АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 292-07-57
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Казань дело №А65-29522/2010-СА3-36
Резолютивная часть решения оглашена «6» мая 2010г.
Полный текст решения изготовлен «19» мая 2010г.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Кириллова А.Е.,
лица, ведущего протокол – судьи Кириллова А.Е.,
рассмотрев в первой инстанции в открытом судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Инвестиционная компания «Элемтэ», г.Казань о признании недействительным Постановления Межрегионального управления по Приволжскому федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по ПФО) №04-09/227 от 23.09.2009г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.27 КоАП РФ,
с участием:
заявителя - не явился (извещен),
ответчика – не явился (извещен),
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество «Инвестиционная компания «Элемтэ», г.Казань (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Постановления Межрегионального управления по Приволжскому федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по ПФО) ( далее – ответчик) №04-09/227 от 23.09.2009г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.27 КоАП РФ.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Дело подлежит рассмотрению в порядке ст.156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает, что дело подлежит рассмотрению по существу, а заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, межрегиональным управлением Росфинмониторинга по ПФО в период с 17.11.2008г. по 16.03.2009г. была проведена плановая выездная проверка деятельности заявителя на соответствие требованиям федерального законодательства о ценных бумагах и о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В результате изучения документов, представленных в ходе проведения проверки деятельности Общества установлено, что в период с 25.09.2007г. по 18.05.2008г. в Обществе отсутствовало специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля, а также отсутствовали письменные отчеты за период со 2 квартала 2006г. по 1 квартал 2008г. о результатах осуществления специального внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В ходе проведения проверки, документы, опровергающие данный факт, Обществом представлены не были.
По указанному факту в отношении Общества составлен протокол от 15.07.2009г. N 06-09/57-1/2 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.27 КоАП РФ. Постановлением Управления от 23.09.2009г. N 04-09/227 Общество признано виновным в совершении данного правонарушения, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество оспорило постановление Управления в судебном порядке.
Статьей 15.27 Кодекса установлена ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
Субъектом административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ, является организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом.
Отношения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". В соответствии с данным Законом установлены обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом по установлению и представлению в уполномоченный орган определенной информации, а также ответственность за нарушение данного закона.
В силу пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
К указанным мерам относятся:
-разработка, утверждение и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления;
- назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию программ внутреннего контроля;
- организация идентификации клиентов, находящихся на обслуживании в организации;
- организация выявления и направления в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих контролю (обязательному и внутреннему);
- иные внутренние организационные меры в целях соблюдении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" установлены сроки утверждения правил внутреннего контроля и представления этих правил на согласование в соответствующий уполномоченный орган.
Правила внутреннего контроля Общества утверждены решением совета директоров (протокол от 6.12.2004г. №41) и согласованы Федеральной службой по финансовым рынкам 13.01.2005г.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Общества установлено, что на основании приказа от 4.05.2006г. №30 сотрудники Общества, определенные данным приказом, выявляют операции, подлежащие обязательному контролю и иные операции с денежными средствами или иным имуществом, фиксируют сведения о таких операциях и передают зафиксированные сведения в течение рабочего дня специальному должностному лицу – заместителю генерального директора – контролеру ФИО1 24.09.2007г. ФИО1 был уволен по собственному желанию (приказ от 24.09.2007г. №383/к).
Специальным должностным лицом Общества с 19.05.2008г. является заместитель генерального директора – контролер по профессиональной деятельности ФИО2
Таким образом, в период с 25.09.2007г. по 18.05.2008г. в Обществе отсутствовало специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля.
В целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, Приказом ФСФР РФ от 21.03.2006г. №06-29/пз-н «Об утверждении Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг» установлено, что если ответственным сотрудником назначен контролер профессионального участника, письменный отчет о результатах осуществления специального внутреннего контроля за прошедший квартал в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, представляется руководителю профессионального участника не позднее 10 рабочих дней с даты окончания квартала и может быть включен в виде самостоятельного раздела в квартальный отчет контролера.
В нарушение п.8.4.5 указанного Положения и п.2.4.6 Правил внутреннего контроля ЗАО «ИК «Элемтэ» и программ его осуществления в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у Общества отсутствовали письменные отчеты за период со 2 квартала 2006г. по 1 квартал 2008г. о результатах осуществления специального внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Законным представителем Общества к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении были представлены приказы о назначении специальных должностных лиц в период с 25.09.2007г. по 18.05.2008г., а также письменные отчеты за период со 2 квартала 20026г. по 1 квартал 2008г. о результатах осуществления специального внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
До проведения проверочных мероприятий Общество было извещено о сроках предстоящей проверки и документах, необходимых для представления Комиссии, на которую возложена обязанность по проведению проверки.
С данным уведомлением законный представитель Общества ФИО3 была ознакомлена 10.11.2008г., о чем свидетельствует ее подпись на уведомлении. Согласно п.3 Приложения к уведомлению о проведении плановой выездной проверки Обществу надлежало представить, в том числе, копии документов о назначении специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 17.11.2005г. по 14.11.2008г. Заявителю было предоставлено семь календарных дней на подготовку необходимых документов.
Таким образом, обоснованным является вывод МРУ Росфинмониторинга по ПФО о том, что представленные к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении законным представителем Общества документов, свидетельствуют о стремлении Общества избежать привлечения юридического лица к административной ответственности.
Доводы о наличии документов на момент проверки не подтверждаются какими-либо доказательствами. Документы, подтверждающие надлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных законом, не были представлены в момент проверки.
Заявителю было предложено судом представить доказательства, подтверждающие наличие причин, которые помешали представить данные документы проверяющим. Так как заявителем не представлено ни доказательств, ни объяснений, суд отводит доводы заявителя о том, что представленные документы имелись у него в момент проверки. Указанное свидетельствует о неисполнении обязанности, предусмотренной законом, и образует состав административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, основания для отмены обжалуемого постановления отсутствуют.
Факт правонарушения подтверждается материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении заявителя к административной ответственности не установлено. Оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ суд не усматривает.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ, является посягательство на установленный порядок в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, в частности на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.
Целью Федерального закона 115-ФЗ являются превентивные меры, направленные на недопущение в экономику государства «криминальных» денежных средств, а также на противодействие такого общественного опасного преступления как финансирование терроризма. С целью оперативного принятия предупредительных мер законодателем определен срок представления информации об операциях, подлежащих контролю, в один рабочий день.
С учетом изложенного, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и отмены оспариваемого постановления ответчика.
Согласно ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Руководствуясь ст.167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.
Судья А.Е.Кириллов