ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-2822/19 от 09.09.2019 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 533-50-00

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Казань                                                                                                        Дело № А65-2822/2019

Дата принятия решения –   сентября 2019 года .

Дата объявления резолютивной части –  09 сентября 2019 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе судьи Мубаракшиной Э.Г.,

при  ведении аудиопротоколирования и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Толкушкиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1, Московская область, г.Люберцы к Обществу с ограниченной ответственностью "Казанский завод спецавтомобилей", г.Казань, (ОГРН <***>, ИНН <***>) об обязании в течение 10 дней после вступления решения в законную силу предоставить надлежащим образом заверенные копии следующих документов:

- проект годового отчета по итогам 2017 года;

- ведомость инвентаризации на 31.12.2018;

- информацию о полученных Обществом в период времени с 20.07.2016 по 31.12.2018 бланках паспортов транспортного средства (ПТС), в том числе общее количество, номера ПТС;

- копии паспортов транспортных средств, оформленных Обществом (организация, выдавшая паспорт);

- реестр выплаты утилизационного сбора в период с 20.07.2016 по 31.12.2018;

- копии полученных паспортов шасси транспортного средства (ПШТС), полученных в период с 20.07.2016 по 31.12.2018, в том числе общее количество, номера ПШТС;

- счета, счета-фактуры (УПД), выставленные и полученные Обществом в период с 01.01.2018 по 31.12.2018;

- товарные накладные за период с 01.01.2018 по 31.12.2018, выставленные и полученные Обществом;

- товарно-транспортные накладные за период с 01.01.2018 по 31.12.2018, подтверждающие доставку/отправку товара по обязательствам Общества и его контрагентов;

- платежные ведомости либо иные документы, подтверждающие оплату по счетам-фактурам период с 01.01.2018 по 31.12.2018, по обязательствам Общества и его контрагентов;

- акты сверки расчетов с поставщиками и покупателями за период времени с 01.01.2018 по 31.12.2018;

- акты о приемке выполненных работ (оказанных услуг) за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 по обязательствам Общества и его контрагентов;

- справки о стоимости выполненных работ и затрат за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 по обязательствам Общества и его контрагентов;

- журнал покупок, журнал продаж за 2018 год;

- договоры с АО «Варгашинский завод ППСО», ПАО «Совкомбанк», а также счета, счета-фактуры (УПД) за период с 01.01.2018 по 31.12.2018, полученные Обществом от контрагента поставщика на товар/материал, которые в последующем был реализован (использован в производстве для последующей реализации) в адрес указанных контагентов;

- в отношении следующих контрагентов: ООО «ФургонГрад», ООО «Кан авто-9», ООО «ДСТ-Югра», АО «Варгашинский ППСо», ООО «Мега Драйв», ООО «Фургонстанб», ООО «Тимофеев+», ИП ФИО2, АО «ЭКСР», АО «Биржа Санкт-Петербург», АО «Инман», ООО «Техноторг», Центр сертификации ООО «Татсервис», ООО «Эксперт лизинг», ФГУП «Почта России», ООО «СТФК «Камаз», ООО «Сириус», ООО «Металл Холдинг», ООО «Ликард», ООО «Комо Трейд», ООО «Завод специальной техники», ООО «Лит Энерго», ООО «СпецТрансЛогистика», ООО «Камспецавто», ООО «Камский завод прицепов и оборудования», АО «Связьтранснефть», ПАО «Совкомбанк»;

- пояснительную записку за период 01.01.2018 по 31.12.2018 об отношениях Общества с указанными контрагентами, а также деловую переписку с ними, информацию о представителях контрагентов, в том числе с кем Обществом осуществлялись переговоры;

- карточки субконто указанных контрагентов: в отношении контрагентов, у которых существует непогашенная дебиторская задолженность перед Обществом: технико-экономическая обоснование сделки, конъюнктурное обоснование цены закупки/продажи, пояснение исполнительного органа о причинах возникновения задолженности, бизнес-план по погашению задолженности; отчет расхода товара/материала с приложением счет-фактур, накладных или УПД;

- в отношении контрагентов, перед которым у Общества существует непогашенная кредиторская задолженность: технико-экономическая обоснование сделки, конъюнктурное обоснование цены закупки/продажи, пояснение исполнительного органа о причинах возникновения задолженности, бизнес-план по погашению задолженности; отчет расхода товара/материала с приложением счет-фактур, накладных или УПД;

