АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 292-17-60, 292-07-57
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Казань Дело № А65-25364/2010-СА3-43
«13» декабря 2010 г.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Хамитова З.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Давлетшиной А.Ф.,
рассмотрев 6,13 декабря 2010 г. в первой инстанции в открытом судебном заседании дело позаявлению Общества с ограниченной ответственностью «Нэргис», г.Казань, РТ (далее-заявитель) с требованием отменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу, г.Нижний Новгород, РТ (далее-ответчик, МРУ Росфинмониторинга по ПФО) №04-10/102 от 22.04.2010 г., производство по делу об административном правонарушении прекратить,
с участием:
от заявителя – (извещен) не явились
от ответчика – (извещен) не явились
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратился в арбитражный суд с требованием отменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу, г.Нижний Новгород, РТ (далее-ответчик, МРУ Росфинмониторинга по ПФО) №04-10/102 от 22.04.2010 г., производство по делу об административном правонарушении прекратить.
В судебном заседании 06.12.2010 г. был объявлен перерыв до 10 час. 30 мин. 13.12.2010 г.
Стороны в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Ответчик ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке ст.156 АПК РФ.
Из материалов дела представленных в суд, следует, что ООО «Нэргис» не были предприняты необходимые меры по соблюдению законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля.
В результате проверки, проведенной прокуратурой Кировского района г.Казани, установлено, что в помещении, расположенном по адресу: РТ, <...> осуществляет деятельность Лотерейный клуб, принадлежащий ООО «Нэргис», о чем свидетельствует: 1) операторский договор от 30.11.2009 №40/ОП с ООО «Нептун», согласно которому ООО «Нэргис» наделено полномочиями осуществлять проведение Стимулирующей лотереи; 2) субагентский договор от 30.11.2009 № 40 с ООО «Ирвис»; 3) договор субаренды недвижимого имущества от 25.11.2009 №б/н, а также иные документы и информация, имеющиеся в материалах дела об административном правонарушении.
Прокуратурой Кировского района г.Казани в ходе проверки установлено, что ООО «Нэргис» зарегистрировано 25.11.2009, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии 16 № 005746491, с указанной даты у ООО «Нэргис» возникла обязанность разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления и представить указанные правила на согласование в Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу.
Однако, на момент проведения проверки прокуратурой Кировского района г.Казани ООО «Нэргис» правила внутреннего контроля не разработало и не представило указанные правила на согласование в Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу. Таким образом, в действиях ООО «Нэргис» прокуратурой Кировского района г.Казани усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ.
Следовательно, ООО «Нэргис» были нарушены требования законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.27 КоАП РФ.
По факту выявленного административного правонарушения 27.02.2010 г. заместителем прокурора Кировского района г.Казани возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО «Нэргис» по ст.15.27 КоАП РФ, а материалы проверки направлены в адрес ответчика.
По результатам проверки административным органом было вынесено постановление №04-10/102 от 22.04.2010 г. о назначении административного наказания по ст.15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Заявитель не согласился с вынесенным постановлением и обратился в суд с требованием его отменить.
Исследовав материалы дела и доводы сторон, суд приходит к выводу, что в удовлетворении требований заявителя следует отказать, по следующим основаниям.
Согласно статьи 15.27 КоАП РФ, неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ, является установленный Законом от 07.08.2001 N 155-ФЗ порядок контроля финансирования, хранения и предоставления информации, подлежащих контролю (внешнему и внутреннему) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
Статьей 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение организацией требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля.
В соответствии со ст.З Федерального закона № 115-ФЗ, внутренний контроль -деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Согласно ст.4 Федерального закона №115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: обязательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
Под организацией внутреннего контроля следует понимать совокупность принимаемых организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, направленных на создание системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которая позволила бы выявлять операции, подлежащие обязательному контролю, а также иные операции с денежными средствами или иным имуществом, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также своевременно представлять о таких операциях информацию в уполномоченный орган.
В соответствии со ст.7 Федерального закона №115-ФЗ организации обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, вставать на учет в уполномоченном органе (п.9 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ), идентифицировать клиентов организации в соответствии с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, с целью последующего приостановления операций с участием этих лиц (п.10 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ); разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях (п.2 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ).
