АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 294-60-00
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Казань Дело №А65-24648/2012
Резолютивная часть решения объявлена 30 апреля 2013г.
Текст решения в полном объеме изготовлен 15 мая 2013 г.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Галиуллина Э.Р., рассмотрев 30 апреля 2013г. в первой инстанции в открытом заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества "Водозабор "Мирный", г.Казань к Комитету Республики Татарстан по тарифам, г.Казань об оспаривании постановления № 63/12 от 14.09.2012г.,
с участием:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 01.02.2012г., паспорт;
от ответчика – ФИО2 по доверенности от 26.10.2012г. №41/14-31, служебное удостоверение;
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вафиной А.Р.,
У С Т А Н О В И Л:
Закрытое акционерное общество «Водозабор «Мирный», г. Казань (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному комитету РТ по тарифам (далее– ответчик), об оспаривании постановления № 63/12 от 14.09.2012г.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.01.2013г. в порядке п.1 ч.1 ст. 143 АПК РФ производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу №А65-27929/2012.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.04.2013г. производство по делу №А65-24648/2012 возобновлено.
Представитель заявителя заявленные требования поддержала, просила признать совершенное правонарушение малозначительным, пояснила, что нарушение было устранено до вынесения оспариваемого постановления.
Представитель ответчика требования заявителя не признал.
Как следует из материалов дела, Постановлением по делу об административном правонарушении № 63/12 от 14.09.2012г. заявитель был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 19.8.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 рублей, за нарушение требований пункта 4 Стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии, предусмостренной пунктом 34, подпунктами «а»-«д», «з»-«т» пункта 36, пунктами 41,42 раздела 4, требования пункта 5 и выразившегося в нарушении порядка раскрытия информации.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обжаловал его в судебном порядке, сославшись на малозначительность нарушения.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд пришел к следующему выводу.
Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» предусмотрено, что информация о регулируемых услугах организаций коммунального комплекса, поставляемых (оказываемых) в сфере деятельности естественной монополии, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях. Свободный доступ к информации о регулируемых услугах обеспечивается организациями коммунального комплекса в соответствии со стандартами раскрытия информации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей регулируемых услуг.
Стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 1140 (далее - Стандарты), установлены состав и порядок раскрытия информации организациями коммунального комплекса.
ЗАО «Водозабор «Мирный» осуществляет деятельность в сфере холодного водоснабжения, является организацией коммунального комплекса.
Согласно подпункту «б» пункта 3 Стандартов регулируемыми организациями информация раскрывается путем опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) регулируемой организации, и (или) на официальном сайте в сети Интернет органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления), уполномоченного осуществлять контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации, и (или) на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации.
В ходе осуществления Госкомитетом контроля за соблюдением ЗАО «Водозабор «Мирный» Стандартов раскрытия информации, раскрытие информации в течение 2011-2012 гг. осуществлялось на официальном сайте Госкомитета сети Интернет.
Материалами дела, а именно, актом проверки №30-15/2012, протоколом по делу об административном правонарушении №63/12 от 07.09.2012г., подтверждается и заявителем не оспаривается факт допущенного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.19.8.1 КоАП РФ и выразившегося в следующем:
отсутствует информация, предусмотренная п. 34, подпунктами «а»-«д», «з»-«т» пункта 36, пунктами 41, 42 раздела 4 Стандартов: (в настоящее время утратили силу согласно Постановлению Правительства о стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения от 17.01.2013 г. N 6)
Информация о ценах (тарифах) на регулируемые товары и услуги и надбавках к этим ценам (тарифам) содержит сведения:
а) об утвержденных тарифах на холодную воду;
б) об утвержденных надбавках к ценам (тарифам) на холодную воду для потребителей;
в) об утвержденных надбавках к тарифам регулируемых организаций на холодную воду;
г) об утвержденных тарифах на подключение создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе холодного водоснабжения;
д) об утвержденных тарифах регулируемых организаций на подключение к системе холодного водоснабжения.
Информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности), содержит сведения:
з) об объеме поднятой воды (тыс. куб. м);
и) об объеме покупной воды (тыс. куб. м);
к) об объеме воды, пропущенной через очистные сооружения (тыс. куб. м);
л) об объеме отпущенной потребителям воды, включая объемы, отпущенные по приборам учета и по нормативам потребления (расчетным методом) (тыс. куб. м);
м) о потерях воды в сетях (процентов);
н) о протяженности водопроводных сетей (в однотрубном исчислении) (км);
о) о количестве скважин (штук);
п) о количестве подкачивающих насосных станций (штук);
р) о среднесписочной численности основного производственного персонала (человек);
с) об удельном расходе электроэнергии на подачу воды в сеть (тыс. кВт·ч или тыс. куб. м);
т) о расходе воды на собственные, в том числе хозяйственно-бытовые, нужды (процентов);
Информация об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг, содержит сведения об условиях публичных договоров поставок регулируемых товаров, оказания регулируемых услуг, в том числе договоров на подключение к системе холодного водоснабжения.
Информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к системе холодного водоснабжения, содержит:
а) форму заявки на подключение к системе холодного водоснабжения;
б) перечень и формы документов, представляемых одновременно с заявкой на подключение к системе холодного водоснабжения;
Согласно п. 43 стандартов Информация, указанная в пунктах 34, 41 и 42 настоящего документа, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 дней со дня принятия соответствующего решения об установлении тарифа (надбавки) на очередной период регулирования.
Согласно ч.1 ст. 19.8.1 КоАП РФ непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что тариф на водоснабжение на 2012 год для ЗАО «Водозабор «Мирный» установлен постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 02.08.2012 г. №10-13/жкх, срок раскрытия указанной информации до 01.09.2012г. Указанное постановление было получено заявителем лишь 17.08.2012г., во исполнения Стандарта 03.09.2012г. обратился в ОАО «Татмедиа» с заявкой на оказание информационных услуг по размещению информации о тарифах в газете «Казанские ведомости».
Таким образом, суд приходит к выводу, что нарушения стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии, заявителем были устранены до вынесения оспариваемого постановления от 14.09.2012г.
Суд с учетом характера совершенного административного правонарушения и обстоятельств его совершения, исходя из социальной значимости охраняемых общественных отношений при нарушении валютного законодательства, приходит к выводу о наличии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ по рассматриваемому делу.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции постановления от 20.11.2008 N 60) установлены нормы, конкретизирующие применение положений статьи 2.9 Кодекса, согласно которым при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса учитываются при назначении административного наказания (пункт 18).
Оценив доводы заявителя, приведенные им в обоснование применения положений статьи 2.9 Кодекса, фактические обстоятельства совершения правонарушения, степень общественной опасности конкретного деяния, отсутствие умысла на причинение государству или иным контролирующим органам ущерба, суд делает вывод о том, что действия Общества не могли повлечь существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
Кроме того, суд, принимая указанное решение, учитывает, имеющиеся в материалах дела доказательства, конкретные обстоятельства дела, отсутствие вредных последствий, учитывая, что совершенное обществом правонарушение не представляет существенной угрозы общественной безопасности и охраняемым законом правам и интересам общества и государства, кроме того, суд исходит также из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, должны быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду.
Возможность установления признаков малозначительности правонарушения в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа и применения на этой стадии статьи 2.9 КоАП РФ предусмотрена в статье 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2003 N 116-О, сформулирована правовая позиция, согласно которой, суд с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих обстоятельств, руководствуясь положениями статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с правовой позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 21 Постановления Пленума от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Следовательно, основным критерием, позволяющим квалифицировать правонарушение в качестве малозначительного, является отсутствие существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям.
Согласно п.17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения.
В рассматриваемом случае составлением протокола об административном правонарушении, рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа в размере 100000 рублей будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к ответственности.
Если же малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя и признания действий Общества малозначительными.
Руководствуясь статьями 167-169, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.2.9 КоАП РФ
Р Е Ш И Л :
Заявление удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 14.09.2012г. №63/12 о привлечении Закрытого акционерного общества «Водозабор «Мирный», г.Казань к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 19.8.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб., в связи с малозначительностью в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, ограничившись в адрес Закрытого акционерного общества "Водозабор "Мирный", г.Казань устным замечанием.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РТ.
Судья Галиуллин Э.Р.