о взыскании 500 рублей за каждый день неисполнения решения суда с момента вступления его в законную силу,

с привлечением к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – ФИО3,

с участием:

от истца – не явился, извещен,

от ответчика – ФИО4, доверенность от 01.10.2018,

от третьего лица – ФИО4, доверенность от 29.01.2019,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 (далее – истец) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Казанский завод спецавтомобилей", г.Казань,  (далее – ответчик) об обязании ООО "Евроокно" в течение 10 дней с даты вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Татарстан по настоящему делу предоставить надлежащим образом заверенные копии следующих документов:

- проект годового отчета по итогам 2017 года;

- учетная политика для целей ведения бухгалтерского учета и налогооблажения за 2017 и 2018 годы;

- налоговая и бухгалтерская отчетность за 2017 года и 9 месяцев 2018 года с налоговыми регистрами (в бухгалтерской отчетности обеспечить стыковку форм отчетности);

- ведомость инвентаризации на 31.12.2017;

- инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности по итогам 9 месяцев 2018 года, обеспечить соответствие с данными бухгалтерского баланса по строка 1230, 1520;

- реестр договоров с поставщиками и покупателями за 2017-2018 годы с указанием реквизитов сделки, предмета, цены, сроков исполнения, статусе исполнения, сведений об одобрении сделок с приложением копий договоров;

- выписки по расчетным счетам и подтверждание документы к ним за 2017 года и 9 месяцев 2018 года;

- оборотно-сальдовая ведомость по счетам 08, 01 (ОС);

- устав общества со всеми изменениями и дополнениями с подтверждением внесения записей в ЕГРЮЛ (листы записи) с момента государственной регистрации и до настоящего времени;

- протоколы общего собрания участников Общества, включая протокол о создании общества и все последующие;

- список аффилированных лиц и участников Общества;

- информацию о полученных Обществом в период с 20.07.2016 по 28.11.2018 бланках паспортов транспортного средства (ПТС), в том числе общее количество, номера ПТС;

- копии паспортов транспортных средств, оформленных Обществом (организация, выдавшая паспорт);

- реестр выплаты утилизационного сбора в период с 20.07.2016 по 28.11.2018;

- копии полученных паспортов шасси транспортного средства (ПШТС), полученных в период с 20.07.2016 по 28.11.2018, в том числе общее количество, номера ПШТС, о взыскании 500 рублей за каждый день просрочки исполнения решения суда с момента вступления его в законную силу.

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.03.2019 после получения документов от Общества, принято уточнение исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ.

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.05.2019 после получения документов от Общества, принято уточнение исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ.

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.05.2019 к участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора  ФИО3

Также судом принято уточнение исковых требований от 19.07.2019.

От истца 10.09.2019 поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что поддерживает исковые требования с учетом уточнений.

Ответчик возражает против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве, указав, что все необходимые документы были переданы лично и направлены посредством почтовой связи истцу.

Ответчик отметил, что препятствий для ознакомления с документами Общества истцу не чинились.

Заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является участником Общества «Казанский завод спецавтомобилей» - размер доли 50%.

 Истцом в адрес ответчика были направлены требования о представлении документов.

Истец, полагая, что ответчиком нарушено на получение информации о деятельности общества, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

В пункте 2 статьи 50 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах) закреплено, что общество по требованию участника общества обязано обеспечить ему доступ к следующим документам:

1) договор об учреждении общества, за исключением случая учреждения общества одним лицом, решение об учреждении общества, устав общества, утвержденный учредителями (участниками) общества, а также внесенные в устав общества и зарегистрированные в установленном порядке изменения и дополнения;

2) протокол (протоколы) собрания учредителей общества, содержащий решение о создании общества и об утверждении денежной оценки неденежных вкладов в уставный капитал общества, а также иные решения, связанные с созданием общества;

3) документ, подтверждающий государственную регистрацию общества;

4) внутренние документы общества;

5) положения о филиалах и представительствах общества;

6) решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;

7) протоколы общих собраний участников общества, заседаний ревизионной комиссии общества;

8) списки аффилированных лиц общества;

9) заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора, государственных и муниципальных органов финансового контроля;

10) судебные решения по спорам, связанным с созданием общества, управлением им или участием в нем, а также судебные акты по таким спорам, в том числе определения о возбуждении арбитражным судом производства по делу и принятии искового заявления либо заявления об изменении основания или предмета ранее заявленного иска;

11) протоколы заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества;

12) договоры (односторонние сделки), являющиеся крупными сделками и (или) сделками, в совершении которых имеется заинтересованность;

13) иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества.