Прокуратурой Кировского района г.Казани установлено, что ООО «Нэргис» ,осуществляющее проведение стимулирующей лотереи не исполнило обязанность по разработке, утверждению и направлению на согласование в уполномоченный орган правил внутреннего -- контроля, о чем вынесено Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 27.02.2010.
Данный факт также подтверждается материалами дела и не оспаривается законным представителем ООО «Нэргис» директором ФИО1 (объяснения от 27.02.2010, согласно которым он признает, что ООО «Нэргис» проводит стимулирующую лотерею).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.01.2003 № 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителем организации в течение 1 месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке, для иных организаций - со дня вступления в силу указанного Постановления. Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае его отсутствия - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.
Государственная регистрация ООО «Нэргис» была осуществлена 25.11.2009 в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Республике Татарстан (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 16 № 005746491).
Таким образом, правила внутреннего контроля в ООО «Нэргис» должны были быть разработаны и утверждены руководителем не позднее 25.12.2009 и направлены на согласование в МРУ Росфинмониторинга по ПФО не позднее 31.12.2009.
Прокуратурой Кировского района г.Казани установлено, что в нарушение вышеуказанной нормы правила внутреннего контроля в ООО «Нэргис» на момент проверки и возбуждения дела об административном правонарушении не были разработаны, утверждены и направлены на согласование в Федеральную службу по финансовому мониторингу.
На момент рассмотрения дела, правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от ООО «Нэргис» в МРУ Росфинмониторинга по ПФО не поступили. Следовательно, в ООО «Нэргис» внутренний контроль не организован. Кроме того, в постановлении прокуратуры Кировского района г.Казани указано, что ООО «Нэргис» на учете в МРУ Росфинмониторинга по ПФО не состоит, что подтверждается объяснениями законного представителя ООО «Нэргис» директора ФИО1 от 27.02.2010.
В соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона № 115-ФЗ на организации,
осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом возложена
обязанность по представлению информации в уполномоченный орган по операциям, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
Федеральной службой по финансовому мониторингу предоставляется доступ к «Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности» при постановке организации на учет в Росфинмониторинге.
Таким образом, в отсутствии постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу, в ООО «Нэргис» отсутствует возможность выявления операций, подлежащих обязательному контролю, поименованных в п.2 ст.6 Федерального закона № 115-ФЗ, а также последующее исполнение п. 10 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ в части приостановления таких операций.
Следовательно, внутренних организационных мер в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в ООО «Нэргис» не предпринято.
Суд отклоняет доводы заявителя изложенные в заявлении по следующим основаниям.
Заявитель указывает, что административный орган нарушил процессуальные права лица, привлекаемого к административной ответственности.
Однако, постановление о возбуждении административного дела и другие материалы дела были получены административным органом, правомочным рассматривать дело об административном правонарушении, 22.03.2010, что подтверждается соответствующей отметкой на сопроводительном письме (вх.от 22.03.2010 № 1942, лист 1 материалов административного дела).
Руководствуясь п.п.1 п.1 ст.29.4 КоАП РФ МРУ Росфинмониторинга по ПФО 25.03.2010 было вынесено определение о назначении на 05.04.2010 в 11-30 рассмотрения дела об административном правонарушении № 04-10/102 в отношении ООО «Нэргис».
С целью уведомления лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, как по адресу регистрации директора ООО «Нэргис» ФИО1 так и по юридическому адресу ООО «Нэргис» 25.03.2010 были направлены телеграммы № 171тлг о месте и времени рассмотрении дела об административном правонарушении по ст. 15.27 КоАП РФ № 04-10/102. Данная телеграмма, направленная в адрес Общества: <...> не доставлена по причине: «руководитель отсутствует, оставлено извещение» (уведомление № 104/58305 29 27/3 1255), по месту регистрации директора ООО «Нэргис» ФИО1: г.Казань, <...>, кВ.81 по причине отсутствия адресата по месту регистрации телеграмма не доставлена.
