ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-25773/07 от 26.11.2007 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Кремль, корп.1 под.2,  г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: arbitr@kzn.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 292-17-60, 292-07-57

=====================================================================

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Казань                                                                           Дело № А65-25773/2007-СА3-48

«26» ноября  2007 г.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе  председательствующего судьи Хабибуллина Р.Ф.,

рассмотрев  26.11.07 г. в первой инстанции в открытом заседании дело по заявлению  Управления государственного  автодорожного  надзора  по Республике  Татарстан  Федеральной  службы по надзору в сфере транспорта  г. Казань к Индивидуальному  предпринимателю Гайфутдинову  Марсу Мансуровичу, г. Казань о привлечении к административной  ответственности,  предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ

с участием:

от заявителя – Ямбаева Д.Н., доверенность от 04.06.07 г. № 01-12/1384

от ответчика –не явился ( извещен)        

при ведении протокола судебного заседания судьей Хабибуллиным Р.Ф.,

У С Т А Н О В И Л:

Управление государственного  автодорожного  надзора  по Республике  Татарстан  Федеральной  службы по надзору в сфере транспорта , г. Казань  
( далее по тексту – административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением к  Индивидуальному  предпринимателю Гайфутдинову  Марсу  Мансуровичу, г. Казань
 ( далее по тексту – ответчик)   о привлечении к административной  ответственности,  предусмотренной  ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Ответчик в судебное заседание не явился, надлежащим образом о времени и месте судебного  разбирательства извещен.

В судебном заседании представитель административного органа требования  поддержала по основаниям,  указанным в заявлении.

Исследовав материалы дела, суд  пришел к следующему выводу.

Как  установлено из представленных документов, административным органом  04.10.2007 г.  был составлен  протокол № 000593 об административном правонарушении в отношении Гайфутдинова  Марса  Мансуровича  за  нарушение условий, предусмотренных  специальным разрешением ( лицензией), а именно п. 4 а, б, в, г Положения «О лицензировании  перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным  для  перевозок более 8 человек…», утв. Постановлением  Правительства от 30.10.06 г. № 637.

Как установлено  административным органом в ходе проверки, ответчик не прошел в установленном порядке аттестацию  на право занимать соответствующую должность,  перевозка пассажиров по  регулярному  автобусному  маршруту  общего пользования  горда  Казань № 117 «ул.Сахарова – ЦУМ» на автобусе  модели  ПАЗ 320530  государственный регистрационной  номер  АМ 571/16 RUS осуществлялась  транспортным средством, по своему назначению не соответствующим требованиям вида перевозки,  перевозка пассажиров осуществляется  без согласованного графика (расписания) движения автобусов с Исполнительным  комитетом  г. Казани, кроме того,   ответчиком не исполнена  обязанность  перевозчика  оценивать  соответствие  дорожных условий  на  маршрутах  работы  подвижного состава  установленным  требованиям безопасности   движения, не реже 2-х раз в  год, в отсутствие  решения  о продолжении  эксплуатации маршрута  по результату обследования автобусных маршрутов. Более того, у  ответчика  отсутствует договор  на проведение   предрейсового   медицинского осмотра.

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции от 31.12.2005) лицензия - это специальное разрешение, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий.

Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным законом установлена ответственность.

Применительно к лицензируемым видам деятельности правила, указанные в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, определяются требованиями и условиями лицензирования, установленными конкретными положениями о лицензировании, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации.

Неисполнение, ненадлежащее исполнение лицензиатом требований и условий лицензирования квалифицируются в качестве административного правонарушения в случаях, если ответственность за нарушение указанных требований и условий установлена КоАП РФ.

В силу подпункта 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (несвязанная с обеспечением собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

В соответствии с п. 4 г Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (утв. постановлением Правительства РФ от 30 октября 2006 г. N 637) к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров относится, в том числе, наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

Согласно пункту 2.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 N 27, в целях обеспечения безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров, на должности исполнительных руководителей и специалистов назначаются лица, прошедшие специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами. Лица, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, периодически должны проходить аттестацию на право занятия этих должностей.

В соответствии с п. 2 Положения о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов (с изменениями от 27 октября 1995 г., 11 мая 2000 г.), утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11.03.1994 N 13/11 аттестация исполнительных руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов (в дальнейшем - организации), согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации, указанных в Приложении № 1 к указанному выше Положению.

Согласно Приложения N 1 к Положению о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, дан перечень должностей исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности на автомобильном транспорте.

Как следует из материалов проверки, ответчик не аттестован на право занятия  должности, связанной с обеспечением  безопасности дорожного движения.

Согласно п. 4 а Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (утв. постановлением Правительства РФ от 30 октября 2006 г. N 637) к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров относится наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении.

В соответствии с  п. 5.2.4. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министра транспорта РФ от 08.01.1997 N 2,  владельцы автобусов обязаны: выбирать тип и марку автобусов в зависимости от вида перевозок с учетом дорожных и погодно-климатических условий, устанавливать графики выпуска автобусов на линию с учетом изменения пассажиропотоков по дням недели и часам суток в целях обеспечения перевозок пассажиров без нарушения норм вместимости.

Как установлено по материалам проверки ответчиком  осуществлялась  перевозка пассажиров по  регулярному  автобусному  маршруту  общего пользования   города  Казань № 117 «ул.Сахарова – ЦУМ» на  автобусе модели ПАЗ 320530, государственный регистрационный  номер АМ 571/16 RUS,  однако, данное  транспортное  средство по  своему  назначению  предназначено  для перевозки в  междугороднем сообщении и  не могут использоваться для маршрутных перевозок в силу своих специфичных конструктивных особенностей не предназначены для  перевозок  общего пользования.

 Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27 утверждено Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, устанавливающее основные задачи и требования к организации по обеспечению безопасности дорожного движения, профессиональной надежности водительского состава, эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии и обеспечении безопасных условий перевозок пассажиров и грузов при организации перевозочного процесса.

Согласно пунктам 2.1, 5.4 названного Положения, обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в частности, в обеспечении водителей необходимыми путевыми документами, в том числе графиками движения установленной формы. При этом в силу пункта 5.7.4 Положения каждый водитель, выполняющий городские, пригородные, междугородные и туристские рейсы с пассажирами, должен быть обеспечен графиком движения на маршруте с указанием времени прохождения остановок, населенных пунктов и других ориентиров, схемой маршрутов с указанием опасных участков.

Аналогичная обязанность предусмотрена в Положении об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденном Приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 N 2, согласно которому владелец автобуса обязан обеспечить водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути, составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков, а также разрабатывать графики (расписания) движения - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами, что является неотъемлемой частью организации перевозочного процесса, обеспечивающего безопасные условия перевозок пассажиров.

 При этом, в силу статьи 21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

В статье 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ предусмотрено, что организация пассажирских перевозок является предметом ведения органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 72 Закона РФ от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) к полномочиям городской администрации в области транспорта относится осуществление контроля за работой транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, а также утверждение маршрутов и графиков движения местного транспорта. Последнее в равной степени относится и к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим указанный вид деятельности, что согласуется с принципом равных условий деятельности для всех хозяйствующих субъектов, установленным Конституцией Российской Федерации.

В соответствии с п. 5.2. Положения о обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (утв. приказом Минтранса РФ от 8 января 1997 г. N 2)
(с изменениями от 18 июля 2000 г.) владельцы автобусов обязаны составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков. При этом  результаты  обследования  автобусных  маршрутов оформляются  актом, которые  передаются в соответствующие   органы   исполнительной   власти,  утвердившие состав комиссии по обследованию  автобусных маршрутов, для  решения вопроса об открытии  или продолжении эксплуатации  маршрута, а также о  временном   прекращении   автобусного движения   на этих  маршрутах или закрытии маршрута.

Заявителем  установлено, что ответчиком  осуществлялись  пассажирские перевозки без согласованного графика ( расписания) движения  автобуса с  Исполнительным  комитетом  г. Казани, и без решения Исполнительного комитета города  Казань о  возможности продолжать  эксплуатацию названных маршрутов, принятого по   результату  оценки  дорожных  условий  на весенне-летний  период 2007 года и   осенне-зимний   период  по 2007-2008 годов.

В порядке ст. 18 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техобслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны иметь сертификат соответствия на выполнение этих работ и услуг.

В соответствии со ст. 20 Закона N 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.

В статье 23 Закона N 196-ФЗ указано, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в том числе в проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.

Аналогичное требование содержится в пункте 2.3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, и установлено, что медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Ответчиком  не был заключен  договор  на проведение  предрейсового  медицинского осмотра.

Из материалов дела  следует, что   предрейсовый   медицинский  осмотр  водителей  перед  выездом  на  линию проводится  Махмудовой Р.А., без договора  на проведение  предрейсового  медицинского осмотра с ответчиком.

Махмудова Р.А. является  работником  Городской больницы № 3, с которой  также  не  заключен  договор   об оказании   предрейсового  медицинского  осмотра водителей.

Соответственно,  предрейсовый  мединский  осмотр  водителей  проводится  без работников  органов  здравоохранения.

Согласно ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ  осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Поскольку факт правонарушения, совершенного лицом, привлекаемым к административной ответственности, непринятие им всех зависящих от него мер по соблюдению положений действующего законодательства, то есть ненадлежащего исполнения своих обязанностей, доказаны материалами административного дела, и  признаны  лицом,  привлекаемым к административной ответственности в полном объеме,  суд приходит к выводу, что в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, присутствует состав правонарушения, предусмотренный  ч. 3 ст. 14.1  КоАП РФ, в связи с  чем  правомерным является назначение  административного наказания  в виде  штрафа в размере  3000 руб.

Руководствуясь статьями 4.4 КоАП РФ, 167-170, 202-206 Арбитражного кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,

Р Е Ш И Л :

Заявление  удовлетворить.

Привлечь Индивидуального предпринимателя  Гайфутдинова Марса  Мансуровича, 12.04.1970 г. рождения, проживающего по адресу: г. Казань, ул. Залесная, д. 2а, кв. 200,  место   регистрации: г. Казань, ул. Энергетиков, зарегистрированного за основным государственным  регистрационным номером 304165816200026,  к административной ответственности по части 3 статьи 14.1. КоАП РФ с наложением административного штрафа  в  размере  3000 ( три тысячи) рублей.

Реквизиты для оплаты штрафа:

УФК по РТ ( УГАДН по РТ ФСНСТ)

Учреждение банка – ГРКЦ НБ РТ г. Казань

ИНН/КПП 1660050384/166001001,

Счет получателя 40101810800000010001

БИК 049205001

Вид платежа 10611690040040000140

ОКАТО 92401367000

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РТ.

Судья                                                                                        Хабибуллин  Р.Ф.