ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-24469/10 от 27.12.2010 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

  Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

Тел. (843) 292-07-57

_________________________________________________________________________

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Казань Дело № А65-24469/2010-СА3-56

Резолютивная часть решения объявлена 27.12.2010 г. Текст решения в полном объеме изготовлен 11.01.2011 г.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе судьи Бредихиной Н.Ю.,

рассмотрев 20.12.2010 г., 27.12.2010 г. в первой инстанции в открытом заседании дело по заявлению Федерального государственного учреждения «Национальный парк «Нижняя Кама», Елабужский район РТ к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РТ, г. Казань о признании незаконным и отмене постановления № 818 от 23.09.2010 г. о назначении административного наказания на юридическое лицо в размере 30 000 руб.

с участием:

от заявителя –ФИО1, доверенность от 06.07.2010 г.

от ответчика – не явился (извещен)

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скрипниковой М.В.,

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное государственное учреждение «Национальный парк «Нижняя Кама», Елабужский район РТ ( далее по тексту – заявитель ,Парк) обратилось с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роприроднадзора) по РТ, г. Казань ( далее по тексту – ответчик) о признании незаконным и отмене постановления № 818 от 23.09.2010 г. о назначении административного наказания на юридическое лицо в размере 30 000 руб.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

В судебном заседании по инициативе суда, в порядке ст. 163 АПК РФ, в связи с повторной неявкой ответчика и непредставлением материалов по делу об административном правонарушении, был объявлен перерыв до 12 час. 000 мин. 27.12.2010 г.

После перерыва судебное заседание продолжено 27.12.2010 г. в 12 час. 00 мин. в том же составе суда, при участии того же представителя заявителя, при ведении протокола тем же лицом.

До начала судебного заседания от ответчика поступили копии материалов по делу об административном правонарушении ( акт проверки, протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление).

Ответчик в судебное заседание после перерыва не явился, явку представителя не обеспечил, отзыв не представил.

Дело подлежит рассмотрению в отсутствие ответчика в порядке ст. 156 АПК РФ.

После перерыва представитель заявителя заявленные требования поддержал по тем же основаниям, пояснил суду, что в настоящее время заявителем получен уточненный регламент, старым регламентом разработка проекта лесов не предусматривалась.

Как установлено судом из материалов дела, ответчиком в период с 06.09.2010 г. по 15.09.2010 г. была проведена плановая выездная проверка заявителя в сфере охраны окружающей природной среды и природопользования.

В ходе данной проверки ответчиком было установлено, что в Парке отсутствует проект освоения лесов, лесная декларация в Минприроды России не направлялась. Таким образом, Парк в 2008-2009 гг. осуществлял использование лесов, расположенных на территории Парка, в отсутствие проекта освоения лесов и лесной декларации, что является нарушением п. 2 ст.26, п.1 ст. 88 Лесного кодекса РФ, приказа Минсельхоза от 08.12.2008 г. № 529 «О лесной декларации», и свидетельствует, по мнению государственного органа, о нарушении установленного режима охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территории государственного национального парка.

Данное нарушение было отражено в акте проверки № 1-НК от 15.09.2010 г.

Помимо этого 15.09.2010 г. был составлен протокол № 309 об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении ответчиком 23.09.2010 г. было вынесено постановление № 818 о назначении административного наказания, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ , в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель оспорил его в судебном порядке. В обоснование заявленных требований заявитель сослался на положения Лесного Кодекса РФ, в соответствии с которыми разработка проекта освоения лесов производится в соответствии с лесохозяйственным Регламентом лесничества, который разрабатывается на основании Положения о ФГУ «Национальный парк «Нижняя Кама».

Данное Положение было разработано заявителем и направлено на рассмотрение в Министерство природных ресурсов России с 19.09.2009 г. и по настоящее время. Без данного документа разработка проекта освоения лесов и лесных деклараций невозможна. Кроме того, заявитель указал на то, что использование лесов лесничества осуществлялось в 2008-2009гг. только в связи с отпуском древесины по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, которые заключались непосредственно Управлением Росприроднадзора по РТ из лесных участков, поврежденных лесных насаждений в порядке проведения санитарно-оздоровительных мероприятий и в соответствии с Лесохозяйственным регламентом, действующим в 2008-2009 гг.

В соответствии с положениями ч. 6 - ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с положениями ст. 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Федеральное государственное учреждение «Национальный парк «Нижняя Кама» является самостоятельным юридическим лицом, образовано в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 20.04.1991 г. № 233, Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 <...> отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения.

В границах Парка функционирует лесничество «Национальный парк «Нижняя Кама», созданное в соответствии с Лесным Кодексом РФ от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ (далее по тексту – Лесной Кодекс), на основании приказа ФГУ «Национальный парк «Нижняя Кама» от 25.03.2008 г. № 31-п в результате упразднения структурных подразделений – Елабужского и Челнинского лесничеств.

Вышеуказанным приказом № 31-п от 25.03.2008г. установлено, что образованное лесничество «Национальный парк «Нижняя Кама» юридическим лицом не является, а использование, охрана, защита и воспроизводство лесов относится к функциям ФГУ «Национальный парк «Нижняя Кама».

Таким образом, доводы заявителя о том, что он не является субъектом вменяемого правонарушения, являются несостоятельными, поскольку в силу действующего законодательства субъектом административного правонарушения является юридическое лицо, а не его структурное подразделение, в данном случае Лесничество, и функции по использованию и охране лесов отнесены именно к заявителю.

