ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-28210/13 от 12.03.2014 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Кремль, корп.1 под.2,  г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru http://www.tatarstan.arbitr.ru

Тел. (843) 294-60-00

________________________________________________________________________

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Казань                                                                           Дело № А65-28210/2013

Резолютивная часть решения  объявлена 12 марта 2014 г.

Текст решения в полном  объеме изготовлен   18 марта 2014 г.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе судьи  Галиуллина Э.Р.,  при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Михайловой М.Д., рассмотрев в первой инстанции в открытом заседании дело по заявлению  первого заявителя – Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, г. Лаишево, второго заявителя – Палаты  имущественных и земельных отношений Лаишевского  муниципального  района РТ  к ответчику- Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, с участием третьих лиц  МУП «Земля» Лаишевского муниципального района РТ, ФИО1, Палата имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района РТ,  о признании  Предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ  по делу  №06-168/2013 от 31.10.2013г.  недействительным и решения Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ  по делу  №06-168/2013 от 31.10.2013г. незаконным,

          с участием:

от первого заявителя – ФИО2  по доверенности  от 25.09.2013 г. № 1389/исх., паспорт;

от второго заявителя – ФИО3 по доверенности  от  29.01.2014 г. № 13, паспорт;

от ответчика – ФИО4 по доверенности от 05.12.2013 г. № АГ – 02/15525, служебное удостоверение  № 11391;

от  третьих лиц (МУП  «Земля» Лаишевского муниципального района РТ, Палата  имущественных и земельных отношений  Лаишевского муниципального района РТ) – ФИО5, распоряжение № 05 от 15.01.2013г., паспорт;

от третьего лица (ФИО1) – не явился, извещен надлежащим образом;

У С Т А Н О В И Л:

Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, г. Лаишево (далее по тексту – первый заявитель)  обратился в Арбитражный  суд Республики Татарстан  с  заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань  (далее по тексту – ответчик, антимонопольный орган) об отмене  решения и предписания  Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ  по делу  №06-168/2013 от 31.10.2013г.

Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, г. Лаишево (далее по тексту – первый заявитель), Палата  имущественных и земельных отношений Лаишевского  муниципального  района РТ  (далее по тексту – второй заявитель) обратились  в Арбитражный  суд Республики Татарстан  с  заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань о признании  Предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ  по делу  №06-168/2013 от 31.10.2013г.  недействительным и решения Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ  по делу  №06-168/2013 от 31.10.2013г. незаконным.

Определением  арбитражного суда от 20.02.2014г.  указанные выше  дела №№  А65-2164/2014, А65-28210/2013  были объединены в единое производство  в соответствии с ч. 2 ст. 130 АПК РФ с присвоением арбитражному делу  единого номера  А65-28210/2013. 

К участию в деле, в качестве третьих лиц, не  заявляющих самостоятельных требований на  предмет спора, в порядке ст. 51  АПК РФ,   судом были привлечены: МУП  «Земля» Лаишевского муниципального района РТ, Палата  имущественных и земельных отношений  Лаишевского муниципального района РТ,  ФИО1.

На судебном заседании представители первого и второго заявителя заявленные требования  поддержали.

Представитель ответчика  заявленные требования не признал.

Представитель  третьих лиц (МУП  «Земля» Лаишевского муниципального района РТ, Палата  имущественных и земельных отношений  Лаишевского муниципального района РТ) поддержал требования заявителя.

Третье лицо (ФИО1) на судебное заседание  не явился, извещен надлежащим образом.

В порядке ст. 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие третьего лица.

 Как следует из материалов дела, в  адрес ответчика  поступило  обращение  ФИО6 с указанием  на нарушение антимонопольного законодательства  при  проведении открытого аукциона  со стороны МУП «Земля» Лаишевского  муниципального района РТ  и  Исполнительного комитета Лаишевского  муниципального района.

 Из данного обращения следовало, что во исполнение Постановлений Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан №2374 от 27.11.2012 г., №2219 от 02.11.2012 г., №137 от 22.01.2013 г., №257 от 05.02.2013 г., №463 от 05.05.2013 г., №443 от 01.03.2013 г., №442 от 01.03.2013 г. МУП «Земля» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан на сайте http://torgi.gov.ru было размещено извещение о проведении торгов № 210313/0868708/02, где на торги были выставлены земельные участки в составе лотов:

- лот №2 – право аренды сроком на 3 года земельного участка, расположенного по адресу: Лаишевский муниципальный район, Орловское сельское поселение, п.Троицкий, общей площадью 24876 кв.м. кадастровый номер 16:24:140201:308;

- лот №4 – право аренды сроком на 3 года земельного участка, расположенного по адресу: Лаишевский муниципальный район, Орловское сельское поселение, п.Троицкий, общей площадью 3600 кв.м. кадастровый номер 16:24:140201:164;

- лот №5 – право аренды сроком на 3 года земельного участка, расположенного по адресу: Лаишевский муниципальный район, Орловское сельское поселение, п.Троицкий, общей площадью 3990 кв.м. кадастровый номер 16:24:140201:167.

