонопольного органа обращаться в арбитражный суд с исками, заявлениями о понуждении к исполнению своих решений и предписаний (подпункт "и" пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) с учетом положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может рассматриваться как предоставляющее указанному органу возможность заявлять требования о подтверждении законности своего решения и (или) о выдаче исполнительного листа. Это право предполагает в случае неисполнения лицом выданного ему предписания помимо привлечения данного лица к административной ответственности право антимонопольного органа обратиться в арбитражный суд с самостоятельным требованием к нарушителю, связанным с исполнением решения и направленным на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в рамках полномочий антимонопольного органа, определенных пунктом 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Это не противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 16.10.2000 N 237-О, из которой следует, что сами по себе акты антимонопольного органа силой принудительного исполнения не обладают, поскольку формулируются в виде предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в определенный срок и преследуют цель понудить соответствующие лица эти требования, прежде всего, в добровольном порядке.

Таким образом, право на обращение в арбитражный суд с заявлением о понуждении к исполнению решений и предписаний антимонопольного органа возникает у последнего в случае, когда принятые им правовые акты добровольно не исполняются лицом, которому они адресованы.

Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Факт совершения ответчиком нарушения ст.16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» и законность требований предписания антимонопольного органа подтверждается решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 июня 2019 года по делу №А65-948/2019, который в силу положений части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является преюдициальным для рассмотрения настоящего спора.

Из материалов дела усматривается, что21.01.2020 заместителем руководителя УФАС по РТ вынесено постановление о наложении штрафа по делу N016/04/19.5-7/2020 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.6 ст.19.5 КоАП РФ. Согласно постановлению должностное лицо – начальник отдела учета, анализа и делопроизводства  МКУ «Управление организации ритуальных услуг Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» Фардиев Айрат Зулфатович привлечен к административной ответственности за действие (бездействие), выразившееся в неисполнение в установленный срок предписания по делу №06-161/2018.

В связи с привлечением должностного лица МКУ «Управление организации ритуальных услуг Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» к административной ответственности за невыполнение в установленный срок предписания по делу №06-161/2018 и вынесения в отношении данного лица постановления о наложении штрафа по делу N016/04/19.5-7/2020 об административном правонарушении, Определением от 23.01.2020г. Комиссией Татарстанского УФАС России был установлен новый срок исполнения предписания по делу №06-161/2018. Согласно указанному определению Управлению необходимо исполнить предписание по делу №06-161/2018 в течение 90 (девяноста) дней с момента получения определения.

Определение об установлении новых сроков исполнения предписания по делу №06-161/2018 получено Управлением 05 августа 2020 года в системе электронного документооборота «Практика», что подтверждается присвоением Управлением определению входящего номера №97/001-2 от 05.08.2020.

13.02.2020 УФАС по РТ вынесено определение об отказе в разъяснении предписания по делу №06-161/2018.

18.02.2020 УФАС по РТ направило в адрес Управления письмо с определением об отказе в разъяснении предписания по делу №06-161/2018. При этом в указанном письме, Татарстанское УФАС России была сформирована позиция, согласно которому антимонопольный орган указал, что в рассматриваемом случае возможно проведение конкурса в целях определения подрядчика по захоронению невостребованных тел, так как  при проведении конкурса цена контракта не играет первоочередного значения.

25 мая 2020 года в адрес Татарстанского УФАС России поступило ходатайство Управления о продлении срока исполнения предписания по делу №06-161/2018, в связи с невозможностью проведения конкурентных процедур в целях исполнения предписания Татарстанского УФАС России по делу №06-161/2018 ввиду отсутствия денежных средств в бюджетной смете. Управление в письме указало, что в целях исполнения предписания Управление в свою очередь направило письмо в адрес заместителя министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 20.04.2020 №30/002-2 с просьбой рассмотрения возможности передачи Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани финансовых средств для оказания услуг по захоронению безродных и невостребованных умерших граждан для проведения конкурентных процедур.

26 мая 2020 года УФАС по РТ вынес определение об отказе в продлении срока исполнения предписания по делу №06-161/2018.

28.07.2020 заместителем руководителя УФАС по РТ вынесено постановление о наложении штрафа по делу N016/04/19.5-1054/2020 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.6 ст.19.5 КоАП РФ. Согласно постановлению должностное лицо начальник отдела учета, анализа и делопроизводства  МКУ «Управление организации ритуальных услуг Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» привлечен к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания по делу №06-161/2018.

В связи с привлечением должностного лица МКУ «Управление организации ритуальных услуг Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» к административной ответственности за невыполнение в установленный срок предписания по делу №06-161/2018 и вынесения в отношении данного лица постановления о наложении штрафа по делу N016/04/19.5-1054/2020 об административном правонарушении, Определением от 03.08.2020г. Комиссией Татарстанского УФАС России был установлен новый срок исполнения предписания по делу №06-161/2018. Согласно указанному определению Управлению необходимо исполнить предписание по делу №06-161/2018 в течение 15 (пятнадцати) дней с момента получения определения.

Определение об установлении новых сроков исполнения предписания по делу №06-161/2018 получено Управлением 05 августа 2020 года в системе электронного документооборота «Практика», что подтверждается присвоением Управлением определению входящего номера №97/001-2 от 05.08.2020.

