АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014
E-mail: arbitr@kzn.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 292-07-57
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Казань Дело №А65-28897/2010
Дата принятия решения 24 февраля 2011 года.
Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2011 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Воробьева Р.М., рассмотрев 18 февраля 2011 года по первой инстанции в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «ТАИФ-Магистраль», г. Казань к Управлению Федеральной антимонопольной службы по РТ об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №А05-972/2010 от 01.12.2010 г.,
с участием:
от заявителя – ФИО1 доверенность, ФИО2 доверенность,
от ответчика – ФИО3 доверенность,
от лица ведущего протокол – секретарь судебного заседания Храмова Е.В.,
У С Т А Н О В И Л :
ООО «ТАИФ-Магистраль», г. Казань (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан к Управлению Федеральной антимонопольной службы по РТ (далее - ответчик) об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №А05-972/2010 от 01.12.2010 г. по ст. 14.31 КоАП РФ в размере 100 000 руб.
Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам изложенным в заявлении, дал пояснения по их существу.
Ответчик в судебном заседании требования заявителя не признал, представил отзыв, в котором просит в удовлетворении заявления отказать.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании с 17.02.2011 г. до 18.02.2011 г. был объявлен перерыв.
Как видно из представленных материалов дела, ООО «ТАИФ-Магистраль» осуществляет услуги речного порта на территории речного порта г. Набережные Челны и включено в Реестр хозяйствующих субъектов Республики Татарстан, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, с долей более 50 процентов на соответствующем товарном рынке.
Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам были представлены сведения (исх.№2-14/1824 от 05.07.2010 г.), согласно которым услуги по приему подсланевых вод и отработанных масел; хозяйственных и фекальных вод относятся к услугам, которые оказывают субъекты естественных монополий, и цены на которые регулируются государством.
Таким образом, предоставляя услуги, относящиеся к услугам субъектов естественных монополий, общество обязано утвердить применяемые тарифы в уполномоченном государственном органе.
В рамках рассмотрения дела по запросу Управления заявителем письмом (исх.№279 от 16.09.2010г.) был представлен перечень судовладельцев, с которыми были заключены договоры на оказание услуг по Комплексному обслуживанию флота (далее по тексту - КОФ) за 2009-2010 гг. и приложены копии договоров, где в Приложении №1 перечислены установленные ООО «ТАИФ-Магистраль» ставки по КОФ в том числе:
- прием подсланевых вод и отработанных масел,
- прием хозяйственных и фекальных вод.
Также заявителем были представлены документы, подтверждающие оказание услуг по КОФ и получение денежных средств от судоходных компаний за оказанные услуги, в том числе счета-фактуры, акты на выполненные работы, платежные поручения.
Таким образом, обществом в 2009 г. и в 2010 г. оказывались услуги по КОФ, цены и тарифы на которые регулируются государством.
По указанным фактам Управлением Федеральной антимонопольной службы по РТ было возбуждено и рассмотрено дело №05-352/2010 в отношении ООО «ТАИФ-Магистраль» в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, по результатам рассмотрения которого ответчиком было вынесено решение, которым ООО «ТАИФ-Магистраль» было признано нарушившим статью 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
17 ноября 2010 года в отношении ООО «ТАИФ-Магистраль» Управлением Федеральной антимонопольной службы по РТ был составлен протокол об административном правонарушении №05-972/2010 по ст. 14.31 КоАП РФ.
На основании данного протокола, постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №А05-593/2010 от 01.12.2010 г. ООО «ТАИФ-Магистраль» было привлечено к ответственности по ст. 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель оспорил его в суде.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав представленные по делу документы считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Ответственность по ст. 14.31 КоАП РФ наступает за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов (за исключением хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов), действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся в том числе услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
Статьей 6 Федерального закона «О естественных монополиях» определены методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий, в том числе применение органами регулирования естественных монополий ценового регулирования, осуществляемого посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня на услуги, относящиеся к услугам, оказываемыми субъектами естественных монополий.
Постановлением Правительства РФ №293 от 23.04.2008г. утверждено Положение о государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, в котором определен перечень услуг субъектов естественных монополий в речных портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, включающий в себя комплексное обслуживание флота.
