ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-2783/09 от 19.03.2009 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

  Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: arbitr@kzn.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 292-07-57

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Казань Дело №А65-2783/2009-СА3-44

«25» марта 2009г.

Резолютивная часть решения объявлена 19 марта 2009 года. Полный текст решения изготовлен 25 марта 2009 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Галиуллина Э.Р.,

от лица ведущего протокол – судья Э.Р. Галиуллин,

с участием:

от заявителя –   ФИО1, по доверенности от 23.12.2008г. №25-0/23.;

от ответчика –   ФИО2, по доверенности от 12.01.2009г. №03-0-07/00036;

от третьего лица   – ФИО3, по доверенности от 09.10.2008г. №14/2228;

ФИО4, служебное удостоверение №245;

ФИО5, служебное удостоверение №216;

рассмотрев по первой инстанции в открытом судебном заседании дело по заявлению  Открытого акционерного общества «Казанское моторостроительное производственное объединение», г.Казань к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по РТ, г.Казань об оспаривании постановления от 26.01.2009г. № 101 по делу об административном правонарушении, с участием в деле в качестве третьего лица - Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей, г.Казань,

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Казанское моторостроительное производственное объединение», г.Казань (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по РТ, г.Казань (далее - ответчик) об оспаривании постановления от 26.01.2009г. № 101 по делу об административном правонарушении, с участием в деле в качестве третьего лица - Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей, г.Казань.

Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал, по доводам, изложенным в заявлении.

Ответчик в судебном заседании требования не признал, по доводам, изложенным в представленном отзыве.

Представитель третьего лица требования не признал.

Как видно из представленных материалов дела, сотрудниками Госалкогольинспекции Республики Татарстан с 5 декабря 2008г. по 11 декабря 2008г. на основании распоряжения №07/449 была проведена проверка установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а так же соблюдения «Инструкции по приемке, хранению, отпуску, транспортированию и учету этилового спирта» (далее - Инструкция), утвержденной Министерством пищевой промышленности СССР 25 сентября 1985 года, целевого использования спирта, достоверности сведений об объемах использования этилового спирта, представляемых в ФИО6 на объекте – Открытое акционерное общество «Казанское моторостроительное производственное объединение», г.Казань.

В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения:

- п.1.3.3. Инструкции: концентрация спирта в водно - спиртовых растворах в процентах (по объему) определяется в соответствии с ГОСТ 3639-79 "Растворы водно - спиртовые. Методы определения концентрации этилового спирта" ареометрами для спирта типов АСП-1 и АСП-2 по ГОСТ 18481-81 или металлическим спиртомером типа А и термометром ртутным стеклянным лабораторным (группа 4. тип А и Б ГОСТ 215-73) с диапазоном измерений от минус 30 до плюс 20 град. С и от 0 до +55 град. С в стеклянных цилиндрах по ГОСТ 18481-81 исполнения I(для определения концентрации этилового спирта предприятие использует поверенный стеклянный ареометр типа АСПТ, снабженный термометром, не соответствующий Инструкции).

- п. 1.4.1. Инструкции: учет спирта в спиртохранилище (складе) и в бухгалтерии ведется в декалитрах безводного спирта (дал б.с.) с точностью до сотых долей, причем тысячные доли менее 0,005 отбрасываются, а 0,005 и более принимаются за одну сотую декалитра (учет спирта на складе и в бухгалтерии ведется в литрах безводного спирта), и п.2 Положения: «при учете объектов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции единицей измерения является декалитр при температуре этой продукции +20 град.С. Учет осуществляется с точностью до сотых декалитра».

- п.2.1.2. Инструкции: спирт отпускается только через мерники, прошедшие в установленные сроки государственную поверку, имеющие пломбы или клейма государственного поверителя и свидетельства об их поверке (замеры при приемке и отпуске спирта производятся с помощью алюминиевого мерного стакана вместимостью 1,0 л.).

- п.4.1.1. Инструкции: спирт принимается заведующим спиртохранилищем (складом) при обязательном участии инженера - химика или техника - химика лаборатории, где таковой имеется, или другого компетентного лица, специально на это уполномоченного руководством предприятия (организации) (приемка спирта с завода-поставщика осуществляется заведующей складом без участия инженера-химика или техника-химика лаборатории).

- п.4.1.3. Инструкции: спирт принимается только через мерники, прошедшие в установленные сроки государственную поверку, имеющие пломбы или клейма государственного поверителя, и свидетельства о их поверке (замеры при приемке и отпуске спирта производятся с помощью алюминиевого мерного стакана вместимостью 1,0 л.)

- п.4.1.9. Инструкции: все показатели, на основании которых определено количество спирта, записываются в журнал учета отмеров спирта по форме N П-23 (журнал учета отмеров спирта по форме № П-23 не ведется).