29.03.2010 МРУ Росфинмониторинга по ПФО повторно адресу регистрации директора ООО «Нэргис» ФИО1 и лотерейного клуба ООО «Нэргис» (обособленного подразделения Общества) по адресу: <...> направлена телеграмма №179 тл о месте и времени рассмотрении дела об административном правонарушении по ст. 15.27 КоАП РФ № 04-10/102 05 апреля 2010 года в 12 часов 00 минут. Данная телеграмма, направленная в обособленное подразделение Общества не доставлена по причине: «такого учреждения нет» (уведомление 39/60705 28 29/3 1620), по месту регистрации директора ООО «Нэргис» ФИО1 телеграмма не доставлена по причине: «квартира закрыта адресат по извещению за телеграммой не является» (уведомление 39/64305 34 31/3 1315).
В назначенное время 05.04.2010 в 12 час. 00 мин. законный представитель Общества, либо представитель по доверенности на рассмотрение дела об административном правонарушении не явились, иных документов, свидетельствующих об уведомлении лица в материалах дела по состоянию на 12 ч. 00 мин. 05.04.2010 в материалах дела не имелось.
На основании изложенного МРУ Росфинмониторинга по ПФО перенесло срок рассмотрения дела об административном правонарушении на 22 апреля 2010 года на 10-00, о чем свидетельствует вынесенное определение от 05.04.2010.
С целью уведомления лица о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, по юридическому адресу ООО «Нэргис», а также в адрес места регистрации директора ООО «Нэргис» ФИО1, направлена телеграмма от 09.04.2010 №232 тлг. Указанная телеграмма, направленная в адрес Общества не доставлена по причине: «директор отсутствует, оставлено извещение» (уведомление № 104/31305 29 14/4 0914), по месту регистрации директора ООО «Нэргис» ФИО1 телеграмма не доставлена по причине: «квартира закрыта адресат по извещению за телеграммой не является» (уведомление № 39/23905 38 14/4 0950).
В целях соблюдения прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, МРУ Росфинмониторинга по ПФО обратилось за помощью в извещении законного представителя ООО «Нэргис» - директора ФИО1 о месте и времени рассмотрения административного дела № 04-10/102 на 22.04.2010 на 10-00, в прокуратуру Кировского района г.Казани (исх.от 08.04.2010 № 04-07/1118).
12.04.2010 в адрес МРУ Росфинмониторинга по ПФО поступило письмо прокуратуры Кировского района г.Казани от 12.04.2010 № 13-А о том, что директор ООО «Нэргис» ФИО1 лично уведомлен о рассмотрении административного дела №04-10/102, назначенного на 22.04.2010 на 10-00, о чем свидетельствует объяснение ФИО1, представленное в Прокуратуру Кировского района г.Казани.
Неявка директора ООО «Нэргис» ФИО1 или представителя по доверенности на рассмотрение дела не свидетельствует о нарушении предоставленных ему гарантий защиты и не может служить препятствием для рассмотрения дела по существу.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что принятые административным органом действия свидетельствовали о принятии достаточных мер по надлежащему уведомлению лица о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении и предоставления ему возможности реализовать права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, руководствуясь п.4 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ, МРУ Росфинмониторинга по ПФО приняло обоснованное решение о рассмотрении дела в отсутствие лица.
Таким образом, административным органом соблюдены все процессуальные права привлекаемого лица, которые подтверждаются материалами административного дела.
Довод Заявителя о том, что административным органом нарушена ч.1 ст.29.10 КоАП РФ является несостоятельным и противоречащим фактическим обстоятельствам дела.
Согласно ч.1 ст.29.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе, срок и порядок обжалования постановления.
Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении установлен ст.30.3 КоАП РФ, а порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении - ст.30.1 КоАП РФ.
Таким образом, руководствуясь ч.1 ст.29.10, п.З ч.1 ст.30.1 КоАП РФ на стр.6 постановления о назначении административного наказания от 22.04.2010 № 04-10/102 указано, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст. ст. 25.1, 25.3 - 25.5 КоАП РФ, вышестоящему должностному лицу - руководителю МРУ Росфинмониторинга по ПФО, в вышестоящий орган, находящийся по адресу: 107450, <...>, либо в судебном порядке на основании ст.30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Также, в соответствии с ч.1 ст.30.3 КоАП РФ в постановлении указано, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Таким образом, административным органом при вынесении постановления о назначении административного наказания, учтены все требования, предъявляемые ст.29.10 КоАП РФ.
