ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-26171/2021 от 20.01.2022 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 533-50-00

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Казань                                                                                                      Дело № А65-26171/2021

Дата принятия решения –   января 2022 года .

Дата объявления резолютивной части –  20 января 2022 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе  председательствующего судьи Абдрахманова И.И. , при ведении протокола судебного заседания секретарем Головановой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление

Кредитного потребительского кооператива "Приволжский Фонд Сбережений", г.Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице конкурсного управляющего ФИО1

к  Центральному банку Российской Федерации в лице Отделения - Национального Банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации, г.Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об отмене постановления Отделения – Национального банка по РТ Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ № 21-6342/3110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № ТУ-92-ЮЛ-21-6342 от 08.10.2021 и прекращении производства по делу об административном правонарушении,

о признании  не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права и свободы, законные интересы заявителя Представление Отделения - Национального Банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации от 08.10.2021г. №ТУ-92-ЮЛ-21-6342/3130-1,

об обязании Отделение - Национального Банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации отменить представление от 08.10.2021г. №ТУ-92-ЮЛ-21-6342/3130-1.

с участием:

от заявителя – ФИО2, представитель, по доверенности от 01.06.2021г.

от ответчика – ФИО3, представитель, по доверенности от 16.07.2021г., ФИО4, представитель, по доверенности от 16.07.2021г.

                                                            УСТАНОВИЛ:

Кредитный потребительский кооператив "Приволжский Фонд Сбережений", г.Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице конкурсного управляющего ФИО1 (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к  Центральному банку Российской Федерации в лице Отделения - Национального Банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации, г.Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее – ответчик) об отмене постановления Отделения – Национального банка по РТ Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ № 21-6342/3110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № ТУ-92-ЮЛ-21-6342 от 08.10.2021 и прекращении производства по делу об административном правонарушении;   о признании  не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права и свободы, законные интересы заявителя Представление Отделения - Национального Банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации от 08.10.2021г. №ТУ-92-ЮЛ-21-6342/3130-1;  об обязании Отделение - Национального Банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации отменить представление от 08.10.2021г. №ТУ-92-ЮЛ-21-6342/3130-1.

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.12.2021г.требования заявителя, предъявленные по двум делам: №А65-26171/2021 и №А65-27915/2021 в порядке ст.130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объединены в одно производство с присвоением единого номера дела №А65-26171/2021.

Представитель заявителя заявленные требования поддержал в полном объеме, даны пояснения.

Представители ответчика заявленные требования не признали по изложенным в отзывах основаниям, даны пояснения.

Судом установлено следующее.

В соответствии с положениями части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Из материалов административного дела следует, что постановлением № 21-6342/3110 от 08.10.2021г., вынесенным по административному делу № ТУ-92-ЮЛ-21-6342 Кредитный потребительский кооператив «Приволжский фонд сбережений» был привлечен к административной ответственности в связи с невыполнением в установленный срок предписания Банка России от 26.07.2021г. № Т128-99-2/19334 по части 9.1 статьи 19.5 КоАП РФ и ему назначен штраф в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

По итогам рассмотрения административного дела № ТУ-92-ЮЛ-21-6342 Кредитному потребительскому кооперативу «Приволжский фонд сбережений» было вынесено представление № ТУ-92-ЮЛ-21-6342/3130-1 от 08.10.2021г. об устранении причин и условий,способствовавших совершению административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ) Банк России осуществляет контроль и надзор за соблюдением кредитными потребительскими кооперативами требований Федерального закона № 190-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России с учётом особенностей, установленных статьёй 35 Федерального закона  № 190-ФЗ.

В отношении кредитных потребительских кооперативов Банк России вправе:

- проводить проверки соблюдения установленных финансовых нормативов и соответствия деятельности кредитного потребительского кооператива Федеральному закону № 190-ФЗ, другим федеральным законам, нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным актам Банка России в порядке, установленном Банком России (пункт 4 части 3     статьи 5 Федерального закона № 190-ФЗ);

- направлять кредитным потребительским кооперативам, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивать у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном Банком России (пункт 6 части 3 статьи 5 Федерального закона № 190-ФЗ).

