ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-28360/12 от 05.03.2013 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

  Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 294-60-00

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Казань Дело №А65-28360/2012

Резолютивная часть решения объявлена 05 марта 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 06 марта 2013 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Хамитова З.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сафиной Р.Р.,

рассмотрев 05 марта 2013 года в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Ассоциация «Экология», РТ, г. Казань к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе, г. Казань о признании незаконным и отмене постановления от 29.10.2012г. №11-12-611/пн о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст.19.7.3 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 500 000 руб. в виду малозначительности совершенного правонарушения,

с участием :

от заявителя – представитель Исхаков А.А. по доверенности от 10.01.2013г;

от ответчика – представитель Сафиуллина Л.Х. по доверенности от 09.01.2013г.;

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Ассоциация «Экология», РТ, г. Казань (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд с Республики Татарстан заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе, г. Казань (далее – ответчик) о признании незаконным и отмене постановления от 29.10.2012г. №11-12-611/пн о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст.19.7.3 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 500 000 руб. в виду малозначительности совершенного правонарушения.

  В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал в полном объеме, просил суд отменить оспариваемое Постановление в виду малозначительности совершенного правонарушения.

В судебном заседании представитель ответчика требования не признал по мотивам, указанным в отзыве.

Как усматривается из материалов, 05.05.2012г. ответчиком проведена проверка в отношении ОАО «Ассоциация «Экология» на предмет соблюдения акционерным обществом самостоятельно осуществляющим ведение реестра своих акционеров, требований законодательства РФ в части представления отчетности за 2011 год, предусмотренной Приказом ФСФР России от 13.08.2009 №09-33/пз-н «Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг».

В соответствии с пунктом 3 Приказа ФСФР России от 13.08.2009 №09-33/пз-н «Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг» (далее - Приказ) акционерные общества, самостоятельно осуществляющие ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, обязаны ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, представлять соответствующую отчетность по состоянию на конец отчетного периода, в территориальные органы ФСФР России по месту своего нахождения.

При этом ОАО «Ассоциация «Экология», РТ, г. Казань не представило в РО ФСФР России в ВКР в установленный срок отчетность за 2011 год, предусмотренную Приказом (отчетность предоставлена в РО ФСФР России в ВКР 12.04.2012г.).

По результатам проверки был составлен протокол об административном правонарушении №11-12-555/пр-ап от 18.10.2012г., на основании материалов проверки было вынесено постановление № 11-12-611/пн о назначении административного наказания от 29.10.2012г. ОАО «Ассоциация «Экология» по ст.19.7.3 КоАП РФ в размере 500 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в суд с заявлением о признании административного правонарушения малозначительным.

Исследовав представленные доказательства в их совокупности, заслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.

На основании ст.19.7.3 КоАП РФ непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

В соответствии с ч.6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

На основании п.3 Приказа ФСФР РФ от 13.08.2009 N 09-33/пз-н "Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг" акционерные общества, самостоятельно осуществляющие ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, обязаны ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, представлять отчетность по состоянию на конец отчетного периода, в территориальные органы ФСФР России по месту своего нахождения.

В соответствии со ст.44 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об акционерных обществах" Общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества. Держателем реестра акционеров общества может быть это общество или регистратор.

Как усматривается из материалов дела, акционерные общества, самостоятельно осуществляющие ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, обязаны ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, представлять соответствующую отчетность по состоянию на конец отчетного периода, в территориальные органы ФСФР России по месту своего нахождения.

При этом, ОАО «Ассоциация «Экология» не представило в РО ФСФР России в ВКР в установленный срок отчетность за 2011 год, предусмотренную Приказом.

