ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 533-50-00
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Казань Дело № А65-27921/2019
Дата принятия решения – 16 января 2020 года.
Дата объявления резолютивной части – 14 января 2020 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан
в составе:
председательствующий – судья Минапов А.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Венковой Л.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Алойл", г.Бавлы (ОГРН <***>, ИНН <***>), к Приволжскому межрегиональному территориальному Управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ПМТУ Росстандарта), г.Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>), о признании незаконным и отмене постановления № 4/09-51/2с от 23.08.2019г. о привлечении ЗАО «Алойл» к административной ответственности по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000руб.,
с участием:
заявителя – представитель ФИО1 по доверенности от 17.01.2019г.,
ответчика – представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Алойл", г.Бавлы (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее по тексту – заявитель, общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Приволжскому межрегиональному территориальному Управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ПМТУ Росстандарта), г.Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее по тексту – ответчик, административный орган), о признании незаконным и отмене постановления № 4/09-51/2с от 23.08.2019г. о привлечении общества к административной ответственности по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000руб.
Определением суда от 20.09.2019г. дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 19.11.2019г. дело назначено к рассмотрению по общим правилам искового производства.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Арбитражного суда Республики Татарстан в сети Интернет по адресу: www.tatarstan.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие ответчика.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявление в полном объеме.
При исследовании доказательств арбитражным судом установлено.
В соответствии со статьей 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными в федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с ч.6 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерациипри рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом ПМТУ Росстандарта от 09.07.2019 № 933 должностным лицом отдела проведена внеплановая выездная проверка в отношении заявителя с целью государственного контроля и надзора за соблюдением требований государственных стандартов/технических регламентов в сфере технического регулирования в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее по тексту - Закон о техническом регулировании).
Внеплановая проверка заявителя проводилась с целью исполнения приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 июня 2019 года № 1467 «Об организации и проведении внеплановых проверок приемо-сдаточных пунктов нефти, через которые осуществляется прием нефти, в том числе приемо- сдаточных пунктов принадлежащих организациям, не входящим в группу ПАО «Транснефть», оказывающим услуги по сдаче нефти в систему магистральных нефтепроводов и не имеющим собственных объектов добычи нефти», изданного в соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации от 05.06.2019 г. № ДК-П9-4635.
По результатам проведенной проверки составлены: акт проверки № 51 от 25.07.2019; протокол об административном правонарушении № 51сю от 09.08.2019. По результатам рассмотрения указанных выше документов, начальником отдела Росстандарта по РТ 23.08.2019 года вынесено постановление № 4/09-51/2с по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде штрафа в размере сто тысяч рублей за нарушение требований технического регламента, выразившиеся в нарушении требований:
- пункта 8.1. ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия», а именно, паспорт качества № 193 от 14.07.2019 не содержит дату - месяц и год изготовления нефти; массу брутто и нетто; номер партии; нормы показателей качества;
- пункта 1.2, пункта 1.6. ГОСТ 1510-84 «Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение», в части отсутствия в паспорте качества нефти юридического адреса предприятия-изготовителя и адреса места производства; обозначения нормативного документа, по которому отбирают пробу; размера (массы) партии; дату проведения испытаний; заключения о соответствии продукта требованиям нормативного документа; значения показателей по нормативу;
- пункта 4.2. ГОСТ Р 55971-2014 «Нефть и нефтепродукты. Паспорт. Общие требования» в части требований к содержанию документа о качестве (паспорта) при выпуске в обращение нефти 3.3.1.1. ГОСТ Р 51858-2002.
Заявитель не согласился с постановлением административного органа, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Таким образом, арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд, не связанный с доводами, содержащимися в заявлении, обязан проверить оспариваемое постановление в полном объеме.
Заявитель включен в реестр субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти.
Судом установлено, что между ПАО «Транснефть» и заявителем 03.12.2018г. был заключен договор об оказании услуг по транспортировке нефти на 2019 год (далее по тексту – договор), согласно которому заявитель является Грузоотправителем нефти.
Прием нефти Грузоотправителя в пункте отправления осуществляется Транснефтью с оформлением актов приема-сдачи и Паспортов качества нефти. Акты приема-сдачи и Паспорта качества нефти оформляются владельцем приемо-сдаточного пункта и подписывается уполномоченными представителями Транснефти и Грузоотправителя.