В течение пяти рабочих дней со дня предъявления соответствующего требования участником общества указанные в пункте 2 данной статьи документы должны быть предоставлены обществом для ознакомления в помещении исполнительного органа общества, если иное место не определено уставом общества либо внутренним документом, утвержденным общим собранием или советом директоров (наблюдательным советом) общества и опубликованным на его сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Общество по требованию участника общества обязано предоставить ему копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предоставление таких копий, не может превышать затраты на их изготовление и, если в требовании указано на необходимость их отправки по адресу, указанному участником, соответствующие расходы на пересылку.

Уставом общества либо внутренним документом, утвержденным общим собранием или советом директоров (наблюдательным советом) общества, может быть установлена необходимость предварительной оплаты участником общества указанных в абзаце первом настоящего пункта расходов, в этом случае срок исполнения обязанности по предоставлению документов, указанный в настоящем пункте, начинает исчисляться с момента представления участником общества документов об оплате. При наличии в уставе общества либо во внутреннем документе, утвержденном общим собранием или советом директоров (наблюдательным советом) общества, положений, указанных в настоящем абзаце, общество обязано в течение трех рабочих дней с момента обращения участника с требованием о предоставлении копий документов сообщить ему стоимость их изготовления и в соответствующих случаях размер расходов на пересылку (пункт 3 статьи 50 Закона об обществах).

Право участника общества на получение информации о деятельности общества и ознакомление с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном его уставом порядке закреплено в абзаце 3 пункта 1 статьи 8 Закона об обществах.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2011 N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ" (далее - Информационное письмо N 144), Закон об обществах предусматривает возможность установления в уставе только порядка получения информации об обществе, но не перечня информации, которая подлежит предоставлению участникам общества. Из абзаца третьего пункта 1 статьи 8 Закона об обществах следует, что участник имеет право требовать любые имеющиеся у общества документы, которые связаны с деятельностью этого общества.

В силу пункта 4 статьи 50 Закона об обществах общество вправе отказать в предоставлении документов при наличии хотя бы одного из следующих условий: электронная версия запрашиваемого документа на момент предъявления участником общества требования размещена на сайте общества в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в свободном доступе либо раскрыта в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для раскрытия информации; документ запрашивается повторно в течение трех лет при условии, что первое требование о его предоставлении было надлежащим образом исполнено обществом; документ относится к прошлым периодам деятельности общества (более трех лет до момента обращения участника общества с требованием), за исключением документов, перечисленных в подпунктах 1 - 9 пункта 2 названной статьи.

В случае, когда участник обратился в хозяйственное общество с требованием о предоставлении копии и (или) обеспечении доступа к документу, который в силу закона или иного правового акта должен храниться обществом, но при этом данный документ по каким-то причинам у него отсутствует, общество обязано сообщить участнику об отсутствии документа, а также (при наличии таких сведений) о причинах его отсутствия, месте нахождения документа и предполагаемой дате, когда он будет возвращен в общество или восстановлен (при наличии такой возможности).

В такой ситуации участник также имеет право потребовать, чтобы общество по возвращении или восстановлении отсутствующего документа сообщило ему об этом (пункт 9 Информационного письма от 18.01.2011 N 144).

 Из разъяснений, данных в пункте 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ" (далее по тексту - Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 N 144) следует, что право участника хозяйственного общества на получение информации об обществе предусмотрено статьей 67 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также отдельными положениями законодательства о хозяйственных обществах.

 Судом установлено, что истцом представителю ответчика 15.04.2019 были переданы документы, в соответствии с реестром передаваемых документов, а именно:

- учетная политика для целей ведения бухгалтерского учета на 2017 года, на 2018 года;

- бухгалтерская отчетность за 2017 год, 9 месяцев 2018 года с извещениями о вводе сведения, указанных в налоговой декларации в электронной форме;

- инвентаризационная опись ТМЦ на 31.12.2017;

- дебиторская, кредиторская задолженность;

- реестр договоров;

- выписка по расчетным счетам за 2017, 2018 годы;

- оборотно-сальдовая ведомость по счетам 08, 01;

- устав Общества;

- протоколы Общества;

- список аффилированных лиц;

