ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-30421/13 от 14.04.2014 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Кремль, корп.1 под.2,  г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 294-60-00

=====================================================================

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Казань                                                                                                    Дело № А65-30421/2013

Резолютивная часть решения объявлена 14 апреля 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 21 апреля 2014 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе судьи Латыпова И.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ахметовой К.Ш.,

с участием:

от заявителя  – представитель ФИО1 по доверенности от 03.04.2014;

от ответчика – представитель ФИО2 по доверенности от 09.01.2014; после перерыва – ФИО3 по доверенности от 31.12.2013;

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Социальная карта", г.Казань к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань об отмене постановления  о наложении штрафа  по делу об административном правонарушении №А05 – 1192/2013 от 05.12.2013 о привлечении  ОАО «Социальная карта» к административной ответственности в виде штрафа  в размере 650 000 руб.,

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество "Социальная карта", г.Казань (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с  заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань (далее- ответчик, Управление) об отмене постановления  о наложении штрафа  по делу об административном правонарушении №А05 – 1192/2013 от 05.12.2013 о привлечении  ОАО «Социальная карта» к административной ответственности в виде штрафа  в размере 650 000 руб..

Представитель  заявителя требования поддержал, просил удовлетворить.

Ответчик заявление не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований, мотивировав тем, что административное правонарушение доказано материалами антимонопольного дела.

В судебном заседании 08 апреля 2014 года, в порядке ст. 163 АПК РФ,  судом объявлен перерыв до 14 апреля 2014 года - 09 час.30 мин..

После  перерыва 14 апреля 2014 года в 09 час. 45 мин. судебное заседание продолжено в том же составе суда, при участии тех же представителей сторон.

Представитель заявителя заявил ходатайство о снижении размера административного штрафа до 100 000 рублей, в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ №4-П от 25 февраля 2014 года, заявление поддержал (с учетом заявленного ходатайства), просил удовлетворить.

Ответчик заявление не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснил, что заявитель правомерно и соразмерно содеянному привлечен к административной ответственности.

Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по результатам рассмотрения дела №05-275/2012, возбужденного по признакам нарушения ОАО «Социальная карта» ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135 ФЗ «О защите конкуренции», в части ущемления интересов перевозчиков путем взимания с перевозчиков денежных средств за осуществление интеграции приобретенного ими оборудования для организации автоматизированной системы учета оплаты проезда в городском пассажирском транспорте, по результатам анализа документов, представленных ОАО «Социальная карта», установлено следующее.

Распоряжением Кабинета Министров РТ от 10.11.2011 №2006 была начата реализация проекта «Транспортная карта Республики Татарстан», в соответствии с Распоряжением Кабинета Министров РТ от 19.01.2012 №44-р был утвержден план-график мероприятий по реализации вышеуказанного проекта, согласно которому проект был введен к 01 апреля 2012 года. Ответственным был назначен ОАО «Ак Барс» Банк.  

В вышеуказанном плане-графике реализации проекта «Транспортная карта РТ» также указаны обязанности оператора АСОП ГПТ, которые также должны быть согласованы с ОАО «АК БАРС» БАНК, такие как:

-разработка проектов договоров о реализации проекта «Транспортная карт РТ» (в срок до 20 января 2012 года);

-заключение договоров с перевозчиками (в срок до 1 февраля 2012 года);

-разработка и утверждение дизайна транспортной карты РТ (в срок до 19 января 2012 года);

-заказ и поставка транспортных карт (в срок до 8 февраля 2012 года);

-поставка необходимого оборудования для оформления и использования транспортных карт, доработка программного обеспечения согласно заключенным договорам (в срок до 25 января 2012 года);

-проведение работ по монтажу оборудования, установке программного обеспечения, обучению персонала, созданию соответствующей инфраструктуры в городах (в срок до 1 февраля 2012 года);       

-начало выдачи транспортных карт (в срок до 10 февраля 2012 года);

-подготовка информации о стоимости реализации автоматизированной системы в городах РТ, определение источника финансирования, разработка плана-графика (в срок до 1 июля 2012 года).