Сдача нефти осуществляется Транснефтью с оформлением акта приема-сдачи нефти и паспорта качества нефти в количестве, указанном в маршрутном поручении.
Из акта проверки от 25.07.2019 следует, что в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий заявителя с целью проведения проверки соблюдения обязательных требований к продукции старшим государственным инспектором ФИО2 был проведен отбор образцов продукции - нефть 3.3.1.1 ГОСТ Р 51858, предъявлен паспорт качества нефти № 193 от 14.07.2019, о чем составлены акт отбора образцов от 15.07.2019 и протокол технического осмотра от 25.07.2019.
Из оспариваемого постановления следует, что заявитель, будучи организацией, осуществляющей обращение нефти, при сдаче нефти Транснефти оформляет Паспорт качества нефти, не соответствующий по своему содержанию, установленным национальным стандартам.
Так, в результате проверки установлены нарушения пункта 8.1 ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия» (далее - ГОСТ Р 51858), пунктов 1.2, 1.6 ГОСТ 1510-84 «Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение» (далее - ГОСТ 1510), пункта 4.2 ГОСТ Р 55971-2014 «Нефть и нефтепродукты. Паспорт. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 55971) в части требований к содержанию документа о качестве (паспорта) при выпуске в обращение нефти 3.3.1.1 ГОСТ Р 51858, а именно:
- в нарушение пункта 8.1 ГОСТ Р 51858, пунктов 1.2, 1.6 ГОСТ 1510 паспорт качества нефти № 192 от 14.07.2019 не содержит дату - месяц и год изготовления нефти; массу брутто и нетто; номер партии; нормы показателей качества;
- в нарушение пунктов 4.2, 4.2.1 ГОСТ Р 55971 паспорт качества нефти № 192 от 14.07.2019 не содержит юридический адрес предприятия-изготовителя и адрес места производства; обозначение нормативного документа, по которому отбирают пробу; размер (массу) партии; дату проведения испытаний; заключение о соответствии продукта требованиям нормативного документа на основании результатов испытаний; табличная часть паспорта не содержит «значения показателей по нормативному документу».
Указанные несоответствия Паспорта качества нефти административный орган посчитал нарушением Грузоотправителем требований, подлежащих применению до дня вступления в силу Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию» ТР ЕАЭС 045/2017 (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 № 36) обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессу реализации и вменил заявителю административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
В соответствии с примечаниями к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.02 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании) технический регламент - документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или связанным с требованиями к продукции процессам проектирования производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Императивная норма пункта 6 статьи 7 Закона о техническом регулировании устанавливает, что технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованием к продукция процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.
В соответствии со статьей 6 Закона о техническом регулировании технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 N 89 утвержден технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию" (ТР ЕАЭС 045/2017) (далее по тексту - Технический регламент 045/2017).
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 № 36 (далее - Решение № 36) установлены переходные положения технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию" (ТР ЕАЭС 045/2017)"- до 1 января 2021 года.
Утвержденными переходными положениями установлено, что:
- выданные или принятые до вступления ТР ЕАЭС 045/2017 в силу документы об оценке соответствия действительны до окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2021 года; при наличии таких документов об оценке соответствия до 1 января 2021 года разрешены выпуск и обращение продукции согласно ранее установленным требованиям. При этом продукция должна быть маркирована национальным знаком соответствия, а не единым знаком обращения;
- также до 1 января 2021 года допускается возможность производить и выпускать в обращение продукцию без документов об обязательной оценке соответствия продукции и без маркировки национальным знаком соответствия.
Согласно информации, размещенной 27.06.2019 на официальном сайте Евразийской экономической комиссии (http://www.eurasiancommission.org) «Переходные положения о порядке введения в действие технического регламента, установленные коллегией ЕЭК, позволяют бизнесу до 1 января 2021 года плавно перейти на работу по новым правилам. До этой даты продолжат действовать ранее выданные документы об оценке соответствия, допускаются изготовление и реализация нефти по прежним нормам».
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие на период до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, размещаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти в информационной системе общего пользования в электронной форме с указанием подлежащих обязательному исполнению структурных единиц (разделов, пунктов) этих актов и документов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона (предусматривающей особенности технического регулирования в отношении оборонной продукции (работ, услуг).
С 1 сентября 2011 года нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и не опубликованные в установленном порядке, могут применяться только на добровольной основе.
