ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-29110/13 от 11.02.2014 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

  Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 294-60-00

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Казань Дело №А65-29110/2013

11 февраля 2014 года

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Назыровой Н.Б., рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление  Министерства здравоохранения Республики Татарстан, г.Казань к Обществу с ограниченной ответственностью "Аналит-Эль", г.Зеленодольск (ОГРН 1091673001716, ИНН 1648027244) о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство здравоохранения Республики Татарстан, г.Казань (далее – заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Аналит-Эль", г.Зеленодольск (далее – ответчик, общество, лицензиат) о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Стороны надлежащим образом извещены, о рассмотрении заявления  в порядке упрощенного производства.

Ответчик представил отзыв, ссылается на то, что все выявленные нарушения устранены.

Дело рассматривается по правилам гл.29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства.

Как усматривается из материалов дела, 13 ноября 2013 года Министерством здравоохранения Республики Татарстан издан Приказ № 2112 о проведении плановой, выездной проверки Общества с ограниченной ответственностью «Аналит-Эль», с целью оценки соответствия осуществляемой лицензиатом медицинской деятельности лицензионным требованиям и условиям при осуществлении медицинской деятельности, а также установления соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности.

В рамках исполнения указанного приказа, в ходе проведения проверки 26.11.2013, административным органом было установлено, что медицинская деятельность осуществляется обществом с нарушением лицензионных требований и условий Положения о лицензировании медицинской деятельности, а именно:

1. у главного врача отсутствует обучение по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» (подпункт «в» пункта 4 и пункт 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Правительством Российской Федерации от 16.04.2012 № 291);

2. у лицензиата отсутствует установленный руководителем организации порядок внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (подпункт «и» пункта 4 и подпункт «б» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. № 291);

3. лицензиатом не соблюдается порядок оказания медицинской помощи в части оснащения кабинета врача, в частности в кабинете врача-эндокринолога отсутствуют весы электронные, ростомер, сантиметровая лента, глюкометр (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 2012г. №899н); не соблюдается порядок оказания помощи взрослому населению по профилю «эндокринология», подпункт «а» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291);

4. лицензиатом не соблюдается порядок оказания медицинской помощи женщинам с гинекологическими заболеваниями, а именно имеются нарушения в ведении учетной и отчетной медицинской документации в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 ноября 2012 №572н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)».

5. лицензиатом не во всех случаях соблюдаются Правила предоставления платных медицинских услуг населению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 г. №1006, в нарушение пункта 28 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг осуществляется с нарушением порядка дачи информированного добровольного согласия пациента на медицинской вмешательство - отсутствует дата (подпункт «в» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291);

По результатам проверки были составлены акт проверки № ЛО-16-01-00905 от 26.11.2013г. и протокол об административном правонарушении от 26.11.2013г., что явилось основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности.

Суд, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В ст.26.1 КоАП РФ указано, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, его вина. Указанные обстоятельства подлежат доказыванию в порядке, определенном гл. 26 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, которые устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется дело, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным законом установлена ответственность.

Применительно к лицензируемым видам деятельности правила, указанные в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, определяются требованиями и условиями лицензирования, установленными конкретными положениями о лицензировании, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации.

Неисполнение, ненадлежащее исполнение лицензиатом требований и условий лицензирования квалифицируются в качестве административного правонарушения в случаях, если ответственность за нарушение указанных требований и условий установлена КоАП РФ.

Согласно статье 3 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В соответствии с пунктом 46 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее -Закон № 99-ФЗ) медицинская деятельность подлежит лицензированию (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").

Согласно пункту 2 статьи 2 Закона № 99-ФЗ, при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности» лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются в том числе наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье", наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

В соответствии с пунктом 5 указанного Постановления лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также:

а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи;

б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

в) соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг;

в.1) соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения;

г) повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 2012 г. N 899н утвержден Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "эндокринология", устанавливающий правила оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "эндокринология" в медицинских организациях.

Изучив вышеперечисленные нормы права и исследовав представленные материалы административного дела, суд приходит к выводу о том, что по пунктам 4, 5 выявленных нарушений административным органом не доказано наличие события (состава) административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Так по 4 пункту нарушений административный орган указывает, что лицензиатом не соблюдается порядок оказания медицинской помощи в части оказания медицинской помощи женщинам с гинекологическими заболеваниями, а именно нарушения в ведении учетной и отчетной медицинской документации.