В целях выполнения плана-графика мероприятий по реализации проекта «Транспортная карта Республики Татарстан» ОАО «АК БАРС» БАНК передало ОАО «Социальная карта» оборудование для организации автоматизированной системы учета оплаты проезда на городском пассажирском транспорте, которое было приобретено у ЗАО «ЭЛСИ» на основании договора от 23.12.2009г. №991111-01.

Также между ОАО «Социальная карта» и ЗАО «ЭЛСИ» (разработчик оборудования, переданного ОАО «Социальная карта» для организации АСОП ГПТ) заключен договор №160112-01 от 31.01.2012г. на поставку закрытым акционерным обществом «ЭЛСИ» дополнительного оборудования и программного обеспечения, а также сублицензионный договор от 01.03.2012 о передаче открытому акционерному обществу «Социальная карта» неисключительных прав на вышеуказанное программное обеспечение, его использование и применение.

После получения необходимого оборудования для организации АСОП ГПТ, с целью исполнения распоряжения Кабинета Министров РТ от 19.01.2012г. №44-р ОАО «Социальная карта» в январе 2012 года осуществило мероприятия по разработке дизайна единого электронного социального проездного билета РТ, в период с февраля 2012 года по апрель 2012 года организовало пункты пополнения транспортных карт на базе ОАО «АК БАРС» БАНК и пункты пополнения и продаж на базе ФГУП «Почта России» в г.Набережные Челны, Альметьевского муниципального района, Нижнекамского муниципального района, Зеленодольского муниципального района.

Также открытым акционерным обществом «Социальная карта» в рамках выполнения распоряжения был разработан проект договора на внедрение автоматизированной системы оплаты проезда в городском пассажирском транспорте, который в феврале 2012 года был направлен перевозчикам г.Набережные Челны, Альметьевского муниципального района, Нижнекамского муниципального района, Зеленодольского муниципального района.

Согласно условиям договоров на внедрение автоматизированной системы оплаты проезда в городском пассажирском транспорте ОАО «Социальная карта» взимает с перевозчиков агентское вознаграждение в размере 5%, из которых 1% - это комиссия агентов за пополнение электронных проездных билетов, 1,5% - услуги по сбору и обработке данных, 2,5% - комиссия ОАО «Социальная карта» для обеспечения выплат периодических платежей (ФОТ, аренда, налоги и др.)

Кроме того, ОАО «Социальная карта» в адрес перевозчиков были направлены договоры, содержащие условия аренды/купли-продажи оборудования для организации АСОП ГПТ.

Согласно условиям проектов договоров на внедрение автоматизированной системы оплаты проезда в городском пассажирском транспорте ОАО «Социальная карта» обязуется: - совершать действия по сбору и поддержанию в актуальном состоянии нормативно-справочной информации для работы АСОП ГПТ в транспортных предприятиях;

- совершать действия по сбору денежных средств от населения за пополнение ресурсами электронного проездного билета и прием платежей за продление права поездки по электронному проездному билету;

- осуществлять действия по сбору и хранению в базе данных информации о транзакциях по электронным проездным билетам;

- осуществлять действия по перечислению перевозчикам денежных средств, полученных от населения;

- самостоятельно передавать в компетентные органы власти РТ собранную информацию о транзакциях льготных электронных проездных билетов с транспортных средств перевозчиков, необходимую для распределения между перевозчиками собранных денежных средств за продление права проезда по льготным электронным проездным билетами и т.д.

ОАО «Социальная карта» с начала 2012 года, обеспечивая исполнение организационных, технических, информационных и финансовых мероприятий, необходимых для внедрения, эксплуатации и сопровождения АСОП ГПТ, фактически начало осуществлять функции оператора АСОП ГПТ.