 В соответствии с пунктом 8 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. № 808 (далее - Правила организации и проведения торгов) извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов.

 Извещение о проведении вышеуказанных торгов было опубликовано на официальном сайте по размещению торгов torgi.gov.ru 21.03.2013 года, дата проведения торгов согласно вышеуказанному извещению 23.04.2013 года.Однако в нарушение требований действующего законодательства, информация о проведении вышеуказанных торгов не была опубликована в местных печатных изданиях.       

 Также заявитель жалобы  ФИО6  указал на наличие в действиях собственника муниципального недвижимого имущества, организатора торгов, победителя открытого аукциона признаков осуществления согласованных действий, что выразилось в следующем: в торгах 23.04.2013 года по лотам №2, 4, 5 участвовали одни и те же физические лица, а именно  ФИО1, ФИО7, ФИО8 По итогам торгов, право аренды земельных участков по лотам №2, 4, 5 выиграло одно физическое лицо  ФИО1

         По мнению  заявителя жалобы, при определении стоимости права на заключение договоров аренды земельных участков по лотам №2, 4, 5 произошло необоснованное занижение стоимости права аренды земельных участков, являющихся предметом вышеуказанных лотов. 

          Кроме того, при формировании и постановке земельного участка, расположенного по адресу: Лаишевский муниципальный район, Орловское сельское поселение, п.Троицкий, общей площадью 24876 кв.м. кадастровый номер 16:24:140201:308 (лот №2), на кадастровый учет,  как указывает ФИО6, с ним, как с собственником смежного земельного участка,  не были согласованы границы земельного участка являющегося предметом лота №2.

В целях всестороннего и объективного рассмотрения вышеуказанной жалобы антимонопольным  органом  на основании  ч.1 ст. 23 Федерального закона  от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закон о защите конкуренции), приказа Татарстанского УФАС России от 30.07.2013 г. № 02/363-к   было возбуждено дело № 06-168/2013 по признакам  нарушения Исполнительным комитетом  Лаишевского  муниципального района РТ ст. 15,17 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ограничения прав неопределенного круга лиц на участие в открытом аукционе, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.       

Из письменных пояснений  Исполнительного комитета  Лаишевского муниципального района РТ, Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района РТ, МУП «Земля» следовало,  что извещение №210313/0868708/02 о проведении торгов было опубликовано на официальном сайте по размещению торгов torgi.gov.ru 21.03.2013 года, дата опубликования является общедоступной информацией и не требует доказательств подтверждения, информация о проведении торгов была размещена на сайте torgi.gov.ru не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов. 

           Также, по мнению Исполнительного комитета  Лаишевского муниципального района РТ, Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района РТ, МУП «Земля, постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 16:24:140201:308 была осуществлена 28.12.2012 года, 16:24:140201:164 - 22.04.2011 года, 16:24:140201:167 - 17.05.2011 года,  границы новообразуемых земельных участков не согласовывались с владельцами смежных земельных участков, так как заявитель жалобы  не является собственником смежного земельного участка, земельный участок находится у него  в аренде. Основания  для отказа  в допуске  к участию  в торгах от 23.04.2013 г.  ФИО1,  ФИО7,  ФИО8 не имелось.

По результатам рассмотрения дела  № 06-168/2013 антимонопольным органом  31.10.2013г. было принято решение  о признании Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, Палаты имущественных и земельных отношений Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстаннарушившими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в нарушении действующего законодательства при подготовке и организации открытого аукциона от 23.04.2013 года, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

            На основании  указанного решения антимонопольным органом   31.10.2013г. было  вынесено предписание по   делу  № 06-168/2013, в  соответствии с которым Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан не позднее 30 дней с момента получения Предписания (со дня окончания действий, вызвавших приостановление исполнения Предписания) прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», путем совершения действий, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства и обеспечения конкуренции, а именно:

- отменить Постановление Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан №2374 от 27.11.2012 года;

- отменить Постановление Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан №443 от 01.03.2013 года;

- отменить Постановление Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан №442 от 01.03.2013 года.