- договоры, УПД ООО «ФургонГрад», ООО «Кан авто-9», ООО «ДСТ-Югра», ООО «Мега Драйв», ООО «Фургонстанб», ООО «Тимофеев+», ИП ФИО2, АО «ЭКСР», АО «Биржа Санкт-Петербург», АО «Инман», ООО «Техноторг», Центр сертификации ООО «Татсервис», ООО «Эксперт лизинг», ФГУП «Почта России», ООО «СТФК «Камаз», ООО «Сириус», ООО «Металл Холдинг», ООО «Ликард», ООО «Комо Трейд», ООО «Завод специальной техники», ООО «Лит Энерго», ООО «СпецТрансЛогистика», ООО «Камспецавто», ООО «Камский завод прицепов и оборудования», АО «Связьтранснефть»;

- налоговая декларация по налогу на прибыль с извещением о вводе;

- реестр запасы;

- реестр нематериальных, финансовых и других внеоборотных активов;

- реестр нематериальных внеоборотных активов;

- капиталы и резервы;

- финансовые и другие обороты активы;

- реестры налогового учета прямые расходы, не реализованные доходы, косвенные расходы, договоры от реализации товаров;

- ОСВ 01, 02.03, 02.01, 68.02, 76.07, 76АВ, 41, 60, 10, 09, 68, 76, 60.01, 68.04, 01.03, 77, ОСВ за 2018 год.

В последующем 17.07.2019 состоялось внеочередное собрание участников Общества в присутствии непосредственно участников ФИО3 и ФИО1

В ходе внеочередного общего собрания участники пришли к соглашению о том, что книга продаж и книга покупок за 2017, 2018 годы будут предоставлены в сканкопиях на электронных адрес в срок до 22.07.2019, включительно, а также акты сверок по основным кредиторам на 17.07.2019.

Во исполнение достигнутого соглашения Обществом указанные документы были направлены на электронный адрес 22.07.2019.

Относительно договоров, заключенных с АО «Варгашинский завод ППСО», ПАО «Совкомбанк», а также счета, счета-фактуры (УПД) за период с 01.01.2018 по 31.12.2018, полученные Обществом от контрагента-поставщика на товар/материал, который в последующем был реализован (использован в производстве для последующей реализации) в адрес указанных контрагентов, ответчиком указано, что договорных взаимоотношений с АО «Варгашинский завод ППСО» не было, а с ПАО «Совкомбанк» была выдана банковская гарантия для обеспечения контрактов с АО «Связьтранснефть» и по банковской гарантии ПАО «Совкомбанк» была выплачена сумма неустойки АО «Связьтранснефть».

Также ответчиком в адрес истца 05.09.2019 посредством почтовой связи были направлены следующие документы: ведомость инвентаризации на 31.12.2018, ведомость амортизации ОС за 2018 года, книга покупок/продаж за 2017-2018 годы.

 В ходе судебного заседания ответчиком было указано, что бланки ПТС, ПШТС у них отсутствуют, поскольку после изготовления и отчуждения транспортных средств указанные ПТС, ПШТС передаются покупателю и они у них отсутствуют.

Также в Обществе отсутствует реестр утилизационного сбора, в связи с чем, не представляется возможным предоставить их истцу.

Относительно предоставления пояснительной записки за период 01.01.2018 по 31.12.2018 об отношениях Общества с указанными контрагентами, а также деловую переписку с ними, информацию о представителях контрагентов, в том числе с кем Обществом осуществлялись переговоры;  карточки субконто указанных контрагентов: в отношении контрагентов, у которых существует непогашенная дебиторская задолженность перед Обществом: технико-экономическая обоснование сделки, конъюнктурное обоснование цены закупки/продажи, пояснение исполнительного органа о причинах возникновения задолженности, бизнес-план по погашению задолженности; отчет расхода товара/материала с приложением счет-фактур, накладных или УПД; в отношении контрагентов, перед которым у Общества существует непогашенная кредиторская задолженность: технико-экономическая обоснование сделки, конъюнктурное обоснование цены закупки/продажи, пояснение исполнительного органа о причинах возникновения задолженности, бизнес-план по погашению задолженности; отчет расхода товара/материала с приложением счет-фактур, накладных или УПД, ответчиком указано, что у Общества отсутствует обязанность по хранению деловых переписок, а также предоставлению участнику Общества пояснительных записок относительно взаимоотношений с контрагентами.

Также им не понятно, какие карточки субконто контрагентов истребует истец, учитывая, что такого рода карточек в Обществе не имеется.

Все имеющие первично-учетные документы были предоставлены истцу, что подтверждается реестрами переданных документов.