По мнению перевозчиков, оборудование, предлагаемое ОАО «Социальная карта», 2008 года выпуска, является морально устаревшим и не отвечающим требованиям, как в техническом, так и в экономическом плане, в частности, оборудование является дорогостоящим, модули по продаже билетов (валидаторы) являются неудобными в обращении и не выдающими пассажирам билетов па право проезда.

Проанализировав рынок производства и реализации оборудования для организации АСОП ГПТ в рамках реализации проекта «Транспортная карта РТ», в том числе, в целях обеспечения персонифицированного учета поездок льготных категорий граждан и получения компенсаций за перевозку льготных категорий граждан, ООО «Нижнекамское ПАТП» приобрело оборудование для организации АСОП ГПТ, выпускаемое ООО «Социальные системы», ОАО «АПОПАТ» планировало приобрести оборудование ООО «Беиток-Смоленск», перевозчики  г.Набережные Челны выбрало оборудование системы «Геострон», разработчиком которого является ООО «Квантор». При этом, согласно пояснениям НП «Союз Камских перевозчиков» (вх.№ 196/ж от 25.02.2013) предлагаемое ООО «Квантор» оборудование системы «Геострон», кроме автоматизированной системы оплаты проезда и учета поездок льготной категории граждан, позволяет также осуществлять спутниковый мониторинг автотранспортного парка с использованием системы ГЛОНАСС. Кроме того, для работы оборудования ООО «Квантор» перевозчикам не требуется дорогостоящее обслуживание, необходимое для работы системы, предлагаемой ОАО «Социальная карта».

Согласно документам, имеющимся в материалах дела, уже приобретенное перевозчиками оборудование для организации АСОП ГПТ имеет технологическую возможность интеграции в систему ОАО «Социальная карта» (что не отрицается оператором) при условии предоставления последней алгоритмов обработки электронных социальных проездных билетов, иной необходимой технологической информации, а также подписания соглашения о конфиденциальности. Однако, ОАО «Социальная карта» пояснило, что интеграция приобретенного перевозчиками иного оборудования (кроме оборудования, предлагаемого ОАО «Социальная   карта»)  требует  расходов  в  размере 1 900 000 руб. (исх.№354 от 26.04.2012, исх.№88 от 11.03.2013).

Позже размер платы за осуществление интеграции оборудования перевозчиков был пересмотрен и снижен до 1 000 000 руб., о чем ОАО «Социальная карта» было сообщено перевозчикам (исх.№45 от 11.02.2013).

Перевозчики, которые приобрели для организации АСОП ГПТ оборудование иного (кроме ЗАО «ЭЛСИ») разработчика, не имеют возможности передать ОАО «Социальная карта» данные по количеству льготных категорий граждан, перевезенных транспортными организациями (перевозчиками) и, следовательно, получить компенсацию за их перевозку, пока ими не будет осуществлена процедура интеграции их оборудования за счет самих перевозчиков. При этом осуществление интеграции приобретенного оборудования требует дополнительных затрат, в которых перевозчики не заинтересованы.

В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Автоматизированная система оплаты проезда (АСОП) предназначена для организации безналичной оплаты проезда, осуществляет учет операций по оформлению, реализации и использовании:) электронных проездных билетов.

Основные принципы модели АСОП:

•  Интерактивная база данных всех событий АСОП;

• Открытые протоколы взаимодействия с другими смежными системами для получения большей эффективности работы АСОП;

• Система разработана по открытым стандартам. Пользователю предоставляются все потоки передачи данных между подсистемами и компонентами АСОП, что  позволяет привлечь к модернизации АСОП сторонних поставщиков оборудования, программного обеспечения и целых подсистем;

•  Использование WEB технологии для реализации рабочих мест АСОП, что создает условия централизованного сопровождения рабочих мест и не требует по возможности установки специализированного программного обеспечения.