 Не согласившись с принятым решением по делу № 06-168/2013  от 31.10.2013г. заявители  обратились в суд с настоящими  заявлениями.

  Исследовав  представленные в деле  доказательства, заслушав представителей  лиц, участвующих в деле, суд  приходит к  следующим выводам.

Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно  ст. 11, ч.2  ст. 38 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

 Постановлением Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан №2374 от 27.11.2012 г. Палате имущественных и земельных отношений Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан поручено:

- обеспечить проведение государственного кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: Лаишевский муниципальный район, Орловское сельское поселение, п.Троицкий, общей площадью 24876 кв.м. для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения.

- заключить договор поручения на подготовку и проведение аукциона на повышение стоимости по продаже права аренды на три года земельного участка, расположенного по адресу: Лаишевский муниципальный район, Орловское сельское поселение, п.Троицкий, общей площадью 24876 кв.м. для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения с МУП «Земля».

          Постановлением Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан №443 от 01.03.2013 г. Палате имущественных и земельных отношений Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан поручено:

- заключить договор поручения на подготовку и проведение аукциона на повышение стоимости по продаже права аренды на три года земельного участка, расположенного по адресу: Лаишевский муниципальный район, Орловское сельское поселение, п.Троицкий, общей площадью 3600 кв.м. кадастровый номер 16:24:140201:164 для ведения личного подсобного хозяйства с МУП «Земля». По итогам проведения  аукциона на повышенной стоимости с победителем заключить  договор  аренды  на земельный участок.        

         Постановлением Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан №442 от 01.03.2013 г. Палате имущественных и земельных отношений Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан поручено:

- заключить договор поручения на подготовку и проведение аукциона на повышение стоимости по продаже права аренды на три года земельного участка, расположенного по адресу: Лаишевский муниципальный район, Орловское сельское поселение, п.Троицкий, общей площадью 3990 кв.м. кадастровый номер 16:24:140201:167 для ведения личного подсобного хозяйства с МУП «Земля»; По итогам проведения  аукциона на повышенной стоимости с победителем заключить  договор  аренды  на земельный участок.        

Пунктом  4  Правил «О  порядке организации  и проведения в Лаишевском районе Республики Татарстан торгов по продаже находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков или прав на заключение договоров аренды таких земельных участков», явящихся  приложением 1 к постановлению Исполнительного комитета  района от 01.03.2006г. № 266, в редакции,  действовавшей на момент принятия указанных постановлений, установлено, что основанием для принятия  решения о формировании земельного участка для торгов является заявление физического или юридического лица о приобретении в собственность земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка, направленное  в адрес  руководителя  Исполнительного комитета района.

Как обоснованно указано ответчиком, Исполнительным комитетом Лаишевского муниципального района Республики Татарстан не была представлена информация о лицах, по инициативе которых земельные участки с кадастровыми номерами 16:24:140201:308, 16:24:140201:164, 16:24:140201:167 были выставлены на открытый аукцион, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что  вышеуказанные земельные участки были сформированы и выставлены на открытый аукцион по инициативе органа местного самоуправления Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.

Из материалов дела усматривается, что открытый аукцион от 23.04.2013 года проводился на основании агентского договора №1 от 15.01.2013 года, заключенного   между Палатой имущественных и земельных отношений Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан (принципал)  и МУП «Земля» (агент).

Пунктом  1.1 указанного договора установлено, что  принципал поручает,  агент  берет  на себя обязательства совершать от имени и по поручению  принципала за счет средств, возмещаемых победителем торгов, юридические действия по предпродажной подготовке и проведению конкурсов и аукционов по продаже муниципального имущества и права на заключение договоров аренды, несмотря на то, что данный  договор также предусматривает оплату услуг агента  из бюджетных средств.

Земельным Кодексом Российской Федерации установлено, что проведение торгов по реализации земельных участков, находящихся в муниципальной собственности относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Пункт агентского договора №1 от 15.01.2013 года, устанавливающий обязанность победителя по оплате организации и проведения торгов  является нарушением действующего законодательства.

Довод  заявителя, о том,  что извещение о проведении вышеуказанных торгов размещено на официальном сайте по размещению торгов torgi.gov.ru 21.03.2013 года, дата проведения торгов согласно вышеуказанному извещению 23.04.2013 года, что  и является публикацией  в средствах массовой информации, признается  судом несостоятельным, исходя  из следующего.