Довод Заявителя о том, что месячный срок для утверждения правил внутреннего контроля ООО «Нэргис» истекает в иные сроки, нежели установлено административным органом, поскольку на момент государственной регистрации, как юридического лица, Общество деятельность не осуществляло, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
Федеральный закон №115-ФЗ имеет своей целью защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового рычага противодействия экономическим преступлениям.
Основополагающим механизмом, направленным на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, является требование по осуществлению процедур внутреннего контроля.
Однако осуществлению внутреннего контроля должна предшествовать его организация, включающая в себя постановку на учет в уполномоченном органе, разработку и согласование правил внутреннего контроля, назначение специального должностного лица, ответственного за их соблюдение, соответствующего установленным законодательствам квалификационным требованиям, а также принятие иных внутренних организационных мер в установленных целях.
Таким образом, к началу фактического осуществления организацией деятельности должны быть созданы все условия для работы по линии противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Кроме того, из анализа правового и буквального содержания п.2 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 08.01.2003 № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» усматривается, что обязанность по разработке, согласованию правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также по принятию внутренних организационных мер не связана с наличием обязательного условия фактического осуществления организацией деятельности. Законодатель обязывает организации, поименованные в ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ, предпринимать меры по организации внутреннего контроля до начала фактического осуществления организацией деятельности.
По смыслу закона, создаваемые организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны разработать и утвердить правила внутреннего контроля в течение 1 месяца со дня их государственной регистрации, законодательство Российской Федерации не связывает указанные сроки с моментом начала фактического осуществления деятельности.
Под организацией внутреннего контроля следует понимать своевременное и точное исполнение определенных требований, установленных различными нормативными актами, регулирующими вопросы соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предшествующие осуществлению соблюдения самого внутреннего контроля.
В противном случае, Общество не сможет реализовывать требования действующего законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Кроме того, отсутствие созданной системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и работы с момента государственной регистрации Общества без разработанных и согласованных правил внутреннего контроля влечет за собой повышенные риски легализации преступных доходов, и финансирования терроризма, что недопустимо, т.к. ставится под угрозу основная цель Федерального закона - противодействие совершению подобных преступлений и обеспечение безопасности граждан.
Факт неисполнения ООО «Нэргис» требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также общественная опасность данного деяния установлены, доказаны и подтверждены материалами дела, а именно: ООО «Нэргис» в установленные законодательством сроки не создана эффективная система, направленная на противодействие таким общественно опасным преступлениям, как «легализация преступных доходов» и «финансирование терроризма».
То обстоятельство, что до настоящего времени правила внутреннего контроля ООО «Нэргис» на согласование в МРУ Росфинмониторинга по ПФО не представлены, т.е. Общество продолжает осуществлять деятельность в отсутствие организации внутреннего контроля, свидетельствует о существенной угрозе охраняемым отношениям и жизни людей.
Довод заявителя, о том, что ООО «Нэргис» не может быть привлечено к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ поскольку не является субъектом данного административного правонарушения, также отклоняется судом в силу следующего.
Статьей 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
Субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ, являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, исчерпывающий перечень которых приведен в ст.5 Федерального закона №115-ФЗ, и их должностные лица.
В целях Федерального закона № 115-ФЗ, к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся также юридические лица, организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, которые, в соответствии со статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ обязаны принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Таким образом, на законодательном уровне данный перечень является исчерпывающим и в соответствии со ст.5 Федерального закона № 115-ФЗ включает в себя деятельность следующих организаций: организации, организующие лотереи; организации, проводящие лотереи; организации, содержащие тотализаторы (взаимное пари); организации, содержащие букмекерские конторы (взаимное пари); организации, организующие и проводящие иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.
При возбуждении дела об административном правонарушении и вынесении постановления о назначении административного наказания, субъектность Общества была установлена в виде организации, проводящей лотереи.
Законодатель отнес к субъектам применения норм Федерального закона организации как организующие, так и проводящие любые лотереи и Федеральный закон не делает исключения для одного или другого вида проводимых лотерей.
Основным нормативно-правовым актом, который регулирует правовую основу отношений, возникающих в сфере организации и проведения лотерей, является Федеральный закон № 138-ФЗ «О лотереях» (далее - Федеральный закон № 138-ФЗ).
Лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея), относится к одному из видов лотерей, установленных ст.З Федерального закона №138-ФЗ.
Таким образом, ООО «Нэргис», проводя один из видов лотерей, в целях Федерального закона № 115-ФЗ, относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся юридические лица организующие и проводящие стимулирующие лотереи.
Лингвистическая конструкция абзаца 8 ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ предполагает отнесение определения «иные основанные на риске игры» только к дополнению «игры», тогда как «лотереи» и «тотализаторы» специально выделены законодателем в тексте.
Суд отклоняет доводы заявителя о том, что стимулирующую лотерею нельзя признать основанной на риске игрой ввиду того, что участник стимулирующей лотереи нечем не рискует, не оплачивая стоимости своего участия в игре.
В соответствии с Федеральным законом №138-Ф3 стимулирующая лотерея - это лотерея, то есть игра, основанная на риске (так как выигрыш в ней является случайным и ничем не обусловлен), право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.
Согласно гл.58 ГК РФ в понятие игра, вкладывается организация лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр.
Признаком любой игры, в т.ч. лотереи, является взаимный риск, зависимость результата от наступления или ненаступления случайного события и иногда дополнительно зависимость от способностей участников.
Договор стимулирующей лотереи является условной сделкой под отлагательным условием: в случае выигрыша возникает право участника на выплату (получение) выигрыша, при невыпадении выигрыша договор прекращается.
Невозможно стать участником стимулирующей лотереи без приобретения товара или услуги на определенную сумму.
Встречное предоставление от организатора/оператора производится в форме организации и проведения розыгрыша.
Выигравший участник дополнительно получает от организатора оператора лотереи предоставление имущественного характера в виде выигрыша. Таким образом, оговоренная в условиях лотереи цена приобретаемого участником игры товара (услуги) и есть лотерейная ставка.
Кроме того, в условиях проведения стимулирующей лотереи, имеющихся в материалах дела п.3.3 указано, что «розыгрыш призов осуществляется на лотерейном оборудовании - лотерейных аппаратах..., которое путем случайности определяет победителя».
Указанное условия также свидетельствует, что выигрыш в указанной игре основан на риске.
Согласно ст.2 Федерального закона №138-Ф3 проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя: заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
Исходя из имеющихся материалов административного дела установлено, что ООО «Нэргис» заключен операторский договор с 000 «Нептун» от 30.11.2009 №40/ОП, согласно п. 1.1 которого ООО «Нэргис» наделен полномочиями на проведение стимулирующей лотереи, на выплату призового фонда стимулирующей лотереи.
Кроме того, согласно п.2.1.1 договора ООО «Нэргис» обязано разыграть призовой фонд стимулирующей лотереи, выдать выигрыши выигравшим участникам, согласно п.2.1.6 осуществлять от своего имени реализацию продукции участникам лотереи.
Розыгрыш призов согласно условиям указанного договора осуществляется с использованием лотерейного оборудования.
Согласно условиям проведения стимулирующей лотереи, представленной в ФНС России согласно письму от 05.03.2009 №04/03-09, для того чтобы принять участие в лотерее, необходимо приобрести товар в местах продажи ООО «Нэргис», предъявить кассовый чек, узнать свой идентификационный номер.
Таким образом, кассовый чек, выдаваемый при реализации продукции ООО «Нэргис» является документом, удостоверяющим право на участие в лотерее и служащий для оформления договорных отношений организатора лотереи с участником лотереи, следовательно, является своеобразной разновидностью лотерейного билета в терминологии Федерального закона «О лотереях».
Факт административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказан и подтвержден материалами дела, заявителю назначен минимальный штраф.
Основания для признания административного правонарушения малозначительным у суда отсутствуют.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 15.27 КоАП РФ, посягает на установленный порядок противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Принимая во внимание состав правонарушения, а также установленные фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Совокупность всех этих нарушений, их количество и разнородность не позволяют суду расценить их малозначительными и освободить от административной ответственности, размер штрафа назначен минимальный.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в удовлетворении требований заявителя следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 АПК РФ Арбитражный суд Республики Татарстан,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований заявителя отказать.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РТ в течение десяти дней со дня принятия.
Судья З.Н. Хамитов