•   Использование открытых сетей передачи данных - Internet;

•  Технологическое обеспечение конфиденциальности информации, хранимой  в базе данных и передаваемой информации по открытым сетям;

• Предоставление достаточного комплекта компонентов системы для самостоятельного осуществления сопровождения ACOIL Система автоматизированной оплаты укрупненно состоит из центра обработки, сети передачи данных, рабочих мест системы. Центр обработки включает в себя сервер базы данных, куда стекаются все данные, сформированные рабочими местами системы, сервер сбора данных и WEB сервер рабочих мест системы.

Система предназначена для осуществления следующих основных функций:

1. Автоматизированный   контроль   оплаты   проезда   по   всем   видам   проездных   билетов длительного пользования, платным и льготным, на основе бесконтактных смарт-карт.

2. Возможность    получения    актуальных    данных    о   распределении    пассажиропотока, способствующих оптимизации планирования маршрутной сети и количества подвижного состава.

3. Обеспечение  реального  контроля  прохождения  и  расходования   бюджетных  средств, выделяемых   в   рамках  социальных  программ   и  для   обеспечения   жизнедеятельности транспортных предприятий.

4. Повышение  защищенности   проездных  документов  от  незаконного  использования   и воспроизведения.

5. Обеспечение  денежных   компенсаций  транспортным   операторам   за  реальный   объем

оказанных услуг.

6. Обеспечение адресной социальной помощи населению в части расходов на транспорт.

Оператор автоматизированной системы - организация, обеспечивающая исполнение организационных,     технических,      информационных      и      финансовых     мероприятий, необходимых для внедрения, эксплуатации и сопровождения системы. Основными функциями и задачами оператора системы являются: сбор   и   обработка   информации   об   объемах   проданных  единых   льготных  проездных билетов и платных проездных билетов; сбор и обработка данных по перевозкам по видам проездных билетов от транспортных операторов (перевозчиков); ведение базы данных системы по всем аспектам решаемых задач; управление     нормативно-справочной     информацией     (НСИ)    -     набор     параметров, определяющих структуру и работу системы; эмиссия и выпуск бесконтактных смарт-карт носителей платных проездных билетов; выпуск персонализированных служебных бесконтактных смарт-карт для допуска персонала к работе на валидаторе и автоматизированном рабочем месте кассира; работа с пользователями по расследованию нештатных ситуаций, возникающих при выдаче льготных транспортных карт, приобретении и контроле льготных и платных проездных билетов, изменении персональных данных граждан льготных категорий, неработоспособности транспортных карт.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

При этом вышеуказанный Федеральный закон не устанавливает ограничений по тому, каким образом хозяйствующий субъект осуществил выход на определенный рынок (выиграл конкурс, получил безвозмездно или приобрел имущество и т.д.) и начал осуществлять деятельность на вышеуказанном рынке.

Согласно методике и порядку распределения финансовых средств, полученных от пополнения электронного единого именного социального проездного билета в РТ, между предприятиями-перевозчиками пассажиров и городском, и пригородном сообщении на территории РТ, утвержденной Постановлением Кабинета Министров РТ, денежные средства от пополнения льготных транспортных карт из пунктов продажи и пополнения транспортных карт поступают на расчетный счет оператора системы и распределяются между перевозчиками на основании данных о количестве предъявлений электронных единых именных социальных билетов, количестве поездок на пригородном автобусном транспорте на маршрутах каждого перевозчика в Автоматизированной системе оплаты проезда на городском пассажирском транспорте в муниципального образовании РТ (для городских перевозок) и по отчетным данным предприятия (по пригородным перевозкам).

При этом согласно п.4.3 вышеуказанной методики для получения (возмещения) денежных средств перевозчики заключают договор с оператором системы, в связи с чем, у перевозчиков не имеется иной возможности для получения компенсации за осуществление перевозок, кроме как посредством заключения с оператором АСОП ГПТ (ОАО «Социальная карта») соответствующих договоров и передачи открытому акционерному обществу «Социальная карта» данных по количеству граждан (в том числе льготной категории), перевезенных транспортными организациями (перевозчиками).