Согласно пункту 12 части 1 статьи 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Федеральный закон № 86-ФЗ) некредитными финансовыми организациями являются, в том числе кредитные потребительские кооперативы.

Банк России устанавливает обязательные для некредитных финансовых организаций сроки и порядок составления и представления отчётности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами (статья 76.6 Федерального закона № 86-ФЗ).

Согласно пункту 1.2 части 2 статьи 5 Федерального закона № 190-ФЗ Банк России устанавливает формы, сроки и порядок составления и представления отчётности и иных документов и информации, предусмотренных частью 3 статьи 28 и пунктом 8 части 6 статьи 35 Федерального закона № 190-ФЗ, необходимые для осуществления контроля и надзора за деятельностью кредитных потребительских кооперативов.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона № 190-ФЗ кредитные потребительские кооперативы, общее число членов которых превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, кредитные потребительские кооперативы второго уровня, а также кредитные потребительские кооперативы, не вступившие в члены саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные потребительские кооперативы, обязаны составлять и представлять в Банк России отчётность и иные документы и информацию, установленные Федеральным законом № 190-ФЗ, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России.

С 21.06.2021г. формы, сроки и порядок составления и представления в Банк России отчёта о деятельности кредитного потребительского кооператива и отчёта о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива установлены Указанием Банка России от 02.02.2021 № 5722-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчётности и иных документов и информации кредитных потребительских кооперативов» (далее – Указание № 5722-У).

В соответствии с пунктом 1 Указания № 5722-У отчёт о деятельности кредитного потребительского кооператива представляется кредитным потребительским кооперативом (далее также – КПК) и саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка, объединяющей КПК (далее - СРО), в Банк России в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа КПК или СРО соответственно, в соответствии с порядком взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями и СРО, определенным на основании части 8 статьи 76.9 Федерального закона № 86-ФЗ.

Согласно пункту 1 Порядка и сроков составления и представления отчета о деятельности кредитного потребительского кооператива, установленных в приложении 1 к Указанию № 5722-У, отчёт о деятельности КПК составляется и представляется в Банк России по всем разделам, за исключением разделов V, X и XI, ежеквартально (за первый квартал, полугодие, девять месяцев, год (далее также - отчётный период) нарастающим итогом с начала календарного года в срок не позднее 15 рабочих дней по окончании отчётного периода.

Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона № 190-ФЗ кредитный потребительский кооператив обязан обеспечить возможность предоставления в Банк России электронных документов, а также возможность получения от Банка России электронных документов в порядке, установленном Банком России.

Порядок взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями при использовании ими информационных ресурсов Банка России и личного кабинета определяется нормативным актом Банка России (часть 8 статьи 76.9 Федерального закона № 86-ФЗ).

Порядок взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями, предусмотренный частью 8 статьи 76.9 Федерального закона № 86-ФЗ, установлен Указанием Банка России от 19.12.2019 № 5361-У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета» (далее – Указание № 5361-У).

В соответствии с пунктом 1.1 Указания № 5361-У некредитные финансовые организации должны представлять в Банк России документы (сведения), в том числе отчётность, запросы и ответы на запросы Банка России посредством личного кабинета, ссылка на который размещена на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - личный кабинет).

Некредитная финансовая организация должна получать от Банка России документы, в том числе запросы, требования (предписания) Банка России, процессуальные документы по делу об административном правонарушении посредством личного кабинета.

Документы (сведения) некредитной финансовой организации и документы Банка России, представляемые в электронной форме, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью юридического или физического лица, а также по решению некредитной финансовой организации, Банка России соответственно зашифрованы с применением сертифицированных средств криптографической защиты информации (далее - электронный документ).

Кредитный потребительский кооператив «Приволжский фонд сбережений» внесён Банком России в Государственный реестр кредитных потребительских кооперативов под номером 178.

