ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-26817/13 от 22.01.2014 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

  Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 294-60-00

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Казань Дело №А65-26817/2013

Резолютивная часть решения объявлена 22 января 2014г.

Текст решения в полном объеме изготовлен 29 января 2014г.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Галиуллина Э.Р., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вафиной А. Р., рассмотрев в первой инстанции в открытом заседании дело по заявлению – Закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Файнешнл Партнерс", г.Казань к ответчику – Межрегиональному управлению Службы Банка России по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе, об отмене Постановления № МУ50-08-13-021/пн о назначении административного наказания в отношении Закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Файнешнл Партнерс", г.Казань от 29 октября 2013г.,

при участии участием:

от заявителя - ФИО1 по доверенности от 18.12.2013г. б/н, паспорт (после перерыва);

от ответчика - не явился, извещен надлежащим образом;

У С Т А Н О В И Л:

Закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Файнешнл Партнерс", г.Казань (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрегиональному управлению Службы Банка России по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (далее – ответчик), об отмене Постановления № МУ50-08-13-021/пн о назначении административного наказания в отношении Закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Файнешнл Партнерс", г.Казань от 29 октября 2013г.

В порядке ст. 163 АПК РФ на судебном заседании 16.01.2014г. был объявлен перерыв до 22.01.2014г. в 15 час. 00 мин. В назначенное время судебное заседание было продолжено.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

В порядке ст. 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствии представителя ответчика.

Как следует из материалов дела, ответчик на основании протокола об административном правонарушении от 10.10.2013г. № 13-50/пр-ап, постановлением № МУ50-08-13-021/пн от 29.10.2013г. привлек заявителя к административной ответственности по ч. 12 ст. 15.29 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 руб.
  Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд.
  Заслушав доводы представителя заявителя и исследовав представленные по делу документы, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с ч.6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Судом установлено, что протокол об административном правонарушении составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено, с соблюдением с соблюдением процедуры привлечения заявителя к административной ответственности (ст. 25.1, 25.4, 28.2, 29.7 КоАП РФ), а также с соблюдением установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. №10, судом не установлено.

Наличие в действиях Закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Файнешнл Партнерс", г.Казань состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 12 ст. 15.29 КоАП РФ подтверждается материалам дела.

Частью 12 ст. 15.29 КоАП РФ установлена ответственностью за иное нарушение профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, акционерным инвестиционным фондом, негосударственным пенсионным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда при осуществлении ими соответствующих видов деятельности установленных законодательством требований к этим видам деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 11 настоящей статьи, статьями 13.25, 15.18 - 15.20, 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.30 и 19.7.3 КоАП.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является иное нарушение, в том числе негосударственным пенсионным фондом при осуществлении им соответствующих видов деятельности установленных законодательством требований к этим видам деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 11 настоящей статьи, статьями 13.25, 15.18 - 15.20, 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.30 и 19.7.3 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 49 Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» (далее - Закон) до вступления в силу нормативных актов Банка России, принятие которых отнесено к компетенции Банка России Законом, применяются нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Порядок и сроки раскрытия информации, связанной с деятельностью управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, а также требования к содержанию раскрываемой информации установлены Положением о требованиях к порядку и срокам раскрытия информации, связанной с деятельностью акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, а также к содержанию раскрываемой информации, утвержденным приказом ФСФР России от 22.06.2005 № 05-23/пз-н (далее - Положение).

Как усматривается из материалов дела, Закрытое акционерное общество «Управляющая компания «ФайнейшнлПартнере» является организацией, осуществляющей деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами на основании лицензии управляющей компании от 31.05.2011 № 21 -000-1 -00817 со сроком действия: бессрочно.

В доверительном управлении заявителя находится Закрытый паевой инвестиционный фонд недвижимости «ЭСТЕЙТ» (далее - Фонд) под управлением Общества (правила доверительного управления Фондом зарегистрированы 21.01.2010 № 1710-94198055).

На основании пункта 7 статьи 30 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (далее - Федеральный закон) Общим собранием владельцев инвестиционных паев Фонда 26.04.2013 принято решение о досрочном прекращении договора доверительного управления Фондом (протокол от 26.04.2013 б/н). Таким образом, 26.04.2013 - является датой (днем) возникновения основания прекращения Фонда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Федерального закона Обществом осуществляется прекращение Фонда, в том числе реализация имущества, составляющего Фонд, удовлетворение требований кредиторов, которые должны удовлетворяться за счет имущества, составляющего Фонд, и распределение денежных средств между владельцами инвестиционных паев.

Согласно требованиям подпункта 2 пункта 7 статьи 31 Федерального закона Общество обязано раскрыть в соответствии с Федеральным законом сообщение о прекращении паевого инвестиционного фонда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Федерального закона информация, подлежащая раскрытию, а также порядок, способ и сроки ее раскрытия устанавливаются нормативными актами Банка России.