При этом согласно письму Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ (исх.№01-21/2731 от 25.05.2012), расчет размера компенсации расходов транспортных организаций, связанных с перевозкой граждан льготных категорий, и средств от пополнения транспортных карт будет производиться на основании данных единого оператора автоматизированной оплаты проезда, который будет избран по итогам проведения конкурсных процедур.

Учитывая, что у перевозчиков отсутствует возможность выбора организации (оператора), осуществляющей внедрение (обслуживание, сопровождение) АСОП ГПТ,  положение ОАО «Социальная карта» на рынке внедрения (обслуживания, сопровождения) автоматизированной системы оплаты проезда на городском пассажирском транспорте является доминирующим.

В своем заявлении ОАО «Социальная карта» указывает, что в действиях общества отсутствует нарушение ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», так как техническое задание на внедрение и обслуживание АСОП ГПТ содержит условие о том, что интеграция оборудования новых пользователей во внедряемую систему АСОП ГПТ проводится за счет средств новых пользователей.

Однако техническое задание не является документом, регламентирующим (регулирующим) деятельность оператора АСОП ГПТ, в связи с чем, ссылка на него несостоятельна.

Оборудование, предлагаемое ОАО «Социальная карта» перевозчикам в целях организации АСОП ГПТ, было передано ОАО «Социальная карта» открытым акционерным обществом «АК БАРС» БАНК, которое приобрело его у ЗАО «ЭЛСИ», на основании договора от 23.12.2009 №991111-01.

В 2012 году между ОАО «Социальная карта» и ЗАО «ЭЛСИ» заключен договор №160112-01 от 31.01.2012 на поставку закрытым акционерным обществом «ЭЛСИ» дополнительного оборудования и программного обеспечения, а также сублицензионный договор от 01.03.2012 о передаче открытому акционерному обществу «Социальная карта» неисключительных прав на вышеуказанное программное обеспечение, его использование и применение. Таким образом, права на самостоятельное использование программного обеспечения для организации АСОП ГПТ переданы ОАО «Социальная карта».

При этом условия интеграции оборудования иного разработчика с оборудованием, переданным открытому акционерному обществу «Социальная карта», в условиях вышеуказанных договоров не предусмотрена.

Согласно методике распределения средств, полученных от пополнения электронных карт с льготным транспортным приложением, между транспортными организациями, осуществляющими перевозку пассажиров в городском и пригородном сообщении на территории РТ, утвержденной Постановлением Кабинета Министров РТ от 07.04.2005, основанием для перечисления денежных средств является договор транспортной организации с оператором.

Однако, между ОАО «Социальная карта» и транспортными организациями договоры по организации АСОП ГПТ заключались только после осуществления транспортными организациями интеграции оборудования, приобретенного ими у иного (кроме ОАО «Социальная карта») хозяйствующего субъекта, либо после приобретения (аренды) оборудования у ОАО «Социальная карта».

Согласно документам, представленным ОАО «Социальная карта», по состоянию на 3 июня 2013 года обществом заключено 26 договоров с транспортными организациями в целях организации АПОП ГПТ. При этом 6 транспортных организаций использует оборудование иного (кроме предлагаемого ОАО «Социальная карта», разработчиком которого является ЗАО «ЭЛСИ») хозяйствующего субъекта ООО «Нижнекамское ПАТП» для осуществлении АСОП ГПТ использует оборудование разработчика ООО «Социальные системы» (произведена интеграция стоимостью 1 млн.рублей), НП «Ассоциация перевозчиков Закамья», МУП «ПАД», ИП ФИО4, ИП ФИО5. ИП ФИО6, ИП ФИО7 для организации АСОП ГПТ приобрели оборудование разработчика ООО «Квантор» (интеграция не произведена). Остальные 20 транспортных организаций для организации АСОП ГПТ используют оборудование, предложенное ОАО «Социальная карта».