10.11.2020 заместителем руководителя УФАС по РТ вынесено постановление о наложении штрафа по делу N016/04/19.5-1930/2020 об административном правонарушении. Согласно постановлению должностное лицо начальник МКУ «Управление организации ритуальных услуг Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» привлечен к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания по делу №06-161/2018.

В связи с привлечением должностного лица МКУ «Управление организации ритуальных услуг Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» к административной ответственности за невыполнение в установленный срок предписания по делу №06-161/2018 и вынесения в отношении данного лица постановления о наложении штрафа по делу N016/04/19.5-1930/2020 об административном правонарушении, Определением от 12.11.2020г. Комиссией Татарстанского УФАС России был установлен новый срок исполнения предписания по делу №06-161/2018. Согласно указанному определению Управлению необходимо исполнить предписание по делу №06-161/2018 в течение 15 (пятнадцати) дней с момента получения определения.

Определение об установлении новых сроков исполнения предписания по делу №06-161/2018 получено Управлением 13 ноября 2020 года в системе электронного документооборота «Практика», что подтверждается присвоением Управлением определению входящего номера- №121/001-2 от 13.11.2020.

Факт неисполнения ответчиком законного предписания антимонопольного органа по делу №06-161/2018 от 04.12.2018 о прекращении нарушения ст.16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в указанный в нем срок не позднее 60 дней со дня получения предписания, после продления срока его исполнения и до настоящего времени подтверждается материалами дела.

Таким образом, на момент предъявления иска меры административного воздействия исчерпаны.

В силу своей правовой природы предписание является ненормативным правовым актом, содержащим обязательные для выполнения адресатом требования об устранении установленных нарушений законодательства со сроком их исполнения и негативные последствия в случае игнорирования таких требований.

Согласно статье 36 Закона о защите конкуренции предписание антимонопольного органа носит обязательный характер и подлежит безоговорочному исполнению лицом, которому оно адресовано, вне зависимости от наличия или отсутствия судебного акта об обязании его исполнения.

Законность предписания Татарстанского УФАС России подтверждена вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда, являющимся обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежащими исполнению на всей территории Российской Федерации в силу части 1 статьи 16 АПК РФ.

Неисполнение вступившего в законную силу предписания, вынесенного антимонопольным органом, нарушает закон, и не соответствует интересам Исполнительного комитета, так как нарушает принципы всеобщности и обязательности правовых норм.

Ответчиком не представлено достаточных доказательств в обоснование доводов о неисполнимости предписания, либо доказательств в обоснование наличия обстоятельств непреодолимой силы, в результате наступления которых Управление объективно было лишено возможности исполнить предписание в установленные сроки.

Согласностатье 71Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований и возражений.

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В нарушениест.65,67,68,71Арбитражного процессуального кодекса РФ ответчик не представил соответствующих доказательств исполнения предписания.

Оценив доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности требования об обязании МКУ «Управление организации ритуальных услуг Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» исполнитель предписание по делу №06-161/2018, а именно: провести конкурсные процедуры с целью определения подрядчика по услуге захоронения безродных и невостребованных тел на территории города Казани и направлении в Татарстанское УФАС России заверенные надлежащим образом документы, подтверждающие исполнение предписания.

При этом суд считает отдельно отметить следующее.

Исходя из пояснения представителя ответчика, данных в ходе судебного разбирательства по настоящему делу следует, что ответчик не может определиться с правовым механизмом исполнения предписания и применением норм законодательства в сфере закупок для проведения конкурсных процедур.

Между тем, антимонопольный орган является уполномоченным органом по осуществлению контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов и государственных (муниципальных) органов в сфере закупок (в том числе), следовательно, его специалисты обладают соответствующими познаниями в данной области и способны дать правовую оценку (рекомендации) в целях правильного применения ответчиком действующих норм и недопущения новых нарушений при исполнении предписания. Более того, только антимонопольный орган, вынесший спорное предписание, способен указать на способ и порядок проведения конкурсных процедур в целях надлежащего исполнения его предписания и достижения результатов антимонопольного контроля, которое предполагалось при вынесении антимонопольным органом решения о признании ответчика нарушившим положения Закона о защите конкуренции.

В связи с чем, суд полагает необходимым (возможным) рекомендовать антимонопольному органу, в целях скорейшего исполнения его предписания, оказать ответчику содействие в разъяснении  способов и вариантов исполнения его предписания о проведении конкурсных процедур при определении подрядчика (при наличии соответствующего обращения ответчика).

Оснований для распределения госпошлины, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 167-169, 176 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

заявление удовлетворить.

Обязать МКУ «Управление организации ритуальных услуг Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» исполнитель предписание по делу №06-161/2018, а именно: провести конкурсные процедуры с целью определения подрядчика по услуге захоронения безродных и невостребованных тел на территории города Казани; направить в Татарстанское УФАС России заверенные надлежащим образом документы, подтверждающие исполнение предписания.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый Арбитражный апелляционный суд в месячный срок.

Судья                                                                                                            И.А. Хафизов