Указанное правонарушение представитель заявителя признал в полном объеме, раскаялся, совершено впервые. Представитель заявителя указал, что данное правонарушение не причинило никакого вреда и ущерба ни государству, ни бюджету, ни обществу, ни акционерам, ни другим лицам, то есть не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Поскольку только «05» декабря 2011г., т.е. менее чем за месяц окончания календарного года была произведена государственная регистрация ОАО «Ассоциация «Экология» за основным государственным регистрационным номером 1111690092898. Со дня государственной регистрации руководство ОАО «Ассоциация «Экология» подготавливало пакет документов для сдачи их в РО ФСФР России в ВКР с целью осуществления государственной регистрации эмиссии акций. 12.12.2011г. в ОАО «Ассоциация «Экология» на должность руководителя информационного отдела была принята Леонтьева Татьяна Александровна, что подтверждается трудовым договором с руководителем информационного отдела от 12.12.2011г. и приказом № 2 Генерального директора Общества от «12» декабря 2011г. Согласно Трудового договора в обязанности руководителя информационного отдела помимо прочего входит, точно и в срок формировать и опубликовывать в сети Интернет и СМИ информацию об Обществе, опубликовывать бухгалтерскую отчетность Общества; опубликовывать отчет Общества, формировать отчетность, предусмотренную п. 3 Приказа ФСФР России от 13.08.2009г. № 09-33/пз-н «Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг», а также сдавать ее в соответствующие государственные и негосударственные органы и организации, в частности сдача соответствующих отчетов в РО ФСФР России в ВКР (п. 2.2.1 Трудового договора).

Представитель заявителя также указал, что эмиссия акций ОАО «Ассоциация «Экология» прошла государственную регистрацию и присвоен государственный регистрационный номер 1-01-57342-О от 08.02.2012г. В связи с этим в период с 05.12.2011г. по 08.02.2012г. каких-либо операций с акциями ОАО «Ассоциация «Экология» не осуществлялось и осуществляться не могло, т.к. выпуск акций не прошел государственной регистрации в РО ФСФР России в ВКР. Учитывая вышеизложенное и руководствуясь приказом ФСФР РФ от 13.08.2009 N 09-33/пз-н «Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг» ОАО «Ассоциация «Экология» было принято решение, что декабрь 2011г. не является отчетным периодом для ОАО «Ассоциация «Экология» , т.к. эмиссия акций ОАО «Ассоциация «Экология» была зарегистрирована лишь 08.02.2012г. Однако, получив 30.03.2012г. предписание РО ФСФР в ВКР за исх. № 11-12-СВ-03/216-Т от 23.03.2012г. о предоставлении документов, ОАО «Ассоциация «Экология» в указанные в предписании сроки были подготовлены и предоставлены запрашиваемые документы в полном объеме, что подтверждается и не оспаривается РО ФСФР в ВКР. Однако по указанному факту органами прокуратуры была проведена проверка по факту не своевременной сдачи отчетности в РО ФСФР России в ВКР. 19.09.2012г. прокуратурой Вахитовского района г.Казани Республики Татарстан было вынесено представление об устранении нарушения законодательства «Об акционерных обществах» и привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Указанное предписание было рассмотрено генеральным директором ОАО «Ассоциация «Экология» с участием представителя органов прокуратуры и вина руководителя информационного отдела ОАО «Ассоциация «Экология» Леонтьевой ТА. была установлена, в следствии чего, генеральным директором ОАО «Ассоциация «Экология» был подписан приказ о привлечении Леонтьевой Т.А. к дисциплинарной ответственности в соответствии с ТК РФ в виде замечания.

Таким образом, ОАО «Ассоциация «Экология» формально нарушено требование пункта 3 Приказа ФСФР России от 13.08.2009 №09-33/пз-н «Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг».

Вина ОАО «Ассоциация «Экология» в совершении административного правонарушения формально установлена и подтверждается протоколом об административном правонарушении от 30.05.2012г. №11-12-297/пр-ап и иными материалами дела.

Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судом не установлено.