Перевозчики, которые приобрели для организации АСОП ГПТ оборудование иного (кроме ЗАО «ЭЛСИ») разработчика, которое предлагает ОАО «Социальная карта», не имеют возможности передать ОАО «Социальная карта» данные по количеству льготных категорий граждан, перевезенных транспортными организациями (перевозчиками) и получить компенсацию за их перевозку, пока ими не будет осуществлена процедура интеграции их оборудования за счет самих перевозчиков. При этом осуществление интеграции приобретенного оборудования требует дополнительных затрат, в которых перевозчики не заинтересованы.

Однако, согласно п.5.1 Положения об операторе автоматизированной системы оплаты проезда на городском пассажирском транспорте РТ оператор системы, в том числе, обязан за свой счет обеспечить необходимую доработку системы и инфраструктуры, необходимой для ее функционирования, замены транспортной карты на транспортное приложение, размещенное на универсальной электронной карте.

Возможность передачи данных по количеству граждан, в том числе, льготных категорий, перевезенных транспортными организациями, не должна ставиться в зависимость от разработчика оборудования, оборудование и программное обеспечение ОАО «Социальная карта», рекомендуемое перевозчикам, должно обеспечивать возможность «считывания» данных с любого оборудования, в том числе посредством безвозмездной интеграции (технического сопровождения оборудования).

Приобретенное перевозчиками оборудование для организации АСОП ГПТ имеет технологическую возможность интеграции в систему ОАО «Социальная карта» (что не отрицается оператором) при условии предоставления последней алгоритмов обработки электронных социальных проездных билетов, иной необходимой технологической информации, а также подписания соглашения о конфиденциальности.

Таким образом, ОАО «Социальная карта» должно предусмотреть возможность осуществления интеграции иного оборудования в систему, используемую ОАО «Социальная карта» для организации АСОП ГПТ, и обеспечить беспрепятственное и безвозмездное осуществление интеграции приобретенного перевозчиками оборудования для организации автоматизированной системы учета оплаты проезда в городском пассажирском транспорте. 

Учитывая, что у перевозчиков отсутствует возможность выбора организации, осуществляющей внедрение (обслуживание, сопровождение) АСОП ГПТ, действия ОАО «Социальная карта», выразившиеся во взимании с перевозчиков денежных средств за осуществление интеграции приобретенного ими оборудования для организации автоматизированной системы учета оплаты проезда в городском пассажирском транспорте, является нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

По результатам рассмотрения дела №05-87/2013 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия признала ОАО «Социальная карта» нарушившим вышеуказанную норму закона, в части взимания с перевозчиков денежных средств за осуществление интеграции приобретенного ими оборудования для организации автоматизированной системы учета оплаты проезда в городском пассажирском транспорте.

По данному факту взимания с перевозчиков денежных средств Управлением был составлен протокол от 27 ноября 2013 года об административном правонарушении по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Постановлением от 06 декабря 2013 года по делу № 05-1192/2013 Управление  привлекло Общество к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в размере 650 000 рублей.

Заявитель, не согласившись с данным постановлением, обратился в суд с настоящим заявлением, мотивировав тем, что указанное постановление является незаконным, нарушает права и законные интересы ОАО «Социальная карта».

В обоснование заявления Общество указало, что 10.02.2012г. ОАО «Социальная карта» обратилось в ЗАО «Электронные системы» с просьбой обозначить стоимость, сроки интеграции АСКП «КАСКАД» с существующей автоматизированной системой оплаты проезда в городском пассажирском транспорте, разработанной ЗАО «Электронные системы».

16.03.2012г. от ЗАО «Электронные системы» был получен ответ, в соответствии с которым срок доработки составил 2,5 месяца, стоимость доработки 1 900 000 рублей.

В связи с несогласием руководства ООО «Нижнекамское ПАТП» оплатить 1,9 млн. рублей разработчику АСОП РТ ЗАО «Электронные системы» за проведение интеграционных работ, ООО «Нижнекамское ПАТП» обратилось в УФАС по РТ с просьбой возбудить и рассмотреть дело о нарушении ОАО «Социальная карта» антимонопольного законодательства, обязать ОАО «Социальная карта» обеспечить беспрепятственную, без взимания какой-либо платы за интеграцию оборудования, произведенного не ЗАО «Электронные системы» в систему АСОП РТ.