К услугам, оказываемым субъектами естественных монополий в речных портах, относятся обеспечение безопасности плавания и порядка в порту, предоставление судам рейдов, якорных стоянок, защитных сооружений и причалов порта, обеспечение лоцманской проводки судов (внутрипортовая проводка), комплексное обслуживание флота и услуги буксиров. Комплексное обслуживание флота включает в себя прием хозяйственно-фекальных стоков, пищевых отходов и сухого мусора, а также подсланевых вод с судов, снабжение их питьевой водой у причала, подход топливозаправщика к судну и др.
ООО «ТАИФ-Магистраль» является хозяйствующим субъектом, который осуществляет в порту г. Набережные Челны, а также в пределах территории р.Вятки до устья р.Белой, услуги относящиеся к сфере услуг естественных монополий, а именно услуги по комплексному обслуживанию флота, в том числе прием подсланевых вод и отработанных масел, прием хозяйственных и фекальных вод.
В рамках рассмотрения антимонопольного дела заявителем был представлен перечень судовладельцев (исх. №287 от 07.06.2010 г.) с которыми были заключены договора на оказание услуг КОФ на 2009 г. и 2010 г., включая услуги в том числе по приему подсланеневых вод и отработанных масел, прием хозяйственных и фекальных вод. Также были представлены сведения (исх. №280 от 17.09.2010г.) об объемах оказанных услуг КОФ в 2009 г., 2010 г. и о выручке, полученной за реализацию услуг КОФ в 2009-2010 гг.
- Прием подсланеневых вод и отработанных масел 147,6 тн. на сумму 335494,8 руб.
- Прием хозяйственных и фекальных вод 268,2 тн. на сумму 406 323 руб.
Всего на сумму 741 817,8 руб.
Следовательно, заявитель осуществляет регулируемые виды деятельности в отсутствие утвержденных уполномоченным органом цен (тарифов), на основании самостоятельно установленных тарифов.
В соответствии с п.9 приказа ФСТ №208 от 27.10.2006 г. «Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции ФСТ по формированию и ведению реестра субъектов естественной монополии, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль», основанием для рассмотрения вопросов, связанных с ведением Реестра, являются соответствующие заявления хозяйствующих субъектов, а также иные обращения. Таким образом, включение в Реестр субъектов естественной монополии носит заявительный характер.
Регулирование государством цен на услуги субъектов естественных монополий осуществляется на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 г. №950 «Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий» (далее — Положение).
В соответствии с п. 6 Положения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов осуществляет государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги в речных портах, не включенных в перечень субъектов естественных монополий в речных портах, утвержденный приказом Федеральной службы по тарифам от 07.08.2009 г. №182-т/3.
Сведения об ООО «ТАИФ-Магистраль» отсутствуют в вышеуказанном перечне субъектов естественных монополий, соответственно цены (тарифы, сборы) на оказываемые обществом услуги, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности субъектов естественных монополий регулируются Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам.
Действия занимающего доминирующее положение ООО «Таиф-Магистраль», выразившееся в самостоятельном установлении цен (тарифов) на услуги, которые в соответствии с Постановлением Правительства РФ №293 от 23.04.2008 г. подлежат государственному регулированию (в том числе прием подсланеневых вод и отработанных масел и прием хозяйственных и фекальных вод) свидетельствуют о нарушении п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
При изучении представленных материалов дела, каких либо нарушений административного законодательства, влекущих недействительность и незаконность материалов административного дела, а равно оспариваемого постановления, выявлено не было. Процедура привлечения заявителя к административной ответственности ответчиком соблюдена.
Виновность лица считается установленной, если доказано событие правонарушения и лицом, привлекаемым к ответственности, не заявлены возражения об отсутствии возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность либо о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Следовательно, лицо не подлежит ответственности, если будет доказано, что соблюдение закона было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые данное лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
В тоже время, в данном случае, материалы дела подтверждают как событие административного правонарушения, так и вину заявителя.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 АПК РФ Арбитражный суд Республики Татарстан,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в течении десяти дней в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РТ.
Судья Р.М. Воробьев