В соответствии с данными реестра Кредитный потребительский кооператив «Приволжский фонд сбережений» не является членом ни одной из саморегулируемых организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации (дата исключения из членов саморегулируемой организации «Межрегиональный союз кредитных кооперативов «Опора кооперации»» – 04.08.2017г.).

Следовательно, Кредитный потребительский кооператив «Приволжский фонд сбережений» обязан представлять в Банк России документы, содержащие отчетность и иные документы, и информацию, установленные Федеральным законом от 18.07.2009 №190-ФЗ, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России.

По результатам осуществленного Центром обработки отчетности в Отделении по Тверской области Главного управления Банка России по Центрального федеральному округу (далее – Центр по обработке отчетности г. Тверь) мониторинга приема отчетов, поступивших в Банк России через личный кабинет, установлено, что Кредитный потребительский кооператив «Приволжский фонд сбережений» не представил отчет по форме ОКУД 0420820 «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива» за полугодие 2021 года (далее – Отчет). В адрес Кредитного потребительского кооператива «Приволжский фонд сбережений» направлено Предписание Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 26.07.2021 № Т128-99-2/19334 (далее - Предписание), согласно которому Кооперативу в срок не позднее 10-ти рабочих дней с даты получения Предписания надлежало:

        1.   Устранить нарушение законодательства Российской Федерации, направив в Банк России Отчет;

        2.  Представить в Банк России ответ на Предписание с приложением документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.

        В соответствии с пунктом 4.1 Указания № 5361-У Банк России путём размещения в личном кабинете направляет участнику информационного обмена документы, в том числе запросы, требования (предписания) Банка России, процессуальные документы по делу об административном правонарушении и ответы на запросы участника информационного обмена.

        В соответствии с пунктом 4.2 Указания № 5361-У электронный документ Банка России считается полученным участником информационного обмена по истечении 24 часов с момента его размещения в личном кабинете, за исключением случаев, предусмотренных абзацами первым и вторым пункта 4.3 Указания № 5361-У.

         В случае если момент размещения электронного документа в личном кабинете приходится на нерабочее время участника информационного обмена, электронный документ Банка России считается полученным участником информационного обмена в 18 часов 00 минут (по московскому времени) ближайшего следующего рабочего дня, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 4.3 Указания № 5361-У.

Предписание, подписанное усиленной квалифицированной подписью Банка России, размещено в личном кабинете Кооператива 26.07.2021г. в 14 час. 13 мин.  (идентификатор ЛК 450360B6-079E-4AA6-8DF2-B03E517A717E), что подтверждается информацией о размещении документа в личном кабинете Кооператива.

          Предписание считается полученным Кооперативом 27.07.2021г. в 14 час. 13 мин.

          Следовательно, Кредитный потребительский кооператив «Приволжский фонд сбережений» надлежало выполнить Предписание и представить в Банк России Отчет, а также документы, свидетельствующие об устранении выявленного нарушения, в срок не позднее 10.08.2021г.

         По результатам мероприятий, проводимых в рамках осуществления контроля за выполнением Предписания, установлено, что по состоянию на 16.08.2021г. Отчет не представлен, что подтверждается скриншотом страницы информационного ресурса Банка России «Система мониторинга приема отчетности» (скриншот страницы http://10.181.9.49/Home/Packages).

         Каких-либо документов от Кооператива в ответ на Предписание не поступало, что подтверждается скриншотом из Автоматизированной системы ведения фонда электронных сообщений (далее – АС ФЭС) по состоянию на 07.09.2021г.

Центром по обработке отчетности г.Тверь в адрес Кооператива было направлено уведомление о неисполнении предписания Банка России от 16.08.2021г.  № Т128-99-2/21048).

Как следует из письма Центра по обработке отчётности г.Тверь от 08.10.2021г. Вх. № 4-97968, Предписание не исполнено и остаётся на контроле.