Общие требования к нефти регламентированы действующими ГОСТ Р 51858-2002 «Государственный стандарт Российской Федерации. Нефть. Общие технические условия» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 08.01.2002 N 2-ст), ГОСТ 1510-84 «Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение» (утвержден и введен в действие Постановлением Госкомитета СССР ПО стандартам от 07.08.84 N 2776), ГОСТ Р 55971-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Нефть и нефтепродукты. Паспорт. Общие требования» (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 06.03.2014 N 103-ст). Указанные ГОСТы являются действующими нормативными документами.
Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 г. № 594 было утверждено Положение об опубликовании национальных стандартов, которым определено, что официальное опубликование национальных стандартов осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Официальному опубликованию подлежат тексты национальных стандартов – в печатных изданиях (книгах, брошюрах, сборниках) и информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства. Данные требования законодательства о техническом регулировании при опубликовании указанных выше ГОСТов были соблюдены. Более того, указанные ГОСТы содержатся в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.08.2003 № 500.
Таким образом, на период действия переходных положений ТР ЕАЭС 045/2017 требования вышеуказанных ГОСТов являются обязательными для применения, но только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей продукции.
Необходимость применения заявителем требований ГОСТ Р 51858-2002 следует и из самого Договора. Так, в разделе «Термины и определения» указано: нефть - жидкая природная ископаемая смесь углеводородов широкого физико-химического состава, соответствующая требованиям ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия».
В пункте 3.2.1 Договора указано, что показатели качества Нефти при приеме Транснефтью в Пункте отправления и сдачи в Пункте назначения должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия».
В разделе «Заключительные положения» Договора (пункт 13.3) указаны нормативные документы, требования которых «...Сторонам известны и будут соблюдаться как неотъемлемая часть настоящего Договора...», в том числе: ГОСТ 1510-84 «Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение», ГОСТ Р 51858 -2002 «Нефть. Общие технические условия».
Довод заявителя о том, что поскольку нефть не входит в перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, либо в единые перечни продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденные Союзом или Правительством РФ, оформление паспорта качества нефти не является обязательным, суд считает несостоятельным, поскольку прием-сдача нефти и ее транспортировка по магистральным нефтепроводам на территориях государств-членов продукции без оформления документа о качестве нефти (паспорта качества нефти), не представляется возможным.
Требования к наличию паспорта качества нефти предусмотрены не только договором, но и конкретными нормативными актами, регулирующими требования к соответствующей продукции, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о техническом регулировании законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из данного Закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закон № 162-ФЗ) документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 26 Закона № 162-ФЗ применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.
Паспорт качества нефти № 193 от 14.07.2019 содержит сведения об обозначении нефти по ГОСТ Р 51858 3.3.1.1. Следовательно, стандарт ГОСТ Р 51858-2002 подлежит применению заявителем в полном объеме, как и считает административный орган.
Более того, согласно разделу Договора «Термины и определения» паспорт качества нефти - документ, в котором указываются результаты измерений показателей качества нефти, являющийся обязательным приложением к акту приема-сдачи нефти. Паспорт качества нефти оформляется на основании протокола испытания нефти.
Указанное обстоятельство в совокупности с анализом «заключительных положений» Договора свидетельствует о том, что указанный в нем ГОСТ Р 51858-2002 должен соблюдаться, в том числе и в целях соблюдения пунктов 3.2.1, 3.2.2 Договора для определения качества и использования методов испытаний, как и считает заявитель.
Из текста оспариваемого постановления следует, что Паспорт качества нефти № 193 от 14.07.2019 заявителя в нарушение пункта 8.1 ГОСТ Р 51858-2002 не содержит дату – месяц и год изготовления нефти, массу брутто и нетто, номер партии и нормы показателей качества.
Согласно пункта 8.1 указанного ГОСТ Р 51858-2002 нефть принимают партиями. Партией считается любое количество нефти, сопровождаемое одним документом о качестве по ГОСТ 1510. Таким образом, ГОСТ Р 51858-2002 в части необходимости сопровождения нефти одним документом о качестве отсылает на ГОСТ 1510.
Между тем, пунктом 8.1 ГОСТ Р 51858-2002 не регулируется содержание паспорта качества нефти, а установлено требование о том, что партия нефти сопровождается одним документом о качестве по ГОСТ 1510. Суд считает, что если даже Паспорт качества нефти № 193 от 14.07.2019 по своему содержанию не соответствует требованиям ГОСТ 1510, то это обстоятельство при наличии Паспорта качества не свидетельствует о нарушении заявителем как требований пункта 8.1 ГОСТ Р 51858-2002, так и его в целом.