Проверив обоснованность доводов лиц, участвующих в деле, антимонопольный орган пришел к выводу об отсутствии в действиях ОАО «Социальная карта» и ЗАО «Электронные системы» нарушения ч.4 ст. Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», и вынес решение по делу №05-275/2012 от 30.04.2013г. о прекращении рассмотрения данного дела ввиду следующего.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в отборе №1/2 от 14.08.2012г. ОАО «Социальная карта» было выбрано оператором автоматизированной системы оплаты проезда на всех видах городского и пригородного общественного транспорта на территории муниципальных образований: г.Набережные Челны, Альметьевский муниципальный район, Нижнекамский   муниципальный   район,   Зеленодольский   муниципальный район.

Для квалификации действий, как нарушение ч.4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», обязательным условием является факт ограничения конкуренции, которое возникло вследствие заключения соглашения между хозяйствующими субъектами.

Согласно документам, имеющимся в материалах дела, ЗАО «Электронные системы» не участвовало в исполнении мероприятий по обеспечению персонифицированного учета поездок льготников, права на самостоятельное использование программного обеспечения для организации АСОП РТ передало ОАО «Социальная карта».

Кроме того, ЗАО «Электронные системы» не обязывают перевозчиков приобретать оборудование для организации АСОП РТ, разработанное именно ЗАО «Электронные системы», и не отказывается провести интеграцию оборудования для организации АСОП РТ по поручению ОАО «Социальная карта».

Следовательно, действия ЗАО «Электронные системы» не могут рассматриваться, как создающие препятствия другим производителям оборудования для организации АСОП РТ.

Разработчик оборудования «КАСКАД» (ООО «Социальные системы») не подтвердило факт создания ОАО «Социальная карта» и ЗАО «Электронные системы» препятствий доступу на вышеуказанный рынок.

Таким образом, действия ОАО «Социальная карта» и ЗАО «Электронные системы» не могут быть квалифицированы как нарушение ч.4.ст.11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции».

В Управление поступило еще одно обращение от Набережночелнинских перевозчиков – НП «Ассоциация перевозчиков Закамья» и НП «Союз камских перевозчиков» с просьбой привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц по рассмотрению дела о нарушении ОАО «Социальная карта» антимонопольного законодательства, мотивируя тем, что ОАО «Социальная карта» необоснованно требует платы за проведение интеграционных работ, выбранного ими оборудования производства ООО «Квантор» (г.Набережные Челны) в АСОП РТ.  

По результатам рассмотрения указанного обращения Комиссия Татарстанского УФАС России установила наличие признаков нарушения ОАО «Социальная карта» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном требовании по интеграции приобретенного ими оборудования для организации автоматизированной системы оплаты проезда в общественном транспорте за счет самих перевозчиков и выделила данное дело в отдельное производство.

Исследовав в судебном заседании материалы дела в их совокупности, в том числе представленные дополнительно, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

В силу части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;

11) манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

Как следует из материалов дела, Управлением УФАС по РТ заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, за нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135 ФЗ «О защите конкуренции», в части ущемления интересов перевозчиков путем взимания с перевозчиков денежных средств за осуществление интеграции приобретенного ими оборудования для организации автоматизированной системы учета оплаты проезда в городском пассажирском транспорте, по результатам анализа документов, представленных ОАО «Социальная карта». Таким образом, ОАО «Социальная карта» допущен факт осуществления действий, недопустимых антимонопольным законодательством Российской Федерации, что зафиксировано в решении Управления УФАС по РТ по делу №05-87/2013, а именно: факт доминирования Общества на рынке внедрения (обслуживания, сопровождения) автоматизированной системы оплаты проезда на городском пассажирском транспорте.