Представитель конкурсного управляющего Кооперативом ФИО1 ФИО5 в своих объяснениях, данных при составлении протокола, сообщил о том, что предыдущим конкурсным управляющим Кооперативом ФИО6 сведения о наличии личного кабинета не передавались, доступ в личный кабинет отсутствует, копию Предписания конкурсный управляющий не получал. Финансовую деятельность Кооператив не ведет, в его отношении открыта процедура банкротства.

В соответствии с письмом Центра по обработке отчётности г.Тверь от 28.09.2021г. № 4-93568 по состоянию на 27.09.2021г. статус личного кабинета Кредитного потребительского кооператива «Приволжский фонд сбережений» - «действующий».

В своих заявлениях заявитель утверждает о том, что дело об  административном правонарушении № ТУ-92-ЮЛ-21-6342 от 08.10.2021г. было рассмотрено в отсутствие заявителя без его надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела, кроме того в действиях заявителя отсутствует вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.9.1 ст.19.5 КоАП РФ, а так же в деле имеются основания для освобождения заявителя от административной ответственности, ввиду малозначительности.

Судом заявленные обстоятельства не могут быть приняты по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Устанавливая обязанность административных органов по надлежащему извещению законного представителя юридического лица, КоАП РФ не устанавливает каких-либо определенных форм его извещения о процессуальных действиях в процессе производства по делу об административном правонарушении и требования о вручении извещения непосредственно законному представителю не содержит.

В соответствии с частью 3 статьи 25.15 КоАП РФ место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с пунктом 24.1 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 № 60 «О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях», при решении вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.

Юридическое лицо обязано обеспечить получение поступающей в его адрес корреспонденции уполномоченными лицами, и неисполнение данной обязанности влечет за собой риск наступления негативных последствий.

В целях извещения Кредитного потребительского кооператива «Приволжский фонд сбережений» о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № ТУ-92-ЮЛ-21-6342 в адрес Кредитного потребительского кооператива «Приволжский фонд сбережений» были направлены следующие документы:

- копия определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 04.10.2021г. № ТУ-92-ЮЛ-21-6342/3020-1 (заказным письмом с уведомлением о вручении);

-  телеграмма-вызов от 04.10.2021г. № Т492-17-2-1/14406 (через телетайп, личный кабинет);

 - письмо о направлении копии определения по делу об административном правонарушении № ТУ-92-ЮЛ-21-6342 от 05.10.2021г. № Т492-17-2-1/14467 (личный кабинет).

До рассмотрения дела об административном правонарушении № ТУ-92-ЮЛ-21-6342 административным органом получено уведомление о невручении телеграммы-вызова от 04.10.2021г. № Т492-17-2-1/14406 по причине «такого учреждения нет».

Вся корреспонденция ответчиком направлялась по юридическому адресу Кредитного потребительского кооператива «Приволжский фонд сбережений», указанному в ЕГРЮЛ (420073, <...>), сведения об ином месте нахождения у административного органа отсутствовали, заявлений от Кредитного потребительского кооператива «Приволжский фонд сбережений» о направлении почтовой корреспонденции по другим адресам не поступало, в материалах административного дела отсутствует.

Данные обстоятельства не исключают производство по делу, поскольку лицо, в отношении которого ведется производство по делу, в силу позиций, высказанных Пленумом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, считается извещенным о времени и месте рассмотрения дела в случае, когда с указанного в ЕГРЮЛ адреса, до рассмотрения дела поступило сообщение о не вручении или невозможности вручения.

Кроме того, не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившихся за получением, несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).

Таким образом, права Кредитного потребительского кооператива «Приволжский фонд сбережений» при рассмотрении дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями КоАП РФ соблюдены. Дело рассмотрено в отсутствие заявителя, уведомленного надлежащим образом.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»  Банк России осуществляет контроль и надзор за соблюдением кредитными потребительскими кооперативами требований Федерального закона № 190-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России с учётом особенностей, установленных статьей 35 Федерального закона  № 190-ФЗ.

В отношении кредитных потребительских кооперативов Банк России вправе направлять кредитным потребительским кооперативам, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивать у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном Банком России (пункт 6 части 3 статьи 5 Федерального закона № 190-ФЗ).