В данном случае, требование пункта 4.6 ГОСТ Р 51858-2002 о том, что условное обозначение нефти состоит из четырех цифр, соответствующих обозначениям класса, типа, группы и вида нефти, являющееся в этом ГОСТе ключевым, заявителем соблюдено.
Довод административного органа о том, что исходя же из паспорта качества нефти № 193 от 14.07.2019, не представляется возможным идентифицировать нефть именно как нефть 3.3.1.1 по ГОСТ Р 51858, так как в паспорте не указаны, в частности, нормы показателей качества согласно ГОСТ Р 51858, суд не считает обоснованным, поскольку паспорт качества нефти № 193 от 14.07.2019 содержит фактические показатели качества нефти, которые согласно ГОСТ Р 51858 позволяют обозначить нефть именно как 3.3.1.1. Доказательств не соответствия качества нефти его условному обозначению в Паспорте качества нефти № 193 от 14.07.2019 административным органом не представлено.
Следовательно, применение заявителем ГОСТ Р 51858-2002 в тех пределах, которые обеспечивают достижение целей законодательства РФ о техническом регулировании, а именно в части предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей продукции, путем оформления паспорта качества нефти, материалами дела подтверждено.
Из преамбулы межгосударственного стандарта ГОСТ 1510 «Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение» следует, что настоящий стандарт устанавливает виды тары, хранилищ и транспортных средств для нефти и нефтепродуктов (в том числе углеводородных сжиженных газов), требования к их подготовке, заполнению и маркировке, условия транспортирования и хранения, а также требования безопасности при упаковывании, транспортировании и хранении нефти и нефтепродуктов.
Таким образом, качество нефти и нефтепродуктов не является прерогативой данного ГОСТа.
Тем не менее, согласно пункту 1.6 ГОСТ 1510 каждая партия нефтепродуктов должна сопровождаться документом о качестве. Данное требование вытекает из требования о необходимости маркировки нефти и нефтепродуктов. При этом, согласно того же пункта 1.6 ГОСТ 1510 документ о качестве должен содержать данные, указанные в пункте 1.2 (наименование нефтепродукта, марку (допускается для пластичных смазок указывать их сокращенные наименования; товарный знак предприятия-изготовителя; массу брутто и нетто, дату - месяц и год изготовления нефтепродукта; номер партии; обозначение стандарта); нормы показателей качества и результаты испытаний нефтепродукта в соответствии с нормативно-технической документацией (НТД). При этом, указанный ГОСТ 1510 конкретное наименование документа о качестве и отсылок на иной ГОСТ не содержит.
Как уже было отмечено, из оспариваемого постановления следует, что в нарушение пунктов 1.2, 1.6 ГОСТ 1510 паспорт качества нефти № 193 от 14.07.2019 не содержит дату - месяц и год изготовления нефти; массу брутто и нетто; номер партии; нормы показателей качества.
Между тем, из буквального прочтения пунктов 1.2 и 1.6 ГОСТ 1510 видно, что указанные требования к документу о качестве установлены в отношении документа на партию нефтепродуктов, а не на партию нефти. Следовательно, указанные в пункте 1.2 и 1.6 ГОСТ 1510 сведения, подлежат обязательному содержанию в документе о качестве, сопровождающего каждую единицу транспортной тары с нефтепродуктом, и не распространяются в отношении документа о качестве нефти.
Во-вторых, отсутствие в паспорте качества нефти № 193 от 14.07.2019, оформленного заявителем при сдаче нефти Транснефти и подписанного представителем принимающей стороны, месяца и года изготовления нефти, массы брутто и нетто, номера партии, нормы показателей качества, не несут угрозы целям законодательства о техническом регулировании, поскольку согласно условиям Договора прием нефти Грузоотправителя осуществляется с оформлением не только Паспортов качества нефти, но и с оформлением Актов приема-сдачи нефти (пункт 2.1.1. Договора). А сдача нефти осуществляется Транснефтью с оформлением Акта приема-сдачи нефти и Паспорта качества нефти в количестве, указанном в Маршрутном поручении (пункт 2.3.2 Договора). Следовательно, такой паспорт качества нефти № 193 от 14.07.2019 не может быть признан оформленным с нарушением требований ГОСТ 1510-84.
