ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 294-60-00
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Казань Дело № А65-26625/2020
Дата принятия решения – марта 2021 года .
Дата объявления резолютивной части – 26 февраля 2021 года.
Судья Арбитражного суда Республики Татарстан З.Н. Хамитов, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальковой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества "Альметьевское производственное объединение пассажирского автотранспорта", г.Альметьевск (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г.Самара (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене полностью постановления № К306/34-20 от 22.10.2020 по делу в отношении Акционерного общества "Альметьевское производственное объединение пассажирского автотранспорта" об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ,
Без участия представителей сторон, не явились извещены.
УСТАНОВИЛ
Акционерное общество "Альметьевское производственное объединение пассажирского автотранспорта", г.Альметьевск (ОГРН <***>, ИНН <***>) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г.Самара (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконными и отмене полностью постановления государственного транспортного инспектора ФИО1 № К306/34-20 от 22.10.2020 по делу в отношении Акционерного общества "Альметьевское производственное объединение пассажирского автотранспорта" об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ
Стороны в судебное заседание не явились извещены.
Суд, в порядке ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил провести судебное заседание без их участия.
Ответчик направил отзыв в котором с заявленными требованиями не согласился.
Как следует из материалов дела и иска в суд, Постановлением государственного транспортного инспектора (государственного инспектора отдела НОТЕ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора) № КЗ 06/34-20 от 22 октября 2020 г. АО «Альметьевское ПОПАТ» (далее - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился с заявлением в Арбитражный суд РТ.
Рассмотрев материалы дела, исходит из следующего.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения транспортной безопасности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц -от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как установлено судом, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2016 г. № 924 утверждены «Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта» (далее - Требования).
В силу п. 2 указанных Требований они применяются в отношении ОТИ и ТС, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории РФ, и отнесенных в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» к объектам транспортной инфраструктуры и транспортным средствам, подлежащим категорированию.
В ходе проведения проверки от АО «АПОПАТ» поступило письмо от 25.09.2020г. №1041 в котором Общество указывает на отмену требований по проведению оценки уязвимости автотранспортных средств, однако Требования, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2016 г. № 924 являлись действующими..
По результатам проверки административным органам составлен акт № КЗ-26АВ/20 от 01.10.2020г. и выдано предписание № 6КЗ-22АВ/20 от 01.10.2020г.
01.10.2020г. в адрес Общества направлены результаты проведенной проверки и извещение от 01.10.2020г. №КЗ-159 о составлении протокола об административном правонарушении с вызовом на 13.10.2020г. для составления протокола об административном правонарушении ответственность за которое предусмотрена ч. 10 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
13.10.2020г. в отношении АО «Альметьевское производственное объединение пассажирского автотранспорта» был составлен протокол №К306/34-20 об административном правонарушении.
О месте и времени составления протокола об административном правонарушении юридическое лицо было уведомлено надлежащим образом, путем направления извещения о составлении протокола об административном правонарушении № КЗ-159 от 10.10.2020г. заказным почтовым отправлением с уведомлением. Согласно почтового уведомления о вручении Извещение получено юридическим лицом 06.10.2020г.
На процедуру составления протокола об административном правонарушении представитель юридического лица не явился, уведомлен надлежащим образом. Ходатайств не поступало.
13.10.2020г. в адрес Общества заказным почтовым отправлением с уведомлением направлен протокол №К306/34-20 и определение о назначении места и времени рассмотрения дела №К306/34-20 с вызовом на 20.10.2020г. На 20.10.2020г. в связи с отсутствием данных о надлежащем уведомлении, в адрес Общества на электронную почту info@apopat.ru направлено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении №К306/34-20 с вызовом на 22.10.2020г.
Определение об отложении Обществом получено 20.10.2020г. (вх. №1538 от 20.10.2020г.).
22.10.2020г. было вынесено постановление №К306/34-20 о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей, предусмотренного ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ.
На вынесении постановления законный представитель юридического лица не явился, уведомлен надлежащим образом. Ходатайств не поступало.
Дата совершения административного правонарушений - 10.09.2020г.Место совершения административного правонарушения: 423450, <...>.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются доказательствами представленными в материалы дела и не опровергаются заявителем.
Из оспариваемого постановления следует, что Обществом не обеспечено проведение оценки уязвимости транспортного средства и предоставление ее результатов на утверждение в установленном порядке с Росавтодор в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Росавтодора сведений о присвоении категории транспортному средству, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъектов транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде, чем нарушен п.п. 5 п. 7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.09.2016 № 924.
Однако, Постановление Правительства РФ от 14.09.2016 № 924 фактически утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 № 1640 и № 1642, утвердивших новые требования.
Федеральным законом от 02.08.2019 № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности» отменены требования о категорировании и оценке уязвимости транспортных средств.
Названный Федеральный закон принят в августе 2019 года. Однако, соответствующий законопроект за № 750871-6 был внесен Правительством РФ в Государственную Думу РФ еще в марте 2015 года.
Из пояснительной записки к данному законопроекту следует, что отмененные требования в области транспортной безопасности не востребованы, сопряжены со значительными материальными и финансовыми издержками для субъектов предпринимательской деятельности.
Таким образом, государством решен один из вопросов по оптимизации подходов к реализации требований транспортной безопасности в условиях известных финансовых трудностей у перевозчиков, по устранению избыточных норм, не оказывающих существенного влияния на состояние антитеррористической защищенности объектов транспорта.
Данные Требования вступили в силу 22.10.2020г.
В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Положения части 2 статьи 1.7 "Действие законодательства об административных правонарушениях во времени" и пункта 5 части 1 статьи 24.5 "Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
В соответствии со статьей 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 (ред. от 10.11.2011) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что, установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в мотивировочной части решения.
Административное правонарушение, совершенное Обществом, посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в области безопасности.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своей публично-правовой обязанности.
В силу изложенного, совершенное заявителем правонарушение является малозначительным, исходя из следующего.
Учитывая что на дату привлечения юридического лица к административной ответственности в РФ действовали правовые нормы признающие содержание в действиях заявителя признаков административного правонарушения, суд считает вину заявителя в совершении инкриминируемого правонарушения доказанной, однако учитывая что на момент рассмотрения дела судом норма закона по которой привлекался заявитель утратила силу, суд считает возможным признать правонарушение малозначительным, в связи с утратой им степени общественной опасности и сохранением лишь формальных признаков правонарушения, освободить нарушителя от административного наказания в виде штрафа.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление о назначении административного наказания подлежит признанию незаконным и отмене, т.к. Общество привлечено к административной ответственности за невыполнение отмененного и фактически утратившего силу нормативного правового акта.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,
Р Е Ш И Л :
Заявление удовлетворить.
Постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г.Самара (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Казань. № К306/34-20 от 22.10.2020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.10 ст.19.5 КоАП РФ Акционерного общества "Альметьевское производственное объединение пассажирского автотранспорта", г.Альметьевск (ОГРН <***>, ИНН <***>), признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.
Судья З.Н.Хамитов