В соответствии с абзацами шестым - восьмым пункта 3.26 Положения сообщение о прекращении паевого инвестиционного фонда публикуется в печатном издании, а также, если инвестиционные паи паевого инвестиционного фонда допущены к торгам организатором торговли на рынке ценных бумаг, в ленте новостей. В случае если лицом, осуществляющим прекращение паевого инвестиционного фонда, является управляющая компания такого фонда, сообщение о прекращении паевого инвестиционного фонда публикуется также на сайте в сети Интернет и должно быть доступно до даты исключения паевого инвестиционного фонда из реестра паевых инвестиционных фондов.

В Службу Банка России по финансовым рынкам 17.09.2013г. за исх. № 464-13 от 12.09.2013г. поступил отчет о прекращении Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости «Эстейт» под управлением Закрытого акционерного общества «Управляющая компания «Файнейшнл Партнерс».

Согласно п. 4.3 Отчета сообщение о прекращении Фонда опубликовано Обществом 17.05.2013 в Приложении к Вестнику ФСФР России № 35 (1560). Таким образом, датой раскрытия заявителем сообщения о прекращении Фонда следует считать - 17.05.2013.

  В соответствии с пунктом 8 статьи 31 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» срок предъявления кредиторами требований, которые должны удовлетворяться за счет имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, не может быть менее двух месяцев со дня раскрытия сообщения о прекращении паевого инвестиционного фонда.

Соответственно датой начала срока предъявления кредиторам требований,

которые должны удовлетворяться за счет имущества, составляющего Фонд, является -17.05.2013г. Дата начала срока предъявления кредиторам требований, которые должны удовлетворяться за счет имущества, составляющего Фонд, указанная в подпункте 5.1 п. 5 отчета о прекращении Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости «Эстейт» под управлением Закрытого акционерного общества «Управляющая компания «Файнейшнл Партнерс» - 29.04.2013г.

Согласно подпункту 5.2 п. 5 отчета о прекращении Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости «Эстейт» под управлением Закрытого акционерного общества «Управляющая компания «Файнейшнл Партнерс» дата окончания срока предъявления требований кредиторов, которые должны удовлетворяться за счет имущества, составляющего Фонд - 30.06.2013г.

Таким образом, заявителем нарушены требования, установленные п. 8 ст. 31 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».

Заявитель, являясь организацией, осуществляющей деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, нарушил установленные законодательством Российской Федерации требования к этому виду деятельности, тем самым совершил административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 12 статьи 15.29 КоАП РФ.

Изложенное свидетельствует о правомерности квалификации действий заявителя по ч. 12 ст. 15.29 КоАП РФ.

Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицо не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, ответчиком не представлено и судом не установлено (ст. 2.1 КоАП).

Таким образом, суд считает, что факт совершения Закрытым акционерным обществом "Управляющая компания "Файнешнл Партнерс", г.Казань вменяемого ему правонарушения подтверждается материалами дела и не опровергнут надлежащими и достоверными доказательствами.

Довод заявителя о применении малозначительности совершенного правонарушения судом отклоняется, поскольку состав вменяемого заявителю правонарушения является формальным, таким образом, для привлечения Общества к административной ответственности достаточно факта совершения данного деяния, независимо от возникновения или не возникновения общественно опасных последствий.

Наступление общественно опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия, поскольку нарушение требований законодательства Российской Федерации, касающихся деятельности управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов, в данном случае нарушение требований, установленных п.8 с. 31 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», образует объективную сторону состава правонарушения независимо от его последствий.

Санкция ч. 12 ст. 15. 29 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Устанавливая такой высокий размер штрафных санкций, законодатель выделил данное деяние как деяние, представляющее значительную опасность для интересов граждан, общества и государства.

В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004г. N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в редакции от 20.11.08) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В соответствии с п. 18.1 данного Постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 (в редакции от 11.11.2008) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Совершенное заявителем правонарушение посягает на обеспечение реализации единой государственной политики в области экономической безопасности. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей, отсутствии должного контроля со стороны ответственных лиц.

Отсутствие материальных вредных последствий не свидетельствует о малозначительности правонарушения, совершенного заявителем. Следовательно, административное правонарушение, совершенное заявителем, не является малозначительным.

Оценка судом материалов административного дела показала, что при рассмотрении дела были всесторонне и полно исследованы материалы административного дела и каких-либо исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного заявителем правонарушения, установлено не было, в связи с чем, правовых оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ у ответчика не имелось.

При этом заявителю назначена санкция в пределах минимального размера санкции статьи.

Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств, данное административное правонарушение не может быть признано малозначительным.

Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдены, ответчиком всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела, оспариваемые постановления вынесены обоснованно и в соответствии с законом, штраф наложен в пределах санкции ч. 12 ст. 15.29 КоАП РФ, предусмотренные ч. 2 ст. 211 АПК РФ основания для признания незаконными и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 167-169, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.

Судья Галиуллин Э.Р.