Также ответчиком указано, что в Обществе отсутствуют акты о приемке выполненных работ (оказанных услуг) за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 по обязательствам Общества и его контрагентов; справки о стоимости выполненных работ и затрат за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 по обязательствам Общества и его контрагентов, поскольку основным видом деятельности Общества является продажа транспортных средств, а не подрядные работы, которые предусматривают ведение первично-учетной документации в виде актов выполненных работ и справок о стоимости выполненных работ.

Им отмечено, что в Обществе первично-учетные документы оформляются в виде универсальных передаточных документов.

В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее по тексту - Закон о бухгалтерском учете) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона о бухгалтерском учете, под фактом хозяйственной жизни понимаются сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

Данные первичных документов, составленные при совершении хозяйственной операции, в том числе об осуществлении поставки, приемки груза, должны соответствовать фактическим обстоятельствам. Учитывая назначение первичных документов, они должны содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает правовые последствия.

Обязательные реквизиты первичного учетного документа регламентированы частью 2 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете.

Письмом ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-2-96 разрешено использовать единую форму (УПД (универсальный передаточный документ), которая заменит комплект первичных документов по передаче материальных ценностей (ТОРГ-12 (товарная накладная), ОС-1 (акт приемки-передачи товара), ТТН (товарно-транспортная накладная).

С момента вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (01.01.2013) формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, перестали быть обязательными к применению (за исключением установленных уполномоченными органами), субъекты хозяйственной деятельности вправе самостоятельно устанавливать формы первичных документов, главное, чтобы они соответствовали требованиям части 2 статьи 9 закона о бухгалтерском учете.

Соответственно, поскольку Общество самостоятельно установило форму первичных документов в виде универсально-передаточных документов, которые им переданы истцу, у него отсутствуют истребуемые истцом счета, счета-фактуры, выставленные и полученные Обществом в период с 01.01.2018 по 31.12.2018; товарные накладные за период с 01.01.2018 по 31.12.2018, выставленные и полученные Обществом;  товарно-транспортные накладные за период с 01.01.2018 по 31.12.2018, подтверждающие доставку/отправку товара по обязательствам Общества и его контрагентов.

Относительно требования истца о предоставлении платежных ведомостей либо иных документов, подтверждающих оплату по счетам-фактурам период с 01.01.2018 по 31.12.2018, по обязательствам Общества и его контрагентов, ответчиком в адрес истца были направлены выписки по расчетным счетам за 2017, 2018 годы, которые отражают оплату по обязательствам Общества и его контрагентов.

Проект годового отчета по итогам 2017 года у ответчика отсутствует, учитывая, что данный документ не является обязательным для хранения в Обществе.

Суд считает, что в силу положений статей 16, 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные решения должны отвечать общеправовому принципу исполнимости судебных актов, в связи с чем, принимая решение об удовлетворении исковых требований об истребовании документов, суду следует учесть обеспечение исполнимости судебного акта арбитражного суда.

Обращение с иском в суд имеет цель не только получения возможности принудительного исполнения решения, но также и цель внесения правовой определенности в отношения спорящих сторон, что достигается путем разрешения правового спора и принятия судебного акта, обладающего признаками исключительности (недопустимость повторного рассмотрения судом тождественного спора), неопровержимости (запрет дальнейшего обжалования вступившего в законную силу решения в ординарном порядке и допустимость пересмотра решения при наличии строго определенных оснований) и исполнимости (обязательность исполнения решения). Таким образом, судебный акт является исполнимым в том случае, если после внесения определенности в правоотношения сторон для сторон становится очевидным, какие действия должен совершить ответчик или воздержаться от их совершения, совершение таких действий становится для ответчика обязательным, и ответчик имеет реальную возможность исполнить такое решение.

Для удовлетворения заявленного требования истца должен быть установлен конкретный перечень истребуемых документов, кроме того, необходимо исследовать вопрос фактического нахождения всех истребуемых документов у лица, требования к которому о возложении обязанности передать документы предъявлены, так как судебный акт, обязывающий передать документы, отсутствующие у лица, не может обладать признаками неисполнимости (статья 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих наличие не переданных истцу документов, его доводы о том, что истребуемые документы должны находиться у ответчика носят вероятностный характер, основаны на предположениях. Возложение на ответчика обязанность передать документы, которые у него отсутствуют не соответствует принципу исполнимости судебного акта.

