ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-29522/09 от 06.05.2010 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 292-07-57

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г.Казань дело №А65-29522/2010-СА3-36

Резолютивная часть решения оглашена «6» мая 2010г.

Полный текст решения изготовлен «19» мая 2010г.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Кириллова А.Е.,

лица, ведущего протокол – судьи Кириллова А.Е.,

рассмотрев в первой инстанции в открытом судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Инвестиционная компания «Элемтэ», г.Казань о признании недействительным Постановления Межрегионального управления по Приволжскому федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по ПФО) №04-09/227 от 23.09.2009г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.27 КоАП РФ,

с участием:

заявителя - не явился (извещен),

ответчика – не явился (извещен),

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Инвестиционная компания «Элемтэ», г.Казань (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Постановления Межрегионального управления по Приволжскому федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по ПФО) ( далее – ответчик) №04-09/227 от 23.09.2009г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.27 КоАП РФ.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Дело подлежит рассмотрению в порядке ст.156 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает, что дело подлежит рассмотрению по существу, а заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно материалам дела, межрегиональным управлением Росфинмониторинга по ПФО в период с 17.11.2008г. по 16.03.2009г. была проведена плановая выездная проверка деятельности заявителя на соответствие требованиям федерального законодательства о ценных бумагах и о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В результате изучения документов, представленных в ходе проведения проверки деятельности Общества установлено, что в период с 25.09.2007г. по 18.05.2008г. в Обществе отсутствовало специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля, а также отсутствовали письменные отчеты за период со 2 квартала 2006г. по 1 квартал 2008г. о результатах осуществления специального внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В ходе проведения проверки, документы, опровергающие данный факт, Обществом представлены не были.

По указанному факту в отношении Общества составлен протокол от 15.07.2009г. N 06-09/57-1/2 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.27 КоАП РФ. Постановлением Управления от 23.09.2009г. N 04-09/227 Общество признано виновным в совершении данного правонарушения, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество оспорило постановление Управления в судебном порядке.

Статьей 15.27 Кодекса установлена ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.

Субъектом административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ, является организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом.

Отношения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". В соответствии с данным Законом установлены обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом по установлению и представлению в уполномоченный орган определенной информации, а также ответственность за нарушение данного закона.

В силу пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

К указанным мерам относятся:

-разработка, утверждение и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления;

- назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию программ внутреннего контроля;

- организация идентификации клиентов, находящихся на обслуживании в организации;

- организация выявления и направления в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих контролю (обязательному и внутреннему);

- иные внутренние организационные меры в целях соблюдении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" установлены сроки утверждения правил внутреннего контроля и представления этих правил на согласование в соответствующий уполномоченный орган.

Правила внутреннего контроля Общества утверждены решением совета директоров (протокол от 6.12.2004г. №41) и согласованы Федеральной службой по финансовым рынкам 13.01.2005г.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Общества установлено, что на основании приказа от 4.05.2006г. №30 сотрудники Общества, определенные данным приказом, выявляют операции, подлежащие обязательному контролю и иные операции с денежными средствами или иным имуществом, фиксируют сведения о таких операциях и передают зафиксированные сведения в течение рабочего дня специальному должностному лицу – заместителю генерального директора – контролеру ФИО1 24.09.2007г. ФИО1 был уволен по собственному желанию (приказ от 24.09.2007г. №383/к).

Специальным должностным лицом Общества с 19.05.2008г. является заместитель генерального директора – контролер по профессиональной деятельности ФИО2

Таким образом, в период с 25.09.2007г. по 18.05.2008г. в Обществе отсутствовало специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля.

В целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, Приказом ФСФР РФ от 21.03.2006г. №06-29/пз-н «Об утверждении Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг» установлено, что если ответственным сотрудником назначен контролер профессионального участника, письменный отчет о результатах осуществления специального внутреннего контроля за прошедший квартал в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, представляется руководителю профессионального участника не позднее 10 рабочих дней с даты окончания квартала и может быть включен в виде самостоятельного раздела в квартальный отчет контролера.

В нарушение п.8.4.5 указанного Положения и п.2.4.6 Правил внутреннего контроля ЗАО «ИК «Элемтэ» и программ его осуществления в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у Общества отсутствовали письменные отчеты за период со 2 квартала 2006г. по 1 квартал 2008г. о результатах осуществления специального внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Законным представителем Общества к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении были представлены приказы о назначении специальных должностных лиц в период с 25.09.2007г. по 18.05.2008г., а также письменные отчеты за период со 2 квартала 20026г. по 1 квартал 2008г. о результатах осуществления специального внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

До проведения проверочных мероприятий Общество было извещено о сроках предстоящей проверки и документах, необходимых для представления Комиссии, на которую возложена обязанность по проведению проверки.

С данным уведомлением законный представитель Общества ФИО3 была ознакомлена 10.11.2008г., о чем свидетельствует ее подпись на уведомлении. Согласно п.3 Приложения к уведомлению о проведении плановой выездной проверки Обществу надлежало представить, в том числе, копии документов о назначении специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 17.11.2005г. по 14.11.2008г. Заявителю было предоставлено семь календарных дней на подготовку необходимых документов.

Таким образом, обоснованным является вывод МРУ Росфинмониторинга по ПФО о том, что представленные к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении законным представителем Общества документов, свидетельствуют о стремлении Общества избежать привлечения юридического лица к административной ответственности.

Доводы о наличии документов на момент проверки не подтверждаются какими-либо доказательствами. Документы, подтверждающие надлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных законом, не были представлены в момент проверки.

Заявителю было предложено судом представить доказательства, подтверждающие наличие причин, которые помешали представить данные документы проверяющим. Так как заявителем не представлено ни доказательств, ни объяснений, суд отводит доводы заявителя о том, что представленные документы имелись у него в момент проверки. Указанное свидетельствует о неисполнении обязанности, предусмотренной законом, и образует состав административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, основания для отмены обжалуемого постановления отсутствуют.

Факт правонарушения подтверждается материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении заявителя к административной ответственности не установлено. Оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ суд не усматривает.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ, является посягательство на установленный порядок в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, в частности на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

Целью Федерального закона 115-ФЗ являются превентивные меры, направленные на недопущение в экономику государства «криминальных» денежных средств, а также на противодействие такого общественного опасного преступления как финансирование терроризма. С целью оперативного принятия предупредительных мер законодателем определен срок представления информации об операциях, подлежащих контролю, в один рабочий день.

С учетом изложенного, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и отмены оспариваемого постановления ответчика.

Согласно ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь ст.167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.

Судья А.Е.Кириллов