Вместе с тем, суд пришел к выводу, что совершенное заявителем административное правонарушение не представляло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

На возможность применения судами общей и арбитражной юрисдикции положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения указано и в определениях Конституционного суда Российской Федерации от 09.04.2003 N 116-0, от 5 ноября 2003 г. N 349-О, где указывается, что суд обязан руководствоваться, в том числе принципом индивидуализации наказания и соразмерности его степени общественной опасности деяния.

Согласно п.18 и п.18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. №10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния, следовательно, на основании критериям позволяющим квалифицировать административное правонарушение в качестве малозначительного является отсутствие существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям.

Кроме того, в соответствии с абз.3 п.21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Принимая решение о малозначительности совершенного правонарушения суд исходит из того, что взыскание такого крупного штрафа в размере 500 000 руб. неизбежно повлечет банкротство юридического лица и нанесет ущерб интересам именно акционерам в интересах которого ответчик привлек заявителя к административной ответственности, поскольку у ОАО «Ассоциация «Экология» имеются обязательства как перед работниками и бюджетом, так и перед контрагентами.

Суд, исследовав материалы дела, в соответствии с требованиями, содержащимися в ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Конституции РФ и Европейской конвенции от 20.03.1952 о разумном балансе публичного и частного интересов, оценивая характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного заявителем, принял во внимание, что нарушение прав акционеров и иных лиц, наличия жалоб на действия заявителя материалы дела не содержат, административным органом также не было представлено доказательств наступления тяжелых последствий, в частности, для иных субъектов предпринимательской деятельности, в том числе акционеров заявителя, в результате допущенного обществом нарушения, что свидетельствует об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, выявленные нарушения заявителем были устранены самостоятельно до составления ответчиком протокола об административном правонарушении и до вынесения оспариваемого постановления, указанная отчетность за 2011 г. была предоставлена ответчику 12.04.2012г., никаких изменений в показателях предоставленного отчета за 2011г. не происходило, поскольку в период с 05.12.2011г. по 08.02.2012г. каких-либо операций с акциями ОАО «Ассоциация «Экология» не осуществлялось и осуществляться не могло, и соответственно не оказало влияние на раскрытие и целостность информации.

Исходя из конкретных обстоятельств совершения правонарушения Общество нельзя считать пренебрегшим формальными требованиями публичного права, поскольку каких-либо операций, связанные с переходом прав на ценные бумаги в реестре ОАО «Ассоциация «Экология» в период регистрации выпуска ценных бумаг и до их размещения, не осуществлялось; правонарушение заявителем совершено впервые; противоправное поведение Общества не сопряжено с систематическим характером нарушения публичного порядка, намерения скрыть информацию в действиях заявителя не установлено, административным органом не представлено доказательств того, что не представление в установленный срок отчетности Обществом повлекло за собой нарушение прав акционеров, либо причинило организационный вред общественным отношениям, связанным с обеспечением эффективного контроля за деятельностью Общества как участника рынка ценных бумаг, что позволяет сделать вывод о том, что совершенное деяние само по себе не содержит каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства, что свидетельствует о малозначительности административного правонарушения, и в этой связи, суд, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, вытекающими из Конституции РФ, считает возможным освободить общество от административной ответственности, применив положения ст.2.9 КоАП РФ.

В данном случае, составлением протокола об административном правонарушении, рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная ст.3.1 КоАП РФ; взыскание такого крупного штрафа в размере 500 000 руб. будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины, лица, привлеченного к ответственности.

В силу пункта 17 постановления от 02.06.2004 года N10 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,

Р Е Ш И Л :

Заявление удовлетворить.

Постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе, г. Казань, РТ №11-12-611/пн от 29.10.2012г. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст.19.7.3 КоАП РФ Открытого акционерного общества «Ассоциация «Экология», расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Толстого, д.41, зарегистрированного в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 11116900928989, ИНН 1655234019, признать незаконным и отменить, в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ в виду малозначительности совершенного правонарушения, объявив устное замечание.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.

Судья З.Н.Хамитов