Суд считает, что по данному пункту заявителем не доказано событие вменяемого правонарушения. Административный орган при поведении проверки ограничился общей констатацией вменяемого правонарушения и не указал, какие именно нарушения в ведении документации допущены ответчиком, отсутствуют ссылки на конкретные документы, при составлении которых обществом допущены нарушения. Таким образом, в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие совершение ответчиком вменяемого правонарушения.

По нарушению, выраженному в оказании лицензиатом платных медицинских услуг с нарушением порядка дачи информированного добровольного согласия пациента на медицинской вмешательство - отсутствует дата (пункт 5), суд считает, что заявителем также не доказано событие вменяемого правонарушения.

Административный орган ограничился общей констатацией вменяемого правонарушения (отсутствует дата) и не указал, в каком конкретно документе отсутствует дата, сколько таких фактов было выявлено при проверке. Заявителем также не указано, является ли такое нарушение (отсутствие даты составления) существенным и способно ли привести к неблагоприятным последствиям.

При этом из представленного заявителем типового договора об оказании платных медицинских услуг видно, что получение информированного добровольного согласия пациента осуществляется лицензиатом в момент (в тот же день) заключения договора об оказании платных медицинских услуг. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство является приложением к договору об оказании платных медицинских услуг и его неотъемлемой частью.

Следовательно, платные медицинские услуги предоставляются лицензиатом при наличии информированного добровольного согласия потребителя. Обратного заявителем не доказано.

При этом, материалами дела подтверждается факт осуществления обществом деятельности с нарушением лицензионных требований изложенных в указанных выше законах и нормативно правовых актах для данного вида деятельности и наличие события административного правонарушения, установленного ч.3 ст. 14.1. КоАП РФ, в части нарушений, указанных в пунктах 1-3 протокола от 26.11.2013 и акта проверки от 26.11.2013.

В связи с чем, поскольку факт правонарушения, совершенного лицом, привлекаемым к административной ответственности, непринятие им всех зависящих от него мер по соблюдению положений действующего законодательства, то есть ненадлежащего исполнения своих обязанностей, доказаны материалами административного дела (в части пунктов 1-3 нарушений), не оспаривается самим ответчиком, суд приходит к выводу, что в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, имеется состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Проверка проводилась компетентными должностными лицами в пределах предоставленных им полномочий. Протокол составлен с соблюдением требований, предусмотренных ст. 28.2, 28.3 КоАП РФ. Судом не установлено нарушение должностными лицами проверявшего органа требований ст.28.2 КоАП РФ.

Между тем, ответчиком в материалы дела представлены доказательства устранения части выявленных административным органом нарушений. Так, в частности разработан и внедрен порядок внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, издан приказ о создании врачебной комиссии, назначены ответственные лица; обеспечен порядок оказания медицинской помощи в части оснащения кабинета врача-эндокринолога, на момент составления протокола в кабинете были весы, глюкометр, докуплены ростомер и сантиметровая лента. Кроме того, сертификат по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» имеет заместитель директора по лечебной части.

Административный орган не сослался на факты наступления неблагоприятных последствий для третьих лиц, явившихся следствием выявленных им нарушений.

При указанных обстоятельствах суд считает, что в данном случае, при привлечении к административной ответственности должна быть обеспечена предупредительная цель административного производства, установленная ст.3.1 КоАП РФ. Применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлекаемого к ответственности.

В соответствии с ч.1 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Согласно ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Учитывая факты, свидетельствующие о наличии в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, принимая во внимание те обстоятельства, что сведений об отягчающих вину обстоятельствах материалы административного дела не содержат, правонарушение совершено впервые, суд считает правомерным назначить минимальное административное наказание в виде предупреждения.

Руководствуясь статьями 167-170, 202-206, 229 Арбитражного кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить.

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью "Аналит-Эль", ОГРН 1091673001716, ИНН 1648027244, дата регистрации 29.09.2009, находящегося по адресу: 422550 Республика Татарстан, г. Зеленодольск, ул. Татарстан, д. 5, к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РТ.

Судья Н.Б. Назырова