Вместе с тем, суд находит обоснованным вывод административного органа в оспариваемом постановлении о несоответствии паспорта качества нефти № 193 от 14.07.2019 по своему содержанию требованиям ГОСТ Р 55971-2014 «Нефть и нефтепродукты. Паспорт. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 06.03.2014 № 103-ст и введенного в действие с 01.01.2015 (далее – ГОСТ Р 55971), более подробно регламентирующего требования к содержанию паспорта на нефть и нефтепродукты.
Согласно разделу 1 ГОСТ Р 55971 настоящий стандарт распространяется на нефть и нефтепродукты, которые в отличие от ГОСТ 1510 объединены в общее понятие – продукты, и устанавливает требования к паспорту на нефть и нефтепродукты.
Стандарт предназначен для применения организациями, осуществляющими изготовление, хранение, транспортирование и обращение нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, к числу которых относится заявитель.
В пункте 3.3 ГОСТ Р 55971 дано понятие, согласно которому паспорт - документ, устанавливающий соответствие фактических значений показателей качества продукции, полученных при испытании пробы, отобранной от конкретной партии продукта, требованиям и нормам, установленным в нормативном документе, технической документации, конструкторской документации или техническом регламенте на выпускаемый продукт.
Пунктом 4.1 ГОСТ Р 55971 через отсылку на ГОСТ 1510 проведено тождество между паспортом качества нефти и паспортом на нефть и приведен пример формы паспорта (справочно), а в пункте 4.2 указаны сведения, которые должны содержаться в паспорте.
Из анализа содержания Паспорта качества нефти № 193 от 14.07.2019 судом установлено, что в нем действительно отсутствуют некоторые сведения, предусмотренные пунктом 4.2 ГОСТ Р 55971, и об отсутствии которых отражено в оспариваемом постановлении: «юридический адрес предприятия-изготовителя и адрес места производства; обозначение нормативного документа, по которому отбирают пробу; размер (массу) партии; дату проведения испытаний; заключение о соответствии продукта требованиям нормативного документа на основании результатов испытаний»; табличная часть паспорта не содержит «значения показателей по нормативному документу».
Исходя из факта отсутствия единой утвержденной формы паспорта качества нефти/паспорта нефти, что не оспаривается сторонами, из Паспорта № 192 от 15.07.2019 не представляется возможным определить только сведения о размере (массе) партии. Однако суд считает, что отсутствие в паспорте качества нефти № 192 от 15.07.2019 сведений о массе партии и значений показателей по нормативному документу в табличной части паспорта при их неизменности в единственном документе, регламентирующем классификацию и условное обозначение нефти (ГОСТ Р 51858), являются не существенными, не несут угрозы обеспечению достижения целей законодательства о техническом регулировании, и не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Довод административного органа о том, что оспариваемым постановлением заявителю вменено несоблюдение требований ГОСТов именно в части содержания паспорта качества нефти, а не требования к его форме, суд не признает обоснованным, поскольку требования о содержании в документе необходимых (обязательных) сведений может и должно обеспечиваться разработанной формой документа (паспорта качества нефти), при отсутствии утвержденной единой формы которого, несоблюдение требований к содержанию документа не может быть квалифицировано правонарушением, предусмотренным частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Действующие на данный момент обязательные требования к продукции сводятся к необходимости сопровождения нефти паспортом качества/паспортом нефти, основными сведениями которого являются фактические значения показателей, позволяющие определять соответствие продукта требованиям нормативного документа, а не его форма и содержание, тем более не установленные ни одним нормативным правовым документом, а значит и не относящиеся к обязательным требованиям, в том смысле, который придается нормами законодательства о техническом регулировании.
Факт отсутствия единой формы паспорта качества нефти, являющегося объектом регулирования Технического регламента, отмечен и протоколом совещания в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии от 18.09.2019 № 79-пр по вопросу обсуждения внеплановых проверок приемно-сдаточных пунктов нефти.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 декабря 2004 г. N 125-ст приняты Рекомендации по метрологии Р 50.2.040-2004. "Государственная система обеспечения единства изменений. Метрологическое обеспечение учета нефти при ее транспортировке по системе магистральных нефтепроводов. Основные положения" (далее по тексту – Рекомендации).