В актах об отгрузке-приемке головной фракции от 21.05.2008г. №202 и от 08.10.2008г. №367 правые стороны актов не заполнены. Так же предусмотренные в акте №П-27 предусмотренные Инструкцией графы и строки заполняются не полностью, а именно: крепость спирта, % (по объему), способ замера объема спирта, отсутствует расчет потерь и естественной убыли спирта по нормам, заключение комиссии о недостачах и излишках спирта, подпись главного бухгалтера.

По результатам проверки составлены: акт контрольной проверки от 11.12.2008г. №47-08-КПкв и протокол от 23 января 2009 года об административном правонарушении.

Постановлением Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 3 по Республике Татарстан N 101 от 26 января 2009 года заявитель привлечен к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 70000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, заявитель обжаловал его в арбитражный суд.

Суд, исследовав представленные материалы дела, считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, образуют действия, связанные с нарушением установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.

Согласно статье 14 названного Закона организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.

Порядок учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) установлены Положением об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 N 380.

В силу пункта 2 вышеуказанного Положения при учете объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции единицей измерения является декалитр при температуре этой продукции +20 град. С. Учет осуществляется с точностью до сотых долей декалитра.

Инструкция по приемке, хранению, отпуску, транспортированию
 и учету этилового спирта, утвержденная Минпищепромом СССР 25 сентября 1985 г. регулирует правила учета. Федеральный закон от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливают ответственность за нарушение правил учета этилового спирта.

Судом установлено, материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается факт совершения ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение», г.Казань» административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, выразившегося в нарушении «Инструкции по приемке, хранению, отпуску, транспортированию и учету этилового спирта», утвержденной Министерством пищевой промышленности СССР 25.09.1985 г. (далее - Инструкция), а также п.2 Положения об учете объектов производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2006 г. №380

Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ, Закон) под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.

Таким образом, закупка этилового спирта подпадает под понятие "оборот этилового спирта", содержащееся в статье 2 Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ.

Обязанность осуществлять учет и декларирование объема оборота этилового спирта предусмотрена пунктом 1 статьи 14 Закона.

В соответствии с пунктом 4 этой статьи порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ № 380 установлено, что при учете объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции единицей измерения является декалитр при температуре этой продукции +20 град. С. Учет осуществляется с точностью до сотых долей декалитра.

Таким образом, обязанность по осуществлению учета этилового спирта в декалитрах и требования к заполнению форм учета установлены нормативным правовым актом, опубликованным в установленном порядке, и не соблюдение указанных обязанностей влечет применение административного взыскания в соответствии с положениями ст. 14.19 КоАП РФ и Федерального Закона № 171-ФЗ.

Довод заявителя о том, что поскольку Инструкция не опубликована в установленном порядке, следовательно, ее положения не могут применяться в качестве основания для привлечения к административной ответственности, судом не может быть принято во внимание по следующим основаниям.

В соответствии с Инструкцией по приемке, хранению, отпуску, транспортированию и учету этилового спирта, утвержденной 25.09.1985 Министерством пищевой промышленности СССР (далее - Инструкция), при учете этилового спирта определению подлежат: объем водно-спиртового раствора, концентрация спирта (крепость) в процентах (по объему) и объем содержащегося безводного спирта. Действие данной Инструкции распространяется на все виды и сорта этилового спирта, водно-спиртовые растворы, а также на побочные спиртопродукты ректификации.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В соответствии с пунктом 2 "Заключительные и переходные положения" Конституции РФ законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ.

На момент издания Министерством пищевой промышленности СССР Инструкции по приемке, хранению, отпуску, транспортированию и учету этилового спирта действовавшее законодательство не предусматривало официального опубликования актов, издаваемых министерствами и ведомствами.

Из вышеизложенного следует, что Конституция РФ не связывает возможность применения ранее действовавших правовых актов на территории РФ с официальным их опубликованием и не распространяет на них содержащиеся в ее части 3 статьи 15 требования об этом.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться вынесением устного замечания.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В рассматриваемом случае, оценив конкретные обстоятельства совершения правонарушения, учитывая количество совершенных нарушений, кроме того, состав ст. 14.19 КоАП РФ является формальным и предполагает нарушение требований законодательства, предъявляемых к учету этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, поэтому отсутствие причинения существенного вреда общественным интересам не может характеризовать правонарушение как имеющее малозначительный характер, суд приходит к выводу, что оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности не имеется.

В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ, в связи с чем признает правомерным привлечение заявителя к административной ответственности.

Изучив материалы дела, суд считает, что в ходе производства по делу об административном правонарушении ответчиком не ущемлены соответствующие процессуальные права заявителя. Процедура привлечения заявителя к административной ответственности налоговым органом соблюдена.

В соответствии с п.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявитель правомерно привлечен его к административной ответственности по ст. 14.19 КоАП РФ, оснований для удовлетворения требований заявления не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 208, 211 АПК РФ Арбитражный суд Республики Татарстан,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления  Открытого акционерного общества «Казанское моторостроительное производственное объединение», г.Казань отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РТ в течение десяти дней со дня принятия.

Судья Э.Р. Галиуллин