ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-27173/19 от 08.11.2019 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 533-50-00

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Казань                                                                                         Дело № А65-27173/2019

Решение принято путем подписания резолютивной части – 08 ноября 2019 года.

Мотивированное решение составлено – 21 ноября 2019 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе судьи Хамидуллиной Л.В. рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Автовокзал «Восточный», г. Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>), к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Самара (ОГРН <***>, ИНН <***>), об отмене Постановления №К306/107-19 от 02.09.2019 о назначении административного наказания по ч.10 ст.19.5 КоАП РФ.

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Автовокзал «Восточный», г. Казань (далее – заявитель, Общество, ООО «Автовокзал «Восточный»), обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Самара (далее – ответчик, административный орган, УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора, Управление), об отмене Постановления №К306/107-19 от 02.09.2019 о назначении административного наказания по ч.10 ст.19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб. и прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова сторон.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела почтовые извещения.

Определением от 17.09.2019 о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 142, 227, 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Воспользовавшись изложенными выше процессуальными правами, заявитель представил в суд копию письма УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора от 30.09.2019 №6-3567 «О согласовании представленного порядка передачи данных с технических средств обеспечения ТБ», копию «Порядка передачи данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры автостанции «Восточный» уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта», согласованного 29.07.2019 (вх.№7511 от 14.10.2019); копию распечатки страницы электронной почты об отправке письма исх.№183 от 26.07.2019 ответчику 30.07.2019 (вх.№7512 от 14.10.2019).

Ответчик направил отзыв на заявление с приложением материалов административного дела (вх.№7092 от 27.09.2019).

В соответствии с частью 1 статьи 229 АПК РФ по результатам рассмотрения дела 11.11.2019 было принято решение путем подписания резолютивной части. Резолютивная часть решения была размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Сторонам было разъяснено право подачи заявления о составлении мотивированного решения в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

14.11.2019 в арбитражный суд от заявителя поступило заявление о составлении мотивированного решения суда.

Согласно абзацу 3 части 2 статьи 229 АПК РФ мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления или со дня подачи апелляционной жалобы.

Поскольку заявление о составлении мотивированного решения были подано с соблюдением установленных сроков, оно подлежит удовлетворению судом.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника управления УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора от 24.06.2019 №558 в период с 30.07.2019 по 26.08.2019 была проведена внеплановая документарная проверка в отношении заявителя с целью государственного контроля (надзора) исполнения Обществом с ограниченной ответственностью «Автовокзал «Восточный» предписания об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности от 27.05.2019 №6КЗ-ЗЗАВ/19.

По итогам проверки 19.08.2019 УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора составлен акт проверки №КЗ-70АВ/19, а 30.08.2019 в отношении Общества составлен протокол серии ААА №КЗ 06/107-19 об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст.19.5 КоАП РФ, по факту неисполнения в установленный срок законного предписания.

Постановлением от 02.09.2019 №КЗ06/107-19 УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора привлекло ООО «Автовокзал «Восточный» к административной ответственности по ч.10 ст.19.5 КоАП РФ, назначив Обществу административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о его отмене, полагая, что нарушение, указанное в предписании от 27.05.2019 №6КЗ-33 АВ/19, было устранено, о чём Общество сообщало в письме №183 от 26.07.2019, направленном в адрес Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу на имя Заместителя Начальника отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности ФИО1

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

В соответствии с ч.10 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения транспортной безопасности, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 24.06.2019 №558 административным органом проведена проверка исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности от 27.05.2019 №6КЗ-ЗЗАВ/19. В указанном предписании от Общества потребовано разработать и согласовать порядок передачи данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с п.п.9 п.6 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.09.2016 №924, и представить документы, подтверждающие устранение выявленного нарушения в срок до 29.07.2019 по адресу: 443099, <...>: по тел/факс <***>; E-mail: E-mail:ugan _pfo@mail.ru.

Согласно п.п.9 п.6 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.09.2016 №924, субъект транспортной инфраструктуры обязан - разработать порядок передачи данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, согласованный с уполномоченными подразделениями органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в том числе предусматривающий передачу данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры при предоставлении субъектом транспортной инфраструктуры помещений указанным подразделениям федеральных органов исполнительной власти для выполнения задач (в соответствии с установленными полномочиями) на объекте транспортной инфраструктуры, в иных случаях, предусматривающий доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - порядок передачи данных).

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон о транспортной безопасности) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Закона о транспортной безопасности).

В соответствии с пунктом 4 статьи 1, части 1 статьи 2 Закона о транспортной безопасности под обеспечением транспортной безопасности следует понимать реализацию определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства в целях устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, в том числе террористического характера.

Таким образом, ООО «Автовокзал «Восточный» является субъектом транспортной инфраструктуры, которое обязано осуществлять действия, направленные на обеспечение транспортной безопасности.

30.07.2019 в адрес Управления от ООО «Автовокзал «Восточный» поступило письмо от 26.07.2019 №183 (вх.№2644) «Отчет по предписанию» (л.д.30), что подтверждается также распечаткой страницы электронной почты заявителя (л.д.61).

Таким образом, указанное письмо от 26.07.2019 №183, которым по мнению заявителя, Общество устранило нарушение, указанное в предписании от 27.05.2019 №6КЗ-33 АВ/19, заявитель направил ответчику на адрес электронной почты УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора: ugan_pfo@mail.ru 30.07.2019 в 09 час. 56 мин.