Суд не признает обоснованным довод административного органа и о том, что Рекомендации, приложением «Ж» к которому приведена форма паспорта качества нефти, которой полностью (строка в строку) соответствует Паспорт качества нефти заявителя № 193 от 14.07.2019, не регулируют форму и содержание паспорта качества нефти, поскольку Рекомендации не являются документом в сфере технического регулирования и распространяются лишь на метрологическое обеспечение учета нефти (массы нефти) при её транспортировке по системе магистральных нефтепроводов, по следующим основаниям.
Согласно разделу 1 Рекомендаций следует, что Рекомендации предназначены для юридических лиц всех форм собственности, участвующих в операциях сдачи и приема нефти при ее транспортировке по системе магистральных нефтепроводов ОАО "АК "Транснефть", к которым относится заявитель.
Несмотря на то, что согласно разделу 1 Рекомендации распространяются на метрологическое обеспечение учета нефти (массы нефти) при ее транспортировке по системе магистральных нефтепроводов ОАО "АК"Транснефть", из пункта 5.4 Рекомендаций следует, что «При приеме и сдаче партии нефти на ПСП определяют ее массу и значения показателей качества нефти. По их результатам оформляют Акт приема-сдачи нефти (приложения Б, В, Г, Д, Е) и Паспорт качества нефти (приложения Ж, И, К, Л)». При этом, в самой форме паспорта в приложении «Ж» имеется отметка «Обязательное».
Таким образом, указанными Рекомендациями, вопреки утверждению их Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 4871-I "Об обеспечении единства измерений", приведена и форма паспорта качества, которой организации, участвующие в операциях сдачи и приема нефти при ее транспортировке по системе магистральных нефтепроводов ОАО "АК "Транснефть", пользуются до и после введения в действие ГОСТ Р 55971-2014, руководствуясь, вероятно и тем, что обязательный статус такой формы паспорта не был изменен самим органом Ростехрегулирования после введения с 01.01.2015 в действие ГОСТ Р 55971-2014, форма паспорта нефти которого в приложении А имеет статус «справочное».
В указанной обязательной для юридических лиц всех форм собственности, участвующих в операциях сдачи и приема нефти при ее транспортировке по системе магистральных нефтепроводов ОАО "АК "Транснефть", к которым относится заявитель, форме паспорта качества нефти не предусмотрено указание таких сведений как: юридический адрес предприятия-изготовителя и адрес места производства; обозначение нормативного документа, по которому отбирают пробу; размер (масса) партии; дата проведения испытаний; заключение о соответствии продукта требованиям нормативного документа на основании результатов испытаний; значения показателей по нормативному документу. То есть все то, что административный орган оспариваемым постановлением вменил заявителю, в указанной обязательной форме паспорта качества нефти, утвержденной самим административным органом, и не измененной после введения в действие ГОСТ Р 55971-2014, не требуется.
Указанные обстоятельства в совокупности опровергают вывод административного органа в оспариваемом постановлении о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, выраженного в применении ГОСТ О 51858-2002, ГОСТ 1510-84 и ГОСТ Р 55971-2014 в неполном объеме.
При таких обстоятельствах заявленное требование о признании оспариваемого постановления незаконным подлежит удовлетворению.
Более того, суд обращает внимание, что вступившим в законную силу решением Бавлинсого городского суда Республики Татарстан от 28.11.2019г. по делу №12-95/19 постановление административного органа от 23.08.2019г. по данному правонарушению, вынесенное в отношении должностного лица заявителя ФИО3, отменено в связи с отсутствием состава правонарушения.
Вступившим в законную силу решением Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 14.10.2019г. по делу №12-598/2019 постановление административного органа от 23.08.2019г. по аналогичному правонарушению также отменено в связи с отсутствием состава правонарушения.
Согласно ч.3 ст.69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Аналогичная правовая позиция получила свое отражение в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2019г. по делу №А65-21721/2019.
На основании вышеизложенного, заявленное требование о признании оспариваемого постановления административного органа незаконным подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-169, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан
Р Е Ш И Л :
заявление удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление № 4/09-51/2с по делу об административном правонарушении от 23 августа 2019 года Приволжского межрегионального территориального Управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ПМТУ Росстандарта), г.Казань о назначении закрытому акционерному обществу "Алойл", г.Бавлы (ОГРН <***>, ИНН <***>), административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей за административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении закрытого акционерного общества "Алойл", г.Бавлы, прекратить.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд со дня его вынесения.
Председательствующий судья А.Р. Минапов