Также следует отметить, что как указано в пункте 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации" право участника хозяйственного общества на получение информации об обществе предусмотрено статьей 67 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также отдельными положениями законодательства о хозяйственных обществах.

Судам следует учитывать, что при реализации своего права на получение информации участники хозяйственных обществ не обязаны раскрывать цели и мотивы, которыми они руководствуются, требуя предоставления информации об обществе, а также иным образом обосновывать наличие интереса в получении соответствующей информации, за исключением случаев, вытекающих из закона.

Участнику хозяйственного общества может быть отказано в удовлетворении требования о предоставлении информации, если будет доказано, что его право на информацию обществом не нарушено. Об этом могут свидетельствовать, в частности, следующие обстоятельства: неоднократное заявление требований о предоставлении одних и тех же документов и (или) их копий при условии, что первое из таких требований было надлежащим образом удовлетворено обществом; заявление участником требования о предоставлении информации и документов, относящихся к прошлым периодам деятельности хозяйственного общества и явно не представляющих ценности с точки зрения их анализа (экономического, юридического (в том числе по причине истечения сроков исковой давности) и т.д.).

Кроме того, из пункта 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 N 144 следует, что обращение лица в суд должно преследовать цель защиты его нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. В связи с тем, что решение принимается судом исходя из установленных им фактов, существующих на дату принятия решения, а не на дату предъявления иска, судам следует учитывать, что для удовлетворения требования участника хозяйственного общества о предоставлении информации необходимо, чтобы такое нарушение имело место на момент принятия решения.

Так в ходе рассмотрения дела, истец, после получения документов неоднократно уточнял исковые требования, путем обязания ответчика предоставить документы, которые были им получены, что подтверждается реестрами переданных документов.

Также истец, без указания уважительных причин заявлял ходатайства об отложении судебных заседаний 29.05.2019, 13.06.2019, 01.07.2019, 15.07.2019, 29.07.2019, 05.07.2019, указывая на необходимость исследования предоставленных ответчиком документов в течение длительного времени, в связи с чем, суду не представлялось возможным рассмотреть дело в отсутствие правовой позиции истца с учетом полученных от ответчика документов.

И только 10.09.2019 от истца поступило ходатайство о рассмотрении дела по существу в его отсутствие.

Данные процессуальные действия истца повлекли затягивание судебного процесса и воспрепятствовали своевременному рассмотрению дела и принятию законного и обоснованного судебного акта.

При этом в силу положений частей 2 и 3 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, в том числе своевременно предъявлять встречные иски, заявлять возражения. Злоупотребление процессуальными правами либо неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет для этих лиц предусмотренные названным Кодексом неблагоприятные последствия.

Более того, в ходе общего собрания участников Общества от 17.07.2019 директором и участником Общества ФИО3 в целях мирного урегулирования спора было предложено заключить мировое соглашение с указанием условий, однако ФИО1, пояснил, что заключение мирового соглашения невозможно, так как не все документы ему были предоставлены.

В связи с чем, исходя из поведения истца на общем собрании участников Общества от 17.07.2019, суд приходит к выводу, что у него отсутствует намерение вести нормальную деятельность совместно с другим участником Общества ФИО3, ввиду отсутствия единой цели при осуществлении хозяйственной деятельности.

При предоставлении истцу первичной документации, суд признает не подлежащим удовлетворению требования о предоставлении информации в виде справок, информации, технико-экономическая обоснование сделки, конъюнктурное обоснование цены закупки/продажи, пояснение исполнительного органа о причинах возникновения задолженности, бизнес-план по погашению задолженности, поскольку они тождественны требованиям о предоставлении первичных документов. Кроме этого, с учетом положений абзаца 3 пункта 1 информационного письма N 144 от 18.01.2011, а также предоставление ФИО1 первичных документов, суд усмотрел в данных требованиях о предоставлении информации (справок) по уже представленным обществом истцу первичным документам злоупотребление правом со стороны ФИО1, возлагающего дополнительные обязанности на общество - произвести анализ представленных первичных документов.

Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание объем предоставленной истцу информации, документов, поведение истца, суд указывает на наличие признаков злоупотребления правом в действиях истца.

С учетом установленных обстоятельств, суд полагает, что из материалов дела не следует наличие у истца правомерного интереса в получении информации.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание передачу ответчиком истцу документов, применяя принцип исполнимости судебного акта, поведение истца, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-169, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый Арбитражный апелляционный суд в месячный срок.


  СУДЬЯ                                                                           Э.Г.Мубаракшина