Вместе с тем, предписанием от 27.05.2019 №6КЗ-ЗЗАВ/19 УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора предписано заявителю устранить выявленное нарушение в срок до 29.07.2019 (л.д.25-26).

При этом из содержания письма заявителя от 26.07.2019 №183 (л.д.30) не следует устранение Обществом предписания 27.05.2019 №6КЗ-ЗЗАВ/19 путем представления «Порядка передачи данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры автостанции «Восточный» уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта». Согласно указанному письму, ООО «Автовокзал «Восточный» сообщает административному органу, что в настоящее время указанный «Порядок» проходит согласование в отделе УФСБ по Республике Татарстан и после оформления подписями ответственных руководителей со стороны УФСБ и МВД «Порядок» будет направлен в УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора (л.д.30).

Таким образом, на дату отправки ответчику 30.07.2019 письма от 26.07.2019 №183, заявитель не располагал утвержденным в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности Порядком передачи данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры автостанции «Восточный» уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, и не направил его в УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора в целях выполнения предписания от 27.05.2019 №6КЗ-ЗЗАВ/19.

С ходатайством о переносе срока исполнения предписания ООО «Автовокзал «Восточный» в УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора не обращалось, и обратное из материалов дела, а также представленных ответчиком материалов дела об административном правонарушении, не следует.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества как события, так и вины в совершении правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.19.5 КоАП РФ.

Признавая вину заявителя в совершенном правонарушении, суд, принимая во внимание положения статьи 2.1 КоАП РФ, исходит из того, что Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых ч.10 ст.19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Судом проверена процедура и срок давности привлечения к административной ответственности, нарушений положений КоАП РФ не установлено.

Вместе с тем в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Исходя из разъяснений п.18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

В соответствии с п.18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Из материалов дела усматривается, что Обществом предпринимались меры по выполнению предписания 27.05.2019 №6КЗ-ЗЗАВ/19. Заявителем представлено в материалы дела письмо УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора от 30.09.2019 №6-3567 «О согласовании представленного порядка передачи данных с технических средств обеспечения ТБ» (л.д.54), которым УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора направило Обществу с ограниченной ответственностью «Автовокзал «Восточный» согласованный в установленном порядке «Порядок передачи данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры автостанции «Восточный» уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» (л.д.55-58).

При этом титульный лист указанного «Порядка» содержит резолюции согласования его с начальником Управления ФСБ России по Республике Татарстан, с начальником Управления МВД РФ по г. Казани, с начальником Управления ГАН НОТБ ПФО Ространснадзора 29.07.2019; указанный «Порядок» содержит подписи руководителей названных ведомств, скреплен печатями государственных органов.

Указанное позволяет суду сделать вывод, что «Порядок передачи данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры автостанции «Восточный» уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта», отсутствие разработки и согласование которого вменено Обществу предписанием от 27.05.2019 №6КЗ-ЗЗАВ/19, фактически был согласован в установленном порядке 29.07.2019 должностными лицами ведомственных органов.

Указанное также не означает отсутствие вины у Общества, поскольку законным предписанием 27.05.2019 №6КЗ-ЗЗАВ/19 Обществу предписывалось устранить нарушение и представить доказательства устранения выявленного нарушения законодательства Российской Федерации в области обеспечении транспортной безопасности в срок до 29.07.2019.

Однако, учитывая вышеизложенные обстоятельства, которые не были опровергнуты административным органом, суд приходит к выводу об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в области транспортной безопасности, ввиду фактического согласования Обществу разработанного им Порядка передачи данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры автостанции «Восточный» уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. В связи с чем в данном случае имеются основания для признания допущенного заявителем правонарушения малозначительным.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2018 по делу №А55-12177/2018, постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2018 по делу №А38-4605/2018.

Совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, отсутствие прямого умысла, степень социальной опасности деяния, отсутствие ущерба для Общества и государства свидетельствуют о возможности признания данного правонарушения малозначительным.

При применении статьи 2.9 КоАП РФ нарушитель хоть и освобождается от административной ответственности, но к нему применяется такая мера государственного реагирования, как устное замечание, которая призвана оказать моральное воздействие на нарушителя и направлена на то, чтобы предупредить нарушителя о недопустимости совершения подобных нарушений впредь. Тем самым, достигаются и реализуются все цели и принципы административного наказания: справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности.

Таким образом, учитывая отсутствие негативных последствий, суд считает, что совершенное деяние само по себе не содержит каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства, что свидетельствует о малозначительности административного правонарушения, и в этой связи, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, вытекающими из Конституции Российской Федерации, считает возможным освободить Общество от административной ответственности, применив положения статьи 2.9 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание исключительные обстоятельства, при которых было совершено правонарушение, оспариваемое постановление административного органа подлежит отмене в связи с малозначительностью правонарушения, совершенного Обществом.

Согласно пункту 17 указанного выше Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 211, 228-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Самара, №К306/107-19 от 02.09.2019 о назначении Обществу с ограниченной ответственностью «Автовокзал «Восточный», г. Казань, административного наказания по части 10 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере двадцать тысяч рублей, в связи с малозначительностью совершенного им административного правонарушения.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан в течение пятнадцати дней со дня его принятия.

Заявление о составлении мотивированного решения может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                    Л.В. Хамидуллина