Помимо этого, положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не исключают привлечение к административной ответственности за одно деяние, содержащее признаки состава правонарушения, только физического или должностного лица. Соответственно, ссылки заявителя на то, что ответственным лицом в данном случае является только лесничий, также неправомерны.

В качестве нарушения оспариваемым постановлением заявителю вменяется использование лесов, расположенных на территории Парка в отсутствие проекта освоения лесов и лесных деклараций в 2008 -2010 гг.

Согласно положениям ст. 26 Лесного Кодекса лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок заполнения и подачи лесной декларации утвержден Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации N 529 только 8 декабря 2008 г.

Положения ст. 88 Лесного Кодекса предусматривают, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение указанной нормы состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утвержден Приказом Минсельхоза РФ от 08.02.2010 г. № 32.

Так, в соответствии с п.26 Приказа от 8 февраля 2010 г. N 32 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, данных лесоустройства и иных специальных обследований, документов территориального планирования.

Проект освоения лесов составляется только на те виды использования лесов, которые разрешены в соответствии с договором аренды лесного участка или правом постоянного (бессрочного) пользования лесным участком. Разделы проекта освоения лесов (из указанных в главе II настоящего документа), не относящиеся к разрешенному виду использования лесов согласно договору аренды лесного участка или праву постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, не разрабатываются.

Проект освоения лесов разрабатывается на период 10 лет для заготовки древесины и до 10 лет - для остальных видов использования лесов, но не превышающий срок действия соответствующего лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).

При этом, как было указано выше, проект освоения лесов составляется на основании лесохозяйственного регламента лесничества, который, в свою очередь, является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка.

Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 ст.87 Лесного Кодекса РФ.

Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также лесничеств, лесопарков, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, землях, находящихся в муниципальной собственности, утверждаются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления.

Лесохозяйственный регламент также составляется на срок до десяти лет.

В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов России от 16.07.2007 г. № 181 законодательно определены Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, пунктом 4 которого определено, что леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, используются в соответствии с режимом особой охраны особо охраняемой природной территории и целевым назначением земель, определяемыми лесным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и положением о соответствующей особо охраняемой природной территории.

В 2008 году заявителем был разработан Лесохозяйственный регламент, утвержденный начальником Управления особо охраняемых природных территорий и правового обеспечения Министерства природных ресурсов и экологии РФ на основании материалов лесоустройства. Срок действия регламента с 01.01.2008 г. по 01.01.2010 г.

В 2010 г. Парком составлен новый регламент, который направлен для утверждения в Департамент государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России и на момент проверки находился на рассмотрении. До утверждения Регламента заготовка древесины в Парке приостановлена.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

По смыслу данной нормы административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

При этом, суд, рассматривая заявление об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, не должен подменять административный орган в доказывании наличия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, признаков состава административного правонарушения, и при отсутствии соответствующих доказательств в материалах дела самостоятельно устанавливать наличие вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку это выходит за пределы судебных полномочий.

Между тем, в настоящем случае суд считает, что административный орган не представил суду доказательств, подтверждающих наличие вины в действиях заявителя, равно как и доказательств использования лесов.

Исходные документы, необходимые для разработки проекта освоения лесов, в частности, Лесохозяйственный регламент был разработан сроком на 2 года. Однако, данный регламент был разработан не на основании Положения о ФГУ «Национальный парк «Нижняя Кама», как это предусмотрено законодательством, а на основании Программы оптимизации деятельности Национального Парка «Нижняя Кама» как модельного объекта всей системы особо охраняемых природных территорий Республики Татарстан, которая проводилась под контролем МПР России.

По окончании разработки Программы с учетом ее результатов заявителем было разработано уточненное Положение о ФГУ «Национальный парк «Нижняя Кама», которое 19.09.2009 г. было направлено в МПР России для проверки и утверждения, и до момента проверки возвращено заявителю не было.

В отсутствие Положения, в силу требований закона, заявитель не мог разработать Лесохозяйственный регламент, и соответственно проект освоения лесов, и представить лесные декларации.

Кроме того, порядок и состав проекта освоения лесов были разработаны уполномоченным органом исполнительной власти только в феврале 2010 года.

Помимо этого, как следует из Приложения № 1 к акту проверки от 15.09.2010 г. до утверждения нового регламента заготовка древесины в парке приостановлена.

Действующим законодательством на момент проведения проверки сроки предоставления проекта освоения лесов не установлены, срок предоставления лесной декларации определен (Приказ Минсельхоза РФ от 08.12.2008 N529 "О Лесной декларации" )- ежегодно не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока пользования.

Вместе с тем, как было указано выше, ни акт проверки № 1НК, составленный уже после составления протокола об административном правонарушении ( 15.09.2010 г. в 17 час. 10 мин.) , ни протокол об административном правонарушении, ни оспариваемое постановление не содержат сведений, на основании которых можно было бы сделать вывод об использовании лесов заявителем в нарушение требований законодательства в 2008-2010 гг.

Согласно ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При таких обстоятельствах, суд считает, что оспариваемое постановление подлежит отмене, требования заявителя – удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Республики Татарстан,

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявленные требования.

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РТ № 818 от 23.09.2010г. о привлечении Федерального государственного учреждения «Национальный парк «Нижняя Кама», Елабужский район к административной ответственности, предусмотренной ст.8.39 КоАП РФ.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РТ.

Судья Бредихина Н.Ю.