Порядок организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определен Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002г. N808 «Об организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» (далее-
Постановление).

В соответствии с подпунктами ж), н) пункта 8 Правил организации и проведения торгов извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов и содержать следующие сведения: ж) форма заявки об участии в торгах, порядок приема, адрес места приема, даты и время начала и окончания приема заявок и прилагаемых к ним документов, предложений, а также перечень документов, представляемых претендентами для участия в торгах; н) проект договора купли-продажи или аренды земельного участка.

Согласно статьи 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием); под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год; под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

Межгосударственным стандартом системы стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные термины и определения.  ГОСТ 7.60-2003,  установлены основные понятия:

газета - периодическое газетное издание, выходящее через непродолжительные интервалы времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу;

журнал - периодическое журнальное издание, имеющее постоянную рубрикацию и содержащее статьи или рефераты по различным вопросам и литературно-художественные произведения;

бюллетень - периодическое или продолжающееся издание, выпускаемое оперативно, содержащее краткие официальные материалы по вопросам, входящим в круг ведения выпускающей его организации.

На  основании вышеизложенного,  суд приходит к выводу о том, что официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов torgi.gov.ru не является средством массовой информации, в том числе в связи с отсутствием основного признака СМИ, а именно периодичности выхода, в связи с чем,  извещение о проведении торгов должно было быть опубликовано в средствах массовой информации, а также на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов - torgi.gov.ru.

Статьей 607 ГК РФ установлено, что в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается.

Согласно ст. 2 Земельного кодекса  РФ  на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Решением Совета  Лаишевского муниципального района Республики Татарстан принято от 10 декабря 2008 года №82 «О нормах предоставления земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства в Лаишевском муниципальном районе»установлено, что максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданам из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности для ведения личного подсобного хозяйства не должен превышать 2500 кв.м. Вышеуказанные нормы распространяются также на земельные участки, предоставляемые в аренду для целей, предусмотренных решением.

Вместе с тем, Исполнительным комитетом Лаишевского муниципального района Республики Татарстан на торги было выставлено право аренды на три года земельного участка, расположенного по адресу: Лаишевский муниципальный район, Орловское сельское поселение, п.Троицкий, общей площадью 3600 кв.м. кадастровый номер 16:24:140201:164 для ведения личного подсобного хозяйства и земельного участка, расположенного по адресу: Лаишевский муниципальный район, Орловское сельское поселение, п.Троицкий, общей площадью 3990 кв.м. кадастровый номер 16:24:140201:167 для ведения личного подсобного хозяйства превышающих максимальные размеры установленные вышеуказанным решением Совета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.

Таким  образом,  поскольку площадь земельного участка является одной из существенных его характеристик и факт выставления на торги, не соответствующих действующим требованиям предоставления, земельных участков, может повлиять  на  ограничение  конкуренции, поскольку предложение земельных участков с одними характеристиками формирует определенный круг потенциальных приобретателей, который будет отличаться от круга потенциальных приобретателей, претендующих на земельные участки с другими существенными характеристиками.

 Из Постановления Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан №2374 от 27.11.2012 г. следует, что  Палате имущественных и земельных отношений Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан поручено обеспечить проведение государственного кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: Лаишевский муниципальный район, Орловское сельское поселение, п.Троицкий, общей площадью 24876 кв.м. для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения.

Согласно  ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Пунктом 2 ст. 7 Земельного  кодекса РФ предусмотрено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, то есть  разрешенное  использование  должно определяться  в результате  зонирования территории.

Частями 1,2,3  статьи  85 Земельного кодекса  РФ  предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения,  военных объектов, иным территориальным зонам.  Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

В рамках рассмотрения дела № 06-168/2013 антимонопольным органом установлено, что  земельный участок, выставленный на торги  с кадастровым  номером  16:24:140201:308, согласно генерального  плана Орловского сельского  поселения Лаишевского муниципального района  РТ, находится  в жилой зоне – территории  усадебной жилой застройки. Постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 16:24:140201:308 была осуществлена 28.12.2012 года.В непосредственной близости от данного земельного участка расположены земельные участки с индивидуальными жилыми постройками, установление для земельного участка с кадастровым номером 16:24:140201:308 целевого использования для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения противоречит действующему территориальному зонированию, утвержденному генеральным планом Орловского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, следовательно, нарушает требования действующего земельного и градостроительного законодательства.