Согласно статьей 76.9 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Федеральный закон № 86-ФЗ) Банк России взаимодействует с некредитными финансовыми организациями посредством информационных ресурсов, размещенных на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе путем предоставления таким организациям доступа к личному кабинету, ведение которого осуществляется Банком России в установленном им порядке, а также с использованием электронных документов.

Личный кабинет используется некредитными финансовыми организациями в целях получения от Банка России документов, в том числе запросов, требований (предписаний) Банка России, и передачи в Банк России отчетности, документов (информации), сведений, а также осуществления некредитными финансовыми организациями иных прав и обязанностей, установленных федеральными законами, нормативными актами Банка России.

В соответствии с пунктом 4.1 Указания Банка России от 19.12.2019 № 5361-У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета» (далее – Указание № 5361-У) Банк России путём размещения в личном кабинете направляет участнику информационного обмена документы, в том числе запросы, требования (предписания) Банка России, процессуальные документы по делу об административном правонарушении и ответы на запросы участника информационного обмена.

В соответствии с пунктом 4.2 Указания № 5361-У электронный документ Банка России считается полученным участником информационного обмена по истечении 24 часов с момента его размещения в личном кабинете, за исключением случаев, предусмотренных абзацами первым и вторым пункта 4.3 Указания № 5361-У.

Предписание, подписанное усиленной квалифицированной подписью Банка России, размещено в личном кабинете Кредитного потребительского кооператива «Приволжский фонд сбережений» 26.07.2021г. в 14 час. 13 мин. (идентификатор ЛК 450360B6-079E-4AA6-8DF2-B03E517A717E), что подтверждается информацией о размещении документа в личном кабинете. Предписание считается полученным 27.07.2021г. в 14 час. 13 мин. Следовательно, КПК «Приволжский фонд сбережений» надлежало выполнить Предписание и представить в Банк России Отчет, а также документы, свидетельствующие об устранении выявленного нарушения, в срок не позднее 10.08.2021г.

По результатам мероприятий, проводимых в рамках осуществления контроля за выполнением Предписания, установлено, что по состоянию на 16.08.2021 Отчет не представлен, что подтверждается скриншотом страницы информационного ресурса Банка России «Система мониторинга приема отчетности» (скриншот страницы http://10.181.9.49/Home/Packages).

Центром обработки отчетности в Отделении по Тверской области Главного управления Банка России по Центрального федеральному округу (далее – Центр по обработке отчетности г. Тверь) в адрес Кредитного потребительского кооператива «Приволжский фонд сбережений» направлено уведомление о неисполнении предписания Банка России от 16.08.2021г. №Т128-99-2/21048).

Как следует из письма Центра по обработке отчётности г.Тверь от 08.10.2021г. (вх. № 4-97968), Предписание не исполнено и остаётся на контроле.

В соответствии с письмом Центра по обработке отчётности г. Тверь от 28.09.2021 № 4-93568 по состоянию на 27.09.2021г. статус личного кабинета Кредитного потребительского кооператива «Приволжский фонд сбережений» - «действующий».

Доводы заявителя о невозможности исполнения Предписания в установленный срок в связи со сменой конкурсных управляющих, отсутствии у конкурсного управляющего ФИО1 информации от конкурсного управляющего ФИО6 о наличии личного кабинета свидетельствуют о наличии внутриорганизационных проблем в Кредитного потребительского кооператива «Приволжский фонд сбережений» и, учитывая требования пункта 4.2 Указания № 5361-У, не являются основанием для освобождения Кредитного потребительского кооператива «Приволжский фонд сбережений» от административной ответственности, о чем свидетельствует судебная практика (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.05.2020 г. № Ф02-1533 по делу  №А19-25856/2019).

В обоснование того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, Кредитный потребительский кооператив «Приволжский фонд сбережений» ссылается на факт подачи им заявления в Арбитражный суд Республики Татарстан об обязании конкурсного управляющего ФИО6 передать конкурсному управляющему ФИО1 соответствующую документацию. В удовлетворении заявления было отказано. Не согласившись с определением об отказе в удовлетворении заявления, ФИО1 была подана апелляционная жалоба. Апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.