Таким образом, суд считает, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Представитель заявителя указал в ходатайстве о снижении размера административного штрафа, а также пояснил в ходе судебного заседания, что до судебного разбирательства перевозчикам Республики Татарстан выплачены полностью компенсации, в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по единому месячному социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету, согласно ответа Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ (исх. №04-20/5573 от 04 декабря 2013 года).  Проведена интеграция с внешними поставщиками оборудования автоматизированной системы оплаты проезда в общественном транспорте в г.Набережные Челны – с компанией ООО «Квантор», в г.Нижнекамске – с ООО «Социальные системы». В целях исполнения предписания УФАС по РТ по делу 05-87/2013 от 27 сентября 2013 года заявителем изданы и направлены в антимонопольный орган распорядительные документы для обеспечения возможности интеграции оборудования, используемого для автоматизации процессов оплаты проезда в городском пассажирском транспорте в систему ОАО «Социальная карта» без взимания платы с транспортных организаций. В рамках реализации проекта «Транспортная карта РТ» заявителем вложено 88 342 360 руб.. Доходы от проекта составили 27 436 620 руб.. 

Заявитель обращает внимание на вышеуказанный факты. Просит суд их учесть.

Управление УФАС по РТ, в свою очередь, отмечает в своем отзыве, а также в ходе судебного заседания указывает, что ввиду отсутствия у перевозчиков возможности выбора организации, осуществляющей внедрение (обслуживание, сопровождение) АСОП ГПТ, действия ОАО «Социальная карта» являются нарушением антимонопольного законодательства, в связи с чем, решение законно и обоснованно.

Вышеизложенное не исключает вину заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения. С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.

Санкция ч.1 ст.14.31 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Административное органом назначено наказание в виде наложения административного штрафа в размере 650 000 рублей.

Административный орган при рассмотрении административного дела не установил отягчающих обстоятельств и вредных последствий.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ, содержащимся в постановлении №4-П от 25.02.2014, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности.

Как пояснил представитель заявителя, заявитель привлечен к административной ответственности по вменяемой статье впервые.

Доказательств обратного суду не представлено.

Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П "По делу о проверке конституционности ряда положений ст.ст. 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, положение ч.1 ст.14.31 КоАП РФ, предусматривающее во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами назначения административного наказания возможность привлечения юридического лица к административной ответственности в виде административного штрафа в определенных им пределах - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей, не соответствует Конституции Российской Федерации, поскольку, установленный этим положением значительный минимальный размер административного штрафа в системе действующего правового регулирования, не допускающего назначение административного наказания ниже низшего предела соответствующей административной санкции, не позволяет во всех случаях в полной мере учесть характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также иные имеющие значение для дела существенные обстоятельства и тем самым - обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

Во - втором абзаце пункта 2 резолютивной части постановления №4-П от 25февраля 2014 года, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.3, ч.1 ст.9.1, ч.1 ст.14.43, ч.2 ст. 15.19,  ч.ч. 2 и 5 ст. 15.23.1 и 19.7.3 КоАП РФ, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем постановлении.

С учетом указанных выводов Конституционного Суда Российской Федерации, учитывая несоразмерность наложенного штрафа характеру и степени общественной опасности совершенного правонарушения, обстоятельств совершения правонарушения (значительного устранения), суд, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности наказания, вытекающими из Конституции Российской Федерации и выработанных Конституционным Судом Российской Федерации правовых позиций, считает  возможным изменить оспариваемое постановление в части назначенного наказания со штрафа в размере 650 000 рублей на 100 000 рублей.

В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, суд при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Республики Татарстан

Р Е Ш И Л:

Заявление Открытого акционерного общества "Социальная карта" удовлетворить. 

Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 05 декабря 2013 года по делу об административном правонарушении №05-1192/2013 изменить в части назначения меры административного наказания, снизив размер административного штрафа до 100 000 рублей, в соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации №4-П от 25 февраля 2014 года.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.

Судья                                                                                                                           И.И. Латыпов