Кроме того, в  границах  земельного участка с кадастровым номером 16:24:140201:308 с целевым использованием для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, расположены земельные участки с кадастровыми номерами 16:24:140201:164 и 16:24:140201:167 с целевым использованием для ведения личного подсобного хозяйства. Приобретение  права аренды на земельный участок с кадастровым номером 16:24:140201:308, без приобретения права аренды на земельные участки с кадастровыми номерами 16:24:140201:164 и 16:24:140201:167, делает фактически невозможным строительство объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения на данном земельном участке, в соответствии с целевым использованием, что свидетельствует о фиктивности установления указанных целей использования земельного участка.

Согласно ст. 11.9 Земельного кодекса РФ  не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.  Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Пунктом 2.1 си. 26  Федерального закона  от 24.07.2007 г.  № 221- ФЗ «О государственном кадастре  недвижимости»  установлено, что  орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления постановки на учет земельного участка также в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута.

При подаче документов и постановке на кадастровый учет земельного участка расположенного по адресу: Лаишевский муниципальный район, Орловское сельское поселение, п.Троицкий, общей площадью 24876 кв.м., вторым  заявителем не было указано, что в границах данного земельного участка находятся земельные участки с кадастровыми номерами 16:24:140201:164 и 16:24:140201:167, и что для обеспечения доступа к названным земельным участкам необходимо установление обременения земельного участка в виде сервитута на проход (проезд). У арендатора, в случае приобретения права аренды на земельные участки с кадастровыми номерами 16:24:140201:164 и 16:24:140201:167, без приобретения права аренды на земельный участок с кадастровым номером 16:24:140201:308, фактически отсутствовала бы возможность использовать приобретенные земельные участки, так как доступ к данным земельным участкам может быть осуществлен только через земельный участок с кадастровым номером 16:24:140201:308.

Соответственно антимонопольным органом сделан обоснованный  вывод о том, что при проведении торгов на право заключения договоров аренды на земельные участки с кадастровыми номерами 16:24:140201:164, 16:24:140201:167, 16:24:140201:308  было нарушено право потенциальных приобретателей земельных участков и участников открытого аукциона на информацию об обременениях земельного участка и об ограничениях его использования, которая должна в обязательном порядке указываться в извещении о проведении аукциона, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. № 808.

Таким образом, действия заявителей при подготовке  и организации открытого аукциона от 23.04.2013г.  привели  к существенному ограничению количества участников на данных торгах, что в свою очередь является нарушением  части 1  статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

По результатам открытого аукциона от 23.04.2013 г.  с  третьим лицом (ФИО1)   были  заключены соответствующие договоры аренды:по лоту 2 – передан в аренду земельный участок, расположенный по адресу: Лаишевский муниципальный район, Орловское сельское поселение, п.Троицкий, общей площадью 24876 кв.м. кадастровый номер 16:24:140201:308;по лоту 4 - передан в аренду земельный участок, расположенный по адресу: Лаишевский муниципальный район, Орловское сельское поселение, п.Троицкий, общей площадью 3600 кв.м. кадастровый номер 16:24:140201:164 заключен договор аренды;по лоту 5 - передан в аренду земельный участок, расположенный по адресу: Лаишевский муниципальный район, Орловское сельское поселение, п.Троицкий, общей площадью 3990 кв.м. кадастровый номер 16:24:140201:167 заключен договор аренды.

Поскольку открытый аукцион, проведенный 23.04.2013 г.,  не соответствует требованиям закона, а именно нарушены положения Постановления Правительства РФ от 11.11.2002г. N808 «Об организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков», положения статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», данные сделки  могут  быть признаны судом недействительными.

Заявители не привели доводов и не опровергли выводов ответчика о наличии всех нарушений порядка проведения торгов.

Все доводы заявителей исследованы и отводятся как основанные на не правильном понимании подлежащих применению правовых норм. Противоречий, требующих устранения, между доводами заявителей и установленными по делу фактическими обстоятельствами не имеется.

В связи с вышеизложенным оспариваемое решение и предписание Управления ФАС РФ по РТ, вынесено в рамках предоставленных ему полномочий, являются  правомерными.

В соответствии с п.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п.3 ст.201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

  На основании изложенного, суд не находит правовых оснований  для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 167-169, 198, 201  Арбитражного  процессуального  кодекса РФ, Арбитражный суд Республики Татарстан,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение  может быть обжаловано в месячный срок  в Одиннадцатый  арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РТ.

Судья                                                                                                 Галиуллин Э.Р.