В дальнейшем, конкурсный управляющий Кооператива ФИО1 обращался в Арбитражный суд г.Москвы с исковым заявлением к ООО «ЛК Профконсалт» об обязании передать документы. Исковое заявление было составлено без рассмотрения. На указанное определение конкурсным управляющим Кооператива ФИО1 также была подана апелляционная жалоба. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба была оставлена без удовлетворения.

По мнению заявителя  вывод в Постановлении ответчика о пренебрежительном отношении Кредитного потребительского кооператива «Приволжский фонд сбережений» к исполнению своих обязанностей, к формальным требованиям законодательства опровергается предпринятыми заявителем мерами.

Однако, данные обстоятельства не снимают с Кредитного потребительского кооператива «Приволжский фонд сбережений» обязанность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и не позволяют сделать вывод о том, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, об отсутствии пренебрежительного отношения Кредитного потребительского кооператива «Приволжский фонд сбережений» к исполнению своих обязанностей, к формальным требованиям законодательства.

В судебном заседании было установлено, что информация о действиях участника информационного обмена, необходимых для использования личного кабинета, размещена на сайте Банка России. Для восстановления доступа к личному кабинету участника информационного обмена необходимо было обратиться в техническую поддержку с целью получения квалифицированной консультации и алгоритма дальнейших действий.

При этом Кредитный потребительский кооператив «Приволжский фонд сбережений» в Банк России с подобным запросом не обращался.

При таких обстоятельствах в Постановлении сделан правильный вывод о том, что что у Кредитного потребительского кооператива «Приволжский фонд сбережений» имелась возможность исполнить предписание Банка России в установленные сроки, но им не были приняты все зависящие от него меры по исполнению указанной обязанности. Доказательства наличия объективных причин, препятствующих своевременному надлежащему исполнению предписания Банка России, в материалах дела отсутствуют.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Согласно пунктам 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Малозначительность является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

В связи с тем, что нормы части 9.1 статьи 19.5 КоАП РФ имеют целью охрану общественных отношений, складывающихся в рамках осуществления контролирующим органом своих функций (в том числе, направленных на выявление и устранение нарушений законодательства о кредитной кооперации), неисполнение КПК «Приволжский фонд сбережений» законного предписания препятствует осуществлению Банком России возложенных на него функций, в том числе по поддержанию устойчивости деятельности кредитных кооперативов, а также обеспечению прав и законных интересов членов Кооператива, и создало существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо вредных материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении Кредитного потребительского кооператива «Приволжский фонд сбережений» к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Исходя из вышеизложенного следует, что Кредитный потребительский кооператив «Приволжский фонд сбережений» должно было соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения Предписания.

Кроме того, состав вменяемого правонарушения является формальным, поэтому для привлечения к административной ответственности достаточно факта совершения данного деяния, независимо от возникновения или не возникновения общественно опасных последствий.

Отсутствие материальных вредных последствий не свидетельствует о малозначительности правонарушения, совершенного заявителем. Малозначительность будет являться способом избежать вменяемого наказания.

Более того, предупредительная цель административных наказаний не будет достигнута. Избежав негативных последствий, связанных с назначением меры ответственности, лицо, привлекаемое к административной ответственности, только не исправится, но и будет простимулировано к нарушению правовых норм в дальнейшем.

Исходя из изложенных обстоятельств, суд не находит возможности для признания совершенного правонарушения малозначительным.

При рассмотрении дела об административном правонарушении № ТУ-92-ЮЛ-21-6342 суд не находит допущенных ответчиком процессуальных нарушений.

Таким образом, постановление о наложении на заявителя штрафа по делу об административном правонарушении от 08.10.2021г. № 21-6342/3110-1, вынесенное Отделением - НБ Республика Татарстан, является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РТ.

Судья                                